Еда
Лиана Липанова

«Хотим, чтобы нашу пиццу попробовал Джек Ма»: как «Додо» пять лет пыталась занять рынок Китая — и почему покидает страну Статьи редакции

Компания потратила на развитие в Китае $2,5 млн и тратит ещё $100 тысяч каждый месяц, но бизнес-модель «слишком далеко» ушла от оригинальной.

8 апреля 2021 года Dodo Brands объявила о решении закрыть «Додо пиццу» в Китае. Сеть пиццерий работала в этой стране с июня 2016 года, планировала открыть 800 точек к 2020 году и направила Dodo Pizza China самое большое финансирование среди всех своих стартапов («Дринкит», «Донер 42» и «Додо пицца» в Великобритании).

Основатель компании Фёдор Овчинников объяснил, что китайские заведения сети слишком далеко ушли от ключевой бизнес-модели, что не укладывается в долгосрочную стратегию. Вспоминаем, какие цели ставила «Додо пицца» в Китае и как изменилась за пять лет.

Тестирование франшизы и адаптация меню ко вкусам китайцев

Планы по запуску в Китае появились после знакомства Овчинникова с Андреем Прохоровичем, гендиректором консалтинговой компании Eurasia Development, которая помогала другим фирмам, выйти на китайский рынок. Он захотел открыть франшизу в Китае и в итоге возглавил подразделение.

В 2015 году Овчинников рассказывал, что первая пиццерия в Китае будет тестовой — с помощью неё компания планировала адаптировать формат под китайский рынок. Например, многие китайцы не переносят лактозу и не едят сыр, поэтому менять нужно и меню. После тестирования компания планировала масштабировать сеть и открыть в том числе собственные точки.

Андрей Прохорович, Фёдор Овчинников и Чжан Жэньчжун Фёдор Овчинников

Андрей Прохорович вместе с партнёром Чжаном Жэньчжунем как мастер-франчайзи должен был инвестировать в развитие и управлять сетью. Управляющая компания будет поддерживать Прохоровича, а также самостоятельно инвестировать в проект: адаптировать формат, разработать продукты и меню для китайского рынка, маркетинговую программу, локализовать ИТ-систему Dodo IS и другое, рассказывал Овчинников перед запуском.

Китай — интереснейший рынок, на котором пицца, как всё западное, набирает популярность. В Китае работает более 500 пиццерий Pizza Hut, 250 пиццерий Papa John’s. Развиваются и азиатские сети пиццерий, например, Mr.Pizza из Южной Кореи. В пиццериях Китая в обеденное время — очереди из покупателей.

Фёдор Овчинников

Первая китайская пиццерия сети открылась в июне 2016 года в студенческом районе города Яньтай (провинция Шаньдун) с населением 6,5 млн человек, который по темпу развития отстаёт от крупнейших городов Китая на пять-десять лет. Ресторан фокусировался на доставке: он находился не в центре и не на проходной улице, но напротив университета с 40 тысячами студентов и в строящемся жилом районе.

Выбор города для первого китайского заведения обусловлен стратегией «Додо пиццы» — компания и в других странах начинала экспансию с провинции. Даже самый первый ресторан сети открылся в Сыктывкаре в 2011 году.

Та же Domino's в Китае терпит убытки. Они открываются в больших городах, где высокая цена на аренду и рабочую силу. У нас же стратегия, как у Мао Цзэдуна: мы начинаем захватывать большие города с маленьких сел, а конкретно с городов третьего уровня. Второй ресторан в Китае, в Ханчжоу, будет небольшим исключением.

Андрей Прохорович
стратегический партнёр «Додо пиццы» в Китае (из интервью изданию ЭКД в августе 2016 года)

Уже в первые дни китайская «Додо пицца» получала 50-60 заказов в день. В Китае сеть называлась иначе — Weimeida Pizza («прекрасный вкус»). Кроме названия на китайском языке, компания использовала местные ингредиенты и создала отдельные вкусы для пиццы: сладкие, со вкусом дуриана и осьминогов.

Дизайн коробок «Додо пиццы» в Китае Dodo Pizza story

Пиццерия рекламировалась в китайском мессенджере WeChat, команда распространяла листовки по ближайшему жилому кварталу, приглашала старост групп из ближайшего университета на бесплатную пиццу и так далее.

Мы хотим, чтобы нашу пиццу попробовал Джек Ма.

Андрей Прохорович
стратегический партнер сети «Додо пицца» в Китае (13 февраля 2017 года)

Первая Weimeida Pizza в Яньтае вышла на прибыль на седьмой месяц работы. Однако спустя десять месяцев компания приносила выручку в $30 тысяч и рентабельность по EBITDA (прибыль до вычета налогов и процентов) 23,37%.

В 2019 году выручка этой точки составляла примерно $16 тысяч в месяц: пиццерия в Яньтае находилась на 400-м месте из 467 филиалов сети по всему миру. Сейчас средняя месячная выручка этого филиала — $11,8 тысяч, а его место в рейтинге — 675 из 699 точек.

В декабре 2016 года франчайзи «Додо пиццы», предприниматель Михаил Кропанев, открыл вторую точку в Ханчжоу — «Кремниевой долине» Китая, где находятся офисы Alibaba, разработчика платёжной системы WePay, Ant Financial и других. Её пришлось закрыть из-за низких доходов в феврале 2019 года.

Первые четыре месяца мы не стремились к тому, чтобы пиццерия наращивала обороты. Фактически это было бета-тестирование модели и обучение. Мы собирали информацию, доделывали продукт, стабилизировали рецепт теста, исправляли ошибки, подбирали поставщиков, учились работать сами и учили команду. Параллельно в России мы должны были собрать команду, которой предстояло заняться развитием сети в Китае в долгосрочной перспективе.

