QR-коды работают нормально, экономика — плохо: рестораторы Москвы о первом дне «бесковидного режима» Статьи редакции
За три дня QR-коды получили 2,5 млн человек, но залы ресторанов оказались пустыми.
С 28 июня кафе и рестораны в Москве могут пускать только привитых, переболевших в последние полгода и посетителей с отрицательным ПЦР-тестом. Для этого посетители должны получить QR-код. Такие ограничения ввёл мэр Сергей Собянин для борьбы с распространением коронавируса.
Заведения, которые не подключились к системе проверки QR-кодов, могут работать только навынос или с доставкой. Инструкция для проверки есть на сайте мэрии:
- Сотрудник ресторана должен отсканировать QR-код с помощью камеры смартфона.
- На экране откроется статус кода — действителен или не действителен, а также информация о посетителе: ФИО, дата рождения и последние цифры номера паспорта.
- Данные надо сверить с паспортом посетителя. Если они совпадают, то заведение может его впустить.
Спросили у предпринимателей, с какими проблемами столкнулись кафе и рестораны в первый день «бесковидного режима».
Пустые залы
QR-код можно получить с 25 июня. За первые три дня коды получили почти 2,5 млн человек, сообщил оперштаб Москвы.
Несмотря на это, посещаемость ресторанов сильно упала, рассказали vc.ru шесть рестораторов.
Владелица кофейни «Альпака и кофе» Анна Кертанова рассказала, что к 18:00 мск понедельника по QR-коду в заведение зашёл только один гость. Остальные посетители берут напитки с собой — у «Альпаки и кофе» нет веранды. Всего посещаемость снизилась на 50-60% по сравнению со средней в последние недели.
Сооснователь кофейного кооператива «Чёрный» Артём Темиров рассказал, что по понедельникам кофейня работает до 19:00 вместо 23:00. В такой «короткий день» у кофейни обычно 200-220 чеков, а в первый «бесковидный» день их количество снизилось примерно на треть, до 134, рассказал Темиров.
По его словам, 70-75% выручки кооператива приносит кофейня, а остальную часть — оптовые продажи кофе в другие кофейни или в интернете.
В ресторанах «Додо пиццы» количество клиентов с кодами «ничтожно малое», рассказал vc.ru директор собственной розничной сети компании в России Илья Фарафонов. Выручка за день просела на 58% в сравнении с неделей ранее, а заказов стало на 64% меньше. Однако просадку компенсировала доставка и самовывоз, количество которых выросло на 33% и на 135% соответственно.
- В ресторанах «Китайские новости» посещаемость зала упала ровно в 10 раз по сравнению с прошлым понедельником, рассказал основатель Станислав Лисиченко.
- В Barbosco и «Ребро Адама» посещаемость в залах снизилась на 90%, заявил их владелец Тахир Холикбердиев. Посещаемость веранды не изменилась, а доставкой компания не занимается.
- В кафе Blau снижение на 40-50%, но для оценки нужен «период адаптации», объяснила vc.ru совладелица проекта Юлия Токменинова.
Недовольство и непонимание у гостей
- Не все гости Blau в курсе, что при проверке QR-кода нужно показать ещё и документ, удостоверяющий личность, рассказала Токменинова. Но на новые требования посетители реагируют «очень адекватно», сотрудники ресторана пока не сталкивались с агрессией, добавила она.
- Анна Кертанова отметила, что гости «Альпаки и кофе» недовольны тем, что в кофейню нельзя пройти без кода. Гостям ресторанов Холикбердиева такая ситуация тоже не нравится. «Поэтому внутри их практически нет, только на верандах», — рассказал он.
- Гости ресторанов сооснователя Hurma Management Group Дмитрия Левицкого реагируют по-разному: кто-то относится с пониманием, кто-то ругается, а кто-то «как в танке» узнаёт о требованиях иметь QR-код только от сотрудников заведения, рассказал ресторатор.
Технических трудностей с проверкой не было, но пользователи жаловались на сбои на «Госуслугах»
Получить QR-код можно несколькими способами:
За три дня работы сервисов для получения QR-кода пользователи оставили техподдержке mos.ru 19 тысяч обращений из-за сложностей с получением кода, сообщил оперштаб Москвы.
28 июня пользователи Twitter также жаловались на ошибки в работе «Госуслуг».
Опрошенные предприниматели отметили, что проверка QR-кодов работает без ошибок. Дополнительного оборудования для этого не нужно: QR-код можно проверить с обычного смартфона.
Несмотря на это, некоторые заведения предоставляют сотрудникам дополнительные устройства: в «Додо пицца» — планшеты, в кооперативе «Чёрный» — смартфон.
Фудкорты не разобрались
Основатель «Теремка» Михаил Гончаров рассказал vc.ru о другой проблеме «бесковидного режима». Некоторые фудкорты полностью закрыты, пройти на них можно только по QR-коду, поэтому курьеры не могут забирать заказы, а гости брать еду с собой, объяснил предприниматель.
Ранее власти Москвы предлагали фудкортам на выбор три режима работы:
- Только навынос и доставку.
- Превратить весь фудкорт в COVID-free зону с доступом только по QR-кодам.
- Создать отдельную посадочную зону COVID-free, в которую посетителей будут пускать по QR-кодам.
При последнем варианте можно было бы совместить и доставку, и «бесковидную» зону, однако такая схема работы не зафиксирована документально, объяснил Гончаров.
«На совещании с представителями ТЦ и рестораторами глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк объяснил все схемы устно, но половина ТЦ с перепугу решили закрыть весь фудкорт и превратить его в зону QR-кодов», — пояснил Гончаров.
Нормально? Все госуслуги к чертям слетели у кого не спрошу. То вытерлись данные, то глюки.
Подтверждаю.
Второй компонент поставил ещё 1 июня, сертификат на руках.
Госуслуги знают только про первую прививку, вторая до сих пор обозначена как «запланированная», соответственно — QR нет. Поддержка на три обращения ответила одинаковым шаблонным текстом, суть которого примерно следующая: «мальчик, иди в свой двор на mos.ru, чего ты к нам пристал». На эти ответы у них уходило по пять дней, кстати. А вот четвёртое обращение, сделанное в чате, отработали сегодня гораздо оперативнее: закрыли без рассмотрения через две минуты (!!) после отправки.
Ладно, я-то схожу на этот ваш мос.ру, но там вообще анекдот: в профиле каким-то образом оказалась прописана неверная дата рождения, поменять её нельзя, запрос QR, конечно же, не удаётся. А поддержка отжигает ещё круче, чем на Госуслугах: закрывают заявки с формулировкой «Вы привились, у Вас есть QR-код, всего хорошего» (видишь суслика? и я не вижу…).
Я понимаю, это добрая государственная традиция: делать с завтрашнего дня строго обязательными IT-системы, которые ещё даже до уровня альфа-тестирования не довели. Так было абсолютно со всеми, которые я могу вспомнить, собственно. Но утверждать, что QR работает… увы, вас там и в этом обманули, господа рестораторы)
Советую сразу идти ногами в поликлинику, ответственную за прививку.
Все эти бесчисленные жалобы на госуслугах, звонки, походы в ТЦ, где делал прививку, абсолютно бесполезны. Там тупо сидят девочки, работающие по инструкции. Эдакие боты с интеллектом шелл-скрипта. Если что-то не прописано в их скрипте, целью их ответа становится одно - чтобы ты просто отъебался со своими вопросами.
В поликлинике же врач с доступом к реестру вакцинированных сразу все поправил, даже говорить ничего не пришлось)) Молча протянул ему бумажный сертификат, паспорт, СНИЛС и полис, он сам все сделал, ничего не спрашивая))
Через три дня появился сертификат.
Спасибо, останется это. Может хоть Госуслуги заработают, на мос.ру вообще всем на всё, кхм… мосрать)