{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

«Мы хотим разрушить всё, за что выступают Amazon и Facebook»: на что сервис обмена продуктами Olio привлёк $43 млн Статьи редакции

Сервис зарабатывает на сборах с крупных клиентов — розничных магазинов и ресторанов, которые следят за своей репутацией и следуют требованиям к сокращению пищевых отходов.

Приложение позволяет пользователям и компаниям публиковать фотографии ненужной еды и бесплатно делиться ею с местными жителями, сообщает TechCrunch. Офис компании находится в Лондоне.

Соосновательницы Olio Тесса Кларк и Сааша Селестиал-Уан TechCrunch

Раунд возглавили нью-йоркский хедж-фонд Lugard Road Capital и шведская инвестиционная компания VNV Global, которая ранее инвестировала в Avito, Delivery Hero и Babylon. DX Ventures, венчурное подразделение Delivery Hero, стало новым инвестором раунда. Также в раунде приняли участие нынешние инвесторы — Accel, Octopus Ventures, Rubio, а также предприниматели Джейсон Стоквуд и лорд Вахид Алли.

С помощью инвестиций Olio планирует ускорить выход на зарубежные рынки и расширить программу Food Waste Heroes, с помощью которой кафе и рестораны могут избавиться от пищевых отходов, уменьшить своё воздействие на окружающую среду и сократить выбросы углерода. Кроме того, стартап увеличит команду с 40 до более 170 человек.

Olio сосредоточится на 10 ключевых рынках в Латинской Америке, Северной Европе и Азии, где наблюдается устойчивый органический рост. Компания поставила перед собой цель достичь 1 млрд пользователей к 2030 году.

Как поделиться едой

Основная цель Olio — связать соседей друг с другом и с местными предприятиями, чтобы пользователи могли делиться излишками продуктов и непродовольственных товаров, а не выбрасывать их.

Для этого нужно сфотографировать товар, добавить описание и указать, когда и где можно его забрать. Объявления увидят пользователи, которые находятся поблизости. О самовывозе можно договориться в личных сообщениях.

Пользователи могут ставить друг другу оценки, из которых складывается рейтинг — до пяти звёзд. Кроме того, на недобросовестных соседей можно пожаловаться или заблокировать. Сервис доступен во всех странах на Android и iOS.

Бизнес, а не благотворительность

Компанию в 2015 году основали дочь фермера Тесса Кларк и Сааша Селестиал-Уан (Saasha Celestial-One). Первые инвестиции, $6 млн, Olio привлекла в 2018 году.

Предпринимательницы хотели решить проблему пищевых отходов, объём которых ежегодно достигает $1,3 трлн, передаёт издание. Проблема не только в потере неиспользованных продуктов питания, но и в огромном количестве выделяемого отходами углекислого газа.

Момент озарения наступил шесть лет назад, когда я переезжала в другую страну. Я должна была выкинуть оставшиеся продукты из холодильника, но я решила не делать этого. Я вышла на улицу, сжимая в руках эти продукты в надежде найти кого-нибудь, кому её можно отдать, но потерпела полное фиаско.

Именно в этот момент, проработав в мире цифровых технологий около 10 лет, я задумалась, почему не существует простого приложения, в котором можно было бы просто разместить свою еду, чтобы сосед мог прийти и забрать ее.

Тесса Кларк, соосновательница Olio

Сначала Olio была похожа на некоммерческую организацию: функции приложения ограничивались бесплатным обменом лишних продуктов между соседями, пишет TechCrunch.

Но соосновательницы Olio хотели создать бизнес, а не благотворительную организацию. Они видели «сотни» примеров коммерческих компаний, которые достигли «огромного влияния», но очень мало благотворительных организаций с такой же историей.

Мы также считаем, что бизнес должен сочетать прибыль с миссией, чтобы обеспечить более справедливое и экологичное будущее для всех нас. Кроме того, достижение наших целей потребует значительных инвестиций, например, в маркетинг. Нам не удалось найти никого, кто готов дать нам кучу денег бесплатно (к сожалению!), поэтому нам нужно было найти инвесторов и в конечном итоге обеспечить им доход.

В то же время идея шеринга еды оказалась находкой для общепита. Рестораны обнаружили, что могут избавляться от отходов и получать за это положительные отзывы от гостей.

Росту Olio помогают регулирование пищевых отходов и пандемия

Olio — общественный рынок нового поколения с потенциалом действительно глобального охвата, заявил гендиректор VNV Global Пер Бриллиот. За последний год компания выросла в пять раз, передаёт TechCrunch.

Стартапу удалось привлечь к сотрудничеству крупные компании вроде британской транснациональной Tesco, которая в 2020 году подключила к платформе 2700 магазинов.

С помощью приложения магазины перераспределяют излишки продуктов, срок годности которых подходит к концу. Распределением этих продуктов занимается более 30 тысяч обученных волонтёров Olio.

Кроме того, растёт регулирование и требования к сокращению пищевых отходов, отмечает издание. «Компании видят отчёты Межправительственной группы экспертов ООН по изменению климата и знают, что должны достичь нулевого уровня пищевых отходов и иметь соответствующую стратегию ESG», — объясняет Кларк.

Детский труд тоже был распространён в индустрии моды в течение многих десятилетий. Теперь он контролируется. То же самое сейчас происходит с пищевыми отходами. Больше неприемлемо иметь большой контейнер для отходов в задней части магазина, в который выбрасываются совершенно нормальные продукты. Покупатели будут осуждать вас в соцсетях, а ваши сотрудники будет возмущаться.

Тесса Кларк, соосновательница Olio

Приложение получило дополнительный импульс от пандемии, из-за которой люди были вынуждены взаимодействовать на локальном уровне. Например, раздел Made, где можно купить местную домашнюю еду и изделия ручной работы, пользуется большим спросом, пишет издание. В течение полугода компания также планирует запустить функции Borrow и Wanted.

Деньги

Olio зарабатывает деньги, взимая «символическую» плату с крупных предприятий за распределение пищевых отходов. Это покрывает только 30% расходов, говорят в компании. Кроме того, стартап продаёт мерч, а за абонентскую плату предоставляет дополнительные функции в приложении — просмотр объявлений и специальный профиль Supporter. Компания планирует добавить в подписку и другие функции со временем.

Компания отказывается зарабатывать на рекламе и называет такую модель «разрушительной для личности и общества».

Мы предпочитаем избегать модели монетизации, которая требует от нас превращения наших пользователей в продукт. Кроме того, с практической точки зрения, монополия, которую ИТ-гиганты установили в цифровой рекламе, делает конкуренцию очень трудной.

Но как только мы увеличим масштабы, и если мы всё ещё не сможем выйти на прибыль с помощью наших текущих источников доходов, тогда мы вполне можем поэкспериментировать с другой, более позитивной рекламной моделью, основанной на местной рекламе и экологичных брендах.

Компания также отказалась от пожертвований. «К сожалению, мы обнаружили, что недостаточно людей жертвует деньги, чтобы сделать эту модель жизнеспособной», — говорят в компании.

Среди расходов компании — зарплаты, серверы, на которых размещается приложение, сторонние программы, юридическая поддержка, бухгалтерские услуги, страхование, услуги перевода, маркетинг для привлечения пользователей и PR.

Olio пока не вышла на прибыль и до 2030 года планирует продолжать инвестировать всю выручку в своё развитие. По данным сайта Growjo, примерная выручка стартапа составляет $13,3 млн.

Конкуренты с Facebook и мусорной корзиной

К началу сентября 2021 года Olio насчитывает более 5 млн пользователей, которые за всё время поделились 25 млн порций еды и 3 млн непродовольственных товаров. По данным компании, половина всех продуктов, добавленных в приложение, бронируется в течение 21 минуты после размещения.

Сейчас люди покупают вещи, а затем выбрасывают их. А мы хотим внедрить модель потребления, при которой люди будут думать: «Я всё ещё хочу потреблять, но я собираюсь посмотреть, что уже есть у моих соседей — бесплатно и быстрее, чем доставка Amazon. Я возьму то, что не нужно моим соседям».

Мы хотим разрушить всё, за что выступают Amazon и Facebook. Мы хотим стать противоядием этому.

Тесса Кларк, соосновательница Olio

Кларк согласна, что Olio конкурирует с Facebook Marketplacе и Etsy, но своим основным конкурентом предпринимательница называет мусорную корзину. По её словам, стартап потратил годы, чтобы сделать обмен вещами простым, безопасным и интересным, чтобы пользователи предпочли потратить на это 10 секунд, чем за одну секунду выбросить продукты в корзину.

Кларк считает, что такая идея вряд ли пришла в голову мужчине. Но если бы и пришла, то мужчина-предприниматель привлёк бы больше инвестиций, полагает она.

Сообщество Olio на две трети состоит из женщин, так как женщины по-прежнему в основном отвечают за еду в доме и поддерживают связь с соседями, объясняет Кларк. «Идея могла прийти в голову и мужчине, но я думаю, что многое в Olio основано на женском взгляде на мир», — отметила она.

0
20 комментариев
Написать комментарий...
Илья Попов

Когда у умных людей приходит хорошая мысль, идея они действуют незамедлительно. Верю, что эти дамы добьются больших успехов и поменяют жизнь других людей тоже к лучшему. 

Ответить
Развернуть ветку
Anton

Это логичное продолжение сервисов вроде Too Good To Go Ждем супер-апп с подобными услугами :)
1) Продукты в Olio
2) Одежда в Vinted
3) Готовые блюда в Too Good To Go

Ответить
Развернуть ветку
Илья Попов

Для меня все это новое и очень интересное. Преклоняюсь всем кто в этом деле участвует. Супер!!!

Ответить
Развернуть ветку
Амбиент Музыкантов

Это не бизнес, а экошиза какая-то.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Амбиент Музыкантов

Ну пусть. Уболтал.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Акимов

"Сервис зарабатывает на сборах с крупных клиентов"- предложение повергло в легкое недоумение. Рэкет что-ли?)

Ответить
Развернуть ветку
yamahaman

В Европе есть законодательные акты, по котрым торгвые сети штрафуют, если выбрасывается еда..
Т.е. им легче платить абонплату и у них это забирают..

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Никифоров
 Мы предпочитаем избегать модели монетизации, которая требует от нас превращения наших пользователей в продукт
 Среди расходов компании маркетинг для привлечения пользователей и PR
мы вполне можем поэкспериментировать с другой, более позитивной рекламной моделью, основанной на местной рекламе
 Кларк считает, что такая идея вряд ли пришла в голову мужчине.
 Сообщество Olio на две трети состоит из женщин

Собственно даже и добавить то нечего. 

Против превращения пользователя в лидов, которые приносят доход, но сама использует маркетинг и пиар, который для этого и предназначен. 

Более позитивная рекламная модель - это модель, которая не направлена на то, чтобы пользователь отдал свои деньги, а... отдал деньги позитивно? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tarlan Isaev

Молодцы Olioex, я вдохновился их проектом и так же запустили свой стартап по фудшерингу)

planeta.ru/campaigns/foodshare

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Tarlan Isaev

Интерпритировать можно по-разному. Согласен на российскому маркете я так же скептичен)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Anna Zabolotnaya

Предприятия платят за утилизацию отходов. Если их дешевле или бесплатно забирает кто-то ещё, предприятиям это выгодно. Если есть ещё и акцент на пользе и экологии, предприятиям бесплатный маркетинг и пресса.

Ответить
Развернуть ветку
yamahaman

Нужно заказать транспорт, иногда даже специальный - холодильный, чтобы вызвать волонтерскую организацию, представители которой потом бесплатно раздают нуждающимся, да еще и выделить сотрудника, который ежедневно всем этим занимается..
Т.е. ниша действительно есть

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Смолин

Молодчинки! Отличная идея!

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Malkovets

это крутой пример, когда бизнес делается не только ради денег и имеет более высокую миссию!  Поделись едой и сделай мир лучше- так говорит недавно вышедший на российский рынок стартап https://wesavefood.ru
Посмотрим как бизнес модель будет адаптирована под наши реалии!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Pavel Tarasov

Классный проект!

Ответить
Развернуть ветку
17 комментариев
Раскрывать всегда