{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Кто в России производит растительное мясо и сколько привлекает денег Статьи редакции

Два года назад производители ходили по магазинам и «уговаривали поставить продукт на полку». Теперь «альтернативное мясо» можно встретить во всех крупных сетях и сервисах доставки.

За июль в России было два объявления об инвестициях в растительное мясо: двухлетний стартап Welldone привлёк $1,5 млн, а крупный производитель удобрений «Уралхим» вложил 300 млн рублей в переработку жёлтого гороха.

Рынок привлекает и небольшие стартапы, и крупные агрохолдинги, готовые инвестировать миллионы, а иногда миллиарды рублей.

В 2020 году россияне потратили на «альтернативное мясо» 2,6 млрд рублей, подсчитали аналитики Deloitte.

Welldone

  • Кто и когда запустил: летом 2019 года команда из нескольких бывших сотрудников Нижегородского масложирового комбината (НМЖК), который производит майонез «Ряба» и маргарин «Хозяюшка».
  • Инвестиции: более 190 млн рублей.
  • Что выпускают: растительные котлеты и фарш.
  • Где продают: в магазинах «Азбука вкуса», «Ашан», «Лента», сервисах «Самокат» и «Яндекс.Лавка».
  • Куда поставляют: в кафе и рестораны Москвы.
  • Финансовые показатели: по данным «Контур.Фокуса», выручка юрлица Welldone (ООО «Пинакта») в 2020 году составила 2,6 млн рублей, убыток — 23,3 млн рублей.

Welldone дважды привлекал инвестиции. В начале 2020 года через свой фонд Aintrigud в проект вложили 80 млн рублей совладелец Нижегородского масложирового комбината Иван Сидорок и президент фармацевтической компании «Нанолек» Владимир Христенко.

15 июля 2021 года Welldone привлёк $1,5 млн от российского фонда Phystech Ventures и международного Lever VC. Конкурентным преимуществом компании инвесторы считают собственное производство полного цикла.

В 2020 году компания продала 3 тонны готовой продукции, а в первом полугодии 2021 года — 30 тонн. На привлечённые деньги Welldone построит новое производство мощностью 130–150 тонн растительного мяса в месяц.

Основатели также рассчитывают расширить ассортимент и нарастить продажи в Москве, регионах России и выйти на международный рынок.

Компания производит растительное мясо из бобовых культур, клечатки и кокосового масла. Упаковка котлет в магазинах стоит 150-240 рублей за 200 г

Hi!

  • Кто и когда запустил: в 2020 году группа компаний «Эфко», которая производит растительное масло, майонез и йогурты «Слобода», а также масло и молочные продукты Altero.
  • Инвестиции: 4,1 млрд рублей.
  • Что выпускают: бургеры, домашние котлеты, фарш, наггетсы из сои, риса, гороха и подсолнечника.
  • Где продают: в торговых сетях «Перекрёсток», «Вкусвилл», «Глобус», сервисах «Утконос» и Ozon Express.
  • Куда поставляют: дистрибьюторской компании «Восток-Запад», в кофейни Starbucks, «Шоколадница» и другие заведения в разных городах России.
  • Финансовые показатели: по данным «Контур.Фокуса», выручка юрлица Hi! (ООО «ИЦ "БИРЮЧ-НТ"») за 2020 год составила 25,7 млн рублей, прибыль — 900 тысяч рублей.

В сентябре 2019 года «Эфко» запустила венчурный фонд Fuel for growth объёмом $50 млн, который рассматривал инвестиции в израильский стартап по производству растительного мяса.

С тех пор «Эфко» начала исследовать рынок альтернативного белка и в 2020 году создала первый соевый продукт в своём научном центре «Бирюч-НТ» в городе Алексеевка Белгородской области.

В августе 2020 года компания вложила 100 млн рублей в разработку мяса и за месяц произвела первые 500 кг растительных бургеров и домашних котлет под брендом Hi! (Healthy Innovation).

В сентябре того же года «Эфко» инвестировала 4 млрд рублей в производство мяса из подсолнечника — это первый подобный проект на мировом рынке, утверждают в компании. В течение трёх лет производитель планирует увеличить мощность до 40 тысяч тонн мяса в год и расширить ассортимент.

В первую очередь, мы работали с бренд-шефами. Исходя из их отклика, мы приняли решение масштабировать производство.

Почему наша компания в пандемию взялась за эту историю? На фоне происходящего потребление растительных аналогов как раз радикально выросло. Многие люди видят в коронавирусе зоологическую природу.

Возвращаясь к российскому рынку, мы считаем, что у него хороший потенциал. Уже сейчас у нас достаточно большое количество заказов.

Андрей Зюзин, генеральный директор «Эфко Инновация» в разговоре с «Коммерсантом»

Задача компании выйти со своими продуктами на европейский рынок и конкурировать с американским брендом Beyond Meat в России, чьи котлеты продаются по 1000 рублей за две штуки. По оценкам «Эфко», объём мирового рынка растительного мяса к 2030 году может составить $100 млрд.

Свои растительные бургеры «Эфко» называет «хайбургерами». Котлеты стоят 250 рублей за 200 г и около 500 рублей — за 10 штук

Greenwise

  • Кто и когда запустил: в 2017 году Юлия Марсель и Артём Пономарёв на базе завода «Партнёр-М» в Малоярославце Калужской области. Позже к проекту присоединился выходец из винной компании Simple Георгий Железный.
  • Инвестиции: около 30 млн рублей.
  • Что выпускают: заменители куриного и говяжьего филе, джерки (вяленое мясо) и стрипсы.
  • Где продают: в магазинах «Вкусвилл», «Азбука вкуса», «Перекрёсток», сервисах Wildberries, Ozon, «Самокат», «Яндекс.Лавка», «Утконос» и в специализированных магазинах.
  • Финансовые показатели: по данным «Контур.Фокуса», выручка юрлица Greenwise (ООО «Гринвайз») за 2020 год составила 16,8 млн рублей, прибыль — 1 млн рублей.

Greenwise арендует цех на предприятии «Партнёр-М», которым владеет отец сооснователя — Василий Пономарёв. Он разрешил партнёрам занять лабораторию и пользоваться экструдером — аппаратом для производства растительного мяса.

Они экспериментировали с продуктом почти год и за это время испробовали более 300 вкусовых сочетаний.

На наши эксперименты все смотрели косо. Типа сын директора опять какую-то пакость в лаборатории смешивает, а потом еще и жарит. Потом, правда, приходили, принюхивались и сами просили попробовать.

Артём Пономарёв, сооснователь Greenwise в разговоре с Forbes

В 2018-2019 годах Марсель и Пономарёв возили свои продукты по европейским выставкам растительной еды. Greenwise заметили в Берлине, где компания попала в инкубатор стартапов ProVeg и заняли второе место в финальном отборе.

Денег они в итоге не получили, но переняли опыт лидеров рынка альтернативных белков, рассказала Forbes соосновательница компании Юлия Марсель. В 2019 году партнёры вернулись в Россию, чтобы запустить свои растительные котлеты в розничную продажу.

Мы, как торговые представители начала 1990-х, с чемоданчиками, полными продукции, ездили по небольшим московским магазинам и предлагали товар на реализацию. Уговаривали просто поставить на полку, без денег, а если покупателям понравится, обещали привезти ещё. Вопросов была куча: а что это? а разве это едят?

Юлия Марсель, соосновательница Greewise в разговоре с Forbes

В итоге мясо купил «Вкусвилл», представители которого сами вышли на Greenwise. В 2021 году их филе, джерки и стрипсы продаются в крупных городах России, Белоруссии, Украины, Казахстана и Латвии.

В 2020 компания планировала открыть второй цех и нарастить производство до 120 тонн готовой продукции в месяц. По словам основателей Greenwise, они платят «Партнёр-М» за аренду цеха и закупают у компании сырьё. В будущем совладельцы рассматривают продажу доли стратегическому инвестору.

Greenwise рассчитывает в ближайшее время выпустить растительные котлеты и колбасу, а также запустить производство альтернативного молока, яиц и тунца.

Компания использует для мяса две рецептуры: соево-пшеничную и гороховую. Джерки Greenwise стоят от 150 до 200 рублей за упаковку

Кто ещё производит растительное мясо в России

Tashir Food

Компания выпускает растительные котлеты, сардельки, сосиски, колбасу, пельмени, фарш, фрикадельки, наггетсы и другие полуфабрикаты под брендом «Не мясо» и растительные сыры торговой марки «Не сыр».

Они продаются в «Ленте», «Азбуке вкуса», «Глобусе», в «Перекрёстке Впрок», на Ozon, в «СберМаркете» и «Утконосе».

Колбаса «Не мясо» стоит в магазине веганских продуктов «Сойка» 425 рублей за 500 г, а фарш — 400 рублей за полкило. Сосиски бренда в «Азбуке вкуса» продаются за 328 рублей за 250 г

«Наро-Фоминский мясокомбинат»

Подмосковное предприятие с 2019 года выпускает растительную линейку колбас, сосисок и котлет для бургеров под брендом «Не мясо». В основе продуктов комбината — гороховый белок.

Изделия продаются в «Пятёрочке», «Ленте», «Глобусе», «Светофоре» и других магазинах.

В «СберМаркете» сосиски стоят 219 рублей за 250 г

Vego

Компания производит растительные котлеты, колбасы, сосиски, ветчину, стейки и шашлыки для гриля, а также консервы — тушёнку и фрикадельки. Заказать продукты с доставкой можно на сайте компании.

По данным «Контур.Фокус», выручка юрлица Vego (ООО «Вего») за 2020 год — 142,6 млн рублей, а прибыль — 13,4 млн.

Интернет-магазин Vego

«Очаковский комбинат пищевых ингредиентов»

В сентябре 2019 года производитель добавок для пищевой промышленности выпустил котлету из постного фарша массой 40 грамм. На создание первой порции искусственного мяса у комбината ушло два года разработок и 900 тысяч рублей.

Мяса от «Очаковского комбината пищевых ингредиентов» нет в продаже, а сам производитель предлагает только текстурированный соевый белок.

«Уралхим»

В июле 2021 года производитель удобрений «Уралхим» инвестировал около 300 млн рублей в переработку жёлтого гороха для производства искусственного мяса. После получения первых партий компания будет тестировать гороховый белок вместе с производителями продуктов питания.

0
104 комментария
Написать комментарий...
A V

Вокруг только и есть что «Не Молоко», «не сыр», «не колбаса», «не сосиски», «не дружба», «не любовь».Маркетологи опять перевернули все вверх дном.Теперь вот самую дешёвую растительную пищу выдают за что-то особенное.На гороховом белке мышцу не накачаешь ).

Ответить
Развернуть ветку
Всеволод Морозов

Ну пища не самая дешёвая, собрать и обработать горох чтобы он походил на мясо сложнее, чем пасту из куриной кожи, свиных пятаков и ушей разбавить крахмалом

Ответить
Развернуть ветку
A V

Ну так а зачем его делать «мясом» то?
Он в исходном варианте дешевый. На руси раньше самая дешёвая еда была чечевица.

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Чтобы есть "мясо" не убивая животных. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

А почему тогда горох убивать дороже?

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Горох "убивать" дешевле. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

А почему тогда фальшивое мясо из гороха дороже? 

Ответить
Развернуть ветку
Леонид Бережной

Это пока оно дороже. Ситуация похожа на рынок электромобилей: с развитием технологий и увеличением объемов и производителей, цены будут падать.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

А как же whole foods? Что им помешало уменьшить цены на безгормональную и без ГМО продукцию? 

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Мои предположения:
Сложно придать "мясу" из гороха "мясную" текстуру и волокнистость. 
Из за низкого спроса по сравнению с говяжьими котлетами.
Из за сложной логистики, производителей не так много и не в каждом регионе (возможно даже стране) представлены.
Высокие затраты на маркетинг и упаковку. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Если вы никогда не ели спаржу, которая делается из сои давным давно изобретённым волокнистым оборудованием и не ели *качественных* соевых продуктов, то вы правы. 

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Все знакомые мне вегетарианцы и веганы не хвалят такой фарш и котлеты, а вот Beyond Meat судя по отзывам хвалят и даже отличить от мяса не могут даже мясоеды. 
.
p.s. Вы опять переходите на личности?
Вам не надоело этим заниматься?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Веганы разные бывают. 
Есть те, которые любят есть мясо, но отказались из за гуманного отношения ко всему живому. 
Есть веганы-сыроеды, которые отказались от мяса потому что считают эту еду мертвой и питаются только живой пищей. 
Есть веганы, которые не едят мяса из за религиозных убеждений как кришнаиты. 
.
Все они когда то ели и любят мясо, но не могут его есть. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Не все. Есть те кто не переносит ни запаха, ни вкуса мяса. Они и растительное мясо не будут есть.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Ах, так это вы! Тот чувак, который пытался доказать брызжа слюной, что Virgin Galactic на 80 км высоты не годится на роль спутников и орбитальной станции, ведь они летают на высоте выше 100 км!!! Браво, в этот раз вы спокойны, не сразу стали набрасываться на людей!

Ваши знакомые конечно мерило успеха. Но чудес не бывает. Чтобы сделать что то похожим по вкусу на мясо надо хорошенько удобрить химикатами, красителями и прочим.

Глядя на ингредиенты так и хочется спросить, а что ж аспартама то не добавили. Аспирина бы еще и гормончиков, а то сплошное масло и химия. Скучно.

P.s. я бы инвестировал в конкурента, который первый напишет - гороховое мясо! Без масел! Без Потассиума Хлорида!

Ответить
Развернуть ветку
Фаиз Мангутов

Я и тогда не набрасывался и не брызжал слюной.
Спокойно переписывался по поводу темы.

Вы что то свое внутреннее спроецировали. 
Вы там как раз и буянили и про спутники писали и на личности переходили, а я о них ни слова не написал)))
.
p.s. вы снова перешли на личности и я снова заканчиваю с вами беседу. 

Ответить
Развернуть ветку
Denis Smirnov

Да, да и тогда и сейчас перешел на желудок и вкусовые предпочтения. Откуда ж знать, что у вас личность в желудке. 

"Если вы никогда не ели спаржу, которая делается из сои давным давно изобретённым волокнистым оборудованием и не ели *качественных* соевых продуктов, то вы правы. "

Ответить
Развернуть ветку
101 комментарий
Раскрывать всегда