{"id":4529,"title":"\u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0430 \u0437\u0430\u043f\u0443\u0441\u0442\u0438\u043b\u0430 \u00ab\u0430\u043d\u0442\u0438\u0430\u043a\u0441\u0435\u043b\u0435\u0440\u0430\u0442\u043e\u0440\u00bb","url":"\/redirect?component=advertising&id=4529&url=https:\/\/vc.ru\/promo\/266261-starthub-moscow&hash=abf1b85a7457cef1e33a57d8be96591519abffda011da33805e54ec9419f65ab","isPaidAndBannersEnabled":false}
Еда
Никита Клеопа

«Целый год я был почти нищий»: 13 моих ошибок при запуске пиццерии

Умные люди учатся на чужих ошибках. Я учился на своих. Рассказываю о косяках, которые допустил при создании своего бизнеса — сети пиццерий с доставкой.

Меня зовут Никита Клеопа, я — собственник сети пиццерий «День пиццы». Сейчас в сети три заведения: две пиццерии в Воронеже и одна — в Старом Осколе. Свой бизнес я начал семь лет назад.

«День пиццы» родился из мечты двух братьев освободиться от офисного рабства и ходить на работу в шортах. Восемь лет назад я работал в Москве в хорошей компании. Там был дресс-код, и я ходил на работу в брюках. Летом я смотрел на людей, которые ходят на работу в шортах, и дико им завидовал.

Поэтому мы с братом решили запустить свой бизнес — открыли пиццерию с доставкой. А так как у нас не было никакого опыта в бизнесе, то мы сделали все возможные ошибки, какие вообще можно было сделать.

Мы начинали свой бизнес в одной стране, с долларом по 30 рублей и дешёвой моцареллой, а открылись в другой — с Крымом в составе и весёлым фермером вместо итальянского сыра.

Весёлый фермер стал символом начала нашего бизнеса

В итоге, мы фактически разорились, и я год был почти нищий — у меня не было денег даже купить новые кеды взамен порвавшихся. Но мы упорно работали, и теперь у нас всё хорошо.

В этой статье поделюсь своими ошибками, которые я совершил на старте бизнеса. Возможно, они будут полезны начинающим предпринимателям, чтобы не наломать дров, как я сам когда-то.

1. Послушали мнение только одного «эксперта»

Изначально мы с братом хотели открыть кофейню, а не пиццерию. Хотели сделать, как в «Шоколаднице», но лучше. И хотя у нас не было никакого опыта в приготовлении кофе, мы считали, что в «Шоколаднице» дураки и ничего не понимают. А вот мы знаем, как готовить кофе лучше и сделаем всё правильно.

От этой идеи нас отговорили. Брат пообщался с опытным ресторатором из Воронежа, и тот сказал, что кофейня просто на кофе не «взлетит». Надо запускать полноценную кухню: с салатиками, супами, вторыми блюдами. Мы не были готовы делать кухню, поэтому послушались совета и кофейню запускать не стали.

Может быть и зря. Эта идея пришла к нам в голову ещё до бума формата Coffee to Go. Кто знает, возможно именно с кофейней было бы проще, чем с пиццерией. Надо было, как минимум, разобраться в экспертности этого человека, а ещё лучше — поговорить и с другими людьми тоже.

К нам часто приходят не только поесть пиццу, но и просто посидеть за чашкой кофе

2. Не подумали насчёт франшизы

Мы продолжили думать над форматом заведения. Когда я был студентом, то два года проработал в KFC и Pizza Hut, так что у меня был некоторый опыт в приготовлении пиццы. В это же время набирал обороты блог Фёдора Овчинникова и его «Додо Пицца». Я облазил блог Фёдора вдоль и поперёк, вдохновился, и мы решили открывать пиццерию.

И опять же, как самые умные, мы решили, что сами знаем, как надо делать, поэтому даже не рассматривали вариант франшизы. Сейчас я думаю, что зря — надо было хотя бы получше изучить этот вопрос.

Франшиза может стать неплохим вариантом для начинающего предпринимателя, у которого ещё совсем нет опыта. В готовом бизнесе уже отработаны многие процессы и учтены ошибки. Поэтому с франшизой сложнее накосячить, чем когда разбираешься во всём сам.

Но франшизу нужно выбирать очень тщательно. Неопытному предпринимателю легче запудрить голову и продать говно в красивой обёртке. Сейчас рынок франшиз очень большой, и плохих — хватает.

Нередко единственные, кто зарабатывает на франшизе, — это её продавцы. Несколько лет назад в Воронеже был бум на кофейные франшизы. Вывески кофеен на улицах и в торговых центрах менялись каждые три-четыре месяца. Выглядело это так, будто человек покупал франшизу, работал несколько месяцев, понимал, что ничего не зарабатывает, и закрывал.

Выбирая франшизу, пообщайтесь с уже работающими франчайзи, почитайте отзывы и отраслевые новости. Когда у меня уже было три пиццерии, ко мне обратились представители одной крупной федеральной сети пиццерий и предложили стать их партнёром в Воронеже. Условия были хорошие, сеть известная, я стал задумываться о том, чтобы переформатировать одно заведение.

Но сначала решил пообщаться с франчайзи этой сети, который работал в соседнем городе. От него узнал, что франчайзер не выполняет многие свои обязательства. Например, если у тебя отвалится сайт в субботу утром, то его починят только в понедельник. Часто на складе франчайзера не было нужных продуктов, хотя франчайзи обязан закупаться только там. И ещё разные мелочи. Я послушал и передумал брать эту франшизу.

3. Открывались на кредитные деньги

На открытие пиццерии мы с братом взяли кредиты. У нас была хорошая белая зарплата, и с этим проблем не возникло. Я взял в «Сбере» потребительский кредит на 750 тысяч рублей. Брат был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, и ему дали два кредита: как физическому лицу и как ИП. Всего на запуск бизнеса мы потратили 3,3 миллиона рублей: два миллиона триста тысяч в кредит и один миллион — своих накоплений.

С бизнес-кредитом у нас не получилось. У меня вообще сложилось впечатление, что бизнес-кредит — это красивая конфетка, которая висит в витрине не для продажи, а для привлечения клиентов. Чтобы его получить, надо соблюсти кучу условий, собрать вагон документов, быть абсолютно прозрачным и показывать большие обороты. На моей памяти я встречал только одного человека, который смог взять специальный кредит на открытие бизнеса. Нам, малому и среднему бизнесу, такие кредиты или не дают, или дают очень мало — каких-нибудь сто тысяч.

Лучше всего вкладывать в бизнес свои деньги и деньги внешнего инвестора. Сам потребкредит не так уж страшен, но он сильно увеличивает риски. Бизнес — это и так высоко рискованная штука, а тут ещё ты их увеличиваешь потребительским кредитом с его высокими процентами.

Потерять свои деньги не так страшно. А вот если остались долги перед банком, то их надо будет возвращать. Нам с братом приходилось каждый месяц выплачивать банку по сто тысяч рублей.

Свою вторую пиццерию я открывал уже на деньги инвестора. Снова влезать в кредит я бы не решился.

4. Вложились с большим размахом

Мы взяли кредиты, уволились со своих работ, я переехал в Воронеж, где в это время жил мой брат, и мы приступили к подготовке нашей пиццерии к открытию. Подошли мы к этому с большим размахом. Даже слишком большим.

Сейчас под такую пиццерию я бы снял метров 50-60. Но мы очень оптимистично планировали расширяться, поэтому арендовали помещение площадью 200 квадратных метров.

Делали всё очень масштабно. Отдельные кабинеты, отдельный заготовочный цех. Всё везде обложили плиткой, постелили новые полы.

Нужна холодильная камера? Надо сразу большую, потому что у нас будут большие объёмы. Поэтому взяли не обычный холодильник за 20 тысяч, а холодильную камеру, условно, за 120 тысяч. Печь какую брать? Надо сразу большую — двухуровневую, на 8 пицц. Мы же через месяц вырастем, зачем нам маленькая печь!

У нас был целый штат сотрудников: повара, оператор, который принимал звонки, курьеры.

Для доставки взяли два новых Матиза — тоже в кредит

Брали, конечно же, всё новое, не «бэушное». В итоге, уже на старте мы очень сильно потратились, хотя это было не обязательным.

Потом пришлось урезать расходы на персонал — одно время мне самому приходилось принимать заказы, готовить пиццу и развозить её клиентам. А вот затраты на ремонт и оборудование было уже не вернуть.

Чтобы сократить расходы, мне приходилось самому принимать заказы, готовить и доставлять пиццу

5. Ремонт — кто в лес, кто по дрова

Отдельная история — это наше путешествие «в волшебный мир ремонта». Стройка длилась два месяца, хотя работ было на две недели максимум.

Мы работали без общего проекта, без сметы, чётких сроков для прорабов и отдельного человека, который бы вёл стройку.

Одно дело, когда ты показываешь хоть какой-то проект, а другое — когда показываешь пальцем «ну вот тут надо вот как-то так сделать». В итоге, строители и делают «как-то так» — как они считают нужным и как им удобнее.

О смете надо договариваться ещё до начала ремонта. Сразу давать понять, что если договорились, например, на 500 тысяч, то эту сумму никак нельзя превышать, максимум плюс-минус пять процентов. Если больше, то строитель платит из своего кармана.

Без сметы получается полная ерунда. Приходит к нам электрик и говорит, что надо два километра проводов. Как так? Ведь в начале считали, что нужен километр. Ну вот так получилось. И это был не единичный случай.

За ходом стройки нужно постоянно следить: или самому, или нанимать специального человека — прораба или дизайнера с услугой ведения проекта. Строители ни о чём думать не будут, они просто выполняют задания, поэтому надо думать за них наперёд.

Показательный случай был у нас с «парадной» гипсокартонной стенкой за стойкой кассы. Стенку возвели, покрасили. А потом вентиляционщики провели через неё вентиляционный короб. Стенка была испорчена. И никто не виноват. Строитель, который возводил стенку говорит: «Стенку надо было сделать к 5 числу? Я сделал. Ко мне какие вопросы?». Вентиляционщики говорят «Короб надо было делать? Надо. Стенка мешала? Вот мы и врезались в неё. К нам какие вопросы?». И кому тут претензии предъявлять?

Когда потом я открывал пиццерию в Старом Осколе, мы делали её по проекту дизайнера, который следил за ходом стройки, и проблем практически не возникало, открылись очень быстро.

С опытом время от начала ремонта до открытия пиццерии существенно сократилось

6. Не угадали с форматом

Наша первая пиццерия открылась 1 февраля 2014 года. Мы запустились, написали об этом в наших социальных сетях на все наши сто подписчиков, и произошло ровным счётом ничего. Мы ждали заказов, а заказов не было.

Проблема была в том, что мы ориентировались, в первую очередь, на доставку. За доставку тогда «топил» Фёдор Овчинников, и мне такая модель казалась наиболее перспективной — когда решает качество продукта и скорость. Мы думали только о доставке, а ни о чём другом не подумали.

С этой точки зрения наша точка была выбрана идеально. В радиусе доставки жило много людей, пиццерия стояла у дороги, поэтому было очень удобно доставлять.

Но в то же время мы были на отшибе от человеческого трафика. Рядом не было мест притяжения — торговых комплексов или бизнес-центров, парка или остановок общественного транспорта. О нашем существовании попросту никто не знал, и заказам было неоткуда взяться. Если бы мимо пиццерии ходили люди, они хотя бы видели, что в их районе есть такое место.

Для нашей первой пиццерии мы выбрали не самое удачное место

Свои следующие точки мы делали как можно ближе к местам скопления людей. Например, вторую пиццерию открыли на фудкорте гипермаркета «Окей» — до сих пор это одна из самых удачных в финансовом смысле точек.

Кроме того, все наши следующие пиццерии мы переориентировали на то, чтобы туда можно было не только прийти и забрать свой заказ, но и посидеть поесть пиццу с друзьями и близкими. Пиццерию в Старом Осколе и вовсе сделали не в фастфудном, а больше в ресторанном стиле.

Интерьер пиццерии в Старом Осколе оформили так, чтобы гостям хотелось приходить к нам почаще

Вообще, самовывоз в нашем бизнесе — это очень выгодно. Когда клиент приходит к тебе сам, ты не платишь курьерам за доставку, что экономически очень хорошо. Поэтому мы стали продвигать заведения с залом.

7. «Не смогли» в маркетинг

Так как мы изначально ориентировались на доставку, то планировали рекламироваться с помощью листовок. Но такой маркетинг не сработал.

Сначала попробовали официальную рекламу в лифтах. Это было дорого — тысяч 20 или даже 30 рублей. Наши плакаты повесили во всех лифтах в близлежащих районах. Реакция была почти что нулевой.

