«Целый год я был почти нищий»: 13 моих ошибок при запуске пиццерии

Умные люди учатся на чужих ошибках. Я учился на своих. Рассказываю о косяках, которые допустил при создании своего бизнеса — сети пиццерий с доставкой.

Меня зовут Никита Клеопа, я — собственник сети пиццерий «День пиццы». Сейчас в сети три заведения: две пиццерии в Воронеже и одна — в Старом Осколе. Свой бизнес я начал семь лет назад.

«День пиццы» родился из мечты двух братьев освободиться от офисного рабства и ходить на работу в шортах. Восемь лет назад я работал в Москве в хорошей компании. Там был дресс-код, и я ходил на работу в брюках. Летом я смотрел на людей, которые ходят на работу в шортах, и дико им завидовал.

Поэтому мы с братом решили запустить свой бизнес — открыли пиццерию с доставкой. А так как у нас не было никакого опыта в бизнесе, то мы сделали все возможные ошибки, какие вообще можно было сделать.

Мы начинали свой бизнес в одной стране, с долларом по 30 рублей и дешёвой моцареллой, а открылись в другой — с Крымом в составе и весёлым фермером вместо итальянского сыра.

Весёлый фермер стал символом начала нашего бизнеса

В итоге, мы фактически разорились, и я год был почти нищий — у меня не было денег даже купить новые кеды взамен порвавшихся. Но мы упорно работали, и теперь у нас всё хорошо.

В этой статье поделюсь своими ошибками, которые я совершил на старте бизнеса. Возможно, они будут полезны начинающим предпринимателям, чтобы не наломать дров, как я сам когда-то.

1. Послушали мнение только одного «эксперта»

Изначально мы с братом хотели открыть кофейню, а не пиццерию. Хотели сделать, как в «Шоколаднице», но лучше. И хотя у нас не было никакого опыта в приготовлении кофе, мы считали, что в «Шоколаднице» дураки и ничего не понимают. А вот мы знаем, как готовить кофе лучше и сделаем всё правильно.

От этой идеи нас отговорили. Брат пообщался с опытным ресторатором из Воронежа, и тот сказал, что кофейня просто на кофе не «взлетит». Надо запускать полноценную кухню: с салатиками, супами, вторыми блюдами. Мы не были готовы делать кухню, поэтому послушались совета и кофейню запускать не стали.

Может быть и зря. Эта идея пришла к нам в голову ещё до бума формата Coffee to Go. Кто знает, возможно именно с кофейней было бы проще, чем с пиццерией. Надо было, как минимум, разобраться в экспертности этого человека, а ещё лучше — поговорить и с другими людьми тоже.

К нам часто приходят не только поесть пиццу, но и просто посидеть за чашкой кофе

2. Не подумали насчёт франшизы

Мы продолжили думать над форматом заведения. Когда я был студентом, то два года проработал в KFC и Pizza Hut, так что у меня был некоторый опыт в приготовлении пиццы. В это же время набирал обороты блог Фёдора Овчинникова и его «Додо Пицца». Я облазил блог Фёдора вдоль и поперёк, вдохновился, и мы решили открывать пиццерию.

И опять же, как самые умные, мы решили, что сами знаем, как надо делать, поэтому даже не рассматривали вариант франшизы. Сейчас я думаю, что зря — надо было хотя бы получше изучить этот вопрос.

Франшиза может стать неплохим вариантом для начинающего предпринимателя, у которого ещё совсем нет опыта. В готовом бизнесе уже отработаны многие процессы и учтены ошибки. Поэтому с франшизой сложнее накосячить, чем когда разбираешься во всём сам.

Но франшизу нужно выбирать очень тщательно. Неопытному предпринимателю легче запудрить голову и продать говно в красивой обёртке. Сейчас рынок франшиз очень большой, и плохих — хватает.

Нередко единственные, кто зарабатывает на франшизе, — это её продавцы. Несколько лет назад в Воронеже был бум на кофейные франшизы. Вывески кофеен на улицах и в торговых центрах менялись каждые три-четыре месяца. Выглядело это так, будто человек покупал франшизу, работал несколько месяцев, понимал, что ничего не зарабатывает, и закрывал.

Выбирая франшизу, пообщайтесь с уже работающими франчайзи, почитайте отзывы и отраслевые новости. Когда у меня уже было три пиццерии, ко мне обратились представители одной крупной федеральной сети пиццерий и предложили стать их партнёром в Воронеже. Условия были хорошие, сеть известная, я стал задумываться о том, чтобы переформатировать одно заведение.

Но сначала решил пообщаться с франчайзи этой сети, который работал в соседнем городе. От него узнал, что франчайзер не выполняет многие свои обязательства. Например, если у тебя отвалится сайт в субботу утром, то его починят только в понедельник. Часто на складе франчайзера не было нужных продуктов, хотя франчайзи обязан закупаться только там. И ещё разные мелочи. Я послушал и передумал брать эту франшизу.

3. Открывались на кредитные деньги

На открытие пиццерии мы с братом взяли кредиты. У нас была хорошая белая зарплата, и с этим проблем не возникло. Я взял в «Сбере» потребительский кредит на 750 тысяч рублей. Брат был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель, и ему дали два кредита: как физическому лицу и как ИП. Всего на запуск бизнеса мы потратили 3,3 миллиона рублей: два миллиона триста тысяч в кредит и один миллион — своих накоплений.

С бизнес-кредитом у нас не получилось. У меня вообще сложилось впечатление, что бизнес-кредит — это красивая конфетка, которая висит в витрине не для продажи, а для привлечения клиентов. Чтобы его получить, надо соблюсти кучу условий, собрать вагон документов, быть абсолютно прозрачным и показывать большие обороты. На моей памяти я встречал только одного человека, который смог взять специальный кредит на открытие бизнеса. Нам, малому и среднему бизнесу, такие кредиты или не дают, или дают очень мало — каких-нибудь сто тысяч.

Лучше всего вкладывать в бизнес свои деньги и деньги внешнего инвестора. Сам потребкредит не так уж страшен, но он сильно увеличивает риски. Бизнес — это и так высоко рискованная штука, а тут ещё ты их увеличиваешь потребительским кредитом с его высокими процентами.

Потерять свои деньги не так страшно. А вот если остались долги перед банком, то их надо будет возвращать. Нам с братом приходилось каждый месяц выплачивать банку по сто тысяч рублей.

Свою вторую пиццерию я открывал уже на деньги инвестора. Снова влезать в кредит я бы не решился.

4. Вложились с большим размахом

Мы взяли кредиты, уволились со своих работ, я переехал в Воронеж, где в это время жил мой брат, и мы приступили к подготовке нашей пиццерии к открытию. Подошли мы к этому с большим размахом. Даже слишком большим.

Сейчас под такую пиццерию я бы снял метров 50-60. Но мы очень оптимистично планировали расширяться, поэтому арендовали помещение площадью 200 квадратных метров.

Делали всё очень масштабно. Отдельные кабинеты, отдельный заготовочный цех. Всё везде обложили плиткой, постелили новые полы.