Фёдор Овчинников

2 января 2017 году в своём блоге Овчинников поставил цель по экспансии в Китае — 800 пиццерий в Китае к 2020 году.

«Пиццерия будущего» без кассиров и с мониторами на стенах

Летом 2018 года Фёдор Овчинников объявил о перезапуске пиццерии в Ханчжоу. Компания придумала формат «пиццерии будущего».

Это будет пиццерия без кассиров в помещении с огромным трафиком. То есть там вообще не будет кассы, а все заказы будут приниматься в приложении в мессенджере WeChat.

Фёдор Овчинников
основатель и глава «Додо пиццы»

Это была первая собственная пиццерия компании в Китае — она открылась в мае 2019 года с фокусом на пешеходный трафик и быстрое обслуживание.

«Додо пицца» запланировала запустить ещё несколько таких заведений, после чего продолжить развитие сети по франчайзинговой модели.

Интерьер также сделали технологичным: цифровые панели на всю стену объединялись в одну картинку.

На второй месяц продажи первой «пиццерии будущего» в Китае превысили показатель $700 в день. Сейчас её годовая выручка — $253,5 тысячи, средний чек — $8. Она занимает 591 место из 699 заведений сети.

В марте 2020 года открылась вторая собственная «пиццерия будущего» площадью всего 20 м² без кассиров в Ханчжоу и третья по счёту в Китае. Инвестиции в открытие составили 1 млн рублей.

Если эта пиццерия покажет хорошую экономику, мы начнём быстро масштабировать этот формат, чтобы создать присутствие мощное бренда на рынке. Пиццерия продаёт мини-пиццы, закуски и пиццу на доставку и take-away.

Фёдор Овчинников

К 2021 году годовая выручка «Ханчжоу-2» достигла $118,9 тысяч, средний чек — $7, место в рейтинге — 676 из 699.

Подготовка к IPO и уход с китайского рынка

В марте 2021 года Dodo Brands («Додо Пицца», «Дринкит» и «Донер 42») объявила о планах выйти на биржу в начале 2024 года. Компания решила привлечь $50-100 млн и инвестировать полученные деньги в развитие бизнеса в России, в Китае, Великобритании и в других странах.

Тогда Овчинников говорил, что к 2023 году «Додо пицца» в Китае должна «вступить в стадию активного франчайзинга, вызывая большой интерес потенциальных франчайзи».

2 марта компания объявила о запуске мини-приложения в экосистеме Alipay от Alibaba в Китае: в нём можно сделать заказ и заказать доставку до столика — в пиццерии нет кассиров, но есть официанты.

Спустя месяц Dodo Brands объявила о закрытии сети в Китае. Овчинников объяснил это тем, что китайская версия «Додо пиццы» далеко ушла от глобальной бизнес-модели компании и стала самостоятельным стартапом, который «связывает с глобальной концепцией только команда и культура».

Когда мы запускали новую концепцию «Додо пицца» в Ханчжоу, она была близка той модели, которую мы развиваем во всем мире (quick-service restaurant pizza delivery), но в этом виде она не сработала и мы стали ее улучшать — расширять меню, вводить совершенно новые для нас продукты, менять систему обслуживания и производственную модель. Взгляд сверху на нашу долгосрочную стратегию дал понимание, что даже если мы в итоге добьемся успеха в развитии оригинальной китайской концепции, это будет совершенно другая «Додо пицца», и нам нужно будет развивать фактически две модели «Додо пицца» в мире

Фёдор Овчинников

Он также отметил, что концепция пиццерии менялась и в Великобритании, но не так значительно: «Мы сделали серьезный “тюнинг”, при этом ядро бизнес-модели не изменилось. Мы остались доставкой пиццы».

Почему нам важно иметь одну модель «Додо пицца» по всему миру, при этом мы понимаем, что для каждого рынка возможен или даже нужен определенный тюнинг? Мы добились успеха в России и в странах-соседях, но мир и бизнес вокруг крайне конкурентные. Успех сегодня не означает успех завтра. Нас ждет конкуренция с сильнейшими компаниями мира.

Мы должны очень четко понимать свои преимущества, сильные стороны, правильно управлять ресурсами и нашим фокусом. Если мы будем развивать по всему миру продукт-концепцию, под капотом которой будут какие-то единые связывающие вещи — система менеджмента, продукт, технологии, у нас будет синергия. Это стратегическое преимущество.

Слишком самонадеянно думать, что мы сможем построить в Китае новую концепцию без какого-то мощного глобального ноу-хау, которое мы создаем по всему миру, и конкурировать с китайским компаниями на их родном рынке. Если привести пример: глобальная компания Apple продает в Китае такой же iPhone как и в США, а Toyota не производит в Китае какие-то другие автомобили — они продают Toytota.

Безусловно, все глобальные компании адаптируются под рынок — меняется маркетинг, дистрибуция, но не меняется ядро. Мы должны понимать границу между изменением и тюнингом. В Китае мы начали слишком сильно менять наше ядро.

Фёдор Овчинников

Кроме того, так Dodo Brands решила «высвободить ресурсы» — внимание, команду, финансы для других направлений, которые могут принести больше отдачи на вложенные ресурсы и усилия.

Нужно признать, что несмотря на все наши усилия, при тех ресурсах, которые у нас есть и были, соотношение усилий и результатов в Китае — слабее других наших стартапов. При этом Dodo Pizza China получала самое большое финансирование среди всех наших стартапов. Китай сегодня сжигает более $100 тысяч в месяц. И это не говорит о том, что мы делали что-то плохо или не эффективно. Это объективная особенность рынка.