Тогда решили заняться спамом по почтовым ящикам. Мы подумали, что если нарисуем херовенькую, но душевную листовку, то она «зайдёт». В итоге, листовки получились отвратительные — и с точки зрения качества, и с точки зрения содержания.

Эти плохие листовки раскидывали по почтовым ящикам такие же плохие распространители. Они работали «на отвали», а мы тогда ещё не понимали, что их надо контролировать. Скорее всего, они просто выкидывали нашу рекламу в мусорку.

От листовок был небольшой выхлоп, пошли заказы, но всё равно всё было плохо. Появилась какая-то выручка, но очень маленькая. Хватало только на зарплаты. Мы просили курьеров раскидывать листовки на заказах, разносили сами. Крутились, но никакого заметного результата не было. Мы были в полной жопе.

С нормальными листовками всё пошло гораздо лучше. Мы бы тогда, наверное, точно разорились, если бы мне не попался хороший дизайнер — Иван Клепиков из агентства МедиаЦех. Он разработал макет двойной листовки с нашим меню и преимуществами, получился печатный мини-лендинг, очень крутой.

На тот момент, цена за листовку для нас была очень высокой — мы заплатили Ивану тысяч 10-20, но результат того стоил. Мы распространили её по почтовым ящикам и получили весомый прирост в выручке. С самодельными листовками мы делали 200-300 тысяч в месяц, а с листовками от Ивана было и по 500-600 тысяч.

Первый логотип и дизайн коробок мы тоже придумали сами

8. Понадеялись на фрилансера

Нам пришлось надеяться только на листовки, потому что нас подвели с сайтом, и мы не могли давать интернет-рекламу.

Я сидел на Лепре и там нашёл какого-то чувака-фрилансера, чтобы сделать нам сайт за 20 тысяч. Показали ему сайт Додо Пиццы как референс, он сказал, что будет даже лучше. Потребуется месяц, максимум полтора. Заплатили ему половину суммы и стали ждать результат.

В итоге, этот чувак поступил, как классический хреновый фрилансер. Сначала он через три недели пишет: чуваки, у меня всё почти готово, но у меня свадьба, закиньте ещё пятёрку. Ну, что делать, поздравляем, вот тебе пятёрка.

Но сайт мы так и не получили. Сначала он на какое-то время пропал, а когда объявился, сказал, что у него что-то не получается и вообще «у него лапки». Вернул нам пять тысяч, которые брал на свадьбу, и отдал нам всё, что смог сделать по сайту.

В общем, получилась классическая история с фрилансером: все сроки прошли и сделано не то, что нужно, и не так. И все друг другом недовольны.

Тем временем, без сайта и заказов, все кредитные деньги закончились, и мы встали на опасный путь банкротства. Целый год мы балансировали на тонкой грани, которая отделяла нас от закрытия. Я был фактически нищим.

У меня протёрлись кеды, которые покупал ещё в Москве — буквально была дырка на большом пальце, а на новые не было денег. И тогда вопрос стоял так — или я на последние деньги куплю обувь, или куплю моцареллу и муку, и мы завтра будем делать пиццу. Я всё время выбирал моцареллу и ходил в дырявых кедах.

9. Не считали экономику

Мы были в минусе, но не знали в каком, потому что не считали деньги. А без цифр я не понимал глубины проблемы. Хотя и так было понятно, что компания в глубоком кризисе.

Предприниматель должен считать деньги в своём бизнесе. А у нас не было бухгалтерии. Были только какие-то раскладки: из чего готовить пиццу, что надо закупать. Мы понимали, что продавали пиццу, грубо говоря, за 500 рублей, а её себестоимость 150 — и всё. Какие-то деньги пришли, какие-то ушли — на закупку продуктов, аренду, коммуналку.

Мы на тот момент не понимали всю волшебную силу отчёта о прибылях и убытках. Это один из главных отчётов собственника бизнеса любого размера. Он показывает, как работает твой бизнес, сколько ты заработал, а сколько потратил.

Мы же говорили между собой так: «А зачем нам этот отчёт? Сколько денег мы тратим? Мы тратим все деньги. Денег нет, чего их считать!». Года два так прожили, без отчётов, как два идиота.

О том, как важно считать экономику в своей компании, я узнал из рассылки «Мегапрорыва» Михаила Смолянова. Потом попал на курс «Нескучные финансы». Прошёл двухдневный интенсив, купили у них услугу «Финдиректор», и за четыре месяца и 250 тысяч внедрили финучёт.

Я уверен, что этот финучёт позволил нам пережить прошлогоднюю пандемию. Было страшно, но я знал, что делать, чтобы не обанкротиться и нас не порвали кассовые разрывы. По отчётам я понял, что если выплатить сотрудникам премиальную часть за отработанное время в марте, то денег на апрель может и не остаться. И тогда я принял непопулярное решение порезать премии. Мы чётко понимали, что делать, чтобы остаться на плаву, где скукоживаться, чтобы сходился отчёт о прибылях и убытках. Так и выжили.

10. Не использовали автоматизацию

Несмотря на проблемы, мы не переставали упорно работать и не опускали руки. Постепенно дела в пиццерии наладились, выручка понемногу росла, и мы уже начали зарабатывать кое-какие деньги. Уже можно было не переживать о банкротстве. Но ошибки не прекратились.

В 2016 году я привлёк инвестиции на открытие второй пиццерии. Место было отличное, и новая точка сразу стала показывать хорошие результаты.

С ростом количества пиццерий возникла ещё одна проблема — некому стало принимать и обрабатывать жалобы от клиентов. Раньше я сам вёл социальные сети, принимал жалобы и отвечал на них. Точек стало больше, клиентов и обращений тоже, и времени на это стало не хватать.

Сначала я делегировал эти задачи операторам колл-центра и smm-менеджеру. Если клиент обращался с жалобой по телефону или в социальных сетях, то они должны были написать об этом в специальный чат в WhatsApp. В этом чате был я и ответственные за точки.

Проблемы это не решило. Операторов и smm-менеджера никто не контролировал, и многие жалобы подвисали, а некоторые и попросту оставались без внимания.

О том, как я наладил работу с жалобами, у меня в Инстаграме есть подробный пост. Кстати, подписывайтесь.

Тогда чтобы контролировать процесс получения и обработки жалоб (мы их внутри компании называем «обращения»), я внедрил систему Pyrus.

