«Мы ********** перед собой, сотрудниками, клиентами»: почему доставка «Готово» закрыла часть кухонь после резкого взлёта Статьи редакции
Главное из материала Forbes о причинах проблем и о том, как основатели пытаются их решить.
В середине февраля 2021 года основатели петербургского сервиса доставки еды «Готово» в своём Telegram-канале «Готово Битчин» рассказали, что временно закрыли новые кухни. Такое решение они объяснили неудачной оптимизацией и ошибками с привлечением инвестиций и тратой оборотных денег.
Ровно за два месяца до этого сообщения, 15 декабря 2020 года, компания объявила о привлечении 65 млн рублей инвестиций при оценке в 266 млн рублей. К тому моменту у «Готово» было 15 кухонь в Санкт-Петербурге, компания планировала открыть в городе ещё 10 и выйти в другие регионы, а также развивать ИТ-инфраструктуру.
Что расстроило планы «Готово»
«Готово» работает с сентября 2019 года. За 2020 год выручка составила 160 млн рублей, убыток около 50 млн рублей, рассказал Церетели Forbes. С августа по сентябрь компания стабильно получала по 14-18 млн рублей выручки в месяц. В апреле и в июле кухни «Готово» показали операционную прибыль.
Росту способствовал в том числе режим самоизоляции, который начался в Петербурге 31 марта. «Тогда был сладкий период: ты ничего не делаешь и растёшь. Каждый день у тебя новый рекорд. Это было немного сумасшествие», — поделился Церетели. С началом самоизоляции сервис оптимизировал затраты:
- Отказался от дорогой упаковки и отменил доставку столовых приборов по умолчанию.
- На 30-40% повысил цену блюд. «Первые полгода мы тестировали гипотезу и демпинговали — возили заказы в минус. В пандемию перестали это делать», — объяснил сооснователь «Готово».
- Чтобы «не просесть по количеству заказов», начал работать с агрегаторами «Яндекс.Еда» и Delivery Club, а также петербургским сервисом корпоративных обедов «НаЛанч».
Но в начале 2021 года из-за расходов на покрытие убытков и запуск новых кухонь сервис столкнулся с кассовым разрывом: как пишет Forbes, основателям оказалось нечем платить поставщикам продуктов и работникам. В пример журнал привёл арбитражный иск на 2,1 млн рублей от поставщика продуктов «Ромакс Фуд». Компания подала заявление в феврале, суд пока оставил его без движения.
По словам Церетели, претензии вызваны неоплаченными поставками, но с «Ромакс Фуд» уже удалось договориться о мировом соглашении. Руководитель отдела продаж «Ромакс Фуд» Александра Козырева сообщила Forbes, что её компания еще не заключила мировое соглашение с «Готово», но готова заключить его «на условиях единовременного погашения задолженности».
Козырева отметила, что раньше партнёр исправно платил за поставки, но в последнем разговоре Церетели заявил, что пока компания не может погасить долг.
Почему инвестиции не помогли сервису
Из заявленных 65 млн рублей компания сначала смогла договориться только о 41 млн рублей. Деньги вложили основатель рекламного агентства Out Digital Роман Зарипов и основатель финтех-стартапа из Москвы, который пожелал остаться анонимным. Об инвестициях договорились в августе 2020 года.
Создатели «Готово» рассчитывали, что всё же смогут привлечь оставшиеся 24 млн рублей, поэтому полученные инвестиции потратили на запуск новых кухонь и финансирование первичных убытков. С августа по октябрь 2020-го они открыли пять новых точек, а затем решили развивать ещё и франшизу.
Сейчас Церетели считает, что компания слишком торопилась с открытием в спальных районах: «Новые точки не очень хорошо себя показали, долго раскачивались, и нам не хватило денег, чтобы их тянуть».
Оставшиеся 24 млн рублей компания пока так и не получила. Основатели договорились с первым инвестором «Готово» Олегом Корчагиным, что он больше не будет докладывать свои деньги. «В моменте нам стало просто нечем платить поставщикам», — признался Церетели.
Как основатели надеются спасти «Готово»
Чтобы остаться на плаву, компания «заморозила» все нерентабельные собственные кухни (закрыла, но продолжает платить аренду) и фабрику-кухню, на которой делали заготовки для блюд. Сейчас работают только семь кухонь по франшизе и одна собственная.
Франшизу «Готово» пока могут купить только друзья и партнёры основателей. Паушальный взнос составляет 2-2,5 млн рублей с отсрочкой в полгода, а роялти — на уровне 5% от оборота кухонь. Официальные условия франшизы и структура работы с франчайзи ещё не сформированы, уточнил Церетели.
Партнёры обсуждали три возможные судьбы «Готово»:
- Дополнительное инвестирование за счёт текущих или новых инвесторов.
- Продажа компании.
- Закрытие.
Церетели и Родионов заявили, что в начале марта смогли предварительно договориться с Корчагиным, Зариповым и ещё одним инвестором о том, что они вложат 24 млн рублей. На полученные деньги сервис возобновит работу фабрики и кухонь, а также продолжит строить ИТ-систему, которая сможет «предсказывать предпочтения клиентов».
Зарипов в беседе с Forbes уточнил, что договор о дополнительном финансировании ещё не подписан: «Мы обсуждаем предварительно эту сумму дофинансирования [24 млн рублей], варианты и доли с другими инвесторами».
В то же время инвесторы «Готово» по-прежнему думают о продаже бизнеса. По словам Церетели, в разное время они общались с крупными фудтех-проектами и ИТ-гигантами, включая «Сбер», X5 Retail Group, «Яндекс» и Delivery Club. Предприниматель не уточнил, обсуждали ли они именно вопрос продажи сервиса.
Представитель Mail.ru Group Сергей Лучин и представитель «Яндекс.Еды» Елена Новикова отказались отвечать Forbes, ведут ли они переговоры о покупке «Готово». Близкий к «Яндексу» источник сказал изданию, что компания не планирует покупать сервис. В пресс-службе «Сбера» сообщили, что банк «не комментирует рыночные слухи». В пресс-службе X5 Retail Group ответили, что в настоящий момент не обсуждают сделку с этим сервисом.
Ребрендинг из "Готово" в "ПОТРАЧЕНО".
Комментарий недоступен
Спасибо, очень понятно, что же "мы" сделали)
проебались
Это ребус
*подзюбили
оплошали, опростоволосились
Смешно, с чего они решили, что проблема в расширении? Проблема в том, что это очередной говносервис, который жил за счёт демпинга. А как только вышли на себестоимость тут же сдулись.
А почему говносервис? Вы пользовались и не понравилось?
Странно... бизнес-модель "взять чужих денег, демпинговать в убыток, продавать франшизы на убыточный изнес" почему-то не сработала, проклятый ковид помешал.
А ещё «пюрешка по 200» как то не укладывается в голове, домашнюю еду можно самому готовить, только на те же 200 пюрешки не на одну порцию хватит.
Может проблема в том что большинство узнало об их существовании из новости о закрытии?
Если вы не слышали о них, то скорее всего, вы просто вне зоны их работы, пока. Ну и не закрылся никто, просто всё, что они расширили — пришлось свернуть
давайте заведем привычку,
в каментах отвечать Решениями Проблемы.
Как определить причину неудачи, и решения.
Что? Прям тут на VC? Но ведь если писать не что «вот дебилы», а что-то по делу и аж прямо решения проблем, то все поймут, что у комментатора нет никакого бизнес-опыта дальше езды в метро до офиса и он знает как правильно было поступить только постфактум — кому это надо?
А если по делу, то тут кажется очевидным, что не надо пытаться масштабироваться так быстро без достаточно больших резервов, в их ситуации надо было либо лучше считать, либо не торопиться.
Но опять же, это выглядит очевидным со стороны, на деле же, наверное, проблема была в эмоциональности принятия решений на волне успехов и решать надо как-то именно это, и решать эту проблему должны были, скорее всего, инвесторы.
Тут вероятно сложился фактор некоторого недостатка профессионализма с обеих сторон, как со стороны Готово и их недостаточно большим бизнес-опытом, так и со стороны инвесторов, которые не занимаются инвестициями профессионально.
Но, как говорится, главное — команда, они показали, что они ок, как своим предыдущем успехом, так и этой ситуацией, поэтому ещё живы :) чему я рад, потому что делать без них — хз, все их конкуренты пока не смогли ничего добиться (запускаются и закрываются через полгода), а Кухня так до сих пор и не выходит из Москвы ¯\_(ツ)_/¯
Комментарий недоступен
Судя из статьи, у них были убыточные кухни, работу которых оплачивали из инвестиций, и при этом они штамповали новые убыточные кухни, так и просрали все привлеченные деньги. Ну и выводили скорее всего себе часть денег, привлекателям инвестиций от такого трудно удержаться))
Вот я тоже подумал в первую очередь из новости, что потратили деньги не туда (на себя). Интересно как то вообще регулируются инвестиции или на тебе котлету и делай что хочешь
Кто осознаёт свои ошибки тому всегда ждут большие успехи. Желаю успехов!
Может, и не ждут. Но это говорит о готовности учиться на своих ошибках, нарабатывать опыт.
Вы знаете, а я рад что у них не взлетело и вот почему: Есть такой определение - пищевая безопасность производства, а вот эта фотография - говорит о том, что в "Готово" о ней не слышали.
Для тех, кто в танке - для чего шапочка\ косынка \ колпак \ на голове у повара? Правильно, что бы волосы не попали в еду (на волосах могут жить бактерии, относимые к группе кишечной палочки).
Хозяйке на заметку: правильные кухни используют для бородатых поваров: набородники, экраны, сетки.
предновогоднее время дало понять, что готово — это готово моему терпению, уже имея за плечами пару холодных доставок и тройку опозданий
Заказ сделан в 15:00 30 декабря и в 16:54 он не был доставлен (просто уехал не дождавшись, понимая, что позволю следующий приём пищи не ранее 20:00). Оферта была на 40 минут достатки, хотя ранее максимум 30 минут, ну ок, погода, все понятно.
Опаздываем? Ну допустим
Норм доставку перенести 2 раза после моих сообщений? Уже такое...
Не доставить за 2 часа??? Охуеть
Промокод хоть может быть, как минимум? Нет, просто «извините» в чатике
Ранее часто заказал готово, если не со своей учетки, то вклинивался в заказ коллег.
Итог, пару заказов с этого времени от крайней безысходности, да ещё и еда стала не по уровню требуемых за неё дс.
Да, самый неприятный кейс, когда надеялся поесть на работе и побежать дальше по делам, в итоге убегаешь голодным!(
Жаль, заказывал несколько раз, всё было хорошо, еда понравилась.
Неужели кто-то заказывает бутерброд за 200 рублей? У товарищей что-то с ценами не то.
Зачем кому-то в принципе заказывать бутерброд я действительно не знаю, а так на блюда у них нормальные цены.
Там 2 бутерброда :) так что за 100 рублей :D
закрылись потому что они ******
Комментарий удален модератором
Первый раз слышу о них, возможно, потому что в Москве живу. Оч похоже на кухню на районе, ток дешевле и блюда разнообразнее.
Пандемия дала всем таким компаниям шанс на рост. Поэтому правильно сделали , что попытались масштабировать, потому что другого шанса может и не быть. Пытаться медленно, но верно строить такой тип бизнеса в России с маржой не реально как мне кажется.
После карантина люди попрут в рестораны и кафе, по которым так сильно соскучились.
Всё так, это явный клон и работает только в СПб, так что знать о них можно было только если интересоваться рынком в целом или знать основателей (точно так же, как немосквичи знают Кухню из-за Рокета)
После карантина люди попрут в рестораны и кафе, по которым так сильно соскучилисьТри раза в день же не будешь ходить в рестораны и кафе :) это ж как минимум лень, так что ненастолько плохо всё станет, тем более, что у этой модели всё нормально было и до пандемии, она только лишь простимулировала дополнительно, но не является причиной успеха
Основатели успешно спустили свой сервис после того, как стали экономить на упаковке :)
Пора писать подробные инструкции/стандартизация?
Комментарий удален модератором
Это всё потому что курьеры ПДД ********.
Чо-то из истории неясно, откуда они финансировали 50 млн убыток, и как так получилось что получив инвестиции месяц назад (или сколько) они уже в каких-то тяжелых проблемах, там что burn 40 миллионов в месяц?
Боже это отвратительная компания! К сожалению "кухня" открылась у меня в доме, в центре города на улице Декабристов. Ребята просто установили вентиляцию прямо в окно и теперь вонь едой стоит во всем дворе колодце и никто не может открыть окна поскольку вонь идет в квартиры. Надеюсь они закроются раз мозгов не хватает вентиляцию сделать. Мамкин бизнесмен Церетели - позорник!
Извините, это я вас проклял, когда увидел как ездят ваши курьеры.