«Как вы с такой фигнёй собираетесь выходить на IPO»: дебаты Фёдора Овчинникова с франчайзи «Додо пиццы» Статьи редакции

1 ноября все четыре пиццерии Евгения Ткачёва в Ярославле отключили от системы «Додо пиццы»: управляющая компания объясняет это плохой работой, а сам франчайзи считает, что «Додо» хочет забрать точки себе. Теперь ситуация вылилась в публичный конфликт.

16 ноября прошли дебаты между основателем «Додо пиццы» Фёдором Овчинниковым и франчайзи компании Евгением Ткачёвым на YouTube-канале «Ассенизатор» бизнесмена и владельца фудкорта с концертным залом «Подсолнухи Art & Food» Андрея Ковалева.

  • С 2019 года «Додо пицца» неоднократно выявляла нарушения стандартов чистоты, хранения и маркировки продукции в пиццериях Ткачёва, утверждает представитель компании. В мае она провела контрольную проверку и решила расторгнуть договор с франчайзи.
  • «Додо пицца» дала Ткачёву три месяца на продажу точек, а затем продлила срок ещё на столько же. Франчайзи считает все выявленные нарушения предвзятыми: по его словам, управляющая компания (УК) пытается сократить количество партнёров и передать часть активов либо в свою розничную сеть, либо аффилированным лицам.
  • Он не успел продать пиццерии в том числе потому, что УК запрещала размещать объявление на внешних площадках. «Додо пицца» объясняет это тем, что считает информацию о прибыльности недостоверной, а оценку точек завышенной — 150-180 млн рублей при суммарной выручке 8-9 млн рублей в месяц.

В анонсе программы Ковалёв указывал, что эксперты будут разбирать ситуацию и «помогут двум сторонам найти компромисс». Однако Овчинников заявлял, что его цель — «публично донести ценности компании и подходы и ответить на ложь и грязь открытостью».

Среди экспертов — владелец сети ресторанов «Мясо&Рыба» Сергей Миронов, президент Федерации рестораторов и отельеров Игорь Бухаров, владелец «Теремка» Михаил Гончаров, бывший ведущий телеканала РБК и ведущий передачи «Виттель. Реальность» на радио «Эхо Москвы» Игорь Виттель, юрист Тимур Богатырёв и другие.

Вступительные речи сторон

Фёдор Овчинников, Андрей Ковалёв и Евгений Ткачёв

Андрей Ковалёв: Я не большой любитель франшиз. 99% франшиз в России — это просто откровенные мошенники: Coffee Like, Sokol Coffee, «Папа Гриль», Локонцев (барбершопы Topgun — vc.ru), Аяз Шабутдинов.

Но я всегда считал, что «Додо пицца» — это очень крутая франшиза, настоящая, честная, а Фёдор Овчинников — крутой предприниматель. Франшиза должна быть сложной: если это как Coffee Like, где нужен прилавок, кофемашина и 10 сортов кофе, то не надо покупать её. Вы и сами справитесь.

Дебаты начались со спора о том, кто произнесет вступительную речь первым. Овчинников настаивал, что хочет начать сам. Но Ковалёв попросил похлопать тех, кто за то, чтобы первым говорил Овчинников, и тех, кто за Ткачёва.

В пользу Овчинникова аплодисменты были громче, признал ведущий, но затем решил бросить монетку. Овчинников отказался называть сторону монеты и снова потребовал права говорить первым. Ковалёв пообещал уступить Овчинникову после жеребьёвки, по результатам которой слово в итоге досталось Овчинникову.

Фёдор Овчинников: Евгений в соцсетях представляет это как личный конфликт Фёдора Овчинникова и Евгения Ткачёва. Я его вживую вижу первый раз в жизни. Евгений совершенно не системообразующий наш франчайзи — его роялти составляло меньше 1%.

Ситуация рядовая. Мы за последние три года расторгли порядка десяти договоров франчайзинга по инициативе управляющей компании. Три пиццерии были полностью закрыты, остальные проданы: сменили собственников. Ситуация впервые в нашей истории решилась не мирно, а вылилась в публичный конфликт.

С 2019 года по май 2021 года четырём пиццериям Ткачёва в Ярославле было выписано 60 предписаний о нарушении стандартов работы «Додо пиццы» — перемаркировка, просрочка. У нас есть доказательства о нарушении стандартов, и мы предоставим их в суде.

Затем Овчинников рассказал, что франчайзи соглашался исправлять нарушения, но это не помогло. Средняя выручка пиццерий в Ярославле на момент расторжения договора была 2 млн рублей в месяц — это очень низкий показатель для сети, считает основатель. В отчёте Ткачёва говорится, что прибыльность его точек составляет 25%. «В нашем бизнесе норма рентабельности 10-15%», — отметил Овчинников.

Он добавил, что в презентации Ткачёв указал зарплату сотрудников в размере 15 тысяч рублей, а в объявлениях о наборе сотрудников писал о зарплате в 30 тысяч рублей. Кроме того, в СМИ Ткачёв рассказывал о 7,5 млн рублей, потраченных на рекламу, а в объявлении о продаже затраты на маркетинг он не указал.

По его словам, перед отключением от Dodo IS Ткачёв начал угрожать, что компания потеряет репутацию. 1 ноября в «Додо пиццу» позвонил неизвестный человек и начал угрожать налоговыми проверками, если компания «не прекратит давление» на Ткачёва. Овчинников считает, что звонил связанный с Ткачёвым юрист Владимир Кузнецов, «судя по аккаунту в Instagram».

Дальше Овчинников опроверг обвинения Ткачёва в рейдерском захвате, запрете продавать пиццерии и аффилированности с некоторыми партнёрами.

Фёдор Овчинников: Вы спросите, почему Евгений поставил цену в 180 млн рублей за четыре пиццерии. Потому что Евгений считает, что у «Додо пиццы» осталось мало место для развития, поэтому он продаёт территорию. У него есть кейс — видимо, он почувствовал запах быстрых денег. Недавно он продал пиццерию в Тихорецке с выручкой 2 млн рублей в месяц за 28 млн рублей. Там был неправильный P&L (отчёт о прибыли и убытках — vc.ru). Я жалею, что мы допустили эту продажу, потому что покупатель переплатил.

Овчинников заявил, что Ткачёв начал вести «грязную игру» — начали выходить негативные статьи о «Додо пицце» на сайте «Русбанкрот». Сайт связан с Владимиром Кузнецовым, о звонке которого Овчинников говорил раньше. Кузнецов входит в генеральный совет общественной организации «Деловая Россия».

Вступительная речь Овчинникова вместе с вопросами заняла около 25 минут.

Игорь Виттель: Мне кажется, Фёдор пришёл поговорить сам с собой. Может передадим уже микрофон Евгению? Я не готов два часа здесь сидеть. Уже невозможно скучно.

Игорь Виттель и Игорь Бухаров

Андрей Ковалёв: У нас же рыночная экономика. Какая разница, за сколько он продаст пиццерии? Это же его личное дело.

Фёдор Овчинников: Пусть продаёт, но «Додо пицца» под своим брендом будет выносить предложение о продаже, только если там верные данные. Мы не запрещали продавать пиццерии, но мы имеем право не заключать договор франчайзинга с кем угодно. Он мог продать пиццерии для другого бренда. Я молчу — Игорь, наверное, уже не может сидеть.

Игорь Виттель: Я могу сидеть, но не хочу слушать выступление в формате «почему мы такие замечательные».

Ткачёв сейчас нарушает законодательство и работает под вывеской «Додо пицца», а первые дни точка не пробивала фискальные чеки, добавил Овчинников.

Евгений Ткачёв: Ситуация сложилась таким образом, что мы оба понимаем, что дальше не сможем работать вместе. Я пришел сюда, чтобы найти выход из сложившихся обстоятельств и в позитивном, конструктивном диалоге и в правовом поле решить вопрос по моему выходу из бизнеса. У меня сейчас есть ещё действующие пиццерии, и я пришёл решить вопрос о продаже и в том числе найти покупателя на мои прибыльные, новые, красивые пиццерии в Москве, Ярославле и Краснодарском крае.

Чтобы подтвердить, что пиццерии прибыльные и успешные, Ткачёв раздал экспертам презентации. Согласно одному из слайдов, рейтинг точек Ткачёва в Ярославле выше среднего по сети, и только пару раз опускался ниже среднего, но на короткий период, добавил франчайзи.

Ткачёв рассказал хронологию запуска своих пиццерий, шесть из них находятся в Москве. По его словам, в апреле 2019 года представитель УК впервые предложил ему продать пиццерии в Ярославле, а в октябре того же года компания потребовала отказаться от «куска» Москвы или повторно оплатить паушальный взнос в 420 тысяч рублей. По собственным словам, Ткачёв его оплатил.

В ноябре 2019 года выручка первой пиццерии в Ярославле выросла на 30%, во второй — на 100%, рассказал Ткачёв. Тогда же УК потребовала выставить на продажу точки в городе — или они будут закрыты.

Евгений Ткачёв: По моему мнению, в тот момент УК понимала, что сеть в Ярославле хорошо растёт, пиццерии большие, красивые и в удачных локациях.

В феврале 2020 года компания ввела внешнего управляющего, а через месяц после этого выручки упали на 15-20%. Ткачёв отказался от его услуг, а УК отказалась помогать ему в поиске инвестора.

В сентябре все пиццерии Ткачёва заняли верхние строчки рейтинга, а выручка выросла на 30%. В начале 2021 года он выполнил все предписания, а рейтинги были отличные, рассказывает франчайзи. После расторжения договора ему поступило шесть предложений о покупке пиццерий, но УК не согласовала покупателя, то есть отказалась заключать с ним договор.

Евгений Ткачёв: За четыре года нашей с тобой совместной работы, Фёдор, я построил сеть из 12 успешных, новых, прибыльных пиццерий. Каким образом я мог это сделать, если я всё время нарушал нормы пищевой безопасности, сервиса, качества, если бы мои пиццерии находились в операционном минусе и выручка бы не росла? Кто бы мне дал это сделать?

По поводу запрета продажи пиццерий: вопрос выручек — это только моё дело. Ни по договору коммерческой концессии, ни морально УК не имеет отношения к моей выручке. Даже если они у меня плохие: может я меценат, люблю кормить людей в убыток себе — это моё личное дело. У меня успешные пиццерии в плюсе.

У меня нет задержек по роялти по одной из пиццерий. По другим пиццериям была одна задержка в апреле на один день. Это была техническая ошибка бухгалтера.

Ты говоришь, что прибыльность лучших пиццерий сети — 10%. Когда вы продаете франшизу, вы говорите, что пиццерия окупится за три года. Каким образом можно за 10% прибыли окупить её за три года? Какое-то противоречие.

Овчинников ответил, что он говорил о 10-15%, хотя у некоторых партнёров прибыльность доходит до 20-25%, но это северные города с большой выручкой.

Мешала ли компания продаже

Ковалёв рассказал, что у него некоторые арендаторы годами не платят: «И ничего, я никого не выгоняю». По его словам, в таком случае он не даст такому партнёру арендовать другое помещение. Ведущий спросил у Овчинникова, как при таких плохих показателях Ткачёву разрешали открывать новые пиццерии.

Игорь Виттель: Вы не дали человеку продать по той цене, по которой он хотел, и тому, кому он хотел. Свободный рынок, приходит покупатель, вы не даёте продать и потом предлагаете другую цену. Так и было?

Фёдор Овчинников: Мы не запрещали продавать, мы просили предоставить корректные данные. Евгений может продать сами пиццерии кому угодно, но мы не обязаны заключать договор франчайзинга со всеми.

Игорь Виттель: Я сильно похож на идиота?

Фёдор Овчинников: Вы на каком канале работали?

Игорь Виттель: На РБК.

Фёдор Овчинников: А как будто на Рен-ТВ или НТВ.

Игорь Виттель: Я 16 лет отработал на канале РБК. Если вы ведёте бизнес так же, как изучаете бэкграунд...

Низкие выручки, плохие отзывы и просрочка — это не аргумент

Михаил Гончаров и Сергей Миронов

Михаил Гончаров: Хочу прояснить для окружающих три аргумента, которые я бы не стал учитывать при рассмотрении ситуации. Низкие выручки могут зависеть от специфики региона — Ярославль имеет сильную местную сеть пиццерий. Плохие отзывы приходят постоянно практически на все заведения — даже на рестораны Новикова и Dellos, не говоря уже о нас с тобой, Фёдор.

Просрочка тоже прозвучала жёстко, но она случается везде.

Я ничью позицию не занимаю, но Фёдор сказал, что рейдерство и крупные франчайзи невыгодны в компании. Но на самом деле они выгодны — большой системой легче управлять.

Андрей Ковалёв: Я, как человек, который восемь раз подвергался рейдерским захватам от командующего внутренними войсками России до председателя правления крупных банков и заканчивая заместителем Лужкова хочу сказать, что это на рейдерский захват не похоже. Ткачёв бы уже сидел в тюрьме.

«Левая рука не знает, что делает правая»

Михаил Гончаров: А как получилось, что Ткачёв открыл пиццерию в Москве в мае 2021 года, когда в том же месяце вы приняли решение расторгнуть с ним договор?

Фёдор Овчинников: Согласование открытия пиццерии длится шесть месяцев.

Михаил Гончаров: У меня ощущение, что дело в сложной системе. Левая рука не знает, что делает правая. Один департамент согласовывает открытие новых пиццерий, другой проверяет и понижает рейтинг.

Мне кажется, ситуация требовала твоего личного участия. Перед нами сидит человек, который открыл 12 точек. Он как минимум заслуживает личной встречи.

Фёдор Овчинников: У нас компания не сконцентрирована только на мне. У нас большая команда, а это рядовой случай. Всё просто: пиццерии плохо работали, постоянно давалась обратная связь. Что дала бы эта встреча? Я бы как-то проникся?

Издатель «Русбанкрота»

Фёдор Овчинников: Давайте лучше обсудим, почему на сайте «Русбанкрот» сейчас выходят статьи о том, что «Фёдор хочет уехать заграницу, они рейдерские захваты производят».

Евгений Ткачёв: Я эту историю не инициировал, хотя у меня и были большие вопросы про отношение компании ко мне. В 2019 году с выездными проверками хоть один раз сталкивались только 10% всех пиццерий, а у меня на тот момент было уже 50 проверок. А весь этот кошмар в эфире начался после того, как Фёдор опубликовал свой негативный пост и предложил СМИ задавать мне вопросы.

В этот момент к Овчинникову подошла PR-директор Лиля Лучик и сказала, что Владимир Кузнецов — издатель «Русбанкрота», юрист и член «Деловой России», — сидит за ним. Кузнецову передали микрофон.

Владимир Кузнецов: Я объясню свою позицию по этому кейсу и по многим другим. Если я иду по улице и вижу, что сильный бьёт слабого, я не пройду мимо. Есть те, кто в игре болеет за победителя, но я к таким не отношусь.

Я узнал про конфликт из общения в бизнес-среде. Я решил сам вникнуть и поручил редакции. Если мы говорим о том, что Евгений нарушает стандарты «Додо пиццы», надо понять, каковы эти стандарты. Наши корреспонденты приехали в «Додо пиццу» в Вязьме, Анапе и Мурманске. В Мурманске человек на публике ковырялся в носу и кушал свои сопли. Это всё запечатлено на видео.

Корреспонденты увидели кучу грязи в тех пиццериях, которые принадлежат образцовым партнёрам «Додо пиццы». Большая часть изложена в материалах, у нас есть ещё и то, что мы не опубликовали — потому что это совсем испортит настроение тех, кто будет это читать. Это совсем страшно и совсем неприлично.

Фёдор Овчинников: Я буду задавать вопросы руководителям «Деловой России». Если вы почитаете статьи на «Русбанкроте», то увидите, что больше клеветы сложно придумать. Я сейчас уже заканчиваю, мне надо ехать — всё по кругу идёт.

Владимир Кузнецов: Не торопитесь, Фёдор. Вас подбросят, останьтесь.

Фёдор Овчинников: Я захочу — уйду.

Владимир Кузнецов: Боитесь?

Андрей Ковалёв: Давайте будем сдержанными и корректными.

В 90-е умели договариваться

Андрей Ковалёв

Игорь Виттель: Мне кажется, что слова, что мы тут собрались ради будущего франчайзинга в России, это полная фигня. Фёдор не пришел сюда договариваться. Есть старый анекдот: спорить с некоторыми людьми всё равно, что играть с голубем в шахматы. Он шахматы разбросает, нагадит и улетит рассказывать своим, как победил. Вот именно это сейчас и происходит.

Потому что наверняка появятся завтра в Facebook и Twitter рассказы Фёдора о том, как он тут нас всех победил. Эта история губит франшизу в России, не только франшизу «Додо».

Ковалёв попросил высказаться и Игоря Бухарова, президента Федерации рестораторов и отельеров.

Игорь Бухаров: Если Фёдор говорит, что не пришёл сюда договариваться, то что мне сказать?

Андрей Ковалёв: Может, он тебя послушает, как авторитета.

Игорь Бухаров: Нет. Фёдор — лицо русского капитализма: чётко, стандартно, сделать так, чтобы всё работало. Может, он прав. Правда и у того, и у другого. Андрей, мы с тобой вспоминаем наше детство, 90-е, 2000-е и говорим о том, что хорошо бы договориться, но Фёдор не хочет.

Единственное, могу сказать Фёдору про сотрудников: верить нельзя никому. Было бы хорошо, если бы вы пожали сегодня друг другу руки. На пользу было бы всем. Я согласен с Игорем, что это удар по франшизе.

Овчинников во время ответа Бухарова попытался его перебить, на что Бухаров заявил, что «все» по-хамски себя ведут и посоветовал научиться разговаривать со взрослыми людьми.

Игорь Бухаров: Ткачёв не стал делать так, как делали во времена зарождения франшизы — не скопировал технологию и не продолжил работать под своим брендом.

Вопросы из зала

Владимир Горецкий: Я один из первых франчайзи «Додо». В компании уже девять лет. У меня в пяти городах 24 пиццерии.

Андрей Ковалёв: Ты умеешь подбрасывать пиццу?

Владимир Горецкий: Нет, мне не нужно это делать, я умею управлять этим и создавать системы. Я считаю, что если сейчас после стольких попыток договориться с Евгением, компания пойдёт на мировую, это будет сигнал для франчайзи о том, что можно плохо работать. На мой взгляд это начало конца, если мы будем такие поблажки себе позволять.

Михаил Гончаров: Это какая-то манипуляция, когда в своих целях провозглашаются лозунги, которые вообще не имеют никакого смысла. Мы обсуждали конкретику и постоянное открытие новых точек с хорошими рейтингами, а вы говорите, что это начало какого-то конца.

На Фёдора давите, ещё и публично. Зачем? У Евгения в Москве работают точки с хорошим рейтингом и хорошими выручками. Этого не существует? Это абсурд какой-то. В Ярославле болото какое-то? Вы говорите: «Я могу управлять». А у него что, шизофрения? В Москве нормально работает, а как в Ярославль приезжает, то не получается? Объясните, как это?

Фёдор, дружески от себя лично: переступи это. Это не стоит того. Я так говорю только потому, что до этого вы с Евгением не встречались. Я не обвиняю тебя ни в коем случае.

Тимур Богатырёв: Молодой человек говорит, что «Мы — “Додо пицца”». «Додо пицца» — это Фёдор. Завтра у вас появятся проблемы или «Додо» предъявит к вам претензии, и вы будете сидеть на месте Евгения. И посмотрим, что вы будете говорить.

Фёдор Овчинников: Тимур, вы живёте в своей реальности.

Андрей Ковалёв: Я считаю, что каждый франчайзи «Додо пиццы» должен лично пригласить Фёдора выпить, чтоб у него не случилось такой фигни.

Проверки Ткачёва и «шикарный» договор

Ольга, сотрудница Евгения Ткачёва из Ярославля: 1 ноября Ярославль отключили. 2 ноября на все пиццерии в Москве пришла проверка. Мой вопрос: мы теперь вас будем видеть очень часто или каждый день?

Фёдор Овчинников: Московские пиццерии мы проверяем часто и можем делать это сколько угодно. Хоть каждый день.

Юрист из зала отметил, что договор коммерческой концессии «Додо» составлен «шикарно» и при его помощи можно уничтожить бизнес любого из партнёров. Он также спросил Овчинникова, какую из пиццерий проверяли 60 раз, как и пиццерии Ткачёва, а также что будет делать компания, если суд удовлетворит иск Ткачёва.

Фёдор Овчинников: Никто не может заставить нас работать с тем, кто не соответствует нашим стандартам и подвергает риску бренд и клиентов. Мы готовы к суду.

«Ваше СМИ — лживая помойка»

Андрей Ковалёв: Вопрос из зала. Представляйтесь сразу, пожалуйста.

Говорящий: Я представлюсь чуть попозже, потому что ситуация пикантная. У меня вопрос к Владимиру Кузнецову. Вы согласны с утверждением, что если в какой-нибудь статье находится факт вопиющей лжи, то к этому автору и редакции уже доверия не будет.

Владимир Кузнецов: Конечно. Если ложь подаётся в утвердительной форме, а не предполагается, и если есть доказательство, что это действительно ложь.

Говорящий: Читаю со скрина: «Кстати, основатель "Донера" Магомед Костоев фактически потерял свой бизнес, пустив Овчинникова в долю». Это фраза с вашего сайта. Так вот: я и есть Магомед Костоев, и у меня никто и ничего не отжимал.

И «Дринкит», и «Донер42», и «Додо пицца» — это проекты Dodo Brands, основателем которой является Фёдор. Все эти бренды построены на деньги компании, а я в этом проекте приглашенный участник. У меня не отжали бизнес, я на этом наоборот очень хорошо заработал.

Я не имею ничего против вас, я вас не знаю, уверен, что вы хороший человек, но на основании этого я утверждаю, что ваше СМИ — это лживая помойка.

Магомед Костоев

Как история с Ткачёвым повлияет на IPO

Игорь Виттель: Фёдор, как вы с такой фигнёй, которую сейчас увидело 400 тысяч человек, и с такой позицией собираетесь выходить на IPO? Я бы на месте любого институционального или частного инвестора схватился за голову и бежал.

Фёдор Овчинников: Игорь, а вы до сих пор на РБК работаете?

Игорь Виттель: Какая вам разница, где я работаю?

Андрей Ковалёв: Завтра уже не будешь работать на РБК.

Игорь Виттель: Послушай, я столько угроз слышал в своей жизни, что угрозы от какого-то мальчика меня абсолютно не интересуют.

Фёдор Овчинников: Игорь, мне 40 лет, если что. Я не совсем мальчик. По поводу IPO: инвесторы понимают, что если компания готова идти на такие решения, то мы долгосрочная компания. Это делается в интересах наших инвесторов.

«Я пришёл договориться»

Андрей Ковалёв: Фёдор, Евгений у тебя деньги не украл. Он не угрожал твоей жизни или жизни твоих близких. Мы с ним раза два говорили: он ни разу не говорил о тебе плохо, говорил о «Додо» только хорошее — что классная и прибыльная компания.

Михаил Гончаров: Фёдор, иногда надо начать с чистого листа. Например, Германии всей страной надо было повеситься после фашизма?

Игорь Бухаров: Помните фильм «Красотка»? Девушка провела с Ричардом Гиром время, и он согласился работать с компанией, а не банкротить её. Есть какая-то девушка здесь у нас?

Евгений Ткачёв: Много всего сказано про качество и принципы. Резко отключать четыре точки — где тут принцип, не знаю. Мы сейчас говорим о прошлом, а должны работать на будущее. Есть много вводных: четыре пиццерии, мои инвесторы, около 40 сотрудников, которые сейчас переживают, 200 партнёров, которые тоже переживают, идут репутационные риски для бренда, у «Додо» тоже есть инвесторы, которые сейчас задумались.

Я пришёл сюда договариваться. Я готов решать вопрос в любом формате: с тобой один на один, с другим медиатором, но его нужно решать. Фёдор, у нас с тобой большая ответственность прежде всего перед людьми.

Андрей Ковалёв: Я не видел тут оскорблений. У вас бизнес, деньги. Что такое деньги? Пожали бы руку, сказали: «Братан, ну погорячился. Давай вместе делать». Фёдор, он тебе ещё 24 пиццерии откроет и обойдёт этого молодого парня, который даже пиццу подбрасывать не умеет. Пожми Евгению руку, будь мужиком.

Фёдор Овчинников: Андрей, я тебе пожму руку. Принципы мы не изменяем, поэтому Евгению руку жать я не буду. Встретимся в суде.

0
637 комментариев
Написать комментарий...
Alexandre Svergoun

Моя гипотеза.
Ткачев хотел использовать одну из вполне нормальных схем зарабатывания денег. Вкладываешь деньги (можно чужие) в открытие заведения, раскручиваешь его год-два а затем продаешь за 2-3 цены. Не нужно ждать 3 года окупаемости и ещё 3-6 лет чтобы удвоить возврат инвестиций. Додо отличный вариант для этой схемы. Самому почти нечего не надо делать. Додо предоставляет всё, от бренда и планов помещения, до рецептов и сети поставщиков. Минимум риска и усилий. Если я не ошибаюсь то Ткачев продал одну из пиццерий в другом городе за очень хорошие деньги. Додо скорее всего не понравилась эта схема, может в той пиццерии тоже были неадекватные цифры прибелей и новый покупатель нажаловался в Додо. И тут в Додо выяснилось что с юридической стороны они не особо могут противостоять таким схемам. Например нет пункта обязательной аудиторской проверки бизнеса перед продажей и т.п. Поэтому пришлось противодействовать используя имеющиеся инструменты. А под эти инструменты попадали только точки в Ярославле где из-за конкуренции были слабые продажи и ткачеву приходилось резать косты просрочкой. Поймав несколько раз точки на просрочке, Додо получила юридические основания расторгнуть договор. После этого Додо предложила Ткачеву расстаться по хорошему, продав точки за цену которая соответствует реальным доходам а не нарисованным. Ткачев упёрся что вполне логично, может он инвесторам обещал прибыль в разы большую. Я думаю он до последнего искал лоха чтобы довести схему до конца. Неполучилось. Что вполне естественно, в отличие от простой пицеррии которую можно продать любому лоху чере авито, франчизную пиццерию нельзя продавать на авито и нельзя продать без проверки покупателя франшизой и даже больше, нельзя опубликовать объявление с недостоверной информацией на досках объявлений франшизы. Так что главный проигравший здесь Ткачев. Но и Додо тоже потеряла, как минимум в репутации.
Но нечего страшного не произошло. Это один из этапов развития бизнеса в России.
Додо и другие франшизы добавять пару пунктов в контракт чтобы отвадить "ткачевых". "Ткачевы" будут знать что ихняя схема с франшизами не работает или работает но только один раз.
Другие бизнесмены и простые люди тоже много нового узнали.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Alexandre Svergoun, ваша гипотеза вполне логична.

Я был на одном из первых собраний инвесторов Додо-пиццы, видел Федора живьем. Нормальный парень, может только немного упертый в хорошем смысле. В данном интервью он позволил себе лишних эмоций, надо было поспокойней. Например, он сказал, что "нет к Евгению никаких личных претензий". Но в конце интервью руку ему пожать отказался.

Мне кажется странным, что почти все набросились на Федора. А Евгений вроде как невинная овечка и жертва рейдерской атаки? Это вряд ли.

В любом конфликте есть две стороны. С одной стороны есть интересы Евгения. И он их четко заявил — это деньги! Его цель — продать пиццерии за завышенную цену, именно за этим он и пришел. Он же сказал, "я хочу договориться". Переводим на русский — дайте уже кто-нибудь мне мои 150 млн руб.

Те, кто говорят, что УК не дала ему продать пиццерии за 150 млн — те плохо изучили матчасть. Посмотрите в телеграмме Федора табличку, где по датам расписана эпопея о том, как Додо Пицца честно пыталась связаться с этим мифическим продавцом и как он их динамил, игнорил, не отвечал на звонки и т.д. Не было по факту никакого реального продавца.

Пиццерии Додо Пиццы продаются на вторичном рынке, это факт. Уже сложилась схема и УК думала, что тут будет как обычно. Вот ее собственная оценка бизнеса (50 млн). Вот пришел один из партнеров и предложил даже больше (70 млн). Это и есть рыночная цена. Не ты, так другой купит, если цена нормальная. Но Евгений не хотел рыночную цену. Он хотел нерыночную, завышенную. Ладно, тут позиция ясна. Как бизнесмен, я его даже понимаю.

Так, а что у нас со второй стороны? Тут УК, которая хочет, чтобы соблюдались стандарты. Тут инвесторы Додо, которые хотят, чтобы компания обеспечивала сервис и росла ее стоимость. Тут у нас посетители пиццерий, которые не хотят кушать просрочку. А их кто защитит в этом конфликте?

Получается, УК продает франшизу и говорит "ребята, пож-ста, соблюдайте стандарты". А если франчайзи не соблюдает (60 замечаний!), то УК что должна сделать? Нет, реально, я честно не понимаю, как заставить соблюдать стандарты, если ты не можешь разорвать договор?

Не соблюдаешь стандарты — на выход! Все, разговор короткий. То, что они развели сюси-пуси на полгода, так это их ошибка. Думаю, выводы будут сделаны.

Пара слов про IPO. Это история пойдет им только на пользу. Если компания во главе с Федором готова сражаться за свои стандарты, даже ценой негативного пиара, то это повышает ее ценность.

Дисклеймер. Я — один из крупнейших частных акционеров Додо. Саму их пиццу при этом не очень люблю, видимо, зажрался. Но признаю, что в своем сегменте она вполне норм. Бизнес-процессы Додо уважаю. Респект Федору!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Вы неправы....Цель Евгения была,исправить возможные ошибки и работать дальше...Он не собирался продавать..Продать его попросила головная контора и дала 3 месяца на это...

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Андрей,
Кажется, дали ему все-таки не 3 месяца, а 3 плюс 3, итого 6 месяцев.
Во-вторых, если бы его цель была исправить, так может, он бы и исправил?

Вот сколько, по вашему, нужно сделать замечаний, чтобы понять, что исправляться франчайзи не будет (или не может)? Кажется, там была длительная работа, когда ему давали время на исправиться. Боюсь ошибиться, но вроде Федор говорил про 2 года по времени и 60 замечаний по количеству.

Как по мне, так они пошли ему навстречу. И еще раз пошли. И еще парочку раз.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Ковалев

Я не верю что в Ярославле все плохо, а в Москве все хорошо...Человек вложил кучу денег в Федора и имеет право на уважение...Федор мог лично приехать в Рославль и помочь устранить недостатки...А пользоваться отсутствием законов неправильно...Евгений мягкий человек...попробовал бы Федор со мной такое прокрутить...

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Андрей,
Я вас уважаю, но не могу с вами согласиться. Смотрите, есть понятия субъективные, которыми вы меряете эту ситуацию — "право на уважение, все плохо, все хорошо, мог помочь, человек мягкий". С этими аргументами спорить невозможно. Я честно признаюсь, что не смогу вас переспорить. Для вас он мягкий, а для меня не такой уж мягкий. Я не внешности сужу, а по поступкам.

Он же не захотел продавать по вполне рыночной оценке 70 млн, а пошел в суд. Для Русбанкрота он дал такое разгромное интервью, что Федора аж подбрасывало от обиды за репутацию компании, когда он говорил об этой статье, полной откровенной клеветы. Для мягкого человека поступки жестковаты, не находите?

Есть же еще и понятия объективные. Сколько конкретно и каких было выявлено нарушений. Есть согласия с замечаниями и обязательства исправить. Сколько времени было дано на исправление. Когда решили продавать, то смотрели доходность, делали оценку. По срокам, по окупаемости и т.д. Цифры, цифры, цифры. Вот на этих цифрах и было в итоге принято решение. Цифры — они объективны и не зависят от вашей или моей точки зрения. Но с ними в отличие от оценок типа "мягкий", вот с ними — можно спорить.

Для примера. Я сказал, что цифра 60 замечаний — это уже тот предел, после которого бесполезно ожидать, что франчайзи исправится. Возможно, в вашей картине мире, это мало. Сколько? Вы так и не ответили. Ладно, пусть будет 600. Скажите, а вот если 600 замечаний сделали, тогда уже можно расторгать договор?

Заметьте, если в Москве цифры хорошие, то пиццерии и работают. Это кстати доказывает, что решения принимаются не на основе эмоций, а на основе цифр.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Kostenko
Есть же еще и понятия объективные. Сколько конкретно и каких было выявлено нарушений.
Заметьте, если в Москве цифры хорошие, то пиццерии и работают.

И вот это вызывает больше всего вопросов.
Как вообще такое возможно, что заведения под управлением одного и того-же человека работают совершенно с разным качеством и уровнем антисанитарии? Особый подход именно для Ярославля со стороны франчайзи? Сомневаюсь, в этом нет никакого смысла. Место проклятое? Но это не Тольяти из анекдота про Автоваз.
Я бы понял, если бы проблема была глобальная и договор расторгали по причине системной проблемы у франчайзи, о которой прямо говорил Федор, подкрепляя позицию результатами проверок и предписаний.
Но какая может быть системная проблема, если проблемы, как утверждается, только в рамках отдельного города?

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Когда у тебя не одна пиццерия, а много, то качество управления неизбежно падает. Не все могут справиться с быстрым масштабированием. Одни пиццерии работают хорошо, другие — плохо. Даже если у них один хозяин.

Федор говорил на дебатах, что это рядовая ситуация, когда им приходится закрывать те пиццерии, которые не тянут. Не партнеров закрывать, а пиццерии.

Вот Федор в телеграмме пишет, что буквально неделю назад произошла похожая ситуация:
https://t.me/fedorinsights/1770

У партнера, которого было 30 точек, закрыли 3. Один в один ситуация как с Ткачевым.

Друзья, после вчерашнего эфира мне несколько раз задали один и тот же вопрос, поэтому считаю важным последний раз здесь вернуться к истории с закрытием пиццерий в Ярославле (дальше будем действовать в юридической плоскости в суде).

Вопрос: почему мы расторгли договор с франчай...
Друзья, после вчерашнего эфира мне несколько раз задали один и тот же вопрос, поэтому считаю важным последний раз здесь вернуться к истории с закрытием пиццерий в Ярославле (дальше будем действовать в юридической плоскости в суде).

Вопрос: почему мы расторгли договор с франчайзи в Ярославле, но пиццерии этого же партнёра продолжают работать в Москве (пять пиццерий) и в Кореновске (одна пиццерия, Краснодарский край)?

Ответ: если партнёр работает в нескольких городах, мы заключаем отдельные договоры коммерческих концессий (ДКК) на каждый город. Мы приняли решение по расторжению ДКК по Ярославлю, так как именно там наблюдали систематическое нарушение стандартов без динамики улучшений менеджмента со стороны партнёра.

В то же время, сокращения объёма бизнеса может позволить партнёру выстроить менеджмент в оставшихся пиццериях. Сейчас мы пристально наблюдаем за работой партнёра в Москве. Если не будем видеть позитивной динамики и там, то наши действия будут симметричными.

Никакой предвзятости к оценки пиццерий Евгения Ткачева нет. Например, вчера 16 ноября 2021 года было вынесено решение о расторжении договора коммерческой концессии на три пиццерии в Москве у одного из крупнейших партнеров Додо Пиццы Станислава Семионова.

Всего у Станислава около 30 пиццерий в Москве и Московской области. Теперь у Станислава есть три месяца на то, чтобы найти покупателя на три его пиццерии. Почему мы расторгаем договор на 3 пиццерии, а остальная сеть данного франчайзи будет работать? Мы оцениваем работу конкретных пиццерий. Именно три конкретные пиццерии имели критическое количество замечаний, и, к сожалению, партнер не смог исправить ситуацию в сроки, которые мы предоставляли. Расторжение договора для нас это самая крайняя мера, направленная на то, чтобы пиццерия перешла к более эффективному собственнику, а продавец, в случае если у него есть еще пиццерии, смог за счет сокращения сети сфокусироваться и наладить работу в оставшихся пиццериях. Сеть пиццерий - сложный операционный бизнес. При быстром развитии сети проблемы не все могут справиться с менеджментом. Иногда надо сделать шаг назад, сократить объем бизнеса, чтобы сделать качественным то, что есть, и, возможно, в будущем сделать шаг вперед. Наша компания заинтересована в одном - в том, чтобы все пиццерии работали хорошо, и предоставляли нашим гостям прекрасный продукт и сервис. В этом заинтересованы и все партнеры-франчайзи, так как если один из франчайзи работает плохо, то он подрывает репутацию бренда, которую создают франчайзи, работающие хорошо.

Важно отметить, Станислав Семионов также является одним из первых и крупных акционеров компании Dodo Brands, которой принадлежит бренд Додо Пицца. Сначала Станислав инвестировал в Управляющую компанию Додо Пицца, а после уже стал франчайзи и начал развивать собственную сеть пиццерий под брендом Додо Пицца. Обвинения Евгения Ткачева в том, что действия нашей компания избирательны и, якобы, мы “отжимаем” пиццерии в интересах “франчайзи-друзей” безосновательны. Для нас партнерство это соблюдение правил, честность в отношения и взаимных обязательствах, уважение, которые предполагает объективность и строгость в оценке себя и своей работы.

Я искренне желаю и верю, что наш франчайзи-партнер Станислав Семионов справится с управлением и сможет наладить работу в своих оставшихся пиццериях и обеспечить качество и сервис по стандартам Додо.

Точно также мог бы действовать и Евгений Ткачев, но в Ярославле он выбрал другой путь. Стоит отметить, что история в Ярославле развивалась два года и наша компания предпринимала серьезные попытки помочь улучшить менеджмент в пиццериях Евгения Ткачева, хотя управление пиццериями это на 100% - ответственность франчайзи.

Еще раз дам ссылку на документ, где можно найти все ответы.

https://docs.google.com/document/d/1CSJQjZsy9p43yTWrDIOwGPyiA6lipj2yrlFotpTHwh4/edit?fbclid=IwAR292Pnmk1q3JzKzPedU84iNkk_hWHf1rhOaig89Bgr7EXxAJg5_lCCabeQ
Ответить
Развернуть ветку
Anton Kostenko

Ссылка интересная, но никак не отвечает на вопросы, а конкретно:
- Откуда такая жесткая разница по качеству относительно географии у одного франчази?
Да, я понимаю, что в процессе роста могут быть проблемы, но вряд ли они будут иметь четко выраженный географический характер (или будут касаться всех локаций кроме той, которую собственник в ручном режиме тянет).
Слова Федора про проблемы роста у франчайзи не выглядят особо состоятельными в контексте ситуации в Ярославле, но их можно допустить в ситуации с московским партнером.
Правда, тут есть 2 сомнительных момента:
1. Учитывая раздутую шумиху можно было и банальный договорняк со своим старым товарищем устроить, чтобы представить закрытие коммерчески неудачных точек как аналог ситуации в Ярославле. Тем более, что Станислав - это очевидно близкий к Додо человек, в пиццерии которого произошла та история про наркотики. Если бы у меня случились проблемы и мне надо было бы провернуть что-то подобное - я бы пошел к тому, в ком я уверен и кто со мной достаточно плотно повязан, а значит это и его проблемы тоже, что упростит переговоры и организацию и превратит схему из одолжения в общее дело. Для Федора таким человеком выглядит как раз Станислав.
2. Не бывает такого, что в одном регионе и у одного собственника 90% точек без претензий и 10% так плохи, что их надо закрывать, потому что собственник фатально не справился с устранением замечаний. На остальных то 27 точках то как-то справился.
При таком количестве объектов там очевидно есть серьезная структура управления, которая или работает, или нет, тут не может быть состояния "на 27 объектах работает, а вот на трех - нет". На ручной тяге там никуда не уедешь, тем более человек в деле не первый год.
Если бы она не работала - проблемы были бы с подавляющем большинством точек, а если работает - то откуда взяться 10% фатально проблемных точек?
Короче - так себе оно. Конкретно в части закрытия точек Станислава я тут вижу однозначную попытку посыла остальным франчайзи позиции "видите, мы со всеми поступаем одинакого", только вот схема выглядит явно договорной, что сводит всю попытку на нет и даже усугубляет и без того достаточно сложную ситуацию.

- Почему такой огромный дисбаланс по проверкам франчайзи? Почему при подозрении на проблемы у франчази проверялся только один регион его присутствия? Почему после закрытия первого региона и начала скандала начались повальные проверки его точек в остальных регионах?
У меня есть много объяснений подобных действий, но все они в диапазоне от "плохо" до "отвратительно".

Более того, Федор говорит следующее - "Расторжение договора для нас это самая крайняя мера, направленная на то, чтобы пиццерия перешла к более эффективному собственнику".
Да, это крайняя мера, но по его же словам на дебатах - после расторжения договора там нечего продавать, т.к. договор уже расторгнут и пиццерий додо, для которых был расторгнут договор, более несуществует.
О каком переходе к "более эффективному собственнику" тогда может идти речь?

Короче, можно и дальше это обсуждать, но в целом - мутная это история. И грустная. И для всех участников, и для рынка в целом. Но репутацию Федор это историей себе конечно подпортил знатно. Причем даже не самим конфликом с франчази, а тем, как он этот конфликт пытается разрулить.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан

Антон,
Вы, похоже, добросовестно пытаетесь разобраться в ситуации. Но при этом почему-то сходу отметаете самый простой вариант и ищете какие-то заговоры и мутные истории.

Тут два варианта. Либо вы правы и тогда действительно Федор или кто-то из его окружения что-то мутит. Этот кто-то кошмарит бедного франчайзи проверками и пытается отжать у него прибыльный бизнес за бесценок. При этом, если эта ситуация вскроется, то репутационный ущерб будет просто огромный. Оценка всей Доды превышает уже 200 млн долл. Но это неважно, что действительно важно — так это прибрать к рукам 4 пиццерии в Ярославле и вот тогда заживем! Продавать франшизы в несколько раз выгоднее чем держать пиццерии, так что пиццерии нам не нужны — говорит нам Федор. Но мы ему не верим. Ведь многим тут совершенно очевидно — Федор врет. Его истинная цель — отобрать у бедного Евгения успешные пиццерии в Ярославле.

Или второй вариант. Это действительно рядовая ситуация. Это бизнес, не все франчайзи вывозят. Додо готовится к мировой экспансии и к выходу на биржу. Они переводят коммуникацию внутри компании на английский язык. Они следят за стандартами. Они не против, если на кухню на их собственные пиццерии с проверками будут приходить клиенты или Санэпидемнадзор. Наденьте шапочку и бахилы и проходите. Хоть каждый день. Потому что им скрывать нечего.

А вот пиццерии, которые не платят вовремя роялти, не платят вовремя поставщикам продуктов, задерживают зарплату собственным сотрудникам, не соблюдают стандарты, не соблюдают санитарные нормы — вот такие заведения Додо Пицце не нужны. Да, процесс закрытия таких точек еще, видимо, не до конца отлажен. Да, можно придираться по форме. Но по сути они правы.

Так что выберите тот вариант, который вам кажется ближе к истине. Или есть злой умысел по беспределу забрать прибыльные пиццерии в Ярославле. Или УК надоело возиться с неэффективным управлением и они перестали хлестать мертвую лошадь и закрыли проблемные точки. После длительных попыток урегулировать ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Mesye Sharl-Maximilyen
попробовал бы Федор со мной такое прокрутить...

Отправили бы к нему своих шкафов?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Что прокрутить? Соблюдать договор?

Ответить
Развернуть ветку
Константин Ж

Простите, как понять "это и есть рыночная цена"? Например, вы собрались продавать свой автомобиль за 150 тысяч. Приходит первый покупатель и говорит, что больше 50 он не стоит. Приходит второй и говорит что готов купить за 70. Это и есть рыночная цена, которая основана на мнении двух нищебродов, у которых нет денег? Рыночная цена это баланс интересов продавца и покупателя. В данном случае никокакго баланса нет. Есть только истерящий Федя, и партнер вложивший десятки миллионов рублей, которого он кинул (именно кинул, да) отключив от Додо ИС.

По поводу "Не соблюдаешь стандарты — на выход"... Как "один из крупнейших акционеров", вы должны знать о стандартах качества в Додо для партнеров. Если бы этот партнер не соблюдал стандарты, то ему бы не дали открыть 2ю, 5ю, 10ю, 12ю пиццерии. То, что ему дали открыть 12 пиццерий, часть из которых ему дали открыть в Москве (чтобы открыть даже одну пиццерию в Москве нужно пройти отбор, быть среди лучших как по стандартам так и по продажам, предложить лучшие условия со своей стороны, например размер инвестиций) - это говорит о том, что этот партнер не просто соблюдает стандарты, а он один из тех, кто соблюдает эти стандарты лучше всех. В противном случае, ему никто не дал бы открыться в Москве, даже с одной пиццерией, не говоря уже о нескольких. От слова "вообще". И если вы дейстительно "один из крупнейших частных инвесторов Додо", то вы должны знать такие элементарные вещи.

Таким образом, никакого "несоблюдения стандартов" тут нет. Есть обычное скотское отношение к партнерам со стороны Федора Овчинникова, как в том случае когда он запрещал своим сотрудникам продавать свои личные акции, не имея никакого на это права. Он тогда тоже кричал о том, что "мы дали им справедливую цену, но партнеры не согласились, потому что хотят продать свои акции дороже, чем мы хотим их купить". Тут случай один в один. Только не с акциями, а с пиццериями.

Ответить
Развернуть ветку
Сильвестр Иванов

Ну так об этом и речь, что, как только понадобится, УК закроет любую точку любого франчайзи, применяя только "имеющиеся инструменты", не давая возможности выйти по рыночной цене.
А причины, по которым это может понадобиться УК, сегодня одни, а завтра другие.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Додо не запрещает выйти по рыночной цене. Додо запрещает продать обманув покупателя поддельной бухгалтерией.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз
3 года окупаемости

Только не надо с фединым пиздежом носиться из коммента в коммент))

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Есть пиццерии которые делают 4 млн в месяц, при чистой прибыли в 10%-12% она отобьется за 3 года. Если бы Фёдор пиздел то не смог бы за 10 лет открыть 750 точек. Многие франчайзи имеют множество точек в разных городах. Была даже серьёзная борьба за оставшиеся территории. Если бы это было не выгодно то такого бы небыло. Поэтому это ты тут ходишь и выдумки и пиздёшь свой распространяешь. Логику хотя бы включал сначала прежде чем писать чушь.

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

1. Сколько стоит открытие пиццерии по зашкаливающим от фединого ЧСВ стандартам?
2. Какая выручка у пиццерий в первый год-два? Они все сразу с 400к/месяц стартуют?))
3. Откуда инфа, что на первых порах прибыль 10-12%, когда идут конские вложения в локальную рекламу?

Говорю же: пиздели бы складнее, применяя к себе:

Логику хотя бы включал сначала прежде чем писать чушь
Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

1. Вроде 15 млн.
2. Понятно что в первые месяцы доходы другие.
3. Вот недавно была статья одного франчайзи. Выручка за октябрь 23 млн с 4 пиццерий при EBITDA 22.5%.
Я думаю что он не жалеет.
https://vc.ru/u/949486-kirill-korzhov/319145-s-pomoshchyu-sistemy-motivacii-postroili-effektivnuyu-model-upravleniya-picceriyami-i-uvelichili-vdvoe-vyruchku-i-pribyl

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

3. Там не прибыль, а неведомая хрень "store level EBITDA". "Почему-то" успешные франчайзи так и не ответили мне, что это такое и почему цифры так скачут: https://vc.ru/food/231452-hotim-chtoby-nashu-piccu-poproboval-dzhek-ma-kak-dodo-pyat-let-pytalas-zanyat-rynok-kitaya-i-pochemu-pokidaet-stranu?comment=2665238

По первой ссылке узнаем реальную "прибыль" при выходе на рынок

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

2. А почему не за первые года?)) Посмотрите статистику пиццерий, открытых с середины 2020г (после снятия ограничений) и работающих уже год - много там будет точек с месячной обороткой в 4 млн? Особенно, если выкинуть северные городки и прочие ипеня на ДВ

Ответить
Развернуть ветку
Анон Плиз

1. Вроде?)) А вот чел, который хочет инвестировать деньги местных буратин, еще в 2019 году считал иначе (и справился лишь за 19 млн в мелком городке с дешевой арендой)

Ответить
Развернуть ветку
634 комментария
Раскрывать всегда