Я настроил процессы и оповестил своих сотрудников, что теперь все жалобы надо регистрировать там. Предполагалось, что вопросы по обращениям будут решать менеджеры филиалов, которые выполняли заказ, а я буду проверять результаты.

Первое время мне почти ничего не приходило. Сначала думал, что дело в хорошей работе сотрудников сети и доставки, но оказалось, что большинство обращений попросту зависали на первых двух этапах: у операторов и менеджеров. Через некоторое время после внедрения я заглянул в реестр и увидел кучу обращений: повисших, просроченных, закрытых без моего ведома.

Оказалось, что многие жалобы оставались без внимания, сотрудники не переводили их на следующий этап или просто закрывали самостоятельно, без моей проверки.

Тогда я поставил KPI всем участникам процесса. SMM-менеджер должна была замечать жалобу в группе ВКонтакте или отзовиках и заносить в Pyrus. Менеджеры колл-центра в строгом порядке заносят каждое телефонное обращение. А от управляющих филиалами в течение 24 часов должна быть реакция на заявку. Просроченных и нерешенных задач не должно быть. Общее количество жалоб тоже фиксируется.

В конце всей цепочки я. Слежу за тем, нравится ли мне, как решена проблема или нет. Если не нравится, возвращаю задачу на предыдущий этап. Если нравится, закрываю.

Получается, что на каждом этапе ответственный сотрудник мотивирован заводить все жалобы в систему и следить за их обработкой, потому что от выполнения этих действий зависит его зарплата.

Конечно, жалобы были, есть и будут. Чтобы они были ценными и полезными, с ними нужно работать и анализировать их.

11. Не договорились с партнёром «на берегу»

С ростом компании стал отчётливее проявляться управленческий кризис. На тот момент у нас было аж три старших руководителя: я, мой брат и мой заместитель. В результате мы начали друг другу мешать.

Доходило до того, что мы могли дать сотруднику абсолютно разные указания в один и тот же день. Приеду утром на точку, говорю кассиру одно. Потом приезжает брат — так не делай, делай вот так. А потом ещё и мой зам заглянет: «Ты чего это делаешь? Мы же договаривались по-другому».

Между нами с братом стали случаться разногласия, которые плохо сказывались на бизнесе. В итоге, мы решили, что я буду заниматься операционкой, займу место генерального директора, а брат останется учредителем и будет решать более стратегические вопросы.

Сейчас всей операционкой в компании занимаюсь я один, в том числе закупкой нового оборудования

Поэтому если ты открываешь бизнес не один, а с кем-то, надо заранее прописывать, кто за что отвечает, что делает, какие ожидания. Я как-то слушал выступление предпринимателя Леонида Комиссарова, он рассказывал, что в партнёрском соглашении надо прописывать всё, вплоть до того, как быстро партнёр отвечает в чатах. У него был как-то случай, когда партнёр игнорировал не только звонки, но и сообщения в мессенджерах и так саботировал неудобные ему решения.

12. Не справились с масштабированием

Где две точки, там и три. В 2017 году мы открыли ещё одну пиццерию. А немного погодя — ещё и общий цех заготовки, в котором делали тесто и готовили ингредиенты. Купили ГАЗель с холодильником и развозили заготовки по филиалам. Это было отдельное производство со своими процессами, своей спецификой, сотрудниками.

По сути, мы за год выросли в два раза — было две точки, а стало четыре. И тут мы забуксовали.

У нас просто не стало хватать времени на все филиалы. Когда точек было две, ими получалось управлять в ручном режиме. В каждой пиццерии был старший менеджер. Мы ездили по точкам, проверяли, следили за их работой. На то, чтобы регулярно объезжать три пиццерии и цех заготовки, нам попросту не хватало времени.

Так как у нас не было системы контроля за работой пиццерий, это стало отражаться на общем моральном климате, на качестве продукции, на всём. Я тогда думал, что пусть люди на местах занимаются операционкой. Начал заниматься больше маркетингом и отошёл от управления. Но операционка без системы — это фигня. В любом общепите ты или сам за всем следишь, или создаёшь какие-то контрольные точки, которые мониторишь. За каждый процесс должен кто-то отвечать.

А когда нет системы контроля и не получается регулярно бывать везде, где нужно, то люди начинают делать, как им проще, легче и быстрее. Как правило, это означает, что крайним оказывается клиент.

Чтобы привести дела в порядок, я стал выстраивать систему контроля качества работы, назначать ответственных за процессы и внедрять KPI. Потихоньку хаоса стало меньше.

Но, к сожалению, третья пиццерия так и не вышла на обороты, на которые мы рассчитывали. В период пандемии мы приостановили её работу, а после снятия ограничений точку и вовсе пришлось закрыть.

13. Не фиксировали договорённости с партнёрами

Во время пандемии было очень нелегко. Кроме того, что у нас снизился поток заказов, возникли проблемы с арендодателем на одной точке.

Когда начался локдаун, мы начали вести переговоры о скидке. Обороты упали, и платить полную аренду нам было очень накладно. В итоге, договорились о скидке в 50% на всё время карантина. Договориться договорились, но нигде это не закрепили, только на словах. Ни дополнительного соглашения не заключили, ни даже по имейлу этой договорённости не продублировали.

Итог, думаю, понятен. Когда закончился локдаун, арендодатель сказал, что мы должны оплатить те 50%, которые не платили за время пандемии. Мы пытались возразить, что мы же договорились. На что арендодатель ответил, что это была не скидка, а рассрочка, и мы его неправильно поняли.

А надо было заключить нормальное допсоглашение, как делали многие предприятия в это время. Ну или хотя бы в письме эти договоренности зафиксировать.

Как вести бизнес без ошибок

Никак. Я в бизнесе уже семь лет, но если скажу, что всему научился и перестал ошибаться и косячить, то это будет неправдой. Конечно, сейчас я бы многие вещи сделал иначе, чем когда только начинал, но это не значит, что теперь у меня всё идёт гладко. Бизнес без ошибок невозможен.

Расскажите о своём опыте открытия бизнеса. Какие ошибки вам знакомы? Поделитесь своими историями — думаю, многим может быть полезным.

{ "author_name": "Никита Клеопа", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 555, "likes": 421, "favorites": 475, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 244825, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 12 May 2021 10:45:34 +0300", "is_special": false }
0
555 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
17

И только несколько человек знают откуда бабки и главное - что за бабки у Никиты. Если обществу будет интересно как именно и откуда именно был получен капитал и на чьи такие деньги масштабируется пиццерия, то с удовольствием поделюсь.

Ответить
6 комментариев
21

Никита, спасибо, прочитал на одном дыхании! Так что там с автоматизацией? Уже ж давно придумали и iiko и poster pos, которые за смешные деньги все считают и умеют в сетевые заведения. 

Ответить
9 комментариев

Комментарий удален

146

Нуууу, зато даже тем летом, когда не было денег на обувь я ходил в шортах(просто денег на штаны тоже не было)

Ответить
8

А как вы думаете, смог бы купить себе шорты человек работающий полтора месяца всего за двадцать тысяч? Вас вообще не насторожило, что программист взялся полтора месяца работать за двадцать тысяч? Вы наверное так были рады такой цене, что даже хвастались, какой вам лох попался. А получилось наоборот. Все знают , что программист самая высокооплачиваемая профессия в
в России. Так почему никого не настораживают те, кто готов за анаком полгода работать?

Ответить
50 комментариев
5

Гораздо интереснее что хорошего в хождении на работу в шортах

Ответить
5 комментариев
3

Если что — могу дать штаны, пиши :)

Ответить
0

Трусы, надеюсь, менялись :)

Ответить
3

Тут фигня в том, что предпринимателями обычно рождаются, а не становятся. Это такое шило в заднице, которое не дает жить спокойно, и в то же время ты понимаешь, что скорее сдохнешь, чем остановишься.

Ответить
13

Угу, известный факт, что именно в сорок седьмой хромосоме прописан ген предпринимательства

Ответить
12 комментариев
1

Ничего подобного, у меня тоже с первого раза плохо получалось, всё пришло с опытом!!! Главное желание и стремление, но и конечно не опускать руки при первой не успешной попытке! Лучше жалеть о том, что сделал, чем ничего не сделал!

Ответить
3

  Вертел я на детородном органе такой геморрой.

Бедный ваш партнер.

Ответить
4

Вертеть чей-то геморрой на детородном органе - вообще какая-то стремная тема, представил и лучше б не представлял 

Ответить
–72

Ребят, это не бизнес - это хуйня, уж не обижайтесь. Пора бы уже такие занятия как кофейни, ларьки и прочий шлак, которого хоть жопой ешь запрещать людям до 40 лет, так как молодняк просирает кучу времени и ресурсов играя в "бизнес". Все эти ваши ошибки - не ошибки, а следствие того, что рынок перенасыщен, каждая лягушка мечтает открыть свою уютную кофейню. На заводы ребят, на заводы, или стройку - генерировать добавочную стоимость.

Ответить
97

Я правильно понимаю, что данный комментарий вы пишите стоя у токарного станка? 

Сколько раз давал себе слово не замечать человеческую глупость, но всегда бомбит как в первый раз...

Ответить
–13

Роман, я понимаю ваши чувства, но блин, я разве не прав, какую пользу вы делаете своим бизнесом, каким навыкам вы научитесь, ваш товар чем то отличается от миллиона таких же аналогов?

Ответить
72 комментария
2

Кстати, довольно здравый комментарий он оставил. Если усмирить эго и веру в успешный успех

Ответить
0

я поддерживаю оратора выше, стоя у токарного станка. пруфы надо или так поверишь?

Ответить
10

Ребят, это не бизнес - это хуйня, уж не обижайтесь.

Опять человек работающий на дядю, учит какой бизнес правильный, а какой нет?

Ответить
–3

Да, на дядю. Только этот дядя смог собрать 100 спецов со всего мира, которые разрабатывают радиооборудование. Я не очень представляю как это можно сделать самому, тут просто без огромного коллектива никак. Или я ошибаюсь?

Ответить
41 комментарий
13

 Ребят, это не бизнес - это хуйня, уж не обижайтесь.

Расскажите про свой.

Ответить
0

Разработка радиооборудования в международной компании. 100 человек спецов. Не очень понимаю как вы собрались мутить бизнес наукоемкий делая это сам и без опыта.

Ответить
43 комментария

Неожиданный микрофон

Сергей
6

Давайте уж свою статью, про "на завод". С удовольствием почитаем

Ответить
4

вы не понимаете, завод - это другое!

Ответить
3

Деда, вы уже на заводе оттрубили своё?

Ответить

Комментарий удален

6 комментариев
3

"На заводы ребят, на заводы, или стройку - генерировать добавочную стоимость." Как мне вот такие советы нравятся.
На заводы кем и куда, а главное за что работать? Вон пример автоваза. Если говорить грубо, то его продукция за его деньги - уебищное говно которое нахер никому не нужно. 
И если бы не пошлины, то в любом задрищинске, ездили бы старые 30летние иномарки, которые по своим качествам куда лучше, чем современная продукция.

Приведите пример хоть одного завода, построенного в пост советское время, который бы выпускал конкуретную продукцию массово.

Совковые подходы в управлении: я начальник - ты дурак, кумовство, лень, тупость и жадность, копеечная зарплата, вот что такое ваш этот завод, нет уж спасибо, я лучше удаленно за 1k$ буду работать в тихой и споконой обстановке.

Вот тот кто владеет заводами, пусть у того голова и болит, почему граждане как в истории  между заводом  и бегом по граблям, с долгами и без денег выбирают последнее.
Мне вот как гражданину абсолютно похуй на заводы, на какую-то пользу для общества и прочее. Я работаю, еще плачу налоги и еще кому-то что-то должен, а жирно не будет?

Почему тот кто владеет заводами, ресурсами и управляет страной, кладет самый большой хуй на меня и не менее большую лапу в мой карман?
Почему мне должно быть не наплевать, если хозяевам самим насрать на ваши эти заводы.

Ответить
5

Уважаемый, работать на заводе - это образное высказывание, означающее то, что нужно работать и что-то производить. Не обязательно руками ведь работать, можно и головой считать. Ну что вы прям завелись. 

По поводу автоваза - хз, сейчас ваз делает вполне годные тачки за свою цену. И да, посмотрел бы я на вас, купившего 10 летнего немца с алюминиевым говномоторм, заказывающего шорт блок за 500к рубасов :) 

Ответить
4 комментария
3

Ох уж эти твердолобые бизнесмены.
Уже не в первый раз здесь встречаю абсолютно неверное понимание термина «добавочная стоимость».
НДС знаете что такое? И как он считается и как расшифровывается? Покурите терминологию и вам откроется дивный новый мир экономики, где даже 100 одинаковых пиццерий рядом могут генерировать добавочную стоимость 

Ответить
1

Не ожидал встретить адекватный комментарий. 

Ответить
5

... и - не встретил!))

Ответить
1 комментарий
2

Правильно, Сергей Подгорный!
На заводы, рабы - генерировать добавочную стоимость, которую положит себе в карман капиталист владеющий этим заводом, а ты как и был рабом с ЗП так и останешься.

Ответить
0

Это бизнес, просто мелкий.

Как и любая сфера деятельности - она имеет разные стадии. Не все их проходят, да. Но вектор развития бизнеса от микро к мелкому, среднему и КРУПНОМУ - он есть.

Есть аналогия - развитие специалиста. На старте карьеры он слабо квалифицирован и занимается простыми задачами, и это норм. Некоторые делают успешную проф карьеру.

Попытка развития в сфере предпринимательства - одна из стратегий жизни. Не вижу проблем. Более того - описанный кейс ещё и относительно позитивного тренда, и описан по делу.

Замечания про ошибки - совсем не релевантные. Куча управленческих фейлов не связана с ситуацией на рынке.

Поэтому претензии - надуманы

Ответить
44

Супер история +++

Ответить
5

Как можно дойти до мысли уехать из Москвы, где хорошая работа в хорошей компании в Воронеж?
В шортах там гонять на работу, в кедах или вообще без трусов
(привет энтрепренёркам с onlyfans) - вообще не принципиально.
Это же глушь и тоска.

Ответить
48

Как можно дойти до мысли, что в Москве всем без исключения весело, а в Воронеже всем без исключения тоскливо?

Ответить
42

Воронеж колыбель русского флота!
Тут есть полтора парка!
Старожилы говорят, что помнят одного человека, у которого был знакомый, который видел дороги с хорошим асфальтом!

Ответить
2

Часто бомбят?

Ответить
0

Ну не полтора, не надо. Я хоть и уехал из врн, но прекрасно помню и Олимпик и ботанический и то, что Динамо намного больше чем та территория где заканчиваются ларьки с кофе и хотдогами )

Ответить
13

Есть люди у которых нет потребности ходить по ресторанам или каким то другим заведениям Москвы. Для них достаточно шашлык пожарить на даче и с друзьями выпить, сходить на рыбалку. Воронеж для этого подходит.

Ответить
–13

Это печально.

Ответить
3 комментария
13

Москва худший город России для жизни, сори) Куда комфортнее в средних городах, где спокойной и без напряги, где чувствуешь себя более свободным и нет толп с очередями и пробками. 

Ответить
8

Это очень смешно про Москву.

Ответить

Профессиональный колос

Дмитрий
5

Комментарий удален по просьбе пользователя

Ответить
2 комментария
2

С деньгами везде комфортно, но поднять деньги можно не везде.

Ответить
0

Средний город в целом – да. В России – нет.

Ответить
6

Меня в Москве раздражало и раздражает:
1. Слишком много человеков. Работая на пятидневке сложно в выходные покататься на ватрушках, например. Очень помню, как однажды компанией пришли в Сокольники, постояли час в очереди, один раз скатились и ушли.
2. Пробки. Ок, общественный транспорт развит и до работы на метро я добирался быстрее, это правильно для мегаполиса. А вот когда ты в пятницу вечером до Воронежа едешь 10 часов, из них 5 часов на трассе и 5 в пробке на МКАДе жутко бесит.

Так что теперь я просто в гости к друзьям приезжаю посмотреть как похорошела при Сергее Семеновиче.

Ответить
1

Вот погоду бы ещё он пофиксил... А так - спасибо не надо, юг получше имхо )

Ответить
0

Кто сказал, что в Москве была хорошая работа и хорошая компания?

Ответить
2

никто, но Сергей оказался прав - та компания была моим лучшим работодателем

Ответить
20

В Питере каждый второй сейчас мнит таким бизнесменом. Всё потому, что строится очень много домов, где первые этажи обычно отдаются под коммерцию. Каждый дом - стандартный набор: пивнуха - шаверма - кофейня - бухло РосАл или КИБ. Если повезёт, то аптека и барбершоп. Самое интересное, раньше я думал, что это ассортимент для эконом-класса, и очень удивился, когда в парочке элитных домов увидел абсолютно те же точки... Так вот. Только вчера проходил кофейню. Находится на первом этаже среди трёх маленьких новостроек. Прямо - магистраль, где машинам не остановиться. Сбоку и сзади - огромный лесопарк (где выгуливают местные собак и регулярно появляются маньяки, семьи обычно там не гуляют даже, ибо стрёмно). С другого бока, около километра, идти через заправку (где, к слову, тоже есть кофе) и длинный бетонный забор автосервиса (или кладбище машин) . Через километр начинаются хрущёвки (вряд ли контингент кофеен). Я понимаю, что, наверное, всё упёрлось в цену аренды. Но нафига там вообще начинать? Надеяться на жителей этих трёх домов? Год назад жил в новом квартале. Квартал огромный, продолжает застраиваться. И как-то сразу понимаешь, что вот тут продуктовый в тему, взлетит. Вот тут нет - маленький поток. Была кофейня со стороны дома, где вообще никто не ходит, а напротив стройка, которая будет длиться ещё 3 с лишним года. Надеяться, что через 3,5 года появятся клиенты? Закрылась. Новые кварталы очень показательны, постоянно что-то открывается и закрывается. Есть одна точка, где за 2 года при мне сменилось 5 магазинов. Короче, правильный выбор места - 50% успеха и самый первый шаг, который надо обдумать.

Ответить
2

Не осилю сейчас длинный ответ с аналитикой по стоимости аренды, сдаче жилых квадратных метров и контингенте. 
Правило трёх  L - location, location, location

Ответить
10

«День пиццы» родился из мечты двух братьев освободиться от офисного рабства и ходить на работу в шортах

Чет впомнилось

Ответить
6

так никто не говорит, что работать не надо будет, просто ты будешь работать на себя и будешь делать то, что тебе кажется нужным. Самое ужасное на работе было делать бесполезные вещи по твоему мнению. 

Ответить
0

даже небесполезные вещи ты делаешь не для себя, а для своего работодателя и реализовываешь его идеи.

Ответить
1 комментарий
0

СИЗы почему не используете?

Ответить
2

Потому, что я обычно спонтанно в грязь лезу.

Ответить
1 комментарий
0

Такая мечта реальна при инвестировании ранее заработанных денег в бизнес с профессиональной и сформированной командой «на хозяйстве».

Ответить
8

Странная мотивация конечно. В Москве предостаточно мест работы, где можно ходить на работу в офис в шортах.

Ответить
1

В Москве предостаточно мест работы, где можно ходить на работу в офис в шортах.

В 2013? С приличной зарплатой, но не программист?

Ответить
0

А разве таких тогда не было? По мне так, когда есть большой выбор - рано или поздно найдётся нужный вариант. А выбора в Москве всегда предостаточно было.

Ответить
63 комментария
0

Врачом работаю. Езжу на работу на велосипеде в шортах)

Ответить
1

Эм... я бы в Москве в шортах особо сильно не ходил. Реально по пальцам могу пересчитать дни, когда так ходил даже в выходные. В офисе же есть кондиционер, ногам будет холодно.

Ответить
0

я был внедряльщиком-поддерживальщиком информационных систем и в шортах мне совсем не очень.
А работодатель был лучший за всю историю работы по найму.

Ответить
0

Даже есть места куда надо даже без шортов ходить, ну типа прон бгг 

Ответить
7

Тот редкий случай когда статья не только интересная, но и полезная ++

Ответить
1

История очень полезна, всё благодаря личному опыту. Хоть и есть некоторые ошибки которые ну очень банальные. Но всё же, за материал спасибо. 

Ответить
16

Если ты не считаешь себя год назад идиотом, значит ты недостаточно хорошо развиваешься. 

Ответить
0

Тут с вами и не поспоришь. С каждым годом становиться все светлее и светлее, но не у каждого.

Ответить
5

Наконец истории от реальных людей, пробивающихся с нуля, без успешного успеха.

Ответить
2

спасибо
записывайтесь на авторский курс по ссылке в описании, количество мест ограничено :)

Ответить
4

Полезно.
Спасибо!

Ответить
4

Рад, что полезен

Ответить
4

😭
год назад я закрыла свой не взлетевший стартап по доставке готового кофе, в который я верю до сих пор. Читаю, и понимаю, что надо было ходить в драных кедах и не сдаваться.
Крутая история. Очень крутые вдохновляющие поинты. Сохранила в заметки, буду перечитывать, когда невыносимо в бизнесе идти вперед, и из-за стресса сознание схлопывается и непонятно, где ошибка, что поправить и что делать дальше.
Благодарю 🙏🏻

Ответить
1

ЗдОрово, что помог.
Если что пишите в личку тут или в соцсети, я везде nkleopa
буду рад помочь

Ответить
1

Интересная история, спасибо! 
Как в итоге решился вопрос с маркетингом? Сайт, я вижу, появился, а продвигали как — своими силами? 
Работаете ли с доставочными агрегаторами и, если да, какие ощущения? 
Не думаете ли теперь сами открывать франшизу? 
P.S. На оранжевый «фирменный» цвет тоже Додо подтолкнула? :) 

Ответить
9

С сайтом мучались. Однажды один подрядчик на переговоры вызвал чеченцев, чтобы нам головы открутили, чудом выжили. Без шуток.
Потом наконец сайт запилил один из партнеров и теперь за него не стыдно.
Продвигаемся стандартно контекст по двум системам + SEO.
Агрегаторы - раковая опухоль общепита. Очень грубо говоря, общепит работает так - 30% себестоимость, 30% фонд оплаты труда, 30% аренда-коммуналка-налоги-прочее, 10% прибыль. Агрегатор берет 35% комиссии с каждого(!!!) заказа и привязывает лояльность гостя не к твоему заведению, а к своему приложению. Поэтому на дистанции экономика не сходится и они наши враги, а не друзья.
Франшизу не получается, у меня синдром самозванца(если я правильно понимаю)
Ну чего оранжевый сразу? У нас вполне себе желтый сейчас :)

Ответить
0

Понимаю Ваши мысли по поводу агрегаторов - читал подобное от других рестораторов, но понятно же, что у них история как с Такси в своё время - сомневаюсь, что «независимая» доставка еды выживет в долгосрочной перспективе - вопрос в том, когда они реально заинтересуются вашим рынком. 

Оранжевый - на картинке-превьюшке. :) 

Ответить
3

Почитал отзывы, реально хорошо работаете.
Молодцы!

Ответить
3

Знаю лично,пицца хорошая. Воронеж рулит

Ответить
0

жар-пицца вкуснее. 

Ответить

Почтовый бокал

3

Очень интересная статья и для меня как для профана в бизнесе еще и очень познавательная!
"А надо было заключить нормальное допсоглашение, как делали многие предприятия в это время. "
Хочу заметить , учитывая  то какой хитрый, мягко говоря, арендодатель вам попался, предложи вы ему допсоглашение он скорее всего просто его не принял и вы платили бы ту же сумму, потому как , деваться некуда. ИМХО :)

Ответить
2

Про шорты и Москву - на то мы и предприниматели, чтобы строить свои компании. Респект

Ответить
2

Обнимемся, бро?

Ответить
2

Легко! Я такой же. На днях выкатывал статью о себе))

Ответить
2

Хорошая история.  
Коллеги заказывают вашу пиццу частенько, а я так и непонял преимуществ вашей пиццы, что бы заказать ее у вас, а не в Додо.  По вкусу и цене разницы вроде нет)   Если есть то давайте в массы преимущества. 

Ответить
1

Мы не лидеры рынка, поэтому нам приходится больше стараться
У нас выше фудкост(себестоимость), а это значит, что в нашей пицце бОльше ветчины и сыра
У нас вкуснее тесто 
У нас можно заказать роллы с пиццей

Ответить
0

сходи попробуй жар-пиццу. 
хз какие там химикалии, но подсаживаешься сразу и навсегда.
а еще ассортимент прочей нямки, когда пицца уже не лезет.
жаль они в Туле закрылись, езжу теперь в Курск лакомиться. 

Ответить
3 комментария
1

Сейчас я вам ещё один лонгрид напишу

Ответить
2

Очень полезная и поучительная история. Спасибо автору за это)

Ответить
2

У меня вообще сложилось впечатление, что бизнес-кредит — это красивая конфетка... Чтобы его получить, надо соблюсти кучу условий, собрать вагон документов, быть абсолютно прозрачным и показывать большие обороты.

Меня всегда забавляла эта ситуация - чтобы получить кредит, нужно "показать обороты". Мы приходили и с 1 млн, и с 15, и со 100 под разные запросы и каждый раз одно и то же. Если бы у меня были "нужные обороты" на хер бы мне ваш кредит не усрался под конские проценты. Были и особые, которые запрашивали документы коробками и через пару месяцев гордо предлагали 2 млн при обороте 60 млн.

Ответить
0

Нет.

У банков есть разные сегменты.

Первый - микрокредитования. Условно - вам дадут 1-3млн под паспорт директора.

Второй - мелкие кредиты через скоринг. Грузите Фин отчетность и обороты по расчетным счетам в систему - вам говорят сумму кредита. В размере процентов 10 от годового оборота, наверное - дадут при средних показателях бизнеса.

Третий - залоговое кредитование. Нужен залог плюс показать источник возврата. 5-50млн можно получить.

Далее - крупные чеки. У всех по разному - от 50, от 150 или 300 млн, тут вас внимательно изучат с аналитиками и дадут беззалоговый кредит под бизнес.

Ответить
2

На одном дыхании прочёл, но с утра ещё раз перечитаю!
Спасибо за статью, что рассказали «простым языком» честно и откровенно, без стартапной лабуды про «смену парадигмы сознания» и « я посмотрел фильм и понял что надо ехать в Пало Альто»

Ответить
0

о, да, тоже не люблю таких
спасибо

Ответить
1

Знаете, Вы описали отличный путь. Было бы классно, что бы кто-то сделал небольшой гайд по оборудованию, рецептам :)

Ответить
3

Это уже получается пакет документов по франшизе) 

Ответить
0

Спасибо
Если хотите открывать общепит - пишите и приезжайте, все что знаю покажу и расскажу

Ответить
–1

"Потом попал на курс «Нескучные финансы». Прошёл двухдневный интенсив, купили у них услугу «Финдиректор», и за четыре месяца и 250 тысяч внедрили финучёт."
Я просто уею с предпринимателей. Вы же заявляете, что в офисе работали - у вас что, в компании фин. директора не было? Вам незнакома вилка зарплат фин. менеджеров? Что помешало нанять такого человека? Это что, очередная джинса в статье, или вы на полном серзьезе занесли за БДДС и БДР 250к, являясь стартапом, который должен каждый рубль, не то что тысячи, считать?

Ответить
1

 Вам незнакома вилка зарплат фин. менеджеров? Что помешало нанять такого человека?

250/4=62,5тр рублей в месяц. в том числе НДС 10 416р которые ставишь к возмещению. 
Итого имеем финдира за 52тр с которых еще и не надо платить соцвзносы в фонды.
Это ниже чем рыночная стоимость фин дира. 

Сам являюсь клиентом @Нескучные финансы с осени прошлого года. Всё нравится. Отличная альтернатива штатного специалиста.

Ответить
1

яростно плюсую
у меня есть только пара "больших" подрядчиков, которыми я очень доволен - это нескучные финансы и Pyrus.

Ответить
0

Это дорого для стартапа, учитывая их процессы на начальной стадии, это все нужно делать самому, либо фрилансера искать, который один раз всё сведет, покажет что куда, а дальше сами. 
Претензия именно к разбросу деньгами. 

Ответить
5 комментариев
0

в последнем офисе, где я работал финдиректор был выписан из Великобритании за 500 тыс в месяц.

Ответить
0

Настало время ошеломительных историй

Ответить
0

Какие были впечатления в 1 день на работе с шортами ?)

Ответить
4

Блин, почему у нас за целый день только 1 заказ?

Ответить
1

Хорошая статья

Вот это я понимаю бизнес так бизнес

Сразу с головой в кучу ошибок и проблем, достойно уважения

Ответить
1

Спасибо за историю! И вдохновляет, и полезно.
Есть пара вопросов.
Как вы искали помещения? После первой неудачи (хотя мне интересно, и как первое помещение выбирали) искали место, где больше человеческого трафика, но были же и другие критерии? Как договаривались, на какие нюансы смотрели (может трубы там проверяли или еще что)? С помещением часто главная проблема. 

Ответить
1

Первое помещение мы выбрали удачно под ту концепцию, которую считали тогда выигрышной. Так что помещение нашли удачно, а вот концепцию - нет.
Мы ищем помещения так, чтобы аренда была максимально допустимой при том трафике, что есть. Грубо говоря, 500р/м2 без трафика нам не нужны, но и 5000р/м2 на жирнючем трафике тоже не смотрим. Ну и транспортная доступность нужна, мы же на 50% доставка.
Трубы и вот это вот все - всегда (неприятный) сюрприз. В предпоследнем филиале не оказалось канализации и нам через все помещение пришлось долбить пол минитрактором, в последнем помещении вода в трубах оказалось не той температуры и давления, как договаривались при заключении договора.

Ответить
0

Спасибо! Все-таки и у вас проблема с трубами )

Ответить
2 комментария
1

Отличная история! Спасибо

Ответить
1

Пожалуйста!
🖖

Ответить
0

Уважаемый автор!
С высоты своего опыта можете ответить на простой вопрос:
- Нужно было в самом начале покупать франшизу от "Додо-пиццы" или нет?

Ответить
3

история не знает сослагательного наклонения.
На старте у нас не было бы денег. В черные дни я писал им запрос "пожалуйста возьмите нас к себе на любых условиях", ответили отказом.
Сейчас эту франшизу в РФ фактически невозможно купить.

Вообще хорошая франшиза - это win-win.

Ответить
1

Отличный ответ !
Герою статьи - респект и уважуха !

Ответить
0

У товарища первый и второй пункты немного противоречат друг другу.

Ответить

Уверенный рубин

Никита
4
Ответить
1

Помню твой пост на бизнес подлепре!

Ответить
0

Обнимемся только если ты чётник :)

Ответить
1

Нечетник :(
Ты меня тогда на МедиаЦех направил, кстати. Спасибо ещё раз. Ребята реально молодцы

Ответить
1 комментарий
0

Видел вашу пиццерию в Старом Осколе. Всегда думал что это какой-то местный клон Додо скомуниздивший название ихней акции "День пиццы".

Ответить
3

Ихняя акция появилась через несколько лет после того, как мы открылись

Ответить
1

Интересная статья, спасибо

Ответить