Пять ИТ-внедрений, позволивших увеличить выручку рестомаркета

«Умный» поднос, датчики учёта гостей, электронные весы и другие технологические инструменты.

Спрос на нестандартные ИТ-решения в ресторанах самообслуживания значительно выше, чем в классических ресторанах, где коммуникация с клиентом ведётся через официанта. Более того, именно ИТ-решения становятся главным инструментом для увеличения эффективности нашего бизнеса — роста проходимости каждой торговой точки, роста среднего чека, сокращения издержек.

Наталья Авдеева, генеральный директор сети рестомаркетов «ОбедБуфет»

Разработка и внедрение нестандартных ИТ-решений в рестомаркете «ОбедБуфет» поставлены на поток. Мы проводим регулярные мозговые штурмы, где формулируются задачи. К примеру, сначала мы видим, что для нашего бизнеса необходимо увеличить скорость обслуживания на кассе, увеличить долю гостей с детьми, сделать более ровным поток посетителей в течение дня. А потом придумываем, какие технологии могут нам в этом помочь.

«ОбедБуфет»

Чтобы внедрение проходило быстро, в «ОбедБуфет» есть штат собственных программистов. Хотя пришли мы к этому не сразу, для нашего рынка это почти экстравагантное решение. Собственная ИТ-команда помогает экономить время и деньги, разрабатывая некоторые проекты внутри, или корректно формулировать задачи для внешних ИТ-подрядчиков, если внутри проект осуществить невозможно. По каждому проекту внедрения мы выставляем определённые KPI, а потом отслеживаем результат.

Главная проблема на каждом внедрении — это человеческий фактор. Наверное, с этим сталкиваются в любой отрасли. Сначала — непонимание персонала, нежелание тратить время на обучение и попытка работать по старинке. Потом — попытка найти обходные пути.

Чтобы преодолеть сопротивление, мы начинаем каждое внедрение с общего собрания персонала, объясняем, в чём будет польза для каждого сотрудника, как именно распределятся рабочие часы, высвободившиеся после внедрения инновации. Параллельно — тотальный, ежечасный контроль. Благодаря этому инновации приживаются и начинают приносить пользу бизнесу.

«ОбедБуфет»

Вот пять наиболее эффективных внедрений, которыми гордится наша команда.

«Умный» поднос

В нашем рестомаркете действует система самообслуживания free flow. Гости перемещаются по залу с подносом и выбирают готовую еду из более чем 600 наименований — почти как в супермаркете. Чтобы увеличить скорость обработки заказа на кассе, мы встроили в подносы чипы и маркировали их RFID-метками.

Благодаря этому заказ стал формироваться уже в торговом зале. Гость движется от одной витрины к другой, берёт закуски, горячее, десерты. «Умный» поднос собирает всю эту информацию. Таким образом, к кассе гость приходит с уже сформированным заказом. Кассиру остаётся только добавить в чек штучный товар, например смузи или овощные чипсы, и рассчитать гостя.

Эту технологию мы внедрили почти сразу после запуска рестомаркетов. Она позволила в четыре раза увеличить скорость обслуживания, сократила количество ошибок на кассе и позволила усовершенствовать систему учёта блюд. Кстати, для этого нашим программистам пришлось написать приложение для Rkeeper, профессионального ресторанного софта, которым мы пользуемся.

«ОбедБуфет»

Электронные весы в зале

Большая часть продаж «ОбедБуфет» приходится на свежую готовую еду, которая подаётся вразвес. Это супы, салаты, горячие блюда. Каждый час повара выносят в зал лотки с блюдами и забирают на кухню пустую тару. Это огромный объём, который нужно точно учитывать, контролировать срок годности и списания. Только в месяц мы продаём 22,5 тонны супов и 43 тонны салатов и горячих блюд.

Изначально работники кухни вели учёт вручную. Но мы решили усовершенствовать этот процесс и «завязали» весы, на которые в зале выставляются лотки, с учётной программой «1С». Как только блюдо размещается в зале, эта информация попадает в учётную программу. Если в течение определённого времени блюдо не продано, лоток возвращается на кухню, и происходит автоматическое списание.

Электронные весы, завязанные с единой учётной ИТ-системой, решили сразу несколько проблем: мы научились точно рассчитывать ежедневные объёмы по каждой позиции, сократили количество ошибок и пресекли возможность для махинаций со стороны персонала.

Кроме того, мы экономим на заработной плате (теперь на кухне не нужны учётчики) и даём возможность поварам заниматься более сложными и важными задачами. И главное, это нововведение позволило нам сократить потерю продукции на 10%, что при наших объёмах огромная сумма.

«ОбедБуфет»

Беспроводная пейджинговая система

Для ресторана быстрого обслуживания скорость — главное конкурентное преимущество.

Часть нашего ассортимента — это готовые блюда, а часть готовится на открытой кухне, под заказ. Гости расстраиваются, если им приходится стоять у открытой станции в зале и ждать, пока им приготовят их стейк или лапшу wok. Мы решили эту проблему следующим образом. Наши гости получают пейджер, на который приходит информация о готовности заказа.

Пока блюдо готовится, гости выбирают напитки, десерты, оплачивают заказ, свободно ходят по залу и берут с полок другие товары или ждут за столиком. Пейджинговая система позволяет уйти от использования бумажных номерков, раздражающих громкоговорителей и прочих систем оповещения.

Результат от внедрения системы был колоссальный: средняя оборачиваемость стола в рестомаркете выросла с пяти до восьми человек. То есть в день мы смогли обслужить на 60% больше посетителей.

«ОбедБуфет»

Датчики учёта гостей

Мы нашли и внедрили усовершенствованную технологию, которая распознаёт не только каждого гостя (часто датчики воспринимают группу людей как одного), но и его пол и возраст. Полученные данные анализируются и дают нам богатый материал для дальнейшей работы. Понимая, кто наша аудитория, мы точно настраиваем локальные акции.

К примеру, мы видим, что в определённые часы гости чаще всего приходят по одному, и запускаем в эти часы акцию «Два блюда по цене одного», стимулируя брать с собой на обед друга. Понимая, как меняется трафик в течение дня, мы точнее планируем график работы менеджеров зала, что позволяет нам на 15-20% сократить число линейного персонала в торговой точке.

Радионяня

Это решение было придумано, чтобы увеличить поток клиентов с детьми. Мы знали, что родители с большой опаской оставляют малышей в детских комнатах, а столиков около детской комнаты всегда не хватает. Поэтому мы создали систему видеонаблюдения, которая позволяет гостю подключиться со своего мобильного устройства к нашему приложению и видеть, что происходит с ребёнком, из любого места рестомаркета.

Конечно, параллельно мы поработали над детским меню, запустили регулярные детские мастер-классы. Всё это позволило нам примерно за полгода увеличить родительскую аудиторию с 20 до 27%.

«ОбедБуфет»

О рестомаркетах «ОбедБуфет»

«ОбедБуфет» — рестомаркет, предприятие быстрого обслуживания нового для российского ресторанного рынка формата. В рестомаркете можно не только поесть, но и купить всё, что есть в зале: от еды и посуды до мебели и элементов декора.

Первый рестомаркет сети «ОбедБуфет» открылся в апреле 2015 года. За 2017 год брутто-выручка по четырём ресторанам составила 900 млн рублей. В среднем в 2017 году четыре точки обслуживали 9890 клиентов в день. В 2017 году прирост клиентов относительно 2016 года составил 23%.

0
17 комментариев
Написать комментарий...
Павел Баширов

Как же я покрикиваю, когда читаю "Разработка и внедрение нестандартных ИТ-решений в рестомаркете «ОбедБуфет» поставлены на поток. Мы проводим регулярные мозговые штурмы, где формулируются задачи."
Не, это все круто, на самом деле круто, но столики шатаются, ваши деревянные диванчики - цепляются за одежду. Подушки на липучках - постоянно не на своём месте. Ваш СММщик втирает мне про ГМО, глютен и рекомендует книги про сыроедение.
Айти, оно айти, ножки подкрутите!

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

Заявление о нестандартных ИТ-решениях на потоке - это уже показатель глубокой лажи. Или фантазии копирайтера. Хотя для нашего времени научно-фантастический пиар - уже и "стандарт" и "поток". Ладно там гинзовский общепит с директорами-моделями и длинноногими барышнями из хостес, зараза сочинительства пробралась гораздо выше и глубже. Читаю публикацию Ъ https://www.kommersant.ru/doc/3540542 и понимаю, что половина того, чем пиарятся заказчики материала - это наша с сестрой презентация по цифровой трансформации бизнеса заправочных сетей, попавшая в руки копирайтера и тупо отправленная в печать. Если бы жил в России. то не поленился зайти с этой газеткой на их заправку и спросил про роботов-бариста "ГдеБля?" Думаю, что и в "Буфете" картина точно такая же.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Баширов

Из того, что в статье, говорю за 2 места из 3х:
Радионяня - не шарю
Пейджеры - отсутствуют вовсе, их нет. Вам говорят: 7 минут
Умные подносы - в 1 из 2х не работают. Да и прочитав внимательнее: умные подносы работают исключительно на открытую кухню. Все салаты/булочки/печеньки/чаи всё остальное - кассир взвешивает и/или определяет сам.
Остальное посетителей не касается.
Энивей, место приятное, супы вкусные и не дорогие(ем только вок). Хотя, с недавнего времени они начали продавать сухари за 19р, раньше было бесплатно.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Zueva

Павел, уточните, пожалуйста, какой из рестомаркетов "ОбедБуфет" Вы имели в виду, когда говорили, что в нем нет пейджеров? Арбат? Метрополис? Сити? Теплый стан? По нашей информации все последние дни система исправно работает во всех четырех точках.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Баширов

"Наши гости получают пейджер", сколько не заказывал пейджера никогда не видел, что на Арбате, что у Метрополиса. Только: "7 минут подождете?". Стоит уточнить, что с неделю я у вас не был, а то вдруг наговариваю, а я эт не люблю.
А про внутреннюю кухню, я и не говорил, что всё просто. Но и вы, надеюсь, прекрасно понимаете, что клиенту без разницы как и что у вас работает, важен лишь конечный результат.

Ответить
Развернуть ветку
Maria Zueva

Уважаемый Павел! Хочу ответить Вам как уполномоченный представитель "ОбедБуфет". Большое спасибо, что Вы являетесь постоянным клиентом "ОбедБуфет" и спасибо за конструктивную критику. Для полноты картины хочу отметить, что в день, например, на Арбате проходит минимум 4000 гостей. В штате рестомаркета 250 человек и работа ведётся круглосуточно. За ночь сотрудники пытаются отмыть и отремонтировать все, что необходимо. Человеческий фактор со стороны сотрудников и гостей каждый день преподносит сюрпризы. Мы стараемся с этим справляться, к сожалению, не всегда быстро получается. Подушки, к примеру, шьются и меняются ежеквартально. Смысл всех усилий по автоматизации в том, чтобы сократить участие человека везде, где возможно, для стандартизации, ускорения и предсказуемости.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

Мммм... "Чтобы увеличить скорость обработки заказа на кассе, мы встроили в подносы чипы и маркировали их RFID-метками..." Симпатичная девушка на салонном фото точно понимает смысл этой фразы? Что маркировали RFID-метками? Подносы или чипы? Зачем? Что делает чип, встроенный в поднос? Как поднос "собирает" информацию? В чем заключается "ум" подноса?)))

Ответить
Развернуть ветку
TheEntze

Нужно поставить/спозиционироать поднос с меткой на стол со считывателем. Пришёл на кассу, там уже известно где ты (возможно) накладывал.
Насколько это быстрее, чем прошаренная кассир долбящая карандашом в тач-экран - им виднее. Позволит так же посмотреть траекторию заказа, но думаю в час пик flow будет одним. Проходы кстати показались узкими.

Ещё - пол не выровнен и тележку нормально так трясло. Пейджер... Если один, то должен ждать заказ в зале, ибо не оставишь же еду на столе пока идёшь за «горячим».

Пока Грабли без всех этих ИТ кажутся более удобными.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Баширов

Даже если и не понимает, то оно работает, не переживайте. Кассирам не нужно разгадывать какой вок и с чем вы себе заказали.

Ответить
Развернуть ветку
Timur Kuzmin

А это фото кассира?)

Ответить
Развернуть ветку
Doco4ka

Читал недавно про ветеринарную клинику, которая внедряла ИТ. Вы тоже удивили своими решениями. Самое главное, что технологии не просто применяются для галочки, а меняют процессы работы, которые впоследствии реально влияют на показатели конверсий.

Ответить
Развернуть ветку
Aleks B

это не от гинзы Обедбуфет? в оригинальном ничего этого нет

Ответить
Развернуть ветку
Semen Matsepura

+

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Doco4ka

Если внимательно читать тот абзац, то из него следует: те, кто ходит на обед туда и видя такие акции - будет тащить собой коллег. Как минимум двое закажут что-то еще, кроме этих блюд по акции.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Ломаев

А мне, как ни странно все понравилось. Хотя начинал читать с предубеждением. Уж не у азиатов ли учились? По-моему японский подход.

Ответить
Развернуть ветку
Mamed Mamedov

Наталья, вы очень красивая! А в ОбедБуфете очень вкусно))

Ответить
Развернуть ветку
Yulia Novikova

Подносы с чипами есть, сама проверяла))). в обеденное время есть очереди, но на удивление очень быстро обслуживают.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
14 комментариев
Раскрывать всегда