{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Андо Момофуку: как японский изобретатель изменил мировую культуру питания

Лапшу быстрого приготовления достаточно просто залить кипятком, и её можно есть буквально через пару минут. Первооткрывателем, который разработал этот полюбившийся людям всего мира продукт, является основатель компании «Ниссин сёкухин» Андо Момофуку.

Предприниматель и изобретатель

Андо Момофуку (1910-2007) прозвали «мистер лапша». Изобретенная им в 1958 году лапша рамэн быстрого приготовления стала поистине «глобальным продуктом». В настоящее время только Япония потребляет 5,5 млрд, а весь мир – примерно 100 млрд порций в год. Основанная Андо фирма «Ниссин сёкухин» тоже разрослась в огромное предприятие – годовой объём продаж этой корпорации составляет (на 2017 финансовый год) свыше 490 млрд йен.

«Тоннель рамэна быстрого приготовления» демонстрирует эволюцию продуктов компании «Ниссин сёкухин». Музей лапши «Кап нудл» (Cup Noodle), преф. Осака, г. Икэда

Жизнь Андо отнюдь не была спокойным плаванием с попутным ветром. Он активно занимался предпринимательством с самой молодости, и однажды ему довелось потерять всё своё состояние. Продажу первой в мире лапши быстрого приготовления – «Чикэн рамэн» – он начал уже в 48 лет.

Андо оставил после себя такие слова:

«В жизни не бывает слишком поздно. Я шёл к этому изобретению 48 лет».

Статуя Андо Момофуку в Музее лапши «Кап нудл»

В возрасте за сорок и без гроша в кармане

Андо Момофуку в 1930-е годы. Прежде чем заняться бизнесом, после окончания полной средней школы Андо какое-то время работал библиотекарем

Андо Момофуку родился 5 марта 1910 года на Тайване, который находился в то время под властью Японии. Его родители умерли, когда Андо был совсем маленький, и вместе с двумя старшими братьями и младшей сестрой он воспитывался в доме дедушки и бабушки, владельцев магазина одежды в городе Тайнань. Непосредственно наблюдая за их работой, Андо рос с ощущением, что бизнес – это интересно.

Ему было всего 22 года, когда он основал собственную компанию, чтобы продавать на Тайване трикотаж японского производства. Бизнес сразу пошёл на лад, и уже в следующем году он отправился в Осаку и снискал известность по всему региону Кансай как молодой предприниматель. Вторая мировая война привела к серьёзным утратам в бизнесе, но венчурный дух и жизненная энергия никуда не делись, и после войны Андо направил силы на строительство барачного жилья, производство соли, а также на создание школы.

Андо дважды довелось побывать за решёткой. Непосредственно перед войной – в связи с перепродажей военных материалов на чёрном рынке, а после войны – по подозрению в уклонении от уплаты налогов. Но в обоих случаях его освободили за невиновностью. Отчасти обвинения были надуманы из-за того, что он был богатым выходцем с Тайваня. Ему изрядно перепало тягот в смутную военную эпоху. Но в то же время именно во время войны он повстречал свою будущую супругу Масако и женился. С тех пор Масако оказывала ему добрую поддержку на протяжении всей жизни, в беде и в радости.

Самое трудное испытание выпало на долю Андо в возрасте далеко за сорок, когда он активно занимался бизнесом. В 1957 году разорилось кредитное товарищество, где Андо был президентом. За исключением дома в городе Икэда префектуры Осака, он в одночасье лишился всей своей собственности. Взявшись за эту работу по просьбе своего знакомого, он получил на руки хилое финансовое предприятие, о чём пришлось мучительно сожалеть, как вспоминал впоследствии Андо.

Тем не менее Андо подчеркивал: «Лишился я только имущества. Накопленный опыт никуда не делся и дал мне силы вновь самостоятельно возродиться». Именно с этого момента начинается история «отца лапши быстрого приготовления». Построив небольшой сарайчик-мастерскую на заднем дворе дома, Андо в одиночку бросил вызов задаче по созданию нового продукта.

Приготовленная женой тэмпура подсказала путь к изобретению

Поводом взяться за разработку лапши быстрого приготовления послужила картина, которую Андо наблюдал в послевоенное время, когда люди жили впроголодь, на «чёрном рынке» неподалёку от станции Осака. Холодным днём, глядя на людей, стоящих в длинной очереди за чашкой лапши рамэн, его озарило: «Питание – это всё-таки очень важно. Не будь еды – не возникло бы ни одежды, ни жилья, ни искусства, ни культуры». Одновременно к нему пришла уверенность в том, что среди японцев, которым очень по душе бесчисленные виды лапши, есть огромный скрытый спрос, свидетельством чему и служила эта очередь.

Таким образом, оказавшись в ситуации, когда было необходимо как-то себя прокормить, Андо вспомнил эту сцену и попытался создать такой рамэн, который можно употребить немедленно и запросто, но при этом чтобы он обладал длительным сроком хранения.

Изыскания продолжались без отдыха в течение года. Спал он при это не более четырёх часов в сутки. Самым сложным оказалось найти такой метод высушивания лапши, который позволил бы продукту сохраняться длительное время, и в то же время чтобы лапшу можно было готовить, просто заливая кипятком. Результатом стало рождение метода «моментальной масляной термической сушки», который позволил удалить из лапши влагу с помощью горячего масла.

В городе Тайнане, где вырос Андо, едят лапшу под названием «юй-мянь», которую обжаривают в масле, прежде чем сварить. Поскольку обжаренная лапша обретает свойство длительного хранения, некоторые утверждают, что лапша быстрого приготовления происходит именно от юй-мянь. Но на самом деле к прорыву в создании нового продукта подтолкнуло японское блюдо. Им стала тэмпура, которую готовила на кухне жена Андо. Глядя, как из темпуры исчезает влага и корочка становится хрустящей, Андо осенила идея: «горячее масло!»

Отправной точкой для лапши «Чикен рамэн» (на фото) послужила тэмпура

В августе 1958 года Андо выпустил в продажу лапшу «Чикен рамэн». Она заранее пропитана приправой из курицы со специями, достаточно залить кипятком – и можно есть. Этот продукт стали называть «чудо-рамэн», и он моментально завоевал невероятную популярность.

Когда Андо впервые сказал своей жене: «Займусь рамэном», она поддержала намерение мужа словами: «Раз уж ты за это берёшься, пожалуйста, постарайся стать самым лучшим изготовителем лапши в Японии». Словно следуя этому призыву, компания «Ниссин сёкухин» всего за пять лет со своего появления выросла в предприятие с годовым объёмом продаж в 4,3 млрд йен.

Упаковка лапши «Чикен рамэн» первого поколения. В то время в упаковке делали прозрачное «окошко», чтобы было понятно, что находится внутри

Рождение чашки с лапшой «Кап нудл» – маленькое озарение и весь мир

Со времени начала продаж «Чикен рамэн» минуло 13 лет, настал 1971 год. Именно тогда, уже в возрасте 61 года, Андо вновь изобрёл продукт, потрясший всех – «Кап нудл», лапшу быстрого приготовления, упаковка которой служит одноразовой чашкой для приготовления и трапезы. От лапши в пакете к чашке рамэна – на первый взгляд, перемена незначительная, но благодаря этому шагу рождённая в Японии лапша быстрого приготовления смогла преодолеть все границы.

Современный «классический» для Японии ассортимент лапши «Кап нудл». Логотип и дизайн упаковки практически не изменились с начала продаж

Подсказку к созданию Андо заметил, занимаясь маркетинговым исследованием американского рынка в 1966 году. При рекламировании лапши «Чикен рамэн» местным покупателям под рукой не оказалось ни соответствующих чашек, ни палочек для еды, и тогда закупщики супермаркета стали ломать брикеты лапши пополам, заваривать в бумажных стаканчиках и есть вилками.

Глядя на эту картину, Андо отчётливо понял: «Ключ к выходу на мировой рынок состоит в том, чтобы ликвидировать препятствие, создаваемое привычным питанием». Вновь собрав воедино разнообразные ноу-хау и пройдя через пять лет проб и ошибок, Андо предложил миру «Кап нудл» – лапшу быстрого приготовления в одноразовой чашке-стакане.

Создание началось с подбора ёмкости, которая сочетала бы в себе три функции – кухонной утвари, посуды и упаковки. Снимок в разрезе показывает особенность продукта: сама лапша служит внутренним уплотнителем, обеспечивая как целостность содержимого, так и прочность чашки

Но на этот раз начало продаж выявило новое препятствие. Поскольку лапша в чашках стоила дороже, чем в пакетиках, покупатели её сторонились, и продажи оставляли желать лучшего. Но руководство продемонстрировало упорство и настойчивость, и в следующем году произошло событие, переломившее ситуацию.

В феврале 1972 года произошёл захват заложников, известный как «инцидент на горной вилле Асама», приковавший к телевизорам зрителей по всей Японии. В условиях, когда экстремисты удерживают заложников в месте с крайне низкими температурами, при которых замерзает обычный японский бэнто – обед, который берут с собой из дома, служащих спецподразделения полиции очень выручила лапша быстрого приготовления в чашках. Неоднократно показанные по телевизору кадры, на которых полицейские с явным удовольствием уплетают заваренную кипятком лапшу, послужили причиной всплеска популярности.

Торговый автомат с кипятильником во времена начала продаж лапши «Кап нудл»

С новой мечтой – за пределы Земли: создание лапши для космонавтов

Как только лапша «Кап нудл» стала хитом продаж, производством такой продукции стали заниматься всё новые предприятия в разных странах, и новая категория пищевой продукции – «лапша быстрого приготовления» – утвердилась по всей планете. Андо считал, что именно благодаря внутриотраслевой конкуренции и острой борьбе происходит развитие предприятия. Поэтому он не стал обращаться с патентом как монополист и широко предоставлял права его использования. Результатом стало возникновение колоссального рынка, а в конечном итоге – большой рост самой компании «Ниссин сёкухин».

Но и после этого исследовательский дух не покидал основателя этого бизнеса вплоть до самого преклонного возраста. В 2001 году Андо, которому исполнился 91 год, объявил о разработке «рамэна для космоса» и лично возглавил эту работу. Так появился новый продукт под названием «Спейс рам» (Space Ram), при создании которого вновь применили целый ряд ловких приёмов (к примеру, бульону придали особую густоту и вязкость для того, чтобы не дать разлетаться в условиях невесомости). В июле 2005 года японский астронавт Ногути Соити взял в дорогу «космическую лапшу», отправляясь на орбиту на борту «космического челнока».

Наследуя дух предпринимателя

Андо Момофуку скончался 5 января 2007 года в возрасте 96 лет. Это произошло на следующий день после того, как он выступил перед сотрудниками «Ниссин сёкухин» с программной речью на церемонии по случаю первого рабочего дня нового года. Весть о его кончине облетела весь мир, и в США газета «Нью-Йорк Таймс» вышла с передовицей под заголовком «С благодарностью Мистеру лапше».

Он не прекращал активной творческой деятельности до самого конца своего земного пути. Он оставил после себя память о том, что за президентским кабинетом в штаб-квартире компании имелась кухня, на которой Андо не прекращал заниматься разработкой продукции. Его помнят по множеству широко разлетевшихся афористичных высказываний, наиболее известное из которых дало название его биографии.

«Раз уж случилось упасть – не поднимайся с пустыми руками. Захвати хоть горсть земли».

Эти слова, земные, простые и тёплые, находят отклик в сердцах людей именно потому, что сказавший их сам смог преодолеть все трудности, что встречались на пути. Его слова и сегодня придают смелости тем, кто не перестаёт бросать вызов новым задачам.

0
1 комментарий
Павел Сайк

Спасибо за лапшу, Андо. 🍜

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда