{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

YallaMart: как мы запустили экспресс-доставку продуктов в Дубае за 47 дней

Привет! Я Леонид Комиссаров, сооснователь Yallamart — первого сервиса экспресс-доставки продуктов в Дубае. Рассказываю, как мы смогли запуститься за 1,5 месяца в городе, где на запуск бизнеса обычно уходит почти год, и об особенностях управления проектом в ОАЭ.

Команда

Идея сервиса пришла к нам со Станиславом Селезневым, когда мы проходили программу Skolkovo GoGlobal. Подумали, что можно запустить аналог успешно работающих на российском рынке сервисов доставки где-то еще.

С этой идеей мы пришли к Яне , Анастасии и Михаилу. Анастасия и Михаил Немцан— создатели BeFit: сервиса доставки готовых блюд для правильного питания. А Янина Лисовская — экс-СЕО “Самоката”, где была с самого начала: закупала продукты для первого даркстора в Ленте.

Почему Дубай

Во-первых, я уже работал в Дубае — организовал выход в ОАЭ компании iiko и создал там компанию iiko middle east.

Во-вторых, рынки региона MENA (Ближний Восток и Северная Африка) быстро развиваются, и аналитики обещают региону стабильный экономический рост.

А еще в Дубае просто не было сервиса быстрой доставки вроде “Самоката” или “Лавки”. Доставку из магазина у дома иногда можно “заказать”, если спуститься и попросить у владельца принести вам что-то из продуктов. Или через сервисы вроде InstaShop: тогда еду привезет курьер, но ждать придется минимум час.

Мы быстро собрали операционную команду менеджеров в Дубае и прошли путь от идеи до первого заказа за 47 дней. Для сравнения: на запуск предыдущего проекта в Дубае ушло 9 месяцев

С чего мы начали

Сейчас Yallamart работает в тестовом режиме: мы ждем открытия первых дарксторов, оформляем банковский счет и юрлицо.

В начале мы не думали о партнерстве с другими магазинами: хотели сразу запускать собственный даркстор. Но получение лицензии и открытие счета занимает достаточно времени, поэтому мы решили вести два процесса параллельно: пока регистрируем компанию, запустились на базе супермаркета-партнера.

Чтобы открыть юрлицо, нужно пройти зум-собеседование и рассказать, чем будет заниматься компания, от этого зависит тип лицензии. Например, если вы хотите доставлять продукты, которые закупили — это одна лицензия. Доставлять из супермаркета, другая. А если планируете просто продавать продукты и не доставлять, то третья. Выбрав лицензию, нужно заполнить документы и ждать финального обсуждения.

Чтобы не терять время, мы начали искать супермаркет для тестового периода: наш операционный менеджер Антон собрал контакты, встретился с владельцами, сделал офер. Потом из трех согласившихся точек мы выбрали самую подходящую.Это был крупный супермаркет в жилом небоскребе (примерно 20 тыс SKU): первый проект молодых предпринимателей из Индии. Магазин находится в районе JLT (Jumeirah Lake Towers). Это больше 50 башен: внутри — офисы, жилые квартиры, гостиницы. По сути, JLT — оживленный спальный район на окраине Дубая. Но если спальный район в России — это такая большая территория, то здесь все гораздо компактней и ближе.

Плотность и эффективность застройки выше: поэтому быстро доставить продукты легче. И расходы на зарплаты курьерам получаются ниже: в час курьер доставляет больше заказов, чем в Москве.

Вообще, в Дубае знакомы со схемой сотрудничества между доставкой и продавцами. Там, например, работает сервис InstaShop — аналог российской iGooods. InstaShop договаривается с магазином о размещении продуктов на онлайн-площадке. А когда продукты продаются, отправляет магазину деньги. Правда, берет комиссию. И переводы осуществляет не слишком оперативно. А еще курьеры InstaShop не находятся в магазине все время: заказ примет свободный курьер, и только после этого пойдет в магазин. Соответственно, время доставки увеличится.

Мы предложили владельцам магазина работать по тому же принципу, но на выгодных условиях: с комиссией 5% (против 8% у InstaShop), с быстрым выводом денег и быстрыми доставками.

Правда, была сложность с тем, что мы запустились раньше, чем закончилось оформление юрлица и открытие банковского счета. Но чтобы наши клиенты могли расплатиться за заказ, мы заключили договор с дружественной компанией, которая делала для нас веб-приложение. Деньги поступают на ее счет, она переводит их в магазин, снимая комиссию, а магазин уже выплачивает комиссию нам.

О курьерах и найме сотрудников

Мы определились с районом и договорились с магазином. Дальше нужно было найти курьеров, которые будут собирать заказы в магазине и относить покупателям.