Китай — очень сложный конкурентный рынок и требует серьезного капитала для развития. Это другая, самодостаточная цивилизация.

Фёдор Овчинников

Он также добавил, что «Додо пицца» в Китае за всё время получила $2,5 млн инвестиций, и пообещал «когда-нибудь вернуться».

Одна из основных ошибок российского бизнеса в Китае — непонимание правил местного рынка. На нём надо фокусироваться, вкладывать куда больше ресурсов, чем в России или в другой стране: временных, финансовых, человеческих.

Важно понимать, что даже если ты привезёшь туда звёздную бизнес-команду из Стэнфорда, это не гарантирует успех. Справиться со скоростями и объёмами китайского рынка — ещё один вызов для иностранцев.

Андрей Прохорович
стратегический партнёр «Додо пиццы» в Китае (апрель 2019 года)
{ "author_name": "Лиана Липанова", "author_type": "editor", "tags": ["\u043a\u0438\u0442\u0430\u0439","\u0434\u043e\u0434\u043e\u043f\u0438\u0446\u0446\u0430"], "comments": 231, "likes": 72, "favorites": 84, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 231452, "is_wide": true, "is_ugc": false, "date": "Fri, 09 Apr 2021 17:04:46 +0300", "is_special": false }
0
231 комментарий
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
78

Проблема современного "модного" бизнеса - возможность любого богатого бизнесмена покупать "блоки" на свою компанию в СМИ и у блогеров.
Блок - это блокирование публикации плохих новостей о компании.
Помните Чичваркина из Евросети? Его ролик в поддержку Путина? Лекции для "молодых стартаперов" ?
Стоило ему уехать в Лондон - и появилось полным-полно роликов про "серые" телефоны Моторола и торговлю контрафактом.
А Максима Ноготкова из "Связного" помните?
Пока "был на коне" - вся бизнес-пресса превозносила его проект "Банк Связной" и сеть ювелирных товаров "Пандора".
Не смог погасить очередной кредит в банке - и сразу выяснилось , что "Пандора" - убыточная сеть.
Я боюсь дождаться дня, когда Фёдор Овчинников истратит последний миллион от "инвесторов" и на нас польётся поток откровений от покупателей его франшизы, которые закончили банкротством.
В предыдущей статье вчера какой-то мужик опубликовал "крик души" франчайзи из Волгограда, в котором сто раз повторялась просьба "не покупайте франшизу ДОДО !"
Что это?
Чёрный PR конкурентов или жестокая правда жизни?
Единственное, что меня успокаивает - что в современных условиях трудно утаивать "шило в мешке" на протяжении долгого времени.
Всё должно проясниться очень скоро.
Как говорится, "практика - критерий истины".
Ждём-с...

Ответить
23

"про "серые" телефоны Моторола"

Для конечного потребителя нет разницы.

Ответить
2

Потребление телефона и потребление информационной пропаганды это разные вещи

Человек с серым телефоном Моторолла может отказать в лояльности фирме, о которой он прочел в газете, что она ввозит серые телефоны

Ответить
29

Хоспадя, да у нас убийцы по телевизору выступают - ничего, всем нормально. Щас прям производители лояльность мифическую растеряют, ога

Ответить
7

Убийство это одно, а неуплата таможенных пошлин или налогов другое - это самое страшное преступление

Ответить
3

Не помешал бы тег сарказм.
Неуплата таможенных пошлин для электроники вообще история не только про времена Евросети, а вполне недалекого прошлого пятилетней давности. До этого вообще её никто не платил нормально, а использовал разные схемы.
Сейчас вроде крупняк и не только прижала налоговая, но это не точно. (слова основанные на слухах по большей части)

Ответить
0

А если все с крыши прыгать будут, тоже оправдание?

Ответить
0

Это констатация факта была, а не оправдание.

Ответить
0

Хз пруфов не вижу, так, миф очередной

Ответить
0

Таких достаточно?
https://www.fontanka.ru/2015/02/19/099/
А если найдёшь среди знакомых кто там работал, поинтересуйся когда у них зп стала белой на карту. 
https://apkit.ru/charter/eticheskaya-khartiya-importerov-i-distributorov/
https://ru.wikipedia.org/wiki/Ассоциация_предприятий_компьютерных_и_информационных_технологий

Ответить
–1

Я однажды такого вот послушал, он сказал "а если все биток майнить будут, ты тоже будешь?". Ну я и не стал, в 2013м

Ответить
0

Это ты сейчас так говоришь. В марте 2020 года Биток стоил 3.5к баксов, кто тебе не дал инвестировать? Сейчас бы имел х20 на свои вложения)))

Ответить
0

спасибо, кэп

Ответить
0

а при чем здесь кэп? после 2017 года у тебя было миллион возможностей. Пускай и не таких прибыльных как в 2013. ДА и ты уверен что смог бы выдержать американские горки которые были после 2017 года? 
Просто давай рассуждать логически, вот например ты вложился в биток в 2013 году за 100 баксов одна штука. Где бы ты вышел? Ты заранее не знаешь до куда он может вырасти. 
В интернете найди историю про самую "дорогую" пиццу - чувак заказал пиццу за 5000 шт. биткоинов) ИЛи про чувака который забыл пароль от диска на котором хранится около 20 млн в битках. Вот я бы не хотел быть на их месте это точно.

Ответить
–4

Что плохого в убийцах? Без них вы бы давно гнили в рабстве и нищите 

Ответить
2

Есть убийцы и убийцы. Есть убийцы людей, а есть убийцы здравого смысла, экономики, экологии, будущего... Не все убийцы одинаково полезны.

Ответить
–1

Есть еще убийцы улиток

Ответить
0

Даже не производители а обычные купи там - продай тут.

Ответить
6

Какая жесткая правда? Какие блоки? Все открыто, берите да смотрите, ну и делайте выводы https://dodobrands.io/ru/sales-ranking/ 

Ответить
3

Где там глянуть хотя бы:
- чистую прибыль точки до отстегивания роялти
- сумму трат на открытие и модернизацию точки
?

И еще: как платятся роялти, процент от оборота? Стоимость ингредиентов, закупаемых у самой Додо, из оборотки вычитается?

Ответить
–3

А еще интересно. Там упоминался какой-то крик души из Волгограда, но только у Волгограда-1, например, больше 6 миллионов рублей выручки в месяц. С такими показателями не иметь хорошей прибыли - это надо сильно постараться https://dodobrands.io/ru/unit/dodopizza/volgograd-1/

Ответить
12

6М выручки !=6М прибыли

Ответить
–14

Не надо передергивать. На 6м при нормальном управлении сделать 15% - это не проблема вообще. 

Ответить
15

15% в общепите? куда занести инвестицию?

Ответить
8

ненене, там отказ от ответственности в первых строках

Ответить
0

вы инвестиции перепутали с депозитом в банке

Ответить
11

а вы доходность с рентабельностью

Ответить
–3

с чего вы это взяли? мы вроде не обсуждали доходность

Ответить
–1

Подсос, ты заибал везде защищать гавно сеть. Пойди лучше делом займись

Ответить
0

15-25 % Это нормальная прибыль после уплаты налогов.

Ответить
4

Правда? Каким бизнесом занимаетесь?

Ответить
0

Здесь же идёт разговор об общепите, правильно ?

Ответить
1

Расскажите про свой бизнес.
Очень интересно

Ответить
0

Зачем ?

Ответить
0

Интересно в каком бизнесе 25% это норма прибыли.

Ответить
0

Если речь про общепит то именно в нём.

Ответить
0

Работал в сетевом общепите 8 лет, можешь не пиздеть тут про 25%.

Ответить
0

Кем, поваром или официантом ??

Ответить
0

Директором по развитию.

Ответить
0

В какой сети ?

Ответить
0

В трёх разных. По сути-то есть что сказать?

Ответить
8

Люблю эту воду в стиле БМ-АЯЗОВ. "При нормальном управлении не проблема".

Ответить
–4

А что бы вас убедило? 

Ответить
5

Данные по ЕБИТДА фактической для начала. Хотя лучше по ЕБИТ. Агрегированные данные не секретные, чего их прятать. Хвастаться наверно можно?

Ответить
–3

Думаю, что ни у одной франшизы мира нет данных по прибыльности всех своих франчайзи. В том числе и у нас. Мы видим только выручку. (При этом мы-то выручку раскрываем, но ни одна другая франшиза мира нет — только рекламируют свои суперуспехи.) При этом в частном порядке всю информацию по прибыльности наши партнеры легко добывают после приватных консультаций с другими уже действующими франчайзи. Но мы, конечно, следим за прибыльностью на примере разных партнеров и на примере корпоративных пиццерий, потому что без прибыли партнеры не смогут привлекать инвестиции на новые пиццерии, а не будет новых пиццерий - начнется стагнация, ну и привет. Но пока стагнации не видать чего-то. 

Ответить
4

Чего и следовало ожидать. Блаблабла.

Ответить
3

Ну вот, строгий вы наш финансист, посмотрите отчет по корпоративной рознице https://drive.google.com/file/d/1ezLdKrM5pqMIysZ7z95nGCkqE6Zoy7_D/view 
Слайды номер 15,16,17
Химки-1 - 15%
Москва 0-1 18%
Мск 0-7 - 15% даже при выручке чуть больше 3млн

Ответить
6

У меня по ссылке последний слайд с номером 16. Дальше - это данные по корп сети, а не франчайзи. Это раз. Во вторых, на этих слайдах данные за август 2020. За месяц и все? Круто.

Если верить этому слайду, то ебитда фрач LTM 224.9, при Sales 23048, то есть в районе 10%. Если это консолидир данные по фрачайзи, а не корп доход от них

Ответить
–9

Что и следовало ожидать. Показали вам факты - и блаблабла.

Ответить
6

Что вы прыгаете от нетерпения, успокойтесь.

Ответить
0

Дорогой мой, вы даже консолидированные данные франчайзинга как подразделения управляющей компании не отличаете от прибыльности самих франчайзи. О чем тут вообще разговаривать?

Ответить
7

Стиль общения выдает опытного пиарщика. Пиар-асса. Я уточнил, что это за данные. ОК, это данные не по франчайзи. Их вы не показываете. Вы можете показать только что есть прибыльные точки, принадлежащие ДОДО  (удивительно, но с этим никто не спорит) по свежим данным за август 2020. неплохо.

Ответить
7

Пойдем еще дальше про маржу франчайзи (которую вы не показываете). Важен не только % маржи но и распределение: % маржи это средний показатель, бывает так, что доход получают 10% крутых точек, а 90% на грани (10% и ниже).

Ответить
4

Максим, хотел давно спросить про саму пиццу. Вот сколько я её не пробовал всего была сухой и невкусной. Это проблема у Франчази или в принципе в додо вкус не главное? Вопрос без сарказма

Ответить
2

Как говорил сам Федор, вкус действительно не главное, там главное система, они не собираются конкурировать с рестораном одной точки по вкусу, это невозможно. Но не думаю, что додопицца совсем уж дно, иначе они бы не росли, да и вообще не самоубийцы же, должна быть золотая середина.

Ответить
0

значит видимо мне совсем не повезло, так как то что я ел это совсем был ужас. Заказывали оба раза доставкой из разных пиццерий и всегда был один и тот же эффект - сухо и невкусно. 

Ответить
0

А вы замочите на ночь 

Ответить
–2

Дамир, конечно же, главное для Додо — вкус, но и ошибки бывают, и объективные сложности, ну и главное, у всех свои ожидания и вкусовые предпочтения... 

Ответить
1

Главное - это говорить то на что может повестись клиент

Ответить
0

Вот кста у нас в городе, город Магнитогорск пицца не плохая, хотя не понимаю фишки смотреть на то, как мне готовят

Ответить
0

Максим, а вы знаете вашего сотрудника по имени Илья Зомба?
Тут пишут, что он - мошенник:
https://vc.ru/food/231457-dodo-picca-obyavila-ob-uhode-iz-kitaya-posle-pyati-let-raboty?comment=2662048
Можете подтвердить или опровергнуть?
Так сказать, "информация из первых рук" ?

Ответить
1

Какой-то детский троллинг, ей богу. Даже вам не к лицу. 

Ответить
5

Давайте попробуем ещё раз.
Вы знаете человека по имени Илья Зомба ?

Ответить
7

Я знаю человека по имени Илья Зомба, и Максим его тоже знает.

Только я не совсем понимаю, как я могу доказать, что я не мошенник. Тяжело оправдывать отсутствие чего-либо ("докажите, что вы не убийца?").

Комментарию тому много лет (на момент его написания маркетинговый фонд еще не собирался, в сети 180 пиццерий). Я знаю его автора, мы с ним общаемся, он до сих пор является инвестором нашей сети. Насколько мне известно — он изменил свое мнение. Я скинул ему ссылку на предыдущую статью, попросил его прокомментировать по прошествии нескольких лет. 

Касательно меня: я работаю в Додо с января 2016 года, все это время занимался строительством системы поставок (закупки + логистика + собственное производство + контроль качества). У нас внедрены политики, процессы выбора поставщиков прозрачны. 

Мы не зарабатываем на поставках вообще — вся закупочная сила сети консолидируется, а выгода транслируется партнёрам. В этом плане мы вообще не похожи на наших прямых конкурентов, у которых система поставок — это центр прибыли (посмотрите отчетность Доминос — крупнейшего игрока, они публичные). 

Ответить
0

Илья, вы дали отличный ответ!
(передаю привет Максиму, который попытался обвинить меня в троллинге).
Илья, там выше - ссылка на пост вашего знакомого из Волгограда с обвинениями в ваш адрес.
По вашим словам, прошло много лет с тех пор и автор "изменил своё мнение".
Что мешает вам ответить по пунктам старого обвинения?

Ответить
0

Я ему переслал скрины, пусть прокомментирует. С пунктами обвинения не согласен в принципе, как и с оценочным суждением, что я — мошенник. 

Представьте, что я напишу, что вы преступник? Вы будете подробно мне разъяснять, почему вы не преступник? Или попросите изложить обвинение более конкретно?

Ответить
0

У нас тут не "Яплакал" или "Пикабу".
Сайт VC - про деньги.
В случает ДОДО-пицца - про большие деньги.
В интересах всего общества предостеречь инвесторов от вложений деньги в компании-мошенники в то время, когда
тысячи отличных проектов ждут денег инвесторов.
Вам понятна моя логика уточнения ситуации с вашими обвинениями?

Ответить
0

Нет, мне непонятна. Я свою позицию изложил.

Ответить
0

Вот здесь другой человек всё по пунктам указал:
https://vc.ru/food/231452-hotim-chtoby-nashu-piccu-poproboval-dzhek-ma-kak-dodo-pyat-let-pytalas-zanyat-rynok-kitaya-i-pochemu-pokidaet-stranu?comment=2665551
Можете что-нибудь возразить?

Ответить
0

Я не согласен примерно со всем, что здесь написано :) Если сформулирует конкретные вопросы по нашему бизнесу, а не просто будете скидывать эмоциональные посты хейтеров – постараюсь ответить.

Ответить
2

Илья, это - не хейтеры !
Потенциальные инвесторы - очень нервные люди.
Один крик в интернете - "В Додо денег нет" - и всё пропало !
Вы же пишете , что "компания Додо расширяется" и туда "приходят новые инвесторы" ?
Это правда?
А если правда и вы ждёте новых инвесторов - так скажите просто:
Факты, указанные в комментарии Александра Олейника - ложные.
Более 87% (подставить точную цифру) наших франчайзи получают чистую прибыль более 15% от оборота после 2-х лет после открытия точки.
Добро пожаловать в Додо !
Вот какой ответ ждут от вас читатели VC, а не детские отмазки типа "кто как обзывается, тот так и называется" !

Ответить
3

Лев, я не пресс-служба, и у меня нет задачи развеивать все мифы и вопросы. Я тут только потому, что прозвучало мое имя.

Мы сейчас не нуждаемся в инвестициях (а даже если бы нуждались, вряд ли мы бы стали всерьез отвечать на крики в интернете "Денег нет — все пропало"). Для отношений с инвесторами есть служба IR (Investor Relations), которые готовят подробные отчеты, и собирают прес-конференции для всех желающих (не только для действующих инвесторов, но и для интересующихся). Если вам действительно интересно — подпишитесь на рассылку на сайте dodobrands.io, будете получать отчёты. 

Я не могу назвать точный процент партнёров, получающих чистую прибыль 15%, я его не знаю. Это честный ответ. Также добавлю, что в любой франшизе есть какой-то процент недовольных/неуспешных. В целом по отрасли считается, что 20% недовольных — это нормально. У нас он субъективно, по моим ощущениям, существенно меньше, могу вспомнить какие-то единичные случаи, связанные с ошибкой выбора локации, плохим операционным менеджментом. Бывает.

Я всегда рад ответить на конкретные вопросы, и если чего-то не знаю — не буду стесняться этого. Но я не понимаю, как ответить на большинство вопросов тут (см. коммент ниже: "Гораздо более содержательный где есть анализ некоего фрагмента прибыльности по франчайзи. И как раз там очевидный нулевой ROI. Т.е. вложи 30 млн и убивайся как вол чтобы еще ЗАСЛУЖИТЬ этот ноль!").

Это вопрос из серии "А ваши родители знают, что вы сумасшедший?" В самих вопросах содержатся догадки, утверждения, мнения, на основании которых следует вопрос =). 

Ответить
2

Илья, вы дали отличный урок вашему коллеге Максиму по теме "работы с возражениями" !
Максим, учитесь у Ильи ! (и никакого троллинга ! ).
Последний вопрос:
можно узнать ФИО и телефон начальника вашей службы IR (Investor Relations) ?
(просто хочется людям помочь.
Как я говорил, инвесторы в России - народ очень робкий и нервный, сами такой вопрос задать побоятся. 
А я - предприниматель, мне можно).

Ответить
1

invest@dodopizza.com
Руководитель службы IR — Кирилл Вырыпаев, вы легко найдете его акканут в fb или LinkedIn. 
Офисных телефонов у нас в компании нет, номер личного сотового, как вы понимаете, я дать не могу.

Но самый простой способ быть в курсе — просто подписаться на регулярную ежемесячную рассылку.

Ответить
2

Уважаемые читатели сайта VC !
Обращаю ваше внимание на два разных подхода к "работе с возражениями" от сотрудников одной компании:
1. Илья Зомба - полная открытость, честность, клиенто-ориентированность.
Молодец, Илья ! Так держать !
2. Максим Котин - полная противоположность !
Поиски троллинга, закрытость, перекидывание решения вопросов на других сотрудников.
(накидал мне дизлайков !)
Плохой руководитель...
Вот так сайт VC помогает выводить "на чистую воду" разных "дутых" авторитетов...
Скоро и до Аяза Шабутдинова доберёмся !
Россия, вперёд !

Ответить
1

Там выше моего коммента - гораздо более содержательный где есть анализ некоего фрагмента прибыльности по франчайзи. И как раз там очевидный нулевой ROI.   Т.е. вложи 30 млн и убивайся как вол чтобы еще ЗАСЛУЖИТЬ этот ноль!
И поэтому сам Фодя пиццерии не открывает. Еще года 3 назад помимо Сыктывкара их помомему вообще не было! При том что "сеть" уже была под 400 объектов.
Но дело немного глубже чем только одно ДоДо. В принципе все франшизы на аренде имеют эти же вопросы. Тут не в одном тольок ДоДо дело.    Сама проблема системна. доДо это частный случай.
Правльно указан пример Доминос и прочих франшиз. 
А еще выше уровнем общий принцип невозможности успеха в области финального спроса.

Ответить
0

Управляющая компания сейчас в плюсе?
Какие расходы у УК: налоги, ФОТ (вместе с программистами), аренда, и т.д. 
Доходы: продажа франшиз, роялти, маркетинговый сбор и т.д. 

Ответить
1

но ни одна другая франшиза мира

Знаете кто так всегда говорит? Любая другая франшиза мира.

Ответить
–3

Есть пруф? Хотя бы три примера, пожалуйста

Ответить
0

У вас все комментарии с 2015 года именно про додо пиццу. И вы везде защищаете сранную сеть. Даже когда они не правы.

Ответить
0

https://youtu.be/9DszN-V1kEs

Вы тренинги преподаёте в додо. И вы хотите сказать, что вы не подосланный подсос додо?

Ответить
0

Кебаб у Ахмета 24, Гусь Ноготочки, Тукан Шиномонтаж

Ответить
0

Друзья, есть классный сайт https://bo.nalog.ru/ (официальный, государственный и все дела), куда вы вбиваете ИНН контрагента и смотрите его финансовую отчетность, оттуда несложно посчитать сколько бизнес зарабатывает.
Забыл добавить, по работе часто имею дело с фин отчетностью иностранных компаний, есть такое понятие как МСФО, так вот многие иностранные компании публикуют эту отчетность (просто ее искать сложно), где раскрывают показатели.

Ответить
3

Dodo подкинула своего подсоса

Ответить
–1

Вся эта информация предоставляется уже при переговорах. В целом наша финмодель предполагает, что даже на конкурентном рынке Москвы при выручке 4.5 млн в месяц store-level EBITDA должна быть в районе 15%. 

Ответить
5

Бизнес модель может предполагать что угодно. Вопрос в фактах. Они какие ? надо учитывать и амортизацию:оборудования не вечное.

Ответить
–2

Факты просты - сеть растет, и быстрее конкурентов, которые остались далеко позади (Domino's, Papa John's, Pizza Hut). Успешные франчайзи открывают по несколько точек, некоторые уже имеют десятки, и вкладываются в новые. Значит и они, и их инвесторы видят деньги, да? 

Ответить
6

Погодите, про мы факты, вот ЕБИТДА  :вы фактическую среднюю можете расрыть? По региону?

Инвесторы вкладываются в истории, это не показатель.

Ответить
5

В мае все будет понятно. Выйдет франшиза донер 42 и действующие франчайзи ее выкупят. Ведь Додо это сила, бренд, франчайзи в шоколаде, они ведь не упустят лакомый кусочек?
А если мы увидим рекламу франшизы донера, то все поймём)

Ответить
2

Они сами в каком-то интервью говорили, что там рентабельность в районе 10% на не франчайзинговых заведениях. Это абсолютно не интересные цифры в разрезе сложности бизнеса и объема инвестиций. Можно заработать больше и проще.

Ответить
4

Нет, одно из другого совершенно не следует, пройди курс элементарной логики.
Сеть растет быстрее конкурентов? Это ты по количеству точек меряешь? Не хочешь по чистой прибыли на 1 пиццерию померять, или хотя бы - ладно уж - по выручке на 1 пиццерию?

Ответить
3

  store-level EBITDA

А по-русски можно? Поиск по российском инету только про ваши успешные успехи выдает, а поиск по ВК - "слегка" менее радужные, чем 15%, цифры:

Ответить
8

Ну вот - 11,2% ЕБИТДА франчайзи. Это до амортизации (а она точно есть и налогов). И написано, что это цель. Получается, фактически она была ниже 11%???

Ответить
0

Какие 15? Кого ты лечишь, господи?

Ответить
0

Обычно роялти платят с выручки, зачастую роялти это процент, к прим. в "Шоколаднице" это 7% от выручки, но не менее 69 тыс. руб в месяц .
Открытие заведения по разному может стоить, CAPEX от 2-3 млн до (потолка наверное нет)
Все затраты на ведение бизнеса платит владелец (OPEX).
"Стоимость ингредиентов, закупаемых у самой Додо, из оборотки вычитается?" - затраты на покупку ингредиентов, как правило в выручке не отражаются, а отражаются в статье расходы как себестоимость продаж.

Ответить
5

Овчинников и не должен гарантировать успех любому покупателю франшизу. Он очень честно и открыто все показывает, дело предпринимателя согласится с условиями покупки франшизы. Если твоя пиццерия убыточна-это не Овчинников продал отстой, это предприниматель или плохо подготовился или недостаточно усердно Работает. А так конечно легко во всем обвинить франчайзера. 9 из 10 Предпринимателей терпят поражения и убытки, только один в итоге строит бизнес. Так и с франшизами додо, какой-то процент всегда будет неуспешен. Допускаю, что когда-то империя Овчинникова тоже лопнет, как у Чичваркина или Ноготкова, но злорадствовать точно не буду. Сломаться в России можно по разным причинам. Хотя, я с оптимизмом смотрю за экспансией ДОдо-пиццы и желаю им процветания. У нас по пальцами можно пересчитать настоящих Предпринимателей с нуля создающих свою империю: Галицкий, Тиньков, Овчинников-так давайте лучше с благодарностью наблюдать и сопереживать коллеге-предпринимателю, пусть и несопоставимого по уровню. Не получилось в Китае? Вернутся, все обмозгуют, проведут работу над ошибками, поднакопят ресурсов и опять в бой. Пусть растут

Ответить
3

 Я этот крик души опубликовал так как уверен что франшиза доДо это ловушка для идиотов. Там у большинства открывшихся околонулевой ROI и полностью убитая жизнь т.к. этот опер.ноль надо еще заслужить исступленной безошибочной работой в режиме мытья толчков 24\7.
Да есть процентов 10 плюсовых объектов - они все расположены в нефтяных\сырьевых столицах РФ. Но и там уже идет перенасыщение. И даже они вскоре скатятся к нулевому рою.
Причем даже в центральном офисе ДоДо нет и не может быть тех кто в плюсе. Зарплаты там ниже рынка по всем вакансиям. Единственный кто в плюсе от всего этого движа - угадайте кто? Это реально какая то жесть! Какието чудеса наяву происходят и никто этой жести не видит чтоли???
Закатали в пыль сотни и сотни или даже тысячи несчастных повершивших в эти сказки...

Ответить
2

Пруфы уж тогда давайте

Ответить
4

Все пруфы на самом сайте додо. Есть к примеру нечто типа Домодедово с ценой открытия 30-40млн. Вот посмотрите там оборот и прибыльность и как скоро отбиваются 30млн.
При том что эта инвкчтиция немобильна и не высоколтквидна. Ее ликвидность очень условна

Ответить
0

А что они не продадут это и не выйдут? РОИ 10% в рубле и за эти деньги еще работать (значит, зарплату тому, кто вложил надо учитывать, что обычно не делают) - это смешно.

Ответить
1

Вы серьезно считаете, что можно заблокировать все СМИ, блоги, сайты? )
Это в принципе невозможно, это не вопрос денег даже.

Перечисленные вами люди гении, все трое, вне зависимости от окончания историй.

Ждём-с

А лучше бы занимались своей жизнью.

Ответить
4

Ха-ха, "анонимы наносят ответный удар!"
Варе-Во, уважаемый, даю наводку !
Попробуйте поискать информацию о самой красивой и богатой журналистке с канала "Россия" - Наиле Аскер-Заде.
Ну что, как вам мой "бронебойный" аргумент против вашего ошибочного комментария?

Ответить
0

Зачем все? Я не в теме, но думаю, что можно купить рекламу на самых крупных и как-то решить вопрос....

Ответить
1

бизнес успешен до тех пока пока его заливают кредитными деньгами

Ответить
0

И как там в стране розовых поней, где можно купить франшизу и пинать хуй загребая бабло?)
Ну а если че, все мудак владелец франшизы не уберёг!
Ну ладно, Путин и Овчинников будут виноваты в ваших финансовых проебах.
Люблю русских за такой градус инфантильности конечно 

Ответить
0

Можно ссылку на эту статью?

Ответить
23

«Не стоит бояться Китая, здесь действуют те же законы». Федор Овчинников о выходе «Додо Пиццы» на китайский рынок

https://ekd.me/2016/06/ovchinnikov/

Ответить
9

Федор 2021: Ой-ой-ой тут все говорят по-китайски, не как в России

Ответить
2

Что не так? Там по прежнему фундаментально те же законы, продукт, маркетинг, экономика и так далее. И не стоит бояться, все верно.

Не получиться может как в Шанхае, так и точно также в Нижнем Новгороде.

Ответить
0

Что не так? Там по прежнему фундаментально те же законы, продукт, маркетинг, экономика и так далее. И не стоит бояться, все верно.

Фёдору и партнёром пришлось потерять инвестиции в размере парочки пиццерий, сколько нужно будет потерять тебе, чтобы понять, что азиатская культура сильно отличается от европейской? 

Ответить
5

Ну там набор факторов, а не только культура.

Мы бы с тобой конечно с дивана лучше сделали.
Пиши в личку, покажем Федору как надо делать.
Хотя мы скорее всего остановимся на аналитике.
 
Зачем нам неудачи, верно?
Ведь так мы станем неудачниками!
А так удачливые и умные предприниматели, потенциальные покорители Китая.
 
А Федор фу, лох. Ноготков еще больший лох, но его жалко, поэтому не будем про него, а Федор видите ли Сыктывкарский Илон Маск, нет бы скромно сидеть и не выпячиваться... как мы... мистеры nobody...
 
Пиццу делает, а возомнил себя не пойми кем... что там сложного, это также легко как купи/продай или ростовщичество, вон банк даже пивняк какой-то смог сделать, а магнит какой-то полу-армянский торгаш!
 
Мы с тобой в сто раз успешнее него, ведь мы столько как он не ошибались! Но про нас не пишут. Потому, что блок в СМИ, всё выкуплено и продано, посмотри фамилии главных редакторов и всё поймешь.
 
Ну ничего. Ждем-с. Еще увидим как мы были правы, нечего было гнать волну и выпячиваться! 

Ответить
0

Кто вам сказал что купи/продай это легко?
Не сравнивайте поход в туалет с тяжелой работой.

Ответить
0

вы вне контекста. я про это и пишу.

Ответить
0

Варе Вов всегда рассудителен. Лайк.

Ответить
1

Вы не уловили контекст. Ware Wow говорит не про культуру, а про инструменты. Там работает тот же маркетинг, законы экономики и т.д.

Просто надо было привлекать не российских специалистов, которые не разбираются в культуре Китая, а местных, для которых поправки на страну нативны и понятны.

К тому же есть ряд других ошибок типа стремной локации в провинциальном городе, а не в мультикультурной столице региона и т.д. + 2.5 млн $ это для России деньги, для китайцев это даже не seed инвестиции при их масштабах.

Ответить
0

 ряд других ошибок типа стремной локации в провинциальном городе

Они и в Штатах с Британией открывались в каких-то пердях)) То ли на студентов метили, то ли еще что

Ответить

Вчерашний рак

Анон
0

Денег жалко было,вот что

Ответить
0

Скорее всего это чисто имиджевые открытия для инвесторов, которые не будут разбираться в тонкостях, но денег под будущего "международного" "единорога" дадут. )

Ответить
12

объяснил это тем, что китайская версия «Додо пиццы» далеко ушла от глобальной бизнес-модели компании

Нет, ребята. Вы отчаянно в панике решили добавлять новые продукты, как описано, но это не корень проблемы. Корень проблемы, что вы, как и многие бизнесы в России, почему-то решили, что на китайский рынок вас примут с распростертыми объятиями. 

На китайском рынке не нужны новые игроки ни из заграницы, ни с местного рынка. Потому что это не капиталистический рынок, где побеждает самый приспособившийся. Это государственный социализм с нотками капитализма в паре регионов, в которых рынок держится в ежовых государственных руковицах. И куда просочиться вы сможете только имея связи на государственном уровне, отдавая при этом львиную долю вырочки винни пуху.

Ответить
4

Так так и надо. Винни пух владеет страной, это его собственность, святая и неприкосновенная. А то так договоритесь, что и арендаторы лендлордам не обязаны платить проклятый коммунист!

Ответить
3

Больно читать этот кал

Ответить
0

Почему не может быть страны в собственности? Я же либертарианец

Ответить
0

Потому что либертарианство предусматривает свободный выход из любой контрактной юрисдикции, матчасть читай

Ответить
0

Вот и Овчинников пишет, что свободно выходит из китайской юрисдикции

Ответить
–1

И Джек Ма вот свободно входит и выходит из пыточной

Ответить
0

Вот даже не пойму, сарказм или нет

Ответить
3

Китайский чиновник в ежовых рукавицах отгоняет клиентов от входа в пиццерию?

Ответить
6

Китай чиновник любить партия. Китай рабочий не есть капиталистическая свинья еда, а есть миска рис и любить своя кошкажена. Удар!

Ответить
1

тоже не понял эту теорию заговора...

Ответить
0

Я думаю, стратегия верная - результат достигнут и в целом интегрально для бизнеса доходы от проджекта превысили расходы. Штрафная рота - полегла, зато другие направления атаки были поддержаны этой жертвенной экспансией

Ответить
3

Каким образом "государственный социализм которых рынок держится в ежовых государственных руковицах" влияет на мелкую розницу?

Ответить
2

Пойдешь кушать пицца не к китайский гражданин социальный рейтинг делает бубух

Ответить
0

ну это теория совсем, тем более откуда знать гражданину чья это сеть

Ответить