Нужна холодильная камера? Надо сразу большую, потому что у нас будут большие объёмы. Поэтому взяли не обычный холодильник за 20 тысяч, а холодильную камеру, условно, за 120 тысяч. Печь какую брать? Надо сразу большую — двухуровневую, на 8 пицц. Мы же через месяц вырастем, зачем нам маленькая печь!

У нас был целый штат сотрудников: повара, оператор, который принимал звонки, курьеры.

Для доставки взяли два новых Матиза — тоже в кредит

Брали, конечно же, всё новое, не «бэушное». В итоге, уже на старте мы очень сильно потратились, хотя это было не обязательным.

Потом пришлось урезать расходы на персонал — одно время мне самому приходилось принимать заказы, готовить пиццу и развозить её клиентам. А вот затраты на ремонт и оборудование было уже не вернуть.

Чтобы сократить расходы, мне приходилось самому принимать заказы, готовить и доставлять пиццу

5. Ремонт — кто в лес, кто по дрова

Отдельная история — это наше путешествие «в волшебный мир ремонта». Стройка длилась два месяца, хотя работ было на две недели максимум.

Мы работали без общего проекта, без сметы, чётких сроков для прорабов и отдельного человека, который бы вёл стройку.

Одно дело, когда ты показываешь хоть какой-то проект, а другое — когда показываешь пальцем «ну вот тут надо вот как-то так сделать». В итоге, строители и делают «как-то так» — как они считают нужным и как им удобнее.

О смете надо договариваться ещё до начала ремонта. Сразу давать понять, что если договорились, например, на 500 тысяч, то эту сумму никак нельзя превышать, максимум плюс-минус пять процентов. Если больше, то строитель платит из своего кармана.

Без сметы получается полная ерунда. Приходит к нам электрик и говорит, что надо два километра проводов. Как так? Ведь в начале считали, что нужен километр. Ну вот так получилось. И это был не единичный случай.

За ходом стройки нужно постоянно следить: или самому, или нанимать специального человека — прораба или дизайнера с услугой ведения проекта. Строители ни о чём думать не будут, они просто выполняют задания, поэтому надо думать за них наперёд.

Показательный случай был у нас с «парадной» гипсокартонной стенкой за стойкой кассы. Стенку возвели, покрасили. А потом вентиляционщики провели через неё вентиляционный короб. Стенка была испорчена. И никто не виноват. Строитель, который возводил стенку говорит: «Стенку надо было сделать к 5 числу? Я сделал. Ко мне какие вопросы?». Вентиляционщики говорят «Короб надо было делать? Надо. Стенка мешала? Вот мы и врезались в неё. К нам какие вопросы?». И кому тут претензии предъявлять?

Когда потом я открывал пиццерию в Старом Осколе, мы делали её по проекту дизайнера, который следил за ходом стройки, и проблем практически не возникало, открылись очень быстро.

С опытом время от начала ремонта до открытия пиццерии существенно сократилось

6. Не угадали с форматом

Наша первая пиццерия открылась 1 февраля 2014 года. Мы запустились, написали об этом в наших социальных сетях на все наши сто подписчиков, и произошло ровным счётом ничего. Мы ждали заказов, а заказов не было.

Проблема была в том, что мы ориентировались, в первую очередь, на доставку. За доставку тогда «топил» Фёдор Овчинников, и мне такая модель казалась наиболее перспективной — когда решает качество продукта и скорость. Мы думали только о доставке, а ни о чём другом не подумали.

С этой точки зрения наша точка была выбрана идеально. В радиусе доставки жило много людей, пиццерия стояла у дороги, поэтому было очень удобно доставлять.

Но в то же время мы были на отшибе от человеческого трафика. Рядом не было мест притяжения — торговых комплексов или бизнес-центров, парка или остановок общественного транспорта. О нашем существовании попросту никто не знал, и заказам было неоткуда взяться. Если бы мимо пиццерии ходили люди, они хотя бы видели, что в их районе есть такое место.

Для нашей первой пиццерии мы выбрали не самое удачное место

Свои следующие точки мы делали как можно ближе к местам скопления людей. Например, вторую пиццерию открыли на фудкорте гипермаркета «Окей» — до сих пор это одна из самых удачных в финансовом смысле точек.

Кроме того, все наши следующие пиццерии мы переориентировали на то, чтобы туда можно было не только прийти и забрать свой заказ, но и посидеть поесть пиццу с друзьями и близкими. Пиццерию в Старом Осколе и вовсе сделали не в фастфудном, а больше в ресторанном стиле.

Интерьер пиццерии в Старом Осколе оформили так, чтобы гостям хотелось приходить к нам почаще

Вообще, самовывоз в нашем бизнесе — это очень выгодно. Когда клиент приходит к тебе сам, ты не платишь курьерам за доставку, что экономически очень хорошо. Поэтому мы стали продвигать заведения с залом.

7. «Не смогли» в маркетинг

Так как мы изначально ориентировались на доставку, то планировали рекламироваться с помощью листовок. Но такой маркетинг не сработал.

Сначала попробовали официальную рекламу в лифтах. Это было дорого — тысяч 20 или даже 30 рублей. Наши плакаты повесили во всех лифтах в близлежащих районах. Реакция была почти что нулевой.

Тогда решили заняться спамом по почтовым ящикам. Мы подумали, что если нарисуем херовенькую, но душевную листовку, то она «зайдёт». В итоге, листовки получились отвратительные — и с точки зрения качества, и с точки зрения содержания.

Эти плохие листовки раскидывали по почтовым ящикам такие же плохие распространители. Они работали «на отвали», а мы тогда ещё не понимали, что их надо контролировать. Скорее всего, они просто выкидывали нашу рекламу в мусорку.

От листовок был небольшой выхлоп, пошли заказы, но всё равно всё было плохо. Появилась какая-то выручка, но очень маленькая. Хватало только на зарплаты. Мы просили курьеров раскидывать листовки на заказах, разносили сами. Крутились, но никакого заметного результата не было. Мы были в полной жопе.

С нормальными листовками всё пошло гораздо лучше. Мы бы тогда, наверное, точно разорились, если бы мне не попался хороший дизайнер — Иван Клепиков из агентства МедиаЦех. Он разработал макет двойной листовки с нашим меню и преимуществами, получился печатный мини-лендинг, очень крутой.

На тот момент, цена за листовку для нас была очень высокой — мы заплатили Ивану тысяч 10-20, но результат того стоил. Мы распространили её по почтовым ящикам и получили весомый прирост в выручке. С самодельными листовками мы делали 200-300 тысяч в месяц, а с листовками от Ивана было и по 500-600 тысяч.

Первый логотип и дизайн коробок мы тоже придумали сами

8. Понадеялись на фрилансера

Нам пришлось надеяться только на листовки, потому что нас подвели с сайтом, и мы не могли давать интернет-рекламу.

Я сидел на Лепре и там нашёл какого-то чувака-фрилансера, чтобы сделать нам сайт за 20 тысяч. Показали ему сайт Додо Пиццы как референс, он сказал, что будет даже лучше. Потребуется месяц, максимум полтора. Заплатили ему половину суммы и стали ждать результат.

В итоге, этот чувак поступил, как классический хреновый фрилансер. Сначала он через три недели пишет: чуваки, у меня всё почти готово, но у меня свадьба, закиньте ещё пятёрку. Ну, что делать, поздравляем, вот тебе пятёрка.

Но сайт мы так и не получили. Сначала он на какое-то время пропал, а когда объявился, сказал, что у него что-то не получается и вообще «у него лапки». Вернул нам пять тысяч, которые брал на свадьбу, и отдал нам всё, что смог сделать по сайту.

В общем, получилась классическая история с фрилансером: все сроки прошли и сделано не то, что нужно, и не так. И все друг другом недовольны.

Тем временем, без сайта и заказов, все кредитные деньги закончились, и мы встали на опасный путь банкротства. Целый год мы балансировали на тонкой грани, которая отделяла нас от закрытия. Я был фактически нищим.

У меня протёрлись кеды, которые покупал ещё в Москве — буквально была дырка на большом пальце, а на новые не было денег. И тогда вопрос стоял так — или я на последние деньги куплю обувь, или куплю моцареллу и муку, и мы завтра будем делать пиццу. Я всё время выбирал моцареллу и ходил в дырявых кедах.

9. Не считали экономику

Мы были в минусе, но не знали в каком, потому что не считали деньги. А без цифр я не понимал глубины проблемы. Хотя и так было понятно, что компания в глубоком кризисе.

Предприниматель должен считать деньги в своём бизнесе. А у нас не было бухгалтерии. Были только какие-то раскладки: из чего готовить пиццу, что надо закупать. Мы понимали, что продавали пиццу, грубо говоря, за 500 рублей, а её себестоимость 150 — и всё. Какие-то деньги пришли, какие-то ушли — на закупку продуктов, аренду, коммуналку.

Мы на тот момент не понимали всю волшебную силу отчёта о прибылях и убытках. Это один из главных отчётов собственника бизнеса любого размера. Он показывает, как работает твой бизнес, сколько ты заработал, а сколько потратил.

Мы же говорили между собой так: «А зачем нам этот отчёт? Сколько денег мы тратим? Мы тратим все деньги. Денег нет, чего их считать!». Года два так прожили, без отчётов, как два идиота.

О том, как важно считать экономику в своей компании, я узнал из рассылки «Мегапрорыва» Михаила Смолянова. Потом попал на курс «Нескучные финансы». Прошёл двухдневный интенсив, купили у них услугу «Финдиректор», и за четыре месяца и 250 тысяч внедрили финучёт.

Я уверен, что этот финучёт позволил нам пережить прошлогоднюю пандемию. Было страшно, но я знал, что делать, чтобы не обанкротиться и нас не порвали кассовые разрывы. По отчётам я понял, что если выплатить сотрудникам премиальную часть за отработанное время в марте, то денег на апрель может и не остаться. И тогда я принял непопулярное решение порезать премии. Мы чётко понимали, что делать, чтобы остаться на плаву, где скукоживаться, чтобы сходился отчёт о прибылях и убытках. Так и выжили.

10. Не использовали автоматизацию

Несмотря на проблемы, мы не переставали упорно работать и не опускали руки. Постепенно дела в пиццерии наладились, выручка понемногу росла, и мы уже начали зарабатывать кое-какие деньги. Уже можно было не переживать о банкротстве. Но ошибки не прекратились.

В 2016 году я привлёк инвестиции на открытие второй пиццерии. Место было отличное, и новая точка сразу стала показывать хорошие результаты.

С ростом количества пиццерий возникла ещё одна проблема — некому стало принимать и обрабатывать жалобы от клиентов. Раньше я сам вёл социальные сети, принимал жалобы и отвечал на них. Точек стало больше, клиентов и обращений тоже, и времени на это стало не хватать.

Сначала я делегировал эти задачи операторам колл-центра и smm-менеджеру. Если клиент обращался с жалобой по телефону или в социальных сетях, то они должны были написать об этом в специальный чат в WhatsApp. В этом чате был я и ответственные за точки.

Проблемы это не решило. Операторов и smm-менеджера никто не контролировал, и многие жалобы подвисали, а некоторые и попросту оставались без внимания.

О том, как я наладил работу с жалобами, у меня в Инстаграме есть подробный пост. Кстати, подписывайтесь.

Тогда чтобы контролировать процесс получения и обработки жалоб (мы их внутри компании называем «обращения»), я внедрил систему Pyrus.

Я настроил процессы и оповестил своих сотрудников, что теперь все жалобы надо регистрировать там. Предполагалось, что вопросы по обращениям будут решать менеджеры филиалов, которые выполняли заказ, а я буду проверять результаты.

Первое время мне почти ничего не приходило. Сначала думал, что дело в хорошей работе сотрудников сети и доставки, но оказалось, что большинство обращений попросту зависали на первых двух этапах: у операторов и менеджеров. Через некоторое время после внедрения я заглянул в реестр и увидел кучу обращений: повисших, просроченных, закрытых без моего ведома.

Оказалось, что многие жалобы оставались без внимания, сотрудники не переводили их на следующий этап или просто закрывали самостоятельно, без моей проверки.

Тогда я поставил KPI всем участникам процесса. SMM-менеджер должна была замечать жалобу в группе ВКонтакте или отзовиках и заносить в Pyrus. Менеджеры колл-центра в строгом порядке заносят каждое телефонное обращение. А от управляющих филиалами в течение 24 часов должна быть реакция на заявку. Просроченных и нерешенных задач не должно быть. Общее количество жалоб тоже фиксируется.

В конце всей цепочки я. Слежу за тем, нравится ли мне, как решена проблема или нет. Если не нравится, возвращаю задачу на предыдущий этап. Если нравится, закрываю.

Получается, что на каждом этапе ответственный сотрудник мотивирован заводить все жалобы в систему и следить за их обработкой, потому что от выполнения этих действий зависит его зарплата.

Конечно, жалобы были, есть и будут. Чтобы они были ценными и полезными, с ними нужно работать и анализировать их.

11. Не договорились с партнёром «на берегу»

С ростом компании стал отчётливее проявляться управленческий кризис. На тот момент у нас было аж три старших руководителя: я, мой брат и мой заместитель. В результате мы начали друг другу мешать.

Доходило до того, что мы могли дать сотруднику абсолютно разные указания в один и тот же день. Приеду утром на точку, говорю кассиру одно. Потом приезжает брат — так не делай, делай вот так. А потом ещё и мой зам заглянет: «Ты чего это делаешь? Мы же договаривались по-другому».

Между нами с братом стали случаться разногласия, которые плохо сказывались на бизнесе. В итоге, мы решили, что я буду заниматься операционкой, займу место генерального директора, а брат останется учредителем и будет решать более стратегические вопросы.

Сейчас всей операционкой в компании занимаюсь я один, в том числе закупкой нового оборудования

Поэтому если ты открываешь бизнес не один, а с кем-то, надо заранее прописывать, кто за что отвечает, что делает, какие ожидания. Я как-то слушал выступление предпринимателя Леонида Комиссарова, он рассказывал, что в партнёрском соглашении надо прописывать всё, вплоть до того, как быстро партнёр отвечает в чатах. У него был как-то случай, когда партнёр игнорировал не только звонки, но и сообщения в мессенджерах и так саботировал неудобные ему решения.

12. Не справились с масштабированием

Где две точки, там и три. В 2017 году мы открыли ещё одну пиццерию. А немного погодя — ещё и общий цех заготовки, в котором делали тесто и готовили ингредиенты. Купили ГАЗель с холодильником и развозили заготовки по филиалам. Это было отдельное производство со своими процессами, своей спецификой, сотрудниками.

По сути, мы за год выросли в два раза — было две точки, а стало четыре. И тут мы забуксовали.

У нас просто не стало хватать времени на все филиалы. Когда точек было две, ими получалось управлять в ручном режиме. В каждой пиццерии был старший менеджер. Мы ездили по точкам, проверяли, следили за их работой. На то, чтобы регулярно объезжать три пиццерии и цех заготовки, нам попросту не хватало времени.

Так как у нас не было системы контроля за работой пиццерий, это стало отражаться на общем моральном климате, на качестве продукции, на всём. Я тогда думал, что пусть люди на местах занимаются операционкой. Начал заниматься больше маркетингом и отошёл от управления. Но операционка без системы — это фигня. В любом общепите ты или сам за всем следишь, или создаёшь какие-то контрольные точки, которые мониторишь. За каждый процесс должен кто-то отвечать.

А когда нет системы контроля и не получается регулярно бывать везде, где нужно, то люди начинают делать, как им проще, легче и быстрее. Как правило, это означает, что крайним оказывается клиент.

Чтобы привести дела в порядок, я стал выстраивать систему контроля качества работы, назначать ответственных за процессы и внедрять KPI. Потихоньку хаоса стало меньше.

Но, к сожалению, третья пиццерия так и не вышла на обороты, на которые мы рассчитывали. В период пандемии мы приостановили её работу, а после снятия ограничений точку и вовсе пришлось закрыть.

13. Не фиксировали договорённости с партнёрами

Во время пандемии было очень нелегко. Кроме того, что у нас снизился поток заказов, возникли проблемы с арендодателем на одной точке.

Когда начался локдаун, мы начали вести переговоры о скидке. Обороты упали, и платить полную аренду нам было очень накладно. В итоге, договорились о скидке в 50% на всё время карантина. Договориться договорились, но нигде это не закрепили, только на словах. Ни дополнительного соглашения не заключили, ни даже по имейлу этой договорённости не продублировали.

Итог, думаю, понятен. Когда закончился локдаун, арендодатель сказал, что мы должны оплатить те 50%, которые не платили за время пандемии. Мы пытались возразить, что мы же договорились. На что арендодатель ответил, что это была не скидка, а рассрочка, и мы его неправильно поняли.

А надо было заключить нормальное допсоглашение, как делали многие предприятия в это время. Ну или хотя бы в письме эти договоренности зафиксировать.

Как вести бизнес без ошибок

Никак. Я в бизнесе уже семь лет, но если скажу, что всему научился и перестал ошибаться и косячить, то это будет неправдой. Конечно, сейчас я бы многие вещи сделал иначе, чем когда только начинал, но это не значит, что теперь у меня всё идёт гладко. Бизнес без ошибок невозможен.

Расскажите о своём опыте открытия бизнеса. Какие ошибки вам знакомы? Поделитесь своими историями — думаю, многим может быть полезным.

0
561 комментарий
Написать комментарий...

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Нуууу, зато даже тем летом, когда не было денег на обувь я ходил в шортах(просто денег на штаны тоже не было)

Ответить
Развернуть ветку
61 комментарий
Aleksandr Mrykhin

Тут фигня в том, что предпринимателями обычно рождаются, а не становятся. Это такое шило в заднице, которое не дает жить спокойно, и в то же время ты понимаешь, что скорее сдохнешь, чем остановишься.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Олег Ивахнов
  Вертел я на детородном органе такой геморрой.

Бедный ваш партнер.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Сергей Подгорный

Ребят, это не бизнес - это хуйня, уж не обижайтесь. Пора бы уже такие занятия как кофейни, ларьки и прочий шлак, которого хоть жопой ешь запрещать людям до 40 лет, так как молодняк просирает кучу времени и ресурсов играя в "бизнес". Все эти ваши ошибки - не ошибки, а следствие того, что рынок перенасыщен, каждая лягушка мечтает открыть свою уютную кофейню. На заводы ребят, на заводы, или стройку - генерировать добавочную стоимость.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Nenznaskiy

Я правильно понимаю, что данный комментарий вы пишите стоя у токарного станка? 

Сколько раз давал себе слово не замечать человеческую глупость, но всегда бомбит как в первый раз...

Ответить
Развернуть ветку
76 комментариев
Олег Ивахнов
 Ребят, это не бизнес - это хуйня, уж не обижайтесь.

Расскажите про свой.

Ответить
Развернуть ветку
44 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
42 комментария
Andrey Chuguev

Давайте уж свою статью, про "на завод". С удовольствием почитаем

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
СлавалС

"На заводы ребят, на заводы, или стройку - генерировать добавочную стоимость." Как мне вот такие советы нравятся.
На заводы кем и куда, а главное за что работать? Вон пример автоваза. Если говорить грубо, то его продукция за его деньги - уебищное говно которое нахер никому не нужно. 
И если бы не пошлины, то в любом задрищинске, ездили бы старые 30летние иномарки, которые по своим качествам куда лучше, чем современная продукция.

Приведите пример хоть одного завода, построенного в пост советское время, который бы выпускал конкуретную продукцию массово.

Совковые подходы в управлении: я начальник - ты дурак, кумовство, лень, тупость и жадность, копеечная зарплата, вот что такое ваш этот завод, нет уж спасибо, я лучше удаленно за 1k$ буду работать в тихой и споконой обстановке.

Вот тот кто владеет заводами, пусть у того голова и болит, почему граждане как в истории  между заводом  и бегом по граблям, с долгами и без денег выбирают последнее.
Мне вот как гражданину абсолютно похуй на заводы, на какую-то пользу для общества и прочее. Я работаю, еще плачу налоги и еще кому-то что-то должен, а жирно не будет?

Почему тот кто владеет заводами, ресурсами и управляет страной, кладет самый большой хуй на меня и не менее большую лапу в мой карман?
Почему мне должно быть не наплевать, если хозяевам самим насрать на ваши эти заводы.

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Павел Логинов

Деда, вы уже на заводе оттрубили своё?

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Ох уж эти твердолобые бизнесмены.
Уже не в первый раз здесь встречаю абсолютно неверное понимание термина «добавочная стоимость».
НДС знаете что такое? И как он считается и как расшифровывается? Покурите терминологию и вам откроется дивный новый мир экономики, где даже 100 одинаковых пиццерий рядом могут генерировать добавочную стоимость 

Ответить
Развернуть ветку
Харухи

Не ожидал встретить адекватный комментарий. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Pavel Quatrix

Правильно, Сергей Подгорный!
На заводы, рабы - генерировать добавочную стоимость, которую положит себе в карман капиталист владеющий этим заводом, а ты как и был рабом с ЗП так и останешься.

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Fedorov

Я боюсь, вы все равно не поймете, но все же (там и про вас есть):

Ответить
Развернуть ветку
Амгалан Баиров

Комми шиза

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Это бизнес, просто мелкий.

Как и любая сфера деятельности - она имеет разные стадии. Не все их проходят, да. Но вектор развития бизнеса от микро к мелкому, среднему и КРУПНОМУ - он есть.

Есть аналогия - развитие специалиста. На старте карьеры он слабо квалифицирован и занимается простыми задачами, и это норм. Некоторые делают успешную проф карьеру.

Попытка развития в сфере предпринимательства - одна из стратегий жизни. Не вижу проблем. Более того - описанный кейс ещё и относительно позитивного тренда, и описан по делу.

Замечания про ошибки - совсем не релевантные. Куча управленческих фейлов не связана с ситуацией на рынке.

Поэтому претензии - надуманы

Ответить
Развернуть ветку
Хаттори Ханзо

Супер история +++

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Kokin

Никита, спасибо, прочитал на одном дыхании! Так что там с автоматизацией? Уже ж давно придумали и iiko и poster pos, которые за смешные деньги все считают и умеют в сетевые заведения. 

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Не осилю сейчас длинный ответ с аналитикой по стоимости аренды, сдаче жилых квадратных метров и контингенте. 
Правило трёх  L - location, location, location

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Furtaev

Как можно дойти до мысли уехать из Москвы, где хорошая работа в хорошей компании в Воронеж?
В шортах там гонять на работу, в кедах или вообще без трусов
(привет энтрепренёркам с onlyfans) - вообще не принципиально.
Это же глушь и тоска.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Воронеж колыбель русского флота!
Тут есть полтора парка!
Старожилы говорят, что помнят одного человека, у которого был знакомый, который видел дороги с хорошим асфальтом!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Дмитрий Кораблёв

Москва худший город России для жизни, сори) Куда комфортнее в средних городах, где спокойной и без напряги, где чувствуешь себя более свободным и нет толп с очередями и пробками. 

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Никита Клеопа
Автор

Меня в Москве раздражало и раздражает:
1. Слишком много человеков. Работая на пятидневке сложно в выходные покататься на ватрушках, например. Очень помню, как однажды компанией пришли в Сокольники, постояли час в очереди, один раз скатились и ушли.
2. Пробки. Ок, общественный транспорт развит и до работы на метро я добирался быстрее, это правильно для мегаполиса. А вот когда ты в пятницу вечером до Воронежа едешь 10 часов, из них 5 часов на трассе и 5 в пробке на МКАДе жутко бесит.

Так что теперь я просто в гости к друзьям приезжаю посмотреть как похорошела при Сергее Семеновиче.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Ivanov

Кто сказал, что в Москве была хорошая работа и хорошая компания?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Никитенко

И только несколько человек знают откуда бабки и главное - что за бабки у Никиты. Если обществу будет интересно как именно и откуда именно был получен капитал и на чьи такие деньги масштабируется пиццерия, то с удовольствием поделюсь.

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Олег Ивахнов
«День пиццы» родился из мечты двух братьев освободиться от офисного рабства и ходить на работу в шортах

Чет впомнилось

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Кораблёв

так никто не говорит, что работать не надо будет, просто ты будешь работать на себя и будешь делать то, что тебе кажется нужным. Самое ужасное на работе было делать бесполезные вещи по твоему мнению. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Sergei Timofeyev

СИЗы почему не используете?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Никита Клеопа
Автор

Все так

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Такая мечта реальна при инвестировании ранее заработанных денег в бизнес с профессиональной и сформированной командой «на хозяйстве».

Ответить
Развернуть ветку
Ray Smith

Странная мотивация конечно. В Москве предостаточно мест работы, где можно ходить на работу в офис в шортах.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
65 комментариев
Sergei Timofeyev

Эм... я бы в Москве в шортах особо сильно не ходил. Реально по пальцам могу пересчитать дни, когда так ходил даже в выходные. В офисе же есть кондиционер, ногам будет холодно.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

я был внедряльщиком-поддерживальщиком информационных систем и в шортах мне совсем не очень.
А работодатель был лучший за всю историю работы по найму.

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Даже есть места куда надо даже без шортов ходить, ну типа прон бгг 

Ответить
Развернуть ветку
Георгий свет Ясонович

Тот редкий случай когда статья не только интересная, но и полезная ++

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

😎
Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Александр Антипов

История очень полезна, всё благодаря личному опыту. Хоть и есть некоторые ошибки которые ну очень банальные. Но всё же, за материал спасибо. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Если ты не считаешь себя год назад идиотом, значит ты недостаточно хорошо развиваешься. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Barone Rosso

Наконец истории от реальных людей, пробивающихся с нуля, без успешного успеха.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

спасибо
записывайтесь на авторский курс по ссылке в описании, количество мест ограничено :)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Рявкин

Полезно.
Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Рад, что полезен

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Черватюк

😭
год назад я закрыла свой не взлетевший стартап по доставке готового кофе, в который я верю до сих пор. Читаю, и понимаю, что надо было ходить в драных кедах и не сдаваться.
Крутая история. Очень крутые вдохновляющие поинты. Сохранила в заметки, буду перечитывать, когда невыносимо в бизнесе идти вперед, и из-за стресса сознание схлопывается и непонятно, где ошибка, что поправить и что делать дальше.
Благодарю 🙏🏻

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

ЗдОрово, что помог.
Если что пишите в личку тут или в соцсети, я везде nkleopa
буду рад помочь

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Интересная история, спасибо! 
Как в итоге решился вопрос с маркетингом? Сайт, я вижу, появился, а продвигали как — своими силами? 
Работаете ли с доставочными агрегаторами и, если да, какие ощущения? 
Не думаете ли теперь сами открывать франшизу? 
P.S. На оранжевый «фирменный» цвет тоже Додо подтолкнула? :) 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

С сайтом мучались. Однажды один подрядчик на переговоры вызвал чеченцев, чтобы нам головы открутили, чудом выжили. Без шуток.
Потом наконец сайт запилил один из партнеров и теперь за него не стыдно.
Продвигаемся стандартно контекст по двум системам + SEO.
Агрегаторы - раковая опухоль общепита. Очень грубо говоря, общепит работает так - 30% себестоимость, 30% фонд оплаты труда, 30% аренда-коммуналка-налоги-прочее, 10% прибыль. Агрегатор берет 35% комиссии с каждого(!!!) заказа и привязывает лояльность гостя не к твоему заведению, а к своему приложению. Поэтому на дистанции экономика не сходится и они наши враги, а не друзья.
Франшизу не получается, у меня синдром самозванца(если я правильно понимаю)
Ну чего оранжевый сразу? У нас вполне себе желтый сейчас :)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тимур Петров

Почитал отзывы, реально хорошо работаете.
Молодцы!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Спасибо 🖖

Ответить
Развернуть ветку
Станислав Одинцов

Знаю лично,пицца хорошая. Воронеж рулит

Ответить
Развернуть ветку
Nick Hempman

жар-пицца вкуснее. 

Ответить
Развернуть ветку
Toxic Person

Очень интересная статья и для меня как для профана в бизнесе еще и очень познавательная!
"А надо было заключить нормальное допсоглашение, как делали многие предприятия в это время. "
Хочу заметить , учитывая  то какой хитрый, мягко говоря, арендодатель вам попался, предложи вы ему допсоглашение он скорее всего просто его не принял и вы платили бы ту же сумму, потому как , деваться некуда. ИМХО :)

Ответить
Развернуть ветку
Viktor Kutolkin
У меня вообще сложилось впечатление, что бизнес-кредит — это красивая конфетка... Чтобы его получить, надо соблюсти кучу условий, собрать вагон документов, быть абсолютно прозрачным и показывать большие обороты.

Меня всегда забавляла эта ситуация - чтобы получить кредит, нужно "показать обороты". Мы приходили и с 1 млн, и с 15, и со 100 под разные запросы и каждый раз одно и то же. Если бы у меня были "нужные обороты" на хер бы мне ваш кредит не усрался под конские проценты. Были и особые, которые запрашивали документы коробками и через пару месяцев гордо предлагали 2 млн при обороте 60 млн.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Нет.

У банков есть разные сегменты.

Первый - микрокредитования. Условно - вам дадут 1-3млн под паспорт директора.

Второй - мелкие кредиты через скоринг. Грузите Фин отчетность и обороты по расчетным счетам в систему - вам говорят сумму кредита. В размере процентов 10 от годового оборота, наверное - дадут при средних показателях бизнеса.

Третий - залоговое кредитование. Нужен залог плюс показать источник возврата. 5-50млн можно получить.

Далее - крупные чеки. У всех по разному - от 50, от 150 или 300 млн, тут вас внимательно изучат с аналитиками и дадут беззалоговый кредит под бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Звенислав Николаевич
Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Про шорты и Москву - на то мы и предприниматели, чтобы строить свои компании. Респект

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Обнимемся, бро?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Тавил Тавилов

Хорошая история.  
Коллеги заказывают вашу пиццу частенько, а я так и непонял преимуществ вашей пиццы, что бы заказать ее у вас, а не в Додо.  По вкусу и цене разницы вроде нет)   Если есть то давайте в массы преимущества. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Мы не лидеры рынка, поэтому нам приходится больше стараться
У нас выше фудкост(себестоимость), а это значит, что в нашей пицце бОльше ветчины и сыра
У нас вкуснее тесто 
У нас можно заказать роллы с пиццей

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Никита Клеопа
Автор

Сейчас я вам ещё один лонгрид напишу

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Завацкая

Очень полезная и поучительная история. Спасибо автору за это)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

❤️

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Frolov

На одном дыхании прочёл, но с утра ещё раз перечитаю!
Спасибо за статью, что рассказали «простым языком» честно и откровенно, без стартапной лабуды про «смену парадигмы сознания» и « я посмотрел фильм и понял что надо ехать в Пало Альто»

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

о, да, тоже не люблю таких
спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Павел Крафт

Знаете, Вы описали отличный путь. Было бы классно, что бы кто-то сделал небольшой гайд по оборудованию, рецептам :)

Ответить
Развернуть ветку
Irina Choo

Это уже получается пакет документов по франшизе) 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Спасибо
Если хотите открывать общепит - пишите и приезжайте, все что знаю покажу и расскажу

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

"Потом попал на курс «Нескучные финансы». Прошёл двухдневный интенсив, купили у них услугу «Финдиректор», и за четыре месяца и 250 тысяч внедрили финучёт."
Я просто уею с предпринимателей. Вы же заявляете, что в офисе работали - у вас что, в компании фин. директора не было? Вам незнакома вилка зарплат фин. менеджеров? Что помешало нанять такого человека? Это что, очередная джинса в статье, или вы на полном серзьезе занесли за БДДС и БДР 250к, являясь стартапом, который должен каждый рубль, не то что тысячи, считать?

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов
 Вам незнакома вилка зарплат фин. менеджеров? Что помешало нанять такого человека?

250/4=62,5тр рублей в месяц. в том числе НДС 10 416р которые ставишь к возмещению. 
Итого имеем финдира за 52тр с которых еще и не надо платить соцвзносы в фонды.
Это ниже чем рыночная стоимость фин дира. 

Сам являюсь клиентом @Нескучные финансы с осени прошлого года. Всё нравится. Отличная альтернатива штатного специалиста.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Никита Клеопа
Автор

в последнем офисе, где я работал финдиректор был выписан из Великобритании за 500 тыс в месяц.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Andrey Fedorov

История крутая, но бомбануло от некоторых комментариев, не смог молчать :)

Ответить
Развернуть ветку
Жоомарт Абдиразаков

Какие были впечатления в 1 день на работе с шортами ?)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Блин, почему у нас за целый день только 1 заказ?

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Федотов

Хорошая статья

Вот это я понимаю бизнес так бизнес

Сразу с головой в кучу ошибок и проблем, достойно уважения

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Ксения Могилева

Спасибо за историю! И вдохновляет, и полезно.
Есть пара вопросов.
Как вы искали помещения? После первой неудачи (хотя мне интересно, и как первое помещение выбирали) искали место, где больше человеческого трафика, но были же и другие критерии? Как договаривались, на какие нюансы смотрели (может трубы там проверяли или еще что)? С помещением часто главная проблема. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Первое помещение мы выбрали удачно под ту концепцию, которую считали тогда выигрышной. Так что помещение нашли удачно, а вот концепцию - нет.
Мы ищем помещения так, чтобы аренда была максимально допустимой при том трафике, что есть. Грубо говоря, 500р/м2 без трафика нам не нужны, но и 5000р/м2 на жирнючем трафике тоже не смотрим. Ну и транспортная доступность нужна, мы же на 50% доставка.
Трубы и вот это вот все - всегда (неприятный) сюрприз. В предпоследнем филиале не оказалось канализации и нам через все помещение пришлось долбить пол минитрактором, в последнем помещении вода в трубах оказалось не той температуры и давления, как договаривались при заключении договора.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Никита Якушкин

Отличная история! Спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Пожалуйста!
🖖

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Уважаемый автор!
С высоты своего опыта можете ответить на простой вопрос:
- Нужно было в самом начале покупать франшизу от "Додо-пиццы" или нет?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

история не знает сослагательного наклонения.
На старте у нас не было бы денег. В черные дни я писал им запрос "пожалуйста возьмите нас к себе на любых условиях", ответили отказом.
Сейчас эту франшизу в РФ фактически невозможно купить.

Вообще хорошая франшиза - это win-win.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Данил Макаров

У товарища первый и второй пункты немного противоречат друг другу.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор
Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вадим Смирнов

Помню твой пост на бизнес подлепре!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Обнимемся только если ты чётник :)

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Хозяин

Видел вашу пиццерию в Старом Осколе. Всегда думал что это какой-то местный клон Додо скомуниздивший название ихней акции "День пиццы".

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Ихняя акция появилась через несколько лет после того, как мы открылись

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Gerasimov

Интересная статья, спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

🖖

Ответить
Развернуть ветку
Патрик Равальдини

Очень познавательно. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Рад, спасибо ✌️

Ответить
Развернуть ветку
Юрий

Полезно. Перешлю друзьям, которые открыли франшизу на 3 города.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Dragunov

Правило три L )))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Очень рад, что зашло.

Ответить
Развернуть ветку
Бивень

Интересно то, что вы в одной нише с Федором и его Додо, но при этом даже первую косячную пиццерию уложили в 3 млн с небольшим, а Додо сейчас вроде как 20 млн. стоит и это без оборотных средств на её работу.

Т.е. даже с учетом разницы курса сейчас и на вашем старте, на 20 млн. рублей, что требует Додо в дополнение к не всегда выгодным, по отзывам, закупочным ценам на продукты и постоянным отчислениям в центр, можно вывести пиццерию в плюс и даже открыть небольшую сеть. 

Естественно, гарантий успеха нет, но и Додо кнопку "бабло" не обещает. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

А еще мы не написали, что на покрытие убытков от первых месяцев работы ушел еще один миллион, который нам мать дала на квартиру.
Слишком некорректно сравнивать те наши 3 млн и нынешние 20 млн у Додо.
Мы открывались без зала и без мощного оборудования.
1,5 года назад открыли Оскол за 16, сейчас наверное более 20 стоит все. 

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan

61 или минута бесплатно

Ответить
Развернуть ветку
Стартапер-пессимист
Предприниматель должен считать деньги в своём бизнесе. А у нас не было бухгалтерии.
Договориться договорились, но нигде это не закрепили, только на словах. Ни дополнительного соглашения не заключили, ни даже по имейлу этой договорённости не продублировали.

Бизнесовый подход.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Nosov

После статьи становится понятно, почему До-До позиционирует себя как "ИТ-компания". Конечно, приходит русский Иван без нефритового стержня и с кредитными деньгами в суровые реалии бизнеса, особенно без желания считать деньги и фиксировать договоренности, ну как ему тут прожить без ИТ-системы? Где взять дешборд с инсайдами, что делать дальше?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Мотыль

Почти все из этого проходил. В бизнесе 5 лет. Для себя сделал вывод - ставить руководителями либо опытных людей, либо сильно замотивированных, которые быстро станут опытными) 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Иванова

Знаете, безусловно, респект людям, которые решились и сделали, а не остались мечтать на диване. И сугубо их дело, в Воронеже они начали или в Лондоне. Но с одним все же не соглашусь: бизнес - это не только про деньги, это про желание делать то, что нравится, воплощать свои мечты (а не чужие, в которые и не веришь особо), улучшать таким образом жизнь других людей. А как финал достойное вознаграждение за приложенные усилия. Да, должна быть прибыль, но не она главное. Спросите хоть Тинькова)

Ответить
Развернуть ветку
Распутин

В человека должен сидеть дух предпринимательства, а также нельзя сбрасывать со счетов государство, которое постоянно кошмарит малый бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

В большинстве случаев, талантливых обгоняют трудолюбивые и целеустремленние. Вспомните народную мудрость черепахи и зайца.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий

Безумно интересно читать про чужой опыт, но сколько не учись на чужих ошибках, своих не избежать....

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Мы все допускаем ошибки и на этих ошибках учимся. Говорят, что не ошибается только Бог.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Внимательно ознакомился со статьей и сделал заключение. Ребята, вы молодцы!
Самое главное, что осознаёте ваши ошибки. Могу с уверенностью сказать, что у вас всё получиться. Кто-то сказал, что бизнес даётся только генетически способным. Это не правда. Всякое дело требует изучения, терпения и настойчивости. А всё это у вас на высоком уровне. Так и продолжайте, не боитесь трудностей. От всего сердца желаю больших успехов!

Ответить
Развернуть ветку
Alex Yen

Согласен, и где-то проявил эгоизм, написав в тред, получив негативный опыт и не учел безумное число рукожопов на рынке создания сайтов.
На мой взгляд просто стремнение съэкономить не должно травмировать даже рукожопого исполнителя, ибо не желая платить нельзя и требовать от него вообще ничего. А не зная чего хочешь от слова совсем.
Главное - конечный продукт и его качество.

Тем временем, без сайта и заказов, все кредитные деньги закончились, и мы встали на опасный путь банкротства. Целый год мы балансировали на тонкой грани

А на что можно рассчитывать по срокам? 

Плохой будет тупить и выдаст очередной говносайт, хороший специалист просто переключится на того заказчика, у кого есть деньги.
Рынок есть рынок.

Причем чем смешнее сумма,  относительно трудозатрат, тем на рынке услуг выше корреляция с любой подобной ситуацией, не только по сайтам.

Ответить
Развернуть ветку
Зиновьева Ника

Спасибо за интересную статью. Эти советы помогут начинающим предпринимателям.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Давыденков

Было интересно почитать, спасибо автору) 
Такую историю можно даже экранизировать 🤔😀

Ответить
Развернуть ветку
Влад Алексеев

 А где в истории описание прихода  вымогающих деньги  пожарников , санэпидемстанции,  налоговой,  администрации района и их смотрящих за территорией , полицаев жрущих нахаляву и вот это всё?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Почти все было :-/

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

С такими претензиями у Льва Николаевича тоже не обратились бы.😊

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Статью не читал, только пролистал в поиске цифр: вложили столько-то, забрали столько-то. Цифр нет?

Ответить
Развернуть ветку
Данил Макаров

цифр нет. Говорят, что есть реклама каких-то нескучных финансов. Типа тренинга по финучету за 250 к))) 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Никита Клеопа
Автор

взяли 50, вернули 25 на текущий момент

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Вячовскi

Конечно гвозди бы делать из этих людей, крепче не было б в мире гвоздей ☺️ История – кайф, каждый раз вдохновляюсь такими американскими горками.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

до сих пор не могу себе ответить, хотел бы я, чтобы у меня в жизни были такие приключения или нет.
То время в драных кедах ну очень тяжко мне далось

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Облако Технологий🌀

Читаю статью: Старый Оскол – о, соседи. Лепрочка – вообще бинго!

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Ещё одну касалетку, пожалуйста! 

Ответить
Развернуть ветку
spn

Общался тут с Итальянцем, открыли пиццерию они, повар тоже из Италии, в ТЦ средней руки у метро, по факту работают в ноль (аренда порядка 90), постоянно напротив их кафе бухают азеры и часто подходят люди, которые при цене пасты 300-350, говорят, что лучше дома поедят макфу с томатной пастой.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

🤷‍♂️
Какой год подряд у нас падают реальные доходы?
В Воронеже есть огромная сеть киосков «русский аппетит», они делают недорогую еду. У них всегда был высокий фудкост (себестоимость), а в этом году они запустили акции типа 1+1 = 3. Это значит, что выручки падают и они привлекают оборот за счёт дальнейшего увеличения своего фудкоста. Это очень плохой и страшный звоночек. 

Ответить
Развернуть ветку
Амгалан Баиров

Автор, я так и не понял, к какому заработку вы пришли

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

ай, не будем о грустном

Ответить
Развернуть ветку
memesismylife

Хотелось бы узнать про "освящение" помещения и про местных крышующих

Ответить
Развернуть ветку
Данил Макаров

Привет тебе, путешественник из 94-го года Короче, как вернешься - покупай акции Apple. Потом, немного погодя, битки. Не благодари.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Никита Клеопа
Автор

рассказать нечего, совсем

Ответить
Развернуть ветку
Бабка в засаде

Никита Клеопа 
Тра 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Да
Уже больше 30 лет я так и диктую свою фамилию. Клеопатра, только короче

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alex Yen
Умные люди учатся на чужих ошибках.

Ну тогда в копилку: нет ТЗ результат хз... я про сайт.

Это у совсем пробивших дно фрилансеров, тех ,что ищут клиентов в рассылках такие клиенты самые-самые я обычно, если не по знакомству, лесом направляю, когда нет даже фото продукции. Всем пролетевшим: смотрите на портфолио. А так сроки увы... как понять, что ваш клиент хочет безотносительно к вашей тематике тем более за дватцатку.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Вот вы все пристали к этой двадцатке. 7 лет назад это было норм. Мы потом делали у местного агенства за 30-50 тыщ, не помню точно. В цену входила лицензия на движок за цену около 15 тыщ, но менеджер взял предоплату, лицензию спиратил, срок просрал на месяц и свалил из компании. На переговорах по приемке сайта на нас и вызвали чеченца. 

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Александр Петров

"Я сидел на Лепре и там нашёл какого-то чувака-фрилансера, чтобы сделать нам сайт за 20 тысяч. Показали ему сайт Додо Пиццы как референс"
Как так-то?! 20т - это 3 дня работы хорошего программиста. Что можно сделать за три дня по 8 часов ?! Сайт в виде jpeg)

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Мирошниченко
Что можно сделать за три дня по 8 часов

Ну, со слов автора, "Настроить какой-то популярный движок, Joomla что ли".
Ну вот ему очевидно настроили, и да, примерно 20 тыщ и стоит эта, хм, "настройка".
Но результат "Настроенная Joomla" почему-то оказался далек от ожиданий "сайт пиццерии с заказами, возможно онлайн-оплатой и т.д."

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Alexandre Svergoun

Эффект Фёдора.

Ответить
Развернуть ветку
Захаров Юрий

Спасибо за стасью! Оч крутая и поучительная история)

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Пожалуйста

Ответить
Развернуть ветку
Александр Мужагитов

Все так и есть, столкнулся со всем, что написано и ещё не вылез до конца. :)
Правда, у меня не общепит и работаю пока в два раза меньше по времени.

Ответить
Развернуть ветку
Борис Лукин

на своем опыте иногда полезно поучиться, я считаю. так лучше усваивается) 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

только шишки большие остаются

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Александр Сергеевич

А что это за девушка рядом с Вами на фотографии в оранжевой форме?

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

это Вика, она потом управляющей у меня работала.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Товарищ

Классика жанра начинающего и малого бизнеса. Открыть с размахом и новым оборудованием, но на рекламу/маркетинг/листовки денеГ нет). Рашн бизнес стайл.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

как это нет денег? 
Были, просто листовки мы делали говно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
юрий с

Мне одному кажется, что это очередная реклама додо? Типо всё очень сложно, а ты бы купил додо и бед не знал

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Такой карго культ по Додо-пицце, притом что на самое главное - дизайн, клали болт

Ответить
Развернуть ветку
Nick Hempman

додо изначально не про пиццу, а про франшизу и обналичку.
нормас франшиза - жар-пицца. жаль её нет в мск.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alex Yen

все заказчики: лада седан баклажан - красивый - сдэлай так же идите лесом 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Wera Ferat

**Надо запускать полноценную кухню
Я думаю, что в условиях пандемии, как раз кофе на вынос было бы популярнее, чем кухня с салатиками, супом и т.д. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Никитенко

И только несколько человек знают откуда бабки и главное - что за бабки у Никиты. Если обществу будет интересно как именно и откуда именно был получен капитал и на чьи такие деньги масштабируется пиццерия, то с удовольствием поделюсь.

Ответить
Развернуть ветку
Nick Hempman

а может поделишься кто овального фюрера траванул? а то хомяки до сих пор негодуют.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Dmitry Braverman

Мне кажется, что автор на грабли не наступает. Они просто привязаны у него к ногам. 

Ответить
Развернуть ветку
RY Olga

Отличная статья. Огромный респект Вашей честности. Удачи Вам в развитии.

Ответить
Развернуть ветку
Дяченко Александр

Супер антикейс! Всегда полезно учиться на чужих ошибках. Успехов вам в развитии!

Ответить
Развернуть ветку
Anton Golubchik

На лепре он сидел, ты посмотри на него! Удачи, бро.

Ответить
Развернуть ветку
Islam Huseynov

Спасибо, полезная информация 

Ответить
Развернуть ветку
Ljubimov Evgenij

Никита! Тут вот такая есть фраза: "Свою вторую пиццерию я открывал уже на деньги инвестора". А где подробности? Как нашли? Как уговаривали? На каких условиях договорились? На что расходовали? Что это дало? Это ж целый отдельный и важный раздел.

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Рудницкая

Интересно. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey

Подскажите, с обратной связью по качеству в итоге непонятно осталось. Написано, что у всех теперь есть KPI и что SMM-щик должен внести жалобу в систему. Какой у него в итоге KPI? "Должен" - это же не KPI. Как обеспечивается то, что жалобы не остаются без внимания на этапе подачи?
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Никита Клеопа
Автор

Сейчас обеспечиваются глазами - если я сам вижу или кто/нибудь мне показывает неотвеченную публичную жалобу, то недополучит часть от оклада. Со временем нужно будет автоматизировать и интегрировать с пайрусом. Если не понятно - пишите мне в инстаграм, я подробнее расскажу-покажу как это у меня работает

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Медведев

Комент

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ольга Алекс

Продаю пиццерии в МСК по демпинговым ценам одна закрыта по цене оборудовани - #dark kitchen, а 2 работают в ЦАО ,одна у Кремля. Эти другой бренд причем с прибылью работают собственник в чиновники подался больше в малом бизнесе не хочет работать, ему там лучше.
Поэтому если есть у кого то желание расширить бизнес пиццерий в МСК это вариант взять по минимальным ценам бизнес который други неактуален. Первый 5 лет отработал, 2 вторые 4й год. Не хотят дальше .

Ответить
Развернуть ветку
Boris Medvedev

Классная статья, хорошая детализация)

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Borukh

Искренне желаю удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Николай Тропин

хорошая статья. Но на пункте ремонт, весьма прекрасно понял натуру Вашу - скупердяя. За копейки, тыкая пальцем, без проекта получить точную смету, а если не уложились, платите со своего кармана , бла бла бла. Также наверное относились к другим подготовительным процессам? Я сам директор строительной, и моей мечтой остается фаст-фуд.

Ответить
Развернуть ветку
558 комментариев
Раскрывать всегда