{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

Заварила кашу: бывшая журналистка из Саратова пытается превратить булгур и овсянку в модный продукт и заработать на этом Статьи редакции

Сейчас оборот её кафе «Кашеварня» превышает 600 тысяч рублей в месяц.

Основательница «Кашеварни» Юлия Цветкова

Юлия Цветкова хочет превратить кашу в модный продукт. Для этого она вместе с мужем открыла кафе «Кашеварня» и готовит сытные блюда из крупы с разными составляющими — мясом, овощами, фруктами или сыром.

Осенью 2018 года заведение посетили больше 2000 человек, а выручка составила 600 тысяч рублей. Не обошлось и без проблем — многие саратовцы с недоверием относятся к продукту из-за воспоминаний о плохо приготовленном блюде в советских школах и больницах.

Предпринимательница рассказала vc.ru, как возрождает репутацию каши и сколько на этом можно заработать.

Идея

В 2012 году журналистка Юлия Цветкова захотела попробовать открыть собственное дело. Вместе с мужем Олегом Русановым она запустила тайм-кафе «Дружба». Супруги не имели опыта в развитии бизнеса и ничего не знали об области гостеприимства, но проект развивался и на пике приносил им 180 тысяч рублей в месяц.

Через несколько лет партнёры захотели масштабировать бизнес, однако решили, что тайм-кафе для этой цели не подходит. «Даже такой большой город, как Саратов, не нуждается в двух “Дружбах”» — говорит Цветкова. Она начала искать другие бизнес-идеи.

Идея «Кашеварни» возникла случайно перед международным фестивалем «Ресторанный день» в 2015 году. Особенность мероприятия заключается в том, что любой человек на один день может зарегистрировать свою точку и продавать блюда собственного приготовления в любом месте — на улице или в заведениях-партнёрах фестиваля.

Большинство участников «Ресторанного дня» готовили сладкие блюда — панкейки, блины или кексы. Супруги хотели приготовить полноценное второе блюдо и придумали подавать каши с начинками. Цветкова и Русанов вместе с друзьями открыли торговую точку в «Дружбе».

Мы продали около 30-40 порций. Это немного, но люди отреагировали положительно — благодарили, говорили: «Наконец-то я наелся на “Ресторанном дне”».

Юлия Цветкова

После фестиваля ребята на время погрузились в бытовые проблемы и забыли про идею «Кашеварни».

Возможность претворить идею в полноценное заведение появилась у супругов через год. В здании, где располагалось тайм-кафе «Дружба», освободилось помещение для аренды под кафе.

Цветкова арендовала помещение на год. Стоимость аренды предпринимательница не раскрывает, но уточняет, что снять помещение в центре города обойдётся от 500 рублей до 2000 рублей за 1 м². По данным ЦИАН, стоимость аренды помещения свободного назначения в центре Саратова составляет от 6000 рублей до 43 тысяч рублей за 1 м² в год.

У нас не было вообще ничего: ни бизнес-плана, ни бренда, ни меню. А помещение было — на улице Кирова. Это главная пешеходная улица города, первая линия, арендодатель, с которым мы уже долго работаем, — очень хотелось остаться там.

Юлия Цветкова

Команда и инвестиции

Цветковой и Русанову требовалось отремонтировать здание, заказать оборудование, разработать продукт и бренд. Параллельно они искали сотрудников в «Кашеварню».

Чтобы открыть кафе, девушка взяла в кредит 1,2 млн рублей под 19% годовых. Ремонт супруги делали самостоятельно и потратили на него 500 тысяч рублей. Ещё 700 тысяч рублей ушло на закупку оборудования (плиты WOK и кухонных приборов) и организационные расходы.

«Кашеварня» открылась в августе 2016 года. Партнёры самостоятельно разработали рецепты блюд с кашей и наполнителями — мясом, овощами или сыром. Они отказались от использования коммерческих соусов, замороженных продуктов или полуфабрикатов.

По словам Цветковой, для работы кафе нужно минимум три человека — кассир и два повара. Она наняла пять сотрудников, которые совмещали функции поваров, кассиров и администраторов и работали посменно.

В «Кашеварню» девушка выбирала сотрудников без опыта работы в общепите — преимущественно студентов. По такому же принципу она действовала и в тайм-кафе: если у человека нет опыта, но он порядочный и договороспособный, то его можно научить необходимым навыкам и быть уверенным, что он станет работать по правилам.

Человек, который работал в общепите, уже «испорчен»: он может выходить курить на задний двор в поварской форме. Его не убедить, что это непрофессионально, и мы так не работаем.

Однако у работы со студентами есть минус — текучка кадров. «Нельзя планировать сильно наперёд. У ребят всегда новые обстоятельства — влюбился, в армию забрали, переехал», — поясняет Цветкова.

Доходы и убытки

Создатели «Кашеварни» самостоятельно разработали рецепты блюд с кашей и наполнителями — мясом, овощами или сыром. Они не используют коммерческие соусы, замороженные продукты или полуфабрикаты.

Технологию производства позаимствовали из южнокитайской кухни — овощи и мясо для каш готовятся на воках.

Весь кредитный заём партнёры потратили на ремонт и покупку оборудования. Первые два месяца выручка «Кашеварни» составляла по 300 тысяч рублей при убытке в 15%. Покрывать расходы помогал прибыльный бизнес — тайм-кафе «Дружба».

Первую прибыль «Кашеварня» принесла в 2017 году. Однако по итогам года прибыльными оказались только шесть месяцев. Год спустя результаты улучшились: в 2018 году заведение уходило в минус только два месяца. По словам Цветковой, на выручку влияют два условия — погода и общегородские мероприятия.

В выходной день с хорошей погодой посетителей мало — все уезжают из города.

Мы находимся в культурном центре «Пионер», здесь часто проводятся крупные городские мероприятия (от 100 человек). В такие дни к нам заходит больше людей.

Юлия Цветкова

Меню в «Кашеварне» устроено по принципу конструктора — сперва клиент выбирает начинку (овощную, мясную, сырную или фруктовую), а потом — кашу. Всего в ассортименте четыре сочетания круп: чечевица и ячмень, полба и пшеница, булгур и овёс, рожь и гречка. Также можно добавить дополнительные ингредиенты — мясо, арахис, сыр или тофу.

По словам Цветковой, чаще всего клиенты выбирают булгур с курицей карри или полбу с сыром (оба блюда стоят по 177 рублей), а в среднем «Кашеварня» выполняет от двух до двух с половиной тысяч заказов в месяц. Средний чек в заведении — 250 рублей.

Из чего готовят в «Кашеварне»

Почти все крупы для «Кашеварни» поставляет экологическое хозяйство «Биохутор Петровский», которое находится в Ростовской области. Булгур, ячмень и гречку на предприятии не выращивают, поэтому Цветкова покупает их в продовольственных магазинах по розничной цене.

Молоко и молочные продукты кафе закупает у Саратовского молочного комбината, а мясо поставляет «Мираторг». Овощи берут на рынке по розничным ценам.

В среднем каждый месяц в «Кашеварню» покупают от 40 до 50 кг мясного фарша и 100 кг крупы. Большинство поставщиков считают такие объёмы некрупными и не хотят работать с заведением.

Мы не можем диктовать поставщикам условия, если не гарантируем большой объём закупок. Иногда «Мираторг» продаёт нам фарш по той же цене, по которой его можно взять в «Магните». Это влияет на конечную стоимость блюд, но если нет возможности взять продукты оптом, то лучший вариант — купить в магазине.

Юлия Цветкова

С 2017 года владельцы кафе отдают закупки на аутсорс — нанимают курьера, составляют список, и он покупает необходимые продукты. Эта услуга обходится «Кашеварне» в 400 рублей за одну закупку.

Каша с плохой репутацией

Денег на маркетинг и рекламу при открытии заведения не хватило, поэтому Цветкова использовала бесплатные варианты продвижения — создала страницы компании в социальных сетях.

Я не сильна в продвижении продукта и таргетинге, поэтому просто создавала контент в Instagram и «ВКонтакте», группы росли органически. Это был единственный инструмент, через который мы рассказывали городу, что существуем. Страницу на Facebook мы особо не развиваем — эта соцсеть непопулярна в Саратове.

Юлия Цветкова

Взяв в аренду помещение на центральной пешеходной улице города, девушка рассчитывала таким способом получить клиентов. Однако её надежды не сбылись — «Кашеварня» находится в глубине здания, поэтому пешеходы не замечают заведение.

Позже Цветкова заказывала рекламу на радио, но после двух недель трансляций получила всего один входящий звонок.

Когда у продукта нулевая репутация, ты просто его продвигаешь. А у каши очень плохая репутация — её испортила массовая советская система питания. Детские сады, больницы, школы — кашу везде готовили плохо. И вот мы сейчас приходим к человеку и говорим: «А мы хорошо готовим», но он отвечает: «Не верю и свои 200 рублей вам не отдам».

Юлия Цветкова

Предпринимательница задумалась, как заставить неподготовленного клиента попробовать новый продукт. Она решила провести дегустацию и вместе с партнёром раздавала бесплатную кашу работникам в саратовских бизнес-центрах. Вместе с кашей Цветкова оставляла и контакты заведения.

«Кашеварня» запустила партнёрскую программу с фитнес-клубом Alex Fitnes — клиенты клуба получают сертификаты на бесплатную кашу. По словам Цветковой, конверсия трафика с программы превысила 50%.

Кроме того, предприниматели запустили PR-акцию под названием «Пища для умов» — кормили кашей сотрудников саратовских компаний, которые занимаются интеллектуальным трудом. Цветкова собирала их контактные данные и включала в программу лояльности «Кашеварни».

Чаще всего нам писали представители ИТ-компаний. Большинство из них стали нашими постоянными клиентами. Это хороший выбор целевой аудитории — с работниками умственного труда мы попали в сегменты заботы о себе, высоких доходов и широкого взгляда на вещи.

Как правило, когда человек работает в международной компании, он открыт для нового и ему легко представить необычный продукт.

Юлия Цветкова

В сентябре 2018 года выручка «Кашеварни» составила 600 тысяч рублей, а чистая прибыль — 70 тысяч рублей. В этом же месяце в кафе начала работать доставка, которая, по прогнозам Цветковой, должна принести дополнительные 30% прибыли.

В середине проекта Цветкова и Русанов развелись, но сохранили дружеские отношения и продолжали работать в кафе вдвоём.

С 1 октября 2018 года бывший муж и бизнес-партнёр Цветковой вышел из дела, и она стала единственной хозяйкой кафе. Сейчас перед предпринимательницей стоит маркетинговая задача — найти способ продвижения, который поможет увеличить приток клиентов. В будущем девушка мечтает запустить свою франшизу, но сейчас в приоритете — выйти на стабильную окупаемость.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Селиверстов Александр

Интересно, а что минусуют то, вроде комменты норм. Все по делу.

Ответить
Развернуть ветку
color

За

закрытия и максимальных убытков

при том что

мечтает запустить свою франшизу, но сейчас в приоритете — выйти на стабильную окупаемость

Желать плохого за мечты? Ну такое. Пока что это бизнес для одного и предприниматель в суровых российских условиях пытается выплыть. Давайте его поддерживать, что ли, что как волки.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Макеев
закрытия и максимальных убытков

ну а что такого. Классический русский совет/пожелание.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Селиверстов Александр

Может это просто такой формат описания рисков и критика. Вопрос как к этому отнестись и все.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Yury Molodtsov

Потому что по русской традиции решил высказать свое очень важное мнение и "пожелать всем закрытия и максимальных убытков".

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Anton

Хотя бы за то, что он не понимает реалий рынка общепита Саратова

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда