«"Теремок" перестают пускать даже на фудкорты»
Мнения представителей фуд-бизнеса о том, как сети блинных конкурировать с бургерными, фалафельными и азиатской кухней.
19 октября 2017 года основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров отреагировал на сообщение пользователя Twitter, который пожаловался, что в заведении выросли цены. «Продажи падают. Конкуренция растет. Закрываем уже рестораны. Еще один-два года и вообще можно будет закрываться», — написал бизнесмен.
Глава «Теремка» в разговоре с пользователями назвал главные факторы, негативно повлиявшие на бизнес. В частности, Гончаров отметил, что падает благосостояние жителей России, происходит смещение спроса в сторону кулинарии и дешевого фастфуда, а также растет общее число ресторанов.
Кроме того, он заявил, что «Теремок» с трудом платит за аренду помещений и не справляется с такими конкурентами, как крафтовые бургерные и рестораны с азиатской кухней.
Однако 20 октября Гончаров через пресс-службу заявил РБК, что «Теремок» продолжит развивать сеть и будет закрывать только убыточные точки.
В разговоре с vc.ru пресс-служба «Теремка» уточнила, что речь идет о закрытии только тех точек, в которых сеть не может договориться с арендодателями и где торговые центры хотят, чтобы компания платила 20-25% от оборота.
«Это убыточные для нас локации. Планы по развитию на следующий год у нас есть, мы расскажем о них немного позже», — говорится в сообщении.
Редакция vc.ru узнала у представителей фуд-бизнеса о будущем «Теремка» и главных ошибках, которые допустил Гончаров.
Мне самому стало интересно, почему я не захожу в Теремок, хотя мне в принципе нравятся их блины. Попытаюсь сам себе ответить:
1. Мне не нравятся горячие напитки в Теремке.
Кофе (капучино) качеством ниже среднего. В том же МакДональдс зерна кофе не сильно лучше, но их кофемашина делает его крепче и насыщенней. И молоко другое, даёт больше густой пены. Думаю тут можно подобрать необходимые параметры и делать хороший кофе.
Чай в Теремке не готовится как напиток - вместо него даётся пакетик и стакан кипятка. Лично я сразу сразу прикидываю сколько стоит один пакетик в розничном магазине, смотрю на стоимость чая и считаю себя обманутым. Или подавайте готовый напиток или угощайте чаем бесплатно (можно поставить большой самовар и сделать процесс интересным). Если готовый напиток, то он должен в чём-то быть интересным: например чай с различными русскими травяными сборами.
Холодные напитки (тархун, сбитень, квас) из теремка очень хороши, только обычно беру их с собой на вынос. После еды привык пить только горячие напитки.
2. Блины Теремка не получается есть в руках.
С детства привык к блинам, как к удобному блюду "что-то завёрнутое в блин", которое можно держать в одной руке, макать в соус\сметану\варенье и удобно есть. Поэтому первоначально увидев Теремок как фастфуд с блинами решил что там так и сделано (ура! исконно русская шаверма!). И очень расстроился что по факту "что-то" просто накрывается блином и подаётся на одноразовой тарелке тарелке, где его надо резать одноразовым ножом. После чего всё разваливается на составляющие и их как-то надо сгребать одноразовой вилкой и стараться донести до рта, не уронив. Какая-то хрень, честно говоря. Пускай так делают со своими крепами всякие французы, им простительно. Но русские?!!
Иногда удобнее быстро взять кофе и хот-дог в (прости, господи) СтарДогс и заточить на ходу или рядом в сквере.
3. Каши довольно постные и "сухие".
В них не хватает подливок\соусов. И возможно по этому в них не достаёт аромата и возникает ощущение "столовки". Вроде всё делается их качественных продуктов, всё правильно сварено, но чего-то не хватает для полного счастья (супы, например, немного странноватые, но вполне ок).
4. "Фастфудность"
За 350-400р. можно пообедать в кафе\ресторане с нормальными (не фастфуд) блюдами на нормальной (не одноразовой) посуде. И по времени это будет не сильно дольше (в Теремке всё таки минут 10-15 надо ждать, особенно пельмени). И когда у меня есть выбор (на Покровке\Маросейке он более чем есть) я его сделаю не в пользу Теремка. Сейчас посмотрел карту и попытался найти места, где бывал и из всего выбирал только Теремок. Не нашёл. Даже в ТРЦ на Коровинском шоссе есть чуть более интересная Панчо-Пицца.
Интересно, почему же тот же МакДональдс, при всей своей "эталонной фастфудности" не ощущается мной негативно? Попробую объяснить свои ощущения:
- Во первых МакДональдс ощущается "хайтек-рестораном" (где нет всей этой херни "под старину"), где всем рулит конвейер и технологии. Всё намерено технологично. Поэтому он визуально как-то не становится в один ряд с остальными забегаловки уровня "дешевого фудкорта". Теремок же по сравнению с ним выглядит как обновлённая палатка в ярмарочном ряду. Подчёркивающаяся "русскость" кроме вполне интересного клюквенного колорита с одной стороны, к сожалению искусственно "устаревает" и удешевляет образ - с другой стороны. Не знаю что посоветовать, но например тот же стиль BOSCO даёт в два раза больше "клюквы" и выглядит современно.
- В МакДональдс нет этих дурацких одноразовых тарелок. Не возникает ощущение дешевого придорожного ларька. Фирменные коробочки, их оформление, их разнообразие - создаёт новый опыт и делает еду интересней. Её становится не с чем сравнивать. Тарелки это скучное прошлое, коробочки это веселое будущее (хотя коробочный азиатский вок это скоро опошлит). Что тут можно придумать, навскидку сложно сказать. Туески, плетёнки, подстаканники? Русский плетёный ланч-бокс (в стиле лозоплетения из разлагаемого пластика) для одного обеда? И отдельно для нескольких человек?
И вообще.
Теремок, завязывайте д`Артаньянить, начинайте слушать людей (нет, не меня, а вообще всех клиентов)!
Ну в макдаке кофе то так себе) Если уж и стремится - то явно не к нему
Не стоит сравнивать кофе, приготовленный бариста в традиционной кофейне и кофе в точке продаж, имеющей средний показатель реализации 800 чашек в день (каковой является среднестатистический макдак). У макдака (как и старбакса) за прилавком не стоят бариста - там обычные прдавцы, обученные нажимать кнопки на кофемашине. Для такой схемы продаж в этих заведениях очень хороший кофе, что нельзя сказать о других игроках фастфуда, "забивающих" на простые правила организации автоматического приготовления кофенапитков. "Вкусный" или "невкусный" - тема для другой дискуссии, при обслуживании клиентского потока разумнее пользоваться значениями продаж чашек/сутки. В конечном итоге, что для вас, как предпринимателя, важнее - продавать 800 напитков "так себе" или 100 "вкусных"?)
это зависит от цены) но на вкусный, конечно, наценка меньше...
Макдак не демпингует в ценах на кофенапитки, SBX - тем более. Опять же себестоимость 300 мл капучино по прямым расходам, включающим все ингредиенты + сервисное обслуживание кофемашин не будет превышать 40 руб. Собственно, этим и определяется внимательное отношение лидеров рынка к категории hot beverages
не знаю экономику по маку, но 40 - кажется, дороговато
Я взял себестоимость по-максимуму)
По вкусу, себестоимость в пределах 12-ти рублей. Ну, 14-ти.
Ну нет, в 14 рублей не уложиться. Смотрите:
1. Кофейное зерно 15 гр. (на стакан 300-350 мл) - 15 рублей
2. Духслойный бумажный стакан с крышкой - 5 рублей
3. Молоко - 200 мл - 8 рублей
4. Сахар 20 гр. (списывается в безусловном порядке) - 1 руб.
5. Сиропы - 20 гр (списывается в безусловном порядке) - 1 руб.
6. Размешиватели, салфетки, корица и пр. - 50 коп.
7. Вода, с расходами на водоподготовку - 50 коп.
8. Сервисное обслуживание кофемашины, приведенное к одному кофенапитку - 3 руб., если включить услугу удаленного телеметрического контроля кофемашин с круглосуточной диспетчеризацией +2 руб.
Итого: 36 руб/напиток.
Как-то так)