Сразу скажем, что нанять сотрудника в Дубае сложно. Во-первых, любой человек, которого вы принимаете на работу, должен получить рабочую визу. Оплачивает визы работодатель, и стоят они дорого: от 7 до 10 тыс дирхам (150-200 тыс рублей). Не важно, выписывается она на топ-менеджера или на курьера. Во-вторых, контракты заключаются на 2 года минимум. А если вы решите уволить сотрудника, вам нужно будет выплатить огромную компенсацию.

Поэтому нанимать курьеров мы не стали. Мы обратились в компании, которые могли одолжить их на время. Это популярная услуга в Дубае: компании заключают с предпринимателями договор и отправляют к ним специалистов на несколько часов или дней. Дальше все работает так же, как со своим штатом: “арендованный” работник соблюдает регламент трудового дня, носит фирменную одежду и пользуется автопарком компании. Под капотом все легально: у всех специалистов есть рабочие визы.

Мы сотрудничаем с двумя компаниями. Первая предоставляет нам пеших курьеров, для которых мы закупили электросамокаты (в Дубае их называют скутерами). Правда, тут действуют ограничения: в некоторых районах скутеры запрещены. Сейчас мы планируем масштабирование и ищем решение этой проблемы.

А если нам нужен курьер на мотоцикле, мы идем за ним в компанию, которая вообще-то занимается логистикой и сдает в аренду минивэны и грузовики. Но может предложить и пару курьеров — со своим транспортом.

Сегодня мы сотрудничаем с 15-ю курьерами из Северной и Центральной Африки. Ребята получают небольшие зарплаты: до 3 тыс дирхам в месяц. Это около 60 тыс российских рублей. Правда, жизнь в Дубае примерно в 3 раза дороже, чем в России. Но люди часто готовы работать и за такие деньги. Они обычно живут не в самом Дубае, а в Шардже. Оттуда до Дубая примерно час на метро. По московским меркам — ничего особенного, но здесь Шарджа считается очень далекой, и комнаты там иногда сдают по 500 дирхам. По словам наших курьеров, еще 500 дирхам уходит на еду и 500 — на проезд. А то, что остается, они откладывают или пересылают семье.

Мы понимаем, что курьеры — это люди, которые непосредственно общаются с покупателями. Поэтому нам бы хотелось, чтобы на работе они чувствовали комфорт и заботу, даже если мы не можем влиять на уровень зарплат. Например, мы готовим униформу из качественной водоотталкивающей синтетики, которая обычно используется для пошива спортивной одежды. В жару это гораздо комфортнее хлопка. Еще разрабатываем систему мотивации: будем ежемесячно отмечать успехи курьеров.

Первые клиенты

JLT делится на 2 части, но мы сосредоточились на той, где находится наш магазин. Так мы не выходим за радиус и укладываемся в обещанный срок доставки.

Чтобы привлечь клиентов, мы использовали несколько инструментов:

  • локальный таргетинг;
  • флаеры и дорхенгеры. В Дубае можно повесить рекламу на ручку двери в квартиру;
  • местные чаты в мессенджерах и паблики в соцсетях;
  • голосовые объявления в башнях;
  • офлайн-акции. Здесь помогал супермаркет: мы работали с их клиентами. Наши курьеры общались с покупателями, помогали донести продукты (это нормальная практика в Дубае). Пока поднимались в башню, выдавали флаер (например, на скидку 50% на первый заказ) и предлагали в следующий раз оформить доставку в приложении;

Во время тестового периода на небольшом количестве доставок в день мы стараемся отточить все процессы. Мы уменьшили время доставки с 30-ти до 15-ти минут, а саму сборку в магазине делаем за 2,5 минуты. Мы сформировали свою матрицу популярных товаров и сейчас предлагаем покупателям 750 SKU. Но хотим расширяться: в дарсторах SKU будет уже в районе 2,5 тыс.

Бывают и сложности, которые мы тоже пытаемся решать. Например, в каждой башне есть ресепшен, через который тебя так просто не пропустят. Курьеру нужно показать паспорт, записать, в какую он квартиру. Так что было бы здорово создать базу наших курьеров — чтобы они могли проходить в башни свободно.

О покупателях и привычках

ОАЭ — транзитная страна. Здесь 90% приезжих: из Индии, Филиппин, Пакистана. Так что в магазинах есть целые стеллажи “Индия” и “Филиппины”, иногда бывают и русские стеллажи. Есть отдельные супермаркеты с национальными продуктами.

Топ-товар — это, конечно, вода. Летом здесь стабильно +50°C и высокая влажность. Находится на улице больше 3-х минут невозможно, и всем хочется воды.

А еще в ОАЭ любят скидки и акции. Жить в Дубае очень дорого, приезжие стараются экономить и внимательно следят за покупательской корзиной.

Средний чек — 55 AED (1 тыс рублей), 9 товаров в заказе.

О вложениях и инвестициях

Всего на старте мы вложили $80 тыс. своих средств еще $150 тыс. привлекли от частных инвесторов.

Мы наняли маркетолога из дружественного проекта, и он привел с собой коллег. Так у нас появился сайт, брендинг и первичная визуализация.

На первое время ограничились мобильной версией сайта, но сейчас к нам присоединился СTO из местного 7-Eleven и мы разрабатываем свою инфраструктуру и запускаем мобильное приложение.

Еще 40 тыс. AED (800 тыс. рублей) мы потратили на таргет и флаеры, изготовление фирменной одежды, закупку планшетов и электросамокатов. Основные расходы — это зарплаты курьеров и менеджеров.

Сейчас мы в процессе закрытия нового раунда — подписали более 30 терм шитов с чеками от $25 тыс. Инвестиционную презентацию можно посмотреть здесь.

Планы

За ближайшие 3 месяца мы планируем открыть 4 своих даркстора и запустить производство готовой еды. Также мы хотим расширить ассортимент и работаем над составлением торговой сетки с учетом предпочтений пользователей.

В дальнейшем мы масштабируем проект в другие районы Дубая, соседние города и страны региона.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Николай Истомин

"доставку продуктов в Дубае за 47 дней" — ого, тут Самокат за 30 минут доставляет ))

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Ну тут речь о скорости запуска проекта от идеи до первой доставки. 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Игнат Иваныч

А в некоторых местах за 15.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Антон Штадлер

У Talabat в ОАЭ 20 дарк-сторов уже и он удвоит их количество до конца года. Кроме этого, экспресс-доставки всего и почти что всюду есть у Careem

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Да, ситуация стремительно развивается. В некоторых европейских городах уже по 6-7 игроков

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Антон Штадлер

Это 2 самых популярных сервиса в ОАЭ, ни какой не Инсташоп, который даже Зомато наверное уступает

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Art

Вот да, меня тоже удивило что там типо нет таких сервисов

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Ivanov

Instashop, Carefour, Now Now, Amazon food, kibsons, noon, Deliveroo, Talabat, Entertainer - компании которые я так из головы за 15 секунд собрал. Рынок занят, факт.
Доставляют за 15-30 мин

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Да выше уже обсудили эту неточность

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Алексей Кузнецов

 "Правда, жизни в Дубае примерно в 3 раза дороже, чем в России" Давайте не сравнивать с Россией, лучше наприме с Москвой или регионами.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Жизнь в Дубае дороже в три раза чем в Москве, в 5 раз дороже чем в СПБ и примерно в 7,5 дороже чем в остальной России

Ответить
Развернуть ветку
Nick Chernykh

Кто на фото, Леонид Комиссаров?

Ответить
Развернуть ветку
Григорий Соколов

Нет, там по (с лева на право):
Иван Торопеев, Сергей Мизанюк, Татьяна Горина, Александр Смирнов.

Это было неудержимое желание пошутить, не судите.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leonid Dovbenko
Автор

нет, это наша местная наземная команда

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

В целом с ландшафтом конкурентов разобрались, выше ребята табличку привели. Неполно, но есть. 
Удивило другое, неточности в некотором знании страны. Или это ошибки в написании. Конечно вложения не большие, но местность надо знать. 
Примеры:
Комната за 500 дырок
Огромные выплаты при расторжении контакта
Зп курьера в 3000
Даже знание географии города показывает не сильное любопытство. 
Такое " очющение", что тут сверхмерное доверие только стратегии, без изучения "земных" вещей :)))
Но молодцы, доставка тема. На Марине один большой мол, в джл парочка, во многих районах по одному, да просто до гроссеои доехать ближайшего петлять надо. Главное отхватить долю рынка свою. 
В Дубай вы правы любят скидки и купоны. Советую заключить отдельные договорчики с дискаунтерами и каждый день размещать супер дешёвый товар дня. Будет мотивировать посмотреть каждый день что у вас там. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Voynov

Чё то решил расписать про ежедневные скидки. Вы сами наверное знаете, если мониторите, что в эти дни карфур и лулу запустили аналогичные акции - товары 10,15,20 дхс.
В карфуре среди прочего выставили колбасный фарш пара по 10. Ну выставили и выставили (с, Лебедев), но его видать быстро смели и потом несколько раз у развалов скидлк слышал этот вопрос покупателей работникам - где те баночки. Люди приехали из за них в карфур специально,зная что потом могут упустить. Так что возможность нарваться на нужный товар по дешевле,хороший вариант привязать юзера. 
Конечно jlt кажется раскошным, но считать там многие все равно будут. 
Посмотрите кстати сеть магазинов Vivo

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leonid Dovbenko
Автор

Александр спасибо за комменты!

Ответить
Развернуть ветку
Артем Богданов

Ой, а можете хотя бы вкратце осветить экономику и прогнозируемые сроки выхода на прибыльность? И когда (и если) это случится, какими расчетными темпами будет расти прибыль, а какими - долг? Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Артем, некоторые выкладки по вашему вопросу есть в питче, ссылка на который в тексте

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Slava Reznor

 Такое ощущение, что сейчас какое-то бинго "Выходцы из России запустили аналог самоката в стране N" раз в неделю по новости

Ответить
Развернуть ветку
Rustam Avezov

Лёня, молодец! Очень рад за тебя 👏

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

ееееееееее

Ответить
Развернуть ветку
Raimond Vladimirov

Хороший кейс. Желаю удачи!

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Mister X

Леонид, вы и ваша команда большие молодцы. Искренне Вам желаю успехов и процветания!

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

Спасибо!!!

Ответить
Развернуть ветку
Otto Blotto

Скорее всего этот сервис рассчитан на экспатов, так как там все на инглише, а не арабском(на арабском только цены)

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

именно в Дубае - да. Но мы целимся в весь регион и научимся работать и жить на арабском тоже

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Leo Sol

Разумеется, у вас инфраструктура лучше развита, нежели в России

Ответить
Развернуть ветку
Leonid Dovbenko
Автор

это правда да

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Max ru

Проблема всех сервисов доставки в ОАЭ и не только, это слабый ассортимент и мало и редко спец предложения. В том же Carrefour, есть доставка в течении часа, почти всегда укладываются, но ассортимент или зонирование не позволяет купить то что хочется, то есть в офлайн магазине, точнее гиперах, ассортимент достаточно интересный и много в том числе продуктов категории ЭКО. Также проблема с очень ограниченным ассортиментом категории (bakery, fresh и готовая еда, причем качество разница от сети к сети). Здесь нужно вероятно хорошее ПО. А так да бум/тренд на доставку в ОАЭ высок. Конкуренция высокая. Но не все быстро и гибко соображают, этим и можно воспользоваться. Удачи. В любом случае хороший заход.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Подстрешный

Леонид, смутила в презентации стоимость привлечения клиента в онлайн, вы указываете его стоимость в 1250$ и , при этом вы планируете выйти на оборот 750.000$ при 4.000 клиентах (50.000 активных пользователей) то есть каждый будет приносить в месяц 15$. Как вы считаете юнит экономику, если маржинальность в вашем сегменте в лучшем случае будет 25-30% до OPEX? 
 

Ответить
Развернуть ветку
Ришат Гайнутдинов

Супер молодцы 🚀🚀🚀🚀

Ответить
Развернуть ветку
PhotoRoomer

назвать JLT окраиной наверное могут только те, кто живет в Downtown ) Я как-то 2 года назад в супермаркете рядом с Marina Mall заказала на кассе доставку до дома ( возле the Sparkle tower). Оплатила выхожу, а парень с тележкой из магазина за нами пешком ))) через всю Марину с тележкой ехал. Я думала со стыда сгорю, что в рабовладельцы записалась)

Ответить
Развернуть ветку
PhotoRoomer

А почему вы не пошли как Стартап по пути открытия компании? Визы для сотрудников и вас по 1тыс AED будут. Открыть компанию и получить лицензию было бы проще.

Ответить
Развернуть ветку
PhotoRoomer

Какое конкурентное преимущество у вас есть еще помимо 15 мин? Подумайте, кто чаще заказывает, чем и как люди питаются в Дубае.

Вы, конечно, молодцы! Удачи вам!
У нас тоже Стартап, но тех. Было бы интересно пообщаться!)

Ответить
Развернуть ветку
Саша Серый

комнаты там иногда сдают по 500 дирхам. По словам наших курьеров, еще 500 дирхам уходит на еду и 500 — на проезд.
Получается 1500, и ЗП 3 тыс дирхам в месяц. Это около 60 тыс российских рублей (половина уходит на жилье, проезда, еду) и жизнь в Дубае примерно в 3 раза дороже, чем в России.
Плюс жара, понятно почему их "героями" называют.

Ответить
Развернуть ветку
NihlistNif .

Э, а где коммент про негров.... куда делся?

Ответить
Развернуть ветку
Карло Надарая

В чем суть супер быстрых доставок продуктов?
ну типа 15 минут на то чтобы привезли туалетку и макарохи?
Нафига? чтобы потом стоять еще 30 минут и готовить это?

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда