Что происходит с ресторанами, кафе и предприятиями общепита

Аналитики Контура выяснили, сколько предприятий общепита закрылось в период с 24 февраля по 9 мая 2022 года и сравнили этот показатель с аналогичными периодами 2020 и 2021 годов. Направление деятельности определялось по основному ОКВЭДу. Исследование основано на данных Контур.Фокуса и Контур.Маркета.

За рассматриваемый период 2022 года количество организаций в стране увеличилось почти на 1%: со 171,4 до 173,0 тыс.

Количество предприятий, зарегистрированных и ликвидированных с 24 февраля по 9 мая в 2020, 2021 и 2022 годах

С 24 февраля по 9 мая 2022 года закрылись 6,5 тыс. предприятий отрасли, что на 26% меньше, чем число закрытий за аналогичный период 2021 года (8,8 тыс.). Впрочем, число открытий новых предприятий также снизилось с 10,0 до 7,9 тыс. Динамика числа организаций по сравнению с 2021 годом существенно не изменилась. За аналогичный период 2020 года число закрытий преобладало над числом открытий (6,0 тыс. против 4,9 тыс.).

Количество ИП, зарегистрированных и ликвидированных с 24 февраля по 9 мая в 2020, 2021 и 2022 годах

Динамика открытий и закрытий ИП в сфере общепита полностью повторяет тенденции, наблюдающиеся для организаций в целом.

Количество ЮЛ, зарегистрированных и ликвидированных с 24 февраля по 9 мая в 2020, 2021 и 2022 годах

Для юридических лиц тенденция другая - в 2020 и 2022 году количество ликвидированных организаций выше, чем количество открывшихся. А вот в 2021 году больше было именно регистраций. Однако, важно помнить, что закрытие юрлица зачастую осуществляется налоговыми органами, а закрытие ИП, как правило, является следствием волеизъявления предпринимателя.

Количество кафе и ресторанов, зарегистрированных и ликвидированных с 24 февраля по 9 мая в 2020, 2021 и 2022 годах

Количество столовых и предприятий общепита, зарегистрированных и ликвидированных с 24 февраля по 9 мая в 2020, 2021 и 2022 годах

Количество баров, зарегистрированных и ликвидированных с 24 февраля по 9 мая в 2020, 2021 и 2022 годах

ТОП-10 регионов с наибольшим ростом числа закрытий с 2020 по 2022 годы.

*Учтены регионы, где число ликвидаций на 2022 год больше 10.

ТОП-10 регионов с наибольшим падением числа закрытий с 24 февраля по 9 мая в 2020 и 2022 году.

*Учтены регионы, где число ликвидаций на 2022 год больше 10.

Некоторые регионы, напротив, переживают нынешнее непростое время лучше, чем ковидный период 2020 года. Закрылось меньше предприятий общепита, однако стоит делать поправку на то, сколько там осталось заведений, к тому же эффект может быть отсроченным.

ТОП-10 регионов с наибольшим ростом числа открытий с 24 февраля по 9 мая в 2020 и 2022 году.

*Учтены регионы, где число регистраций на 2022 год больше 10.

Регионы с наибольшим падением числа открытий с 2020 по 2022 годы.

*Учтены регионы, где число регистраций на 2022 год больше 10.

С конца февраля по начало мая 2022 года число предприятий выросло на 1%, процент несущественный, ожидаем, что к концу года перевес в ту или другую сторону будет более заметен. Заведения адаптируются к новым условиям, это задает несколько трендов развития отрасли: импортозамещение, СБП, отказ от бумаги, удержание клиентов.

Заведения ищут отечественные продукты взамен импортным, ищут новых поставщиков, а с проверенными контрагентами договариваются о рассрочке и скидках. Интересно, что заведения начали организовывать совместные закупки, чтобы сэкономить на доставке.

Набирает обороты оплата через систему быстрых платежей (СБП) на фоне закрытия Apple Pay и Google Pay. Клиенту удобна СБП, потому что не нужна пластиковая карта, а заведениям выгодно, потому что комиссия всего 0,4 — 0,7%, а через эквайринг 1 — 3%.

Заведения постепенно переходят с бумажных меню на электронные, чтобы быстро обновлять набор блюд под меняющийся спрос и цены, которые «плавают» из-за нестабильного валютного курса.

Ранее заведения переходили на электронные чеки, чтобы подчеркнуть тренд на экологичность. Теперь появился усиливающий фактор: в марте 2022 года случился дефицит чековой ленты, она подорожала в три-четыре раза, поэтому на электрочеки переходят даже те, кого экология не особенно заботила. Подорожала и офисная бумага, это ускорит переход на электронный документооборот (ЭДО). Для общепита это важно и потому, что грядет маркировка молочной продукции и упакованной воды.

По-прежнему актуальны программы лояльности, которые позволяют заведениям подогревать интерес гостей с помощью скидок, акций и бонусов.

Михаил Добровольский, Руководитель направления автоматизации малого и среднего бизнеса в Контуре
0
2 комментария
Artem Sovetnikov

О чём это всё говорит? О том что регистрации и ликвидации ниочём

Ответить
Развернуть ветку
Контур
Автор

В условиях всеобщей паники, что все вокруг закрывается, реальное положение дел в отрасли оказалось менее плачевным. Главный эффект, который выделили аналитики - это снижение числа как открытий, так и закрытий. Это означает, что часть предпринимателей, просто решили подождать развития событий.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда