{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Маленький стартап против гигантов: Kytch может починить ломающиеся машины для мороженого McDonald's — сети это не нужно Статьи редакции

Джереми О’Салливан и Мелисса Нельсон придумали устройство, которое предотвращает поломку автоматов для мороженого — проблемы с ними есть в 10% ресторанов McDonald’s. Несмотря на убытки франчайзи, сеть его запретила и почти уничтожила Kytch.

Wired

Машины для мороженого от компании Taylor установлены более чем в 13 тысячах ресторанах McDonald’s в США и ещё в десятках тысяч по всему миру. Они одновременно производят молочные коктейли и мороженое и выдают до десяти порций в минуту.

Но эти аппараты постоянно ломаются, пишет Wired. В 2020 году один из клиентов сети разработал сайт McBroken.com, который отслеживает, в каких заведениях устройства работают, а в каких — нет. По его данным, в среднем от 5% до 16% ресторанов сети в США не могут продать мороженое, а значит, франчайзи теряют деньги.

we have a joke about our soft serve machine but we're worried it won't work
«У нас есть шутка о нашей машине для мороженого, но мы боимся, что она не сработает»

Если франчайзи захочет заменить Taylor и купить автомат неодобренного производителя, McDonald's может разорвать с ним контракт. А починить своими силами машину невозможно — нужен секретный код, чтобы получить доступ к сервисному меню. Как отмечает издание, персонал может не знать ни о коде, ни даже о самом меню.

Поэтому остаётся постоянный ремонт — у Taylor есть сеть одобренных дистрибьюторов, которые получают тысячи долларов в год за починку вышедших из строя аппаратов. А от контрактов с ними сама Taylor получает около 25% своей выручки, пишет Wired.

Аппарат для мягкого мороженого от Taylor Wired

Федеральная торговая комиссия США начала расследование из-за машин только в сентябре 2021 года. Но за пять лет до этого, в 2016 году, Джереми О'Салливан и Мелисса Нельсон придумали устройство Kytch, которое взламывает аппараты Taylor и помогает устранить неполадки в них.

О'Салливан обвинял компанию в вымогательстве из-за её бизнес-модели — она продаёт франчайзи сложную технику, не объясняет, почему она постоянно ломается, лишает возможности разобраться в этом самостоятельно и получает проценты от выручки за ремонт.

Очень легко зарабатывать на клиенте, который не может внести самые простые изменения в своё собственное оборудование.

Джереми О'Салливан

Cоздание первого прототипа Kytch

Изобретатели Джереми О'Салливан и Мелисса Нельсон познакомились в университете в конце 2000 года. Сперва они занимались бухгалтерией в консалтинговых компаниях Deloitte и Ernst & Young, но позже решили открыть собственный бизнес.

Сначала вместе они разрабатывали аппарат по продаже замороженного йогурта Frobot — поместили машину от Taylor в корпус с сенсорным экраном и терминалом для банковской карты. Им нужно было контролировать температуру продукта, но Taylor не выдавала эти данные.

Аппарат Frobot Габриэла Хасбун

В 2016 году партнёры получили приглашение от акселератора HAX и занялись разработкой решения, позволяющего получать и отправлять нужные данные на удалённый компьютер.

Вскоре команда создала устройство Kytch, которое нужно прикреплять к машине Taylor. При подключении к Wi-Fi оно взламывает её, предоставляя доступ к секретному меню диагностики. Изначально разработчикам были нужны только данные о температуре ингредиентов.

О'Салливан и Нельсон отмечают, что в Taylor знали о разработках и сперва относились к ним нейтрально — сначала компания предложила изобретателям десять своих машин для экспериментов, а потом заявила, что помогать им не будет, но и не потребует остановить работу.

Wired

Kytch — хакерское устройство

Однако данных о температуре йогурта было недостаточно — установленные в 2017 году в офисах Tesla и на стадионе Levi’s Stadium в Санта-Клара устройства Frobot постоянно выходили из строя, потому что ломались помещённые внутрь аппараты Taylor.

Пара решила изменить направление бизнеса и в 2019 году перезапустила компанию, назвав её Kytch. Нельсон и О'Салливан стали продавать устройство, открывающее доступ к сервисному меню автоматов, и добавили в него функцию Kytch Assist, которая должна автоматически предотвращала сбои.

Нельсон предлагала ресторанам бесплатный пробный период использования Kytch, а затем подписку стоимостью $10 в месяц. Первыми клиентами стали Burger King и Super Duper Burgers, которые используют те же самые машины для мороженого, что и McDonald's.

Вскоре после запуска О'Салливан и Нельсон получили заказ от Taylor. На письмо с вопросом, что в компании собираются делать с устройством, не ответили. Основатели отменили заказ и вернули деньги, но в течение следующих месяцев подозрительные запросы приходили снова.

В основном покупатели заказывали Kytch с доставкой в свои рестораны, но некоторые покупатели просили отправить товар к ним домой. Пара проверила адреса — они привели её к сотруднику частной детективной фирмы Marksmen.

Примерно в то же время, в 2017 году, изобретатели получили письмо от Taylor, в котором компания запретила использовать свой бренд на выставках пищевой промышленности.

Крах стартапа Kytch

В феврале 2020 года команда получила письмо от руководителя отдела оборудования McDonald’s Тайлера Гэмбла. Он хотел опробовать Kytch в десяти ресторанах сети. Создатели устройства подумали, что это хорошая реклама для продукта, поэтому предоставили четыре устройства для тестирования.

Я тестировал их в течение нескольких месяцев. И хоть McDonald's не одобряет оборудование, я считаю, что оно может помочь сотрудникам ресторанов и увеличить прибыль.

Тайлер Гэмбл
, руководитель отдела оборудования

После этого публичного заявления Гэмбла пара была уверена, что теперь их устройство купит каждый франчайзи сети в США, пишет издание. Однако в ноябре 2020 года компания разослала партнёрам письмо, в котором написала о потенциальных опасностях Kytch:

  • Его установка нарушает условия договора с Taylor.
  • Он открывает доступ к конфиденциальным данным.
  • А также создаёт угрозу безопасности при чистке или ремонте автоматов с мороженым и может привести к серьёзным травмам.

Компания порекомендовала удалить устройство из всех машин и прекратить его использование. При этом, как отмечает Wired, многие франчайзи не считают Kytch опасным для сотрудников, потому что он не влияет на работу движущихся частей машины.

Владельцы ресторанов отменили сотни подписок, а стартап не мог найти новых клиентов. Тогда же McDonald's рассказала партнёрам, что Taylor скоро выпустит аппарат Shake Sundae Connectivity. Он повторял функции Kytch, хоть в компании и утверждали, что работали над ним много лет и не копировали приспособление О'Салливана и Нельсон. Большинство франчайзи уверяют, что ничего не слышали о его разработке.

Нельсон и О'Салливан решили, что McDonald's и Taylor заполучили их аппарат — при этом они всегда требовали от клиентов подписать контракт, запрещающий передавать Kytch третьим лицам.

Нельсон и О'Салливан Wired

Они начали расследование и вспомнили, что Гэмбл говорил им о сломанном компрессоре в одной из оборудованных хакерским устройством машин. Через полгода он упомянул, что машину всё ещё ремонтируют, хотя на починку компрессора не нужно столько времени.

О’Салливан и Нельсон стали проверять учётные записи на сайте Kytch и обнаружили, что на один из профилей был зарегистрирован поломанный автомат Гэмбла — его удалили через пару месяцев после рассылки предупреждений от McDonald's.

Удалённого пользователя звали Мэтт Уилсон. Основатели стартапа начали отслеживать его местонахождение по IP-адресам, но ни один из них не совпал с ресторанами Гэмбла. Зато все они указывали на объекты, которыми владела компания TFG — дистрибьютор машин Taylor. Пара нашла визитку одного из её владельцев — его номер использовался при создании аккаунта «Мэтта Уилсона».

Изобретатели решили, что никакого сломанного компрессора не было, а устройство дистрибьютору Taylor передал Гэмбл, который ещё в октябре 2020 года хвалил их продукт.

Cудебный процесс с Taylor и Гэмблом

10 мая 2021 года Нельсон и О'Салливан подали иск против Taylor и Гэмбла и обвинили их в нарушении контракта и краже коммерческой тайны. В Taylor заявили, что Kytch много лет публично рекламировала многие функции прибора и они не были секретными.

Вице-президент компании по разработкам Джим Минард говорил, что работа над Taylor Shake Sundae Connectivity началась ещё до того, как они узнали о стартапе, но процесс затянулся из-за пандемии и судебного иска Нельсона и О'Салливан.

Фирма была вынуждена предоставить доступ к внутренней переписке и презентациям. Издание пишет, что анализ более 800 страниц документов показал: несмотря на предыдущие заявления, Taylor изучала и пыталась скопировать функции Kytch.

 Скриншот одной из внутренних презентаций Taylor Wired

Электронные письма также показали, что возглавить кампанию против Kytch могла именно McDonald's. Прежде, чем разослать франчайзи письмо-предупреждение, она предварительно отправила его на одобрение в Taylor.

Для McDonald's нет ничего важнее качества еды и безопасности, поэтому мы проверяем всё оборудование в своих ресторанах. Когда мы узнали, что наши франчайзи использовали неодобренное устройство Kytch, выяснили угрозы и сообщили им. Здесь нет никакого заговора. McDonald’s никогда не пытался скопировать или украсть технологию.

Представитель McDonald's

Гэмбл заявил Wired, что он одним из первых поддержал стартап: «Странно, что они собираются судиться с человеком, выступавшим за них с самого начала. Но правда всё равно всплывёт».

Технический советник и инвестор Kytch Эндрю Хуанг считает, что компании сознательно давят на стартап. «Действия McDonald's и Taylor только подтверждают высокий спрос на устройство. Когда такие гиганты не справляются с конкурентом или хотят украсть идею, им проще его уничтожить», — заявил он.

Нельсон и О'Салливан не думают, что судебный процесс поможет им защитить права: «В Taylor пытались не только скопировать наше устройство и проследить за всем, что мы делаем, но и фактически разрушить наш бизнес».

Кампания в поддержку стартапа «Kytch спасает мир от сломанных автоматов с мороженым» buymeacoffee.com

Kytch заявила, что Taylor занимается «ремонтным рэкетом» — по мнению пары, компания скопировала их устройство, чтобы помешать стартапу чинить машины. По данным издания на ноябрь 2021 года, Taylor Shake Sundae Connectivity так и не выпустили на рынок, а судебное разбирательство продолжается.

0
58 комментариев
Написать комментарий...
Павел Мавел

Типа они лезут в дела макдональдса, а макдональдс им отказывает во вмешательстве в свои дела.
И общественность какбэ ругает макдональдс за то что он не позволяет какой-то левой компании лезть в свои рабочие процессы.

Очень плохой макдональдс, нельзя же так, а в вдруг в klytch работают негры или геи, а им мешают…

Ответить
Развернуть ветку
Александр Шамрай

Нет, тут фишка в том что, максдональс имеет хороший отказ от taylor за то что те поставляют франчайзи оборудование которое постоянно ломается, а klytch решал эту проблему. Штука в том что франчайзи страдают от плохого оборудования, а максдональс не дает его поменять или сделать так что оно не ломалось, поэтому да, максдональс тут выступают очень не правильными ребятами.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Саша Антипов

Вот мог все понять кроме этого: а вдруг в klytch работают негры или геи, а им мешают… Вопрос у вас комплексы? Что заставляет вас так рассуждать?

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Aleksandr Plotnikov

«работают негры или геи»
а их обзывают.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
neimovirne

Но как же свежий закон на право на ремонт собственной техники?
МакДональдс совсем охуели получается, впаривают по франчайзи аппараты с дефектом, заведомо зная, что получат от их же ремонта прибыль. Пздц

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Ну так закон-то свежий — вон в сентябре расследование начали, пишут. Прикол в том, что этот закон тоже по сути «уничтожает» Kytch, ибо эта компания может существовать только тогда, когда для ремонта есть препятствия.
Вообще странная бизнес-модель и странно, что на это нашлись инвесторы.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Anton Ilabanau
> получат от их же ремонта прибыль

ну есть хороший старый фильм про макдак.
первую серьезную прибыль они начали получать от сдачи в аренду земли под рестики, а не за сраные бургеры.
так и здесь. башляют по серьезному за все франчайзи, а хомяки так молча хавают бутики.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Rodeus

Тема уже была на VC. Зачем ее повторять заново, если новых деталей нет, а подробностей в статье на Хабре по-прежнему больше?

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Винокуров

Я только не понял, зачем Taylor занимались реверс инжинирингом устройства Kytch. Они что — сами не знают, как работает их агрегат?

Ответить
Развернуть ветку
Peter Ivanoff

У меня это был первый вопрос, сразу после начала чтения. Мысль только одна по этому поводу: у них самих есть какие-то (патентные) ограничения внутри, из-за которых они не могут сделать это своей собственной функцией, а вынуждены делать это через секретный пароль. Поэтому они сначала и помогали, но потом владелец секретной функции запретил им это.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Anton Ilabanau

да эта тема нифига не раскрыта.

Ответить
Развернуть ветку
AR

Да не занимались они реверсингом Kytch, это учёный изнасиловал журналиста. Заполучить коробочку им, конечно, было надо ,в первую очередь, чтобы понять, можно ли нагнуть производителя этой коробочки через суд, во вторую, чтобы, раз уж джинн выглянул из бутылки, и есть мнение, что можно самим наварить на том, чтобы дать пользователям немного больше свободы, выяснить ,что пользователи получают от соперника, чтобы не давать лишнего

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пунтус

Работал с этими аппаратами. Если руки растут из правильно места, то всегда можно его починить без сервисной компании. Но конечно, этот вариант не всем подходит.

Ответить
Развернуть ветку
bora_bora

Как потом обстоят дела с гарантией?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Dmitriy Pan'kov

А в чём суть работы устройства от kytch, что там за массовые ошибки с аппаратами?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ruslan Milevskiy

Откаты никто и нигде не отменял

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Ну это откатывать надо совету директоров прям...

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Wonabeez Doratie

Дели мобиль имеет ту же бизнес модель, 13% выручки они просто забирают на штрафах пользователей. Классическая история, кто кого ебет франшиза или франшизи. Наверное без поломок, это вообще убыточной бизнес с точки зрения жадности тайлора

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Peter Ivanoff

Детективы сами себе дропы ) А у изобретателей есть инвесторы и СБ, видимо.

Ответить
Развернуть ветку
Wonabeez Doratie

Скорее всего наняли своих детективов, а потом такие мы случайно узнали)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Гужов

Производители, берущие под полный контроль сервис своего оборудования — не очень приятная для потребителя реальность. Тут-то вопросов нет.

А вот к "стартапу" вопросы есть. Действительно, что блин могло пойти не так? Такие устройства можно продавать умельцам и энтузиастам, но вбелую? Это как если бы стартап попытался продавать автодилерам (гори они в аду) китайские сканеры, ну или там технологии для обхода различных ограничений (отшив экологии к примеру), и когда в конечном итоге дилеры бы получили по башке и перестали покупать — удивлялись бы, а как так вышло.

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow

Так а в чем выгода Макдональдса?
У них доля в Taylor?

Ответить
Развернуть ветку
Peter Ivanoff

"Он служил в артиллерии, и из службы запомнил только одно: "откат хороший!"

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Сергеевич

Филиал дзена на виси

Ответить
Развернуть ветку
AR

виси обычно и есть филиал дзена)

Ответить
Развернуть ветку
Valera Suprunovsky

4.19

Компания порекомендовала удалить устройство из всех машин и прекратить его использование.

4.20

Гэмбл заявил Wired, что он одним из первых поддержал стартап: «Странно, что они собираются судиться с человеком, выступавшим за них с самого начала. Но правда всё равно всплывёт».
Ответить
Развернуть ветку
Alan Jean Bactiar-Caracessec

у Егора Redroom на ютубе недавно был видос про Клеопатру - она через каждые 5 минут подобные фокусы выкидывала - публично поддерживала и тайком гадила, чтобы в нужной ситуации выигравшей стороне показать свою якобы поддержку.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Wonabeez Doratie

Я чего не понимаю, так это почему чуть не поменять прошивку, и бай бай klytch

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Винокуров

На всех 100500 уже эксплуатирующихся аппаратах?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Бабка в засаде

Так уже была статья на эту тему же

Ответить
Развернуть ветку
Степан Позняк

Ну она была менее подробная и со слегка другой сутью. Здесь же упрощённая версия старой статьи на хабре

Ответить
Развернуть ветку
Anton Ilabanau

все норм, я еще не читал

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Keskinov

Это бизнес. Самый обычный бизнес. Ничего личного.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Была же уже эта статья

Ответить
Развернуть ветку
Семён Сердюков

А как же патент сделать..

Ответить
Развернуть ветку
Jiko

Что за странное поведение? Не проще было выкупить этот стартап и утопить его в своих разработках по тихому

Ответить
Развернуть ветку
AR

на что стартап и рассчитывал, но обломался

Ответить
Развернуть ветку
55 комментариев
Раскрывать всегда