До «Самоката» с «Лавкой» и по-американски: иммигранты превратили студенческую доставку Gopuff в фирму с оценкой $15 млрд Статьи редакции

Его запустили выходцы из России и Израиля на деньги со старой мебели и за восемь лет привлекли несколько миллиардов инвестиций и поглотили мелких доставщиков. Но станет ли Gopuff следующим Amazon, неизвестно: на складах мало места, прибыль есть не всегда, а число конкурентов растёт.

Основатели Gopuff: Рафаэль Илишаев и Якир Гола Philadelphia Magazine

По данным аналитиков Hartman Group, 50% времени, которое человек тратит на ежедневный приём пищи, уходит на перекусы, которые в 37% случаев заменяют обед или ужин.

В 2013 году, чтобы американцы не стояли в очередях в супермаркетах и не ехали за закусками ночью, иммигранты Рафаэль Илишаев и Якир Гола запустили сервис быстрой доставки Gopuff.

За восемь лет работы Gopuff расширил ассортимент с чипсов, сигарет и контрацептивов до минимум 3000 наименований — от фабричных продуктов и готовой еды до безрецептурных лекарств, корма для животных и лака для ногтей.

С момента запуска компания привлекла $3,4 млрд инвестиций от крупных венчурных фондов вроде Softbank, Accel и Fidelity. В июле 2021 года она получила оценку в $15 млрд, хотя ещё в октябре 2019-го оценивалась в $3,9 млрд.

В отличие от других сервисов типа Instacart и Uber Eats, GoPuff закупает все товары напрямую у поставщиков вроде Anheuser-Busch, PepsiCo и Unilever и получает прибыль за счёт наценки, платной доставки и продажи рекламы.

В 2021 году сервис работает в 1000 городов США и Великобритании, поглощает мелкие платформы доставки и выкупает автопарки и ПО, чтобы составлять удобные маршруты для водителей. Однако расширяется не без проблем: на складах не хватает места, сотрудники жалуются на плохие условия труда, а конкурентов становится всё больше.

Рафаэль Илишаев — один из основателей Gopuff Philadelphia Inquirer

Как появился сервис

Компанию Gopuff основали в 2013 году на тот момент 20-летние Рафаэль Илишаев и Якир Гола. Илишаев родился в России и в два года эмигрировал вместе с родителями в США. В 11 лет он помогал отцу продавать сэндвичи, а в старшей школе, когда семья купила банкетный зал, стал заведовать им.

Гола — сын израильского иммигранта — мыл витрины в ломбарде отца, следил за посетителями и уже будучи старшеклассником помог систематизировать контроль над продажами, установив на компьютер отца специальное ПО. Движимые тягой к предпринимательству Илишаев и Гола поступили в Дрексельский университет в Филадельфии, где и познакомились в 2011 году.

Они много развлекались и часто готовились к семинарам по ночам, поэтому то и дело ездили в соседние магазины за перекусом. Водить тогда умел только Гола, поэтому частые вылазки его быстро утомили. Тогда-то он и подумал, что все товары первой необходимости можно было бы заказывать на дом через интернет.

Так появилась идея сервиса GoPuff — приложения для студентов, которые покупали бы в нём марихуану, табак, кальяны, испарители, измельчители, сигаретную бумагу, а также капли для глаз и закуски вроде чипсов, кренделей и луковых колец.

Денег у Илишаева и Голы на запуск не было, но помог общий знакомый: тот рассказал, что купил помещение, в котором осталась мебель от предыдущих владельцев. Студенты «опустошили» целых четыре офисных этажа, продав за три месяца почти все стулья и столы в интернете и заработав более $60 тысяч.

На вырученные деньги студенты наняли украинских разработчиков, чтобы те создали приложение, и в декабре 2013 года запустились.

Основатели решили сами закупать и складировать товары, но для этого им нужно было договориться о поставках с местными производителями. Те устанавливали минимальные объёмы заказов и требовали выплачивать деньги авансом. Однако Гола и Илишаев хотели заказывать товары маленькими партиями, поскольку клиентов у них не было — как и денег, чтобы платить вперёд.

Они убедили поставщиков, что заказчиков у них достаточно, и сумели договориться с некоторыми на кредит со сроком в месяц. «Мы делали всё, чтобы доказать, что наш сервис — это новый Amazon. Как говорится, притворяйся, пока выдумка не станет явью», — вспоминает Гола.

Гола рассказывает о Gopuff в октябре 2021 года

Первых клиентов основатели искали среди студентов: выступали перед ними с презентацией и выдавали всем бесплатные открывашки, зажигалки и фирменные магниты.

Доставляли заказы на первых порах Гола и Илишаев сами — первый выполнили в январе 2014 года на автомобиле Plymouth Voyager 1995 года выпуска, успев по дороге попасть в аварию. А после второго убедились, что у них есть все шансы на успех.

Мы отвезли заказ клиенту, у которого в соседнем подъезде работал круглосуточный супермаркет. Я спросил, зачем ему GoPuff, а тот ответил: «Ну а на кой чёрт мне спускаться в магазин, если я могу заказать товары, не выходя из дома?»

Рафаэль Илишаев, соучредитель

Поначалу приходилось нелегко, признаются основатели: работа отнимала по 17 часов в день. Вдобавок к этому приходилось завоёвывать доверие клиентов, ведь мало кто спешил доверять 20-летним парням, говорит Гола.

Так как продукт они продавали студентам, то и в маркетинге ставили на провокационность, пишет Forbes: рекламировали сервис лозунгами «Даже если бюстгальтер уже на полу, перекус никто не отменял» и продвигали в Instagram хаштэг “sendfoods” — по аналогии с “sendnudes”.

Основатели предлагали около 50 наименований доставляли заказы до трёх часов ночи, а в полпятого утра созванивались с украинскими разработчиками, чтобы обсудить рабочие процессы. Первым клиентам привозили вместе с покупками своего игрушечного маскота — рыбу фугу — и несколько бесплатных леденцов на палочке — в знак внимания.

Как компания расширялась

Из-за работы основатели часто пропускали лекции, а Гола даже отчислился, не доучившись, но зато они смогли к 2015 году заполучить около 25 тысяч клиентов в Филадельфии. Тогда же, уже на последнем курсе университета, они расширились до кампусов в Бостоне, Вашингтоне и Остине и за год выполнили 500 тысяч заказов в девяти городах.

Гола и Илишаев везде, куда бы ни шли, искали самую дешевую недвижимость под склады — неважно, захудалый это стриптиз-клуб или подвал высотой 152 см. Лишь бы рядом проживало много потенциальных клиентов.

бывший сотрудник

В декабре 2015 года Gopuff привлекла первые инвестиции — $8,3 млн — и в том же месяце запустила дочерний бренд Gobeer, чтобы доставлять пиво. Тогда же основатели совершили первые крупные покупки для себя: Гола пересел со старого Plymouth Voyager на Audi 87, а Илишаев купил BMW i8, двери которого открывались вверх — как у Lamborghini.

В 2016 году сервис решил в качестве эксперимента расширить ассортимент и ко Дню всех влюблённых выпустил в Филадельфии в продажу секс-игрушки. Он разместил их в категории предметов первой необходимости и распродал всё за сутки.

В том же году привлёк ещё $13 млн, но об инвестициях рассказывать не спешил, пишет BizPhilly: основателям нравилось позиционировать себя как мелкий бизнес, чтобы не привлекать много внимания со стороны конкурентов и вместе с тем постепенно завоевать доли рынка.

В 2017 году Gopuff работала уже в 24 городах США, выполняла тысячи поставок в день и стала крупнейшим доставщиком мороженого и пива в Филадельфии. Её штат тем временем насчитывал около 60 постоянных сотрудников.

За полгода в том же 2017-м сервис стремительно расширился, открывая новые склады каждые три недели — как в крупных городах вроде Манхэттена и Чикаго, так и в отдалённых студенческих кампусах штата Висконсин. В одной только Филадельфии более 70 водителей Gopuff проводили в дороге в сумме более 500 часов в день.

Вплоть до 2021 года она продолжала открывать новые склады, расширять зоны доставки, а также покупать мелких доставщиков и ПО, для чего привлекала всё больше инвестиций от венчурных фондов,:

  • 2017 год — $42,5 млн.
  • 2018 год — $108,5 млн.
  • 2019 год — $750 млн.
  • 2020 год — $377,5 млн.
  • 2021 год — $1,2 млрд и $1 млрд.

С наступлением пандемии показатели, как говорят в самой компании, росли, пишет Forbes. Продажи достигли $250 млн в 2019 году, а число заказов в первой половине 2020 года выросло на 400%.

К концу 2020-го Gopuff работала более чем в 500 городах США и купила американскую алкогольную сеть BevMo за $350 млн, заполучив 161 точку в Калифорнии, Аризоне и Вашингтоне.

Зал одного из алкомаркетов, который раньше принадлежал BevMo The Columbian

Ещё в 2017 году фирма продавала только заранее фасованные продукты, считая, что контролировать качество еды самостоятельно сложно. Но в 2020 году решила открыть «облачные» кухни, где повара готовят еду только для доставок — чтобы самой продавать готовые блюда и напитки.

Для этого компания либо выкупала уже существующие заведения — например, продавца кофе Bandit, либо заключала контракты с ресторанами. Большую часть прибыли, как предполагает Product Mint, сервис получает со своих собственных кухонь, поскольку может выбрать для этого места с дешёвой арендной платой.

На 2021 год у Gopuff работает более 60 «кухонь».

В 2021 году Gopuff также поглотила несколько сервисов доставки в Америке — например, RideOS и Liquor Barn более чем за $120 млн — и в будущем намерена выйти на европейские рынки. Для этого в ноябре она официально запустила круглосуточную доставку по регионам Великобритании, выкупив двух местных игроков Fancy и Dija. В ближайшие пару лет сервис также заработает в Испании и во Франции.

От провокационного маркетинга фирма отказалась, чтобы привлечь более возрастных и обеспеченных клиентов. Теперь их средний возраст составляет не 18-22 лет, как раньше, а 25-34, пишет Forbes. «Наш главный покупатель в Финиксе — 70-летний профессор аризонского вуза. Она заказывает доставку на дом раза четыре в неделю», — говорит Илишаев.

И вместе с этим пытается также завоевать тех клиентов, которые привыкли ходить в розничные магазины, открывая свои склады-супермаркеты.

В сентябре 2021 года компания открыла магазин для покупателей в Сан-Франциско What Not

Как работает бизнес-модель

Модель заработка Gopuff не нова, пишет Bloomberg: компания закупает товары оптом, складирует их в регионах, где потенциальных покупателей больше всего, устанавливает надбавку к цене и взимает плату за доставку.

Но если все остальные сервисы в 2013 году собирали заказы в супермаркетах вроде WholeFoods, то Gopuff за все этапы изначально отвечала сама, храня более 3000 наименований в собственных центрах.

Платная доставка. Стоимость доставки в Gopuff составляет $1,95, но если заказ содержит алкоголь, сервис взимает дополнительные $2. Такая комиссия, по словам фирмы, не приносит прибыли и лишь позволяет покрыть расходы. Если сумма заказа превышает $49, компания доставит его бесплатно, поскольку маржа у него выше.

Надбавка к стоимости. Некоторые инвесторы считают, что такая вертикальная бизнес-модель прибыльнее других: Gopuff не зависит от поставщиков, поэтому сама знает, каких товаров много, а какие в дефиците.

Но вместе с тем и число затрат у неё больше, пишет Product Mint. Поэтому, чтобы покрывать расходы и выручать при этом хоть какую-то прибыль, Gopuff продаёт товары дороже себестоимости.

Компания поддерживает вертикальную бизнес-модель: сама заведует складами, открывает кухни, а также физическими магазинами, и сама же осуществляет доставку GoPuff

Подписка. Gopuff предлагает клиентам оформить подписку Gopuff Fam: за $5,95 в месяц покупатели могут заказывать любые товары бесплатно и получать эксклюзивные скидки. «Клиенты совершают ежемесячные платежи и подсознательно чувствуют, что должны как-то отбить инвестиции, и поэтому покупают больше и чаще. Такова наша цель», — говорит компания.

Реклама. Сервисом ежемесячно пользуется несколько миллионов человек, поэтому брендам выгодно покупать рекламу в приложении, а Gopuff прибыльно её продавать:

  • Hershey, например, выпустив новые батончики, предоставила сервису бесплатные партии, чтобы тот помог ей привлечь новых клиентов и внимание к продукту.
  • А за контракт с производителем мороженого Nightfood сервис получил $600 тысяч, пишет Forbes.

Продажа данных. Фирма с момента запуска фиксировала и анализировала, кто, когда и как покупает размещённые в приложении товары. В 2017 году продавать их она не планировала: «Мы используем информацию, чтобы повышать эффективность внутри компании», — говорил Гола. Но уже тогда отмечала, что магазины мечтают заполучить эти данные, и в 2021 году решила их всё же продавать — в обезличенном виде.

По данным Gopuff за 2020 год, вырос спрос, например, на экспресс-тесты на коронавирус, чистящие средства, а также товары для детей.

С какими проблемами столкнулась Gopuff

Бизнес-модель не всегда приносит прибыль

Gopuff с 2013 года вплоть до 2021-го остаётся частной фирмой и на биржу пока не собирается, так что отчитываться публично о финансовых показателях и внутреннем устройстве не обязана.

Многие эксперты уверены, что прибыльной такую модель назвать нельзя, пишет Forbes, и что компания, скорее всего, работает в убыток. Отчасти это признаёт и сама Gopuff. По её словам, четверть распределительных центров по-прежнему не вышла на прибыль.

Та же участь постигла в 2019 году сервисы Uber Eats с убытками в $1,4 млрд, Grubhub, который потерял $18 млн, и DoorDash — с убытком в $450 млн. Им не помогли даже наценки, которые порой достигали 30%. А у Gopuff, в отличие от них, во владении ещё и сотни складов.

Есть ли у фирмы наличные деньги и быстро ли она сжигает капитал, Gopuff не говорит. Лишь отмечает, что давно работала бы «в плюс», если бы прекратила инвестировать в рост, а пока именно на него и тратится: выкупает новые склады, а также работает над автоматизацией процессов — чтобы быстрее упаковывать заказы и строить удобные маршруты доставки.

У неё уже есть разные алгоритмы. Одни помогают распределять заказы по зонам, чтобы курьер мог увезти со склада сразу несколько «посылок». А другие планируют поездки с учётом заторов на дорогах и погодных условий. Последние показатели взаимосвязаны, поскольку в дождь и снег заказов больше, и привезти их всё равно нужно в срок. Та же система анализирует и самих водителей: кто и где доставляет быстрее.

Брендированные автомобили Gopuff Whyy

Жалобы на плохие условия труда

Сотрудники ещё в 2017 году говорили, что иногда им приходится работать по 26 часов за смену и трудиться по выходным. И претензии в адрес Gopuff сохраняются в 2021-м — особенно со стороны внештатных водителей.

Один из бывших работников вспоминает, что сервис обещал, что водители смогут зарабатывать более $1000 в неделю за неполные рабочие дни и до $250 за смену в час-пик. Вместо этого сотрудник работал по восемь часов в день и в среднем получал около $125 за ночь без вычета расходов на бензин и парковочные билеты, которые компания не покрывала. На выходе, по его словам, оставалась сумма, несоразмерная с затратами.

В ноябре 2021 года водители вышли на суточную забастовку, требуя установить минимальные часы работы и обязательную почасовую оплату в $20, а также запретить увольнения одним днём без предупреждения.

Сама компания в ответ заявила, что водители и так нередко получают больше $20 в час, а минимум 70% из них по собственному желанию работают менее 20 часов в неделю. К тому же положиться на них можно не всегда: иногда они не прибывают на смену в назначенное время.

Так что фирма, по словам Илишаева, поощряет лояльность сотрудников и нередко повышает водителей до штатных менеджеров. А Bloomberg отмечает, что Gopuff платит водителям за рабочие часы независимо от того, возят они в это время заказы или нет. Подход не всегда экономически эффективный, но зато даёт относительную гарантию, что у сервиса будут свободные курьеры, если число заказов резко возрастёт.

Водители, бывает, дремлют в машинах или листают видео в TikTok неподалёку от складов, так что компания порой платит нам просто за то, что мы сидим поблизости. Это ли не сказка?

Митци Льюис, 54-летняя доставщица на пенсии

Плохая работа складов и проблемы с логистикой

В Чикаго в 2019 году жители выступили против поправок, которые упрощали для Gopuff открытие складов. А жители Филадельфии в 2020 году создали аккаунт в Twitter, в котором рассказали, что компания создаёт заторы на дорогах, заставляет автомобилями тротуары, а также мусорит вокруг складов. Из-за этого распределительный центр пришлось перенести.

Сотрудники при этом часто сталкиваются с перебоями электроэнергии, поскольку Gopuff c 2017 года продолжает открывать новые склады, но не всегда проверяет, готовы ли они к работе. Из-за этого фирме приходится выбрасывать продукты — например, мороженое. Бывшие работники также говорят, что на складах нередко водились мыши.

По словам некоторых сотрудников, не на всех складах в 2020 году, вдобавок ко всему, было достаточно места. Поставщики привозили товары по два-три раза в неделю, но ставить их было просто некуда.

Впрочем, пресс-секретарь Gopuff говорит, что порча продовольствия — это досадная, но неизбежная проблема. К тому же показатели отходов в компании были ниже средних по отрасли, но какие именно — неизвестно.

Инвесторов, как пишет Product Mint, всё это, похоже, мало волнует, ведь за один только 2021 год компания привлекла более $2 млрд. И их оптимизм не удивителен, говорит Forbes. Тот же SoftBank неоднократно вливал миллионы в амбициозные проекты, просто какие-то инвестиции окупались — например, Alibaba, а какие-то нет — как WeWork.

Якир Гола — один из основателей Gopuff The Times

По данным исследовательской фирмы CB Insights, за первые девять месяцев 2021 года венчурные инвесторы вложили в развитие «дарксторов» вроде Gopuff около $6 млрд по сравнению с $496 млн в 2020 году и $1,1 млрд в 2019-м.

Благодаря этому осенью 2021 года на рынок США вышли крупные конкуренты Gopuff — берлинский сервис Gorillas стоимостью $2,1 млрд и турецкий Getir с оценкой в $7,5 млрд. И пока Gopuff сокращает время доставки с 30 минут до 20-ти, обе фирмы обещают привозить клиентам товары за 10 минут. Так что выстоит ли GoPuff — покажет время, пишет Forbes.

Основатели проекта настроены оптимистично. «Молодость для того и дана, чтобы пробовать и открывать своё дело. Худшее, что может с нами случиться, — это провал бизнеса. Но впереди целая жизнь, чтобы начать заново», — говорит Гола.

Мы должны рисковать и добавлять всевозможные товары — от продуктов и лекарств до электроники и секс-игрушек. В нас наверняка многие сомневаются, но и Amazon когда-то начинала с обычных книг.

Мы хотим превратить доставку Gopuff в коммунальную услугу — как то же электричество. Считайте меня сумасшедшим, но я искренне верю, что в будущем предприятия вроде нашего станут основной рынка торговли.

Рафаэль Илишаев, соучредитель
0
15 комментариев
Написать комментарий...
Raimond Vladimirov
Илишаев купил BMW i8, двери которого открывались вверх — как у Lamborghini.

Billionaire Doors, Richard!

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев
из России
В два года увезли в США

Окай

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кириллов

Извечное желание записать в соотечественников даже младенцев. По идее, два года — уже «достижение». Могли бы быть просто детьми/внуками выходцев из страны.

Ответить
Развернуть ветку
Feyzi Rasulov

Родители родились и жили в Баку ,Вадик Валерик Илишаевы V&V compani ,два брата близнеца ,это дяди Рафаэля

Ответить
Развернуть ветку
Знатный Тролль

Каждый раз чуть не плачу на этих моментах историй про маленьких мальчиков: помогал продавать сэндвичи, мыл витрины и т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев

играл на гитаре за слезы матери на сыром кафеле

Ответить
Развернуть ветку
jon

рожи как на подмосковном рынке с апельсинами ёптель.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Яся Зайцев

сщущай штотьибэ не нрайца? иди в соседней лавку

Ответить
Развернуть ветку
Маджид Гаджиев

Ничего не перепутал?

Ответить
Развернуть ветку
Al Datt

прикольные чуваки, себе на уме, фигачат как мамонты, по тихому! спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Кириллов

3 тысячи или 3 миллиона наименований? (3000 тысячи — не по-русски).

Ответить
Развернуть ветку
Полина Лааксо
Автор

русский язык уехал в сша открывать свою лавку и привлекать инвестиции от софтбанка, чтобы обскакать gopuff. спасибо, Андрей, поправили!

Ответить
Развернуть ветку
Отнюдь

пустой комментарий

Ответить
Развернуть ветку
Александр Хнычков
Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда