{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Переуступка прав аренды, или как еще искать помещения под кофейню

Меня зовут Денис, я лидер проекта «Дринкит». «Дринкит» — это кофейный стартап компании Dodo Brands. В этой заметке на примере нашего опыта открытия кофейни в БЦ «Водный» я хотел бы поделиться одним из способов поиска помещения.
Про мой новый стартап в Нидерландах читайте тут, в моем телеграм-канале.

Спойлер для тех, кто не хочет читать статью целиком: рассматривайте не только свободные, но и занятые помещения. Если в локации, которую вы рассматриваете, есть занятые помещения, но конкуренты добиваются в них слабых результатов, предлагайте выкуп права на аренду.

Фото с первого дня работы кофейни «Дринкит» в БЦ «Водный»

Контекст

На текущий момент у нас три кофейни «Дринкит»: две в Москве и одна в Самаре. Мы получили финансовое подтверждение работоспособности модели — все наши кофейни операционно прибыльны. Также мы имеем хорошие показатели возвращаемости, что косвенно свидетельствует, что гостям нравится наш продукт. В связи с этим мы перешли на новый этап развития — тестовое масштабирование. Мы поставили цель открыть 10 собственных кофеен до конца года, чтобы на чуть большем масштабе проверить свои силы перед реальным масштабированием модели. В связи с этим большой фокус нашей работы сейчас связан с поиском помещений.

Статья будет полезна для всех, кто планирует открыть свое кафе или ресторан и находится в процессе поиска помещений.

Location, location и еще раз location

Важность выбора локации переоценить сложно. Кто-то умный по имени Карл фон Клаузевиц (нашел только что в Google) сказал: «Стратегические просчеты невозможно компенсировать тактическими успехами». У вас могут быть отличная концепция, классный продукт, вежливый персонал, но все это не имеет значения, если рядом с вами нет вашей аудитории. Да, могут быть исключения. Если вы делаете что-то уникальное, к вам будут ездить специально. Но это скорее исключение, чем правило.

Учиться идти на компромиссы

Поиск помещений — это всегда боль. Идеального помещения, как бы нам того ни хотелось, не существует. Либо высокая цена за метр, либо много метров. А еще странный собственник, не хватает электрических мощностей, нет вытяжки, сложный договор, неприятные соседи и так далее и тому подобное. Так или иначе, приходится идти на компромиссы и принимать не идеальные решения. Чтобы компромиссов было минимум, нужно максимально расширять воронку входящих на рассмотрение помещений. Об этом (и в целом про поиск помещений) я планирую написать отдельную статью и рассказать про наш подход. В этой статье я хочу сфокусироваться на одной конкретной рекомендации — чтобы максимально расширить воронку, рассматривайте не только свободные, но и занятые помещения.

Зачем смотреть занятые помещения?

Мы часто сталкиваемся с тем, что в крутых локациях, где можно делать отличную выручку, сидят слабые игроки. Возможно, они сели в эти помещения давно, на старых условиях. Возможно, собственник помещения неактивный и не стремится к максимизации прибыли. Так или иначе, если предложить хорошие отступные текущему арендатору, теоретически можно заполучить отличную локацию. Даже если вы заплатите 1 млн рублей арендатору за помещение, в котором вы можете получать хорошую прибыль, эти издержки окупятся.

При чем тут «Тинькофф»?

Летом 2021 года наши друзья из «Тинькофф» на одной из встреч с коллегами из Dodo Brands сказали, что было бы круто, если бы мы открыли кофейню «Дринкит» у них в офисе. Ребятам понравилась наша концепция, продукт. Мы загорелись идеей и поехали в БЦ «Водный», где находится центральный офис «Тинькофф». Мы посмотрели все возможные варианты и поняли, что вариантов нет. В БЦ есть три места, где потенциально может быть открыта кофейня, и во всех трех местах кофейни уже открыты. Договоры аренды у всех длинные, всех все устраивает, съезжать никто не собирается. Казалось бы, ну что тут можно сделать. Очень часто в таких ситуациях люди сдаются и отказываются от идеи.

Слабое звено

Мы решили, что не готовы на этом останавливаться, и продолжили изучать локацию. Мы начали снимать чеки кофеен, анализировать их продажи и то, как люди ведут себя в этом БЦ. Подробнее о том, как анализировать чеки конкурентов, я писал в этой статье. На основе проделанного анализа мы поняли, какую локацию хотели бы заполучить. Это помещение рядом со входом в БЦ: просторное, с красивыми окнами и всеми необходимыми техническими условиями. Но вот незадача: в этом помещении находится отличная кофейня, которая показывает отличные результаты. Мы сделали предложения о покупке этой кофейни, но собственник его отверг, и мы пошли думать дальше.

Второй вариант — помещение в общем коридоре, прямо у центральной лифтовой шахты. Звучит не очень привлекательно, правда? Однако мимо этого помещения проходят все сотрудники БЦ, в этом его большой плюс. Второй большой плюс — небольшая аренда. Но есть и ряд минусов. Помещение находится после турникетов, а значит, пешеходный трафик конвертировать мы не сможем. Помещение очень маленькое, буквально 10 метров, никакой посадки не будет, технология поместится с трудом. Электрических мощностей не хватает, нужно подводить дополнительные. Ну и самое главное — кофейня, которая находится в этом помещении сейчас, делает всего 20–30 чеков в день. Это очень мало и очевидно не хватит даже для выхода на точку безубыточности. Чтобы в этом помещении имело смысл открывать кофейню, нужно выйти как минимум на 150 чеков в день.

Оценить все риски и действовать

Помещение неоднозначное, к тому же занятое. Чтобы облегчить принятие решения, мы применили несколько аналитических моделей. В первую очередь мы сделали SWOT-анализ.

В первую очередь мы сделали SWOT анализ.

SWOT-анализ помещения в БЦ «Водный»

SWOT-анализ показал, что сильных сторон и возможностей у помещения больше, чем слабых сторон и угроз. Как можно нивелировать часть слабых сторон, мы быстро поняли. Например, за небольшую доплату можно оперативно увеличить электрические мощности, а вытяжка в данном помещении нам в принципе не нужна, так как хватает общей системы вентиляции.

Момент, который нас сильно смущал, — отсутствие посадки. Самый сильный конкурент в этом БЦ делал порядка 500 чеков, и у них достаточно большое помещение с хорошей посадкой — 25 мест. Мы решили понаблюдать, как гости этой кофейни ведут себя, и заметили, что 90% не пользуются посадкой. Основная масса гостей берет кофе и выпечку с собой. Это убедило нас в том, что в данном БЦ и без посадки можно делать хорошую выручку.

Анализ емкости рынка

После SWOT-анализа мы попробовали провести параллели с БЦ «Омега Плаза», в котором мы уже работаем. Там наша кофейня прибыльная, поэтому мы можем взять ее за референс. В «Омеге» выдано порядка 4000 пропусков. В БЦ работает 16 кофеен. На одну кофейню приходится 250 человек. В БЦ «Водный» выдано 2000 пропусков, и на них приходится четыре кофейни, по 500 человек на каждую. Показатель грубый, но все же. Он показывает, что рынок в «Водном» при прочих равных менее конкурентный.

Финансовая модель

Понимая показатели нашей финансовой модели, такие как LC (стоимость оплаты труда), UC (себестоимость продукции) и прочие расходы, мы построили финансовую модель кофейни в данном помещении. Мы понимали, что при смете 2,5 млн рублей, с учетом оплаты права переуступки прав аренды, для окупаемости инвестиций за два года кофейня должна выйти на чистую прибыль 105 тыс. рублей в месяц. Для этого EBITDA должна составить 150 тыс. рублей в месяц.

Упрощенная финансовая модель кофейни «Дринкит» в БЦ «Водный»

Мы предположили, что с учетом того, что у нас не будет посадочных мест и будет ограниченное меню из-за маленькой площади, средний чек составит 220 рублей. При целевой выручке с НДС 600 тыс. рублей и цели по чистой прибыли 105 тыс. рублей количество чеков в день должно составить 137.

Упрощенная финансовая модель кофейни «Дринкит» в БЦ «Водный»

Игра стоит свеч

Основной конкурент в данном БЦ делает около 500 чеков в день. Конкурент № 2 делает 200 чеков в день. В столовой каждый день пробивается около 1000 чеков. Наше помещение располагается таким образом, что все сотрудники БЦ увидят нас в первую неделю нашей работы. 137 чеков показались нам достаточно низкой планкой для выхода на прибыльность, и мы решили рискнуть. Мы предложили кофейне на этой локации выкупить у них право на аренду. Данная кофейня, как я писал выше, делала всего 20 чеков в день, поэтому они с радостью рассмотрели наше предложение, и мы заключили сделку.

Пуск!

Несмотря на то что мы приняли решение запускать кофейню в «Водном», мы все еще видели риски в данном проекте. Поэтому мы приняли решение запускаться в режиме MVP (Minimum Viable Product, минимально жизнеспособный продукт), то есть максимально быстро и с минимальными вложениями. Команда развития запустила кофейню всего за 10 дней со сметой 1,7 млн рублей.

Саша Умаров и Виталий Калинин красят стены в кофейне «Дринкит» в БЦ «Водный»

Результаты

В первую неделю кофейня вышла практически на свои целевые показатели, несмотря на то что мы запустились с неполным меню. На второй неделе произошла небольшая просадка, но уже к четвертой неделе мы добились поставленной цели по количеству чеков и выручке.

Первые результаты кофейни «Дринкит» в БЦ «Водный». Сверху на графике общие показатели за неделю — выручка и кол-во чеков. На нижнем графике — среднедневные показатели

Выводы

Мы не спешим делать серьезных выводов, так как кофейня проработала чуть больше месяца. После запуска кофейни нередко бывает большой стартовый интерес — люди идут пробовать, знакомиться с местом. После может случиться просадка или даже серьезное падение выручки. Но первые результаты воодушевляют. Кажется, что мы не ошиблись при выборе локации.

0
135 комментариев
Написать комментарий...
S.Capusta

"На текущий момент у нас три кофейни «Дринкит»: две в Москве и одна в Самаре."
Можно смело писать на вывеске и в рекламе: Федеральная кофейная сеть

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Не поместиться на вывеску, к сожалению:(

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Аккаунт отморожен

Уточнение: 3 кофейни, которым до прибыли ещё как до Китая раком («операционно прибыльны», ага).

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Александр Умаров

Приветствую! Меня зовут Умаров Александр, я лидер отдела развития Дринкит и тот человек, который вел эту сделку.

Наверное я могу дать комментарий к вашему вопросу. Если мы говорим о юридических аспектах, о том как именно была оформлена сделка и можно ли нашу сделку трактовать как ППА именно с правовой точки зрения, то отвечу что можно. Был оформлен тройственный договор, по которому мы покупали права аренды у Стороны А (текущего арендатора), Сторона Б (БЦ), давала согласие на сделку, а Сторона В (новый арендатор, то есть мы), оплачивали отступные Стороне А, при этом в приложении к договору ППА описывались правки, по которым в текущий договор аренды Стороны А и Б вносились изменения, по которым мы становились новым арендатором.

То есть с юридической точки зрения не было заключения нового договора аренды, просто по согласию сторон вносились изменения в действующий.

Если в целом рассуждать о текущем понятии ППА, то кажется, что сегодня не так важно как именно с юридической точки зрения оформлена сделка, суть не меняется. Кто-то готов съехать, получив за это деньги, кто-то готов за это заплатить, если собственник при этом не против, договор никого не остановит, ведь договор это не законы физики, мы вправе его менять.

В завершении, по птичьим правам и непомерным арендам. ППА это такой же товар, мы ищем хорошую локацию и конечно же оцениваем комплекс факторов, какая арендная ставка, какой договор заключен, устраивает ли он нас, можем ли мы вносить правки, устраивает ли нас собственник, как партнер, адекватная ли стоимость переуступки, как она повлияет на окупаемость бизнеса. Это нюансы, важные, но нюансы) Если интересна эта тема, я веду тематический канал ТГ, на эту тему, приходите к нам в блог девелопмента, если интересны нюансы, буду рад! Канал называется Specialty Development: https://t.me/specialdev

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Dmitry Yashin

Мне тоже интересно, при чём вообще здесь ППА, потому что ничего о ней сказано не было, но остальной ваш текст - это абсолютные додумки и полное отсутствие практики в недвижимости.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Del Ins Up
>наши друзья из «Тинькофф» сказали, что было бы круто, если бы мы открыли кофейню у них в офисе.

У них в офисе нет крутой бесплатной кофемашины, как во всяких яндекса/мейлах и прочих ? Ну и днище :(

>Через 2 года якорный арендатор съедет с БЦ

Это кто, Тинькофф ?

Ответить
Развернуть ветку
Тинькофф

Кофемашина у нас есть🙂

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Балкон.Ру
Это кто, Тинькофф ?

Тиньков в водном же не арендатор, а собственник.

Ответить
Развернуть ветку
L A

ээ... на водном в этом БЦ есть кофепорт и там вкуснее тупо всё. И кофе и выпечка/десерты.
По ценам не скажу точно, но на первый взгляд в КП дешевле.
Вам конечно удачи в любом случае, но ваше заведение как-то не зашло =( .
Точно можно сказать что у вас вкуснее, чем у большинства кофепоинтов на ресторанном дворике.

Ответить
Развернуть ветку
Ильдар Низаметдинов

У Кофепорта стоят суперавтоматы. А тут рожковые кофемашины, разница есть. Через рожковые кофемашины кофе на много вкуснее нежели через автомат. И десерты у Дринкит значительно лучше и выбора больше.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Денис Чернобаев
Автор

Добрый день! Спасибо большое за обратную связь, очень ценно. Изучим лучше продукцию кофепорта.

Ответить
Развернуть ветку
ne01100001001

Смотрю на дизайн этих стаканов... и в голову лезет только - «Синий Кит».

Ответить
Развернуть ветку
Балкон.Ру
Смотрю на дизайн этих стаканов

Наверное тут вот подсмотрели )

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Sandra

вот думала: неужели только я заметила )) какой-то посыл: выпей кофе - иди убейся

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Агент Моссада

А какой пешеходный трафик вы теряете находясь за турникетами? Кто-то ходит в незнакомые БЦ за массмаркетовским кофе?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Мимо бизнес центров ходят люди. Если кофейня имеет отдельный вход, в неё заходят люди, не работающие в БЦ, но проходящие мимо него.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан
и мы заключили сделку.

сколько?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Думаю что мы не в праве раскрывать детали сделки, в которой участвовала третья сторона)

Ответить
Развернуть ветку
6 комментариев
Irina Goruynova

С интересом слежу за развитием вашей сети. Спасибо за подробные статьи! Ну и, конечно, жду открытия точки в Питере)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Ирина, большое спасибо! Надеюсь скоро обрадуем вас в Питере)

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr

Читал ранее Вашу прошлую статью, и эту. Интересно, спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Александр, рад слышать! Большое спасибо)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry D

Лидер смены..)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

?)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Yashin

А почему вы фудкост называете UC?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

UC - unit cost, себестоимость единицы продукции с учетом цены упаковки и потерь. FC - это просто ингредиентная себестоимость.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Даниил Верещагин

Интересная статья

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Даниил, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
greg chudnoff

А почему кофе, а не, например, лапша Роллтон? В проходном месте и лапша пойдет на ура - причем она проще в приготовлении, не требует специального оборудования и высококачественного сырья.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

у Ролтона маржа низкая

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Евгений Ткач

А можете, пожалуйста, кратко расписать основные траты на открытие? На что ушли 1,7 млн?)

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Кофемашина, две кофемолки, фильтр-машина, посудомоечная малина, бойлер, холодильники. Остальное по мелочи.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Jason Reed

а где столовая в БЦ водный?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

На четвёртом этаже

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

Лайк за техничность

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

=)

Ответить
Развернуть ветку
Коворкинг BLOKS

текст читать не буду, сразу в комментарии погружусь т.к. одно упоминание додо здесь взрывает ленту интереснейшими наблюдениями участников

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

По этой статье, кстати, еще ни одного коммента про Додо)

Ответить
Развернуть ветку
Daniyar

а не дешевле ли было бы договориться с арендодателем чтобы они расторгли договор аренды с тем арендатором?

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Кулешов

не этично же

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Чернобаев
Автор

Договор на позволял им так сделать, я полагаю.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Самый Тот

Синий кит?) Мммм, отличный символ для стартапа!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Д

Спасибо, что вы написали, вы лидер кофейни. Теперь я знаю, что вы лидер

Ответить
Развернуть ветку
Денис Чернобаев
Автор

Я не писал что я лидер кофейни

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Есть один супер-богатый бизнесмен ... Это Федор Овчинников. Предложите ему вложить деньги в открытие лично его кофеен "Дринкит".
Он явно не бедный и штук 20 коффеен на свои личные сможет открыть. И получится синергия , так как он же сам на своих идеях и заработает!
Это же круто! Лучшая реклама из возможных!

Федя в кепочке и за стойкой и ещё с шваброй в уборной будет лучшим примером труда и мотивации.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Лапушкин

Тот случай когда название статьи не соответствует содержанию.

Ответить
Развернуть ветку
132 комментария
Раскрывать всегда