Заварила кашу: бывшая журналистка из Саратова пытается превратить булгур и овсянку в модный продукт и заработать на этом Статьи редакции

Сейчас оборот её кафе «Кашеварня» превышает 600 тысяч рублей в месяц.

Основательница «Кашеварни» Юлия Цветкова

Юлия Цветкова хочет превратить кашу в модный продукт. Для этого она вместе с мужем открыла кафе «Кашеварня» и готовит сытные блюда из крупы с разными составляющими — мясом, овощами, фруктами или сыром.

Осенью 2018 года заведение посетили больше 2000 человек, а выручка составила 600 тысяч рублей. Не обошлось и без проблем — многие саратовцы с недоверием относятся к продукту из-за воспоминаний о плохо приготовленном блюде в советских школах и больницах.

Предпринимательница рассказала vc.ru, как возрождает репутацию каши и сколько на этом можно заработать.

Идея

В 2012 году журналистка Юлия Цветкова захотела попробовать открыть собственное дело. Вместе с мужем Олегом Русановым она запустила тайм-кафе «Дружба». Супруги не имели опыта в развитии бизнеса и ничего не знали об области гостеприимства, но проект развивался и на пике приносил им 180 тысяч рублей в месяц.

Через несколько лет партнёры захотели масштабировать бизнес, однако решили, что тайм-кафе для этой цели не подходит. «Даже такой большой город, как Саратов, не нуждается в двух “Дружбах”» — говорит Цветкова. Она начала искать другие бизнес-идеи.

Идея «Кашеварни» возникла случайно перед международным фестивалем «Ресторанный день» в 2015 году. Особенность мероприятия заключается в том, что любой человек на один день может зарегистрировать свою точку и продавать блюда собственного приготовления в любом месте — на улице или в заведениях-партнёрах фестиваля.

Большинство участников «Ресторанного дня» готовили сладкие блюда — панкейки, блины или кексы. Супруги хотели приготовить полноценное второе блюдо и придумали подавать каши с начинками. Цветкова и Русанов вместе с друзьями открыли торговую точку в «Дружбе».

Мы продали около 30-40 порций. Это немного, но люди отреагировали положительно — благодарили, говорили: «Наконец-то я наелся на “Ресторанном дне”».

Юлия Цветкова

После фестиваля ребята на время погрузились в бытовые проблемы и забыли про идею «Кашеварни».

Возможность претворить идею в полноценное заведение появилась у супругов через год. В здании, где располагалось тайм-кафе «Дружба», освободилось помещение для аренды под кафе.

Цветкова арендовала помещение на год. Стоимость аренды предпринимательница не раскрывает, но уточняет, что снять помещение в центре города обойдётся от 500 рублей до 2000 рублей за 1 м². По данным ЦИАН, стоимость аренды помещения свободного назначения в центре Саратова составляет от 6000 рублей до 43 тысяч рублей за 1 м² в год.

У нас не было вообще ничего: ни бизнес-плана, ни бренда, ни меню. А помещение было — на улице Кирова. Это главная пешеходная улица города, первая линия, арендодатель, с которым мы уже долго работаем, — очень хотелось остаться там.

Юлия Цветкова

Команда и инвестиции

Цветковой и Русанову требовалось отремонтировать здание, заказать оборудование, разработать продукт и бренд. Параллельно они искали сотрудников в «Кашеварню».

Чтобы открыть кафе, девушка взяла в кредит 1,2 млн рублей под 19% годовых. Ремонт супруги делали самостоятельно и потратили на него 500 тысяч рублей. Ещё 700 тысяч рублей ушло на закупку оборудования (плиты WOK и кухонных приборов) и организационные расходы.

«Кашеварня» открылась в августе 2016 года. Партнёры самостоятельно разработали рецепты блюд с кашей и наполнителями — мясом, овощами или сыром. Они отказались от использования коммерческих соусов, замороженных продуктов или полуфабрикатов.

По словам Цветковой, для работы кафе нужно минимум три человека — кассир и два повара. Она наняла пять сотрудников, которые совмещали функции поваров, кассиров и администраторов и работали посменно.

В «Кашеварню» девушка выбирала сотрудников без опыта работы в общепите — преимущественно студентов. По такому же принципу она действовала и в тайм-кафе: если у человека нет опыта, но он порядочный и договороспособный, то его можно научить необходимым навыкам и быть уверенным, что он станет работать по правилам.

Человек, который работал в общепите, уже «испорчен»: он может выходить курить на задний двор в поварской форме. Его не убедить, что это непрофессионально, и мы так не работаем.

Однако у работы со студентами есть минус — текучка кадров. «Нельзя планировать сильно наперёд. У ребят всегда новые обстоятельства — влюбился, в армию забрали, переехал», — поясняет Цветкова.

Доходы и убытки

Создатели «Кашеварни» самостоятельно разработали рецепты блюд с кашей и наполнителями — мясом, овощами или сыром. Они не используют коммерческие соусы, замороженные продукты или полуфабрикаты.

Технологию производства позаимствовали из южнокитайской кухни — овощи и мясо для каш готовятся на воках.

Весь кредитный заём партнёры потратили на ремонт и покупку оборудования. Первые два месяца выручка «Кашеварни» составляла по 300 тысяч рублей при убытке в 15%. Покрывать расходы помогал прибыльный бизнес — тайм-кафе «Дружба».

Первую прибыль «Кашеварня» принесла в 2017 году. Однако по итогам года прибыльными оказались только шесть месяцев. Год спустя результаты улучшились: в 2018 году заведение уходило в минус только два месяца. По словам Цветковой, на выручку влияют два условия — погода и общегородские мероприятия.

В выходной день с хорошей погодой посетителей мало — все уезжают из города.

Мы находимся в культурном центре «Пионер», здесь часто проводятся крупные городские мероприятия (от 100 человек). В такие дни к нам заходит больше людей.

Юлия Цветкова

Меню в «Кашеварне» устроено по принципу конструктора — сперва клиент выбирает начинку (овощную, мясную, сырную или фруктовую), а потом — кашу. Всего в ассортименте четыре сочетания круп: чечевица и ячмень, полба и пшеница, булгур и овёс, рожь и гречка. Также можно добавить дополнительные ингредиенты — мясо, арахис, сыр или тофу.

По словам Цветковой, чаще всего клиенты выбирают булгур с курицей карри или полбу с сыром (оба блюда стоят по 177 рублей), а в среднем «Кашеварня» выполняет от двух до двух с половиной тысяч заказов в месяц. Средний чек в заведении — 250 рублей.

Из чего готовят в «Кашеварне»

Почти все крупы для «Кашеварни» поставляет экологическое хозяйство «Биохутор Петровский», которое находится в Ростовской области. Булгур, ячмень и гречку на предприятии не выращивают, поэтому Цветкова покупает их в продовольственных магазинах по розничной цене.

Молоко и молочные продукты кафе закупает у Саратовского молочного комбината, а мясо поставляет «Мираторг». Овощи берут на рынке по розничным ценам.

В среднем каждый месяц в «Кашеварню» покупают от 40 до 50 кг мясного фарша и 100 кг крупы. Большинство поставщиков считают такие объёмы некрупными и не хотят работать с заведением.

Мы не можем диктовать поставщикам условия, если не гарантируем большой объём закупок. Иногда «Мираторг» продаёт нам фарш по той же цене, по которой его можно взять в «Магните». Это влияет на конечную стоимость блюд, но если нет возможности взять продукты оптом, то лучший вариант — купить в магазине.

Юлия Цветкова

С 2017 года владельцы кафе отдают закупки на аутсорс — нанимают курьера, составляют список, и он покупает необходимые продукты. Эта услуга обходится «Кашеварне» в 400 рублей за одну закупку.

Каша с плохой репутацией

Денег на маркетинг и рекламу при открытии заведения не хватило, поэтому Цветкова использовала бесплатные варианты продвижения — создала страницы компании в социальных сетях.

Я не сильна в продвижении продукта и таргетинге, поэтому просто создавала контент в Instagram и «ВКонтакте», группы росли органически. Это был единственный инструмент, через который мы рассказывали городу, что существуем. Страницу на Facebook мы особо не развиваем — эта соцсеть непопулярна в Саратове.

Юлия Цветкова

Взяв в аренду помещение на центральной пешеходной улице города, девушка рассчитывала таким способом получить клиентов. Однако её надежды не сбылись — «Кашеварня» находится в глубине здания, поэтому пешеходы не замечают заведение.

Позже Цветкова заказывала рекламу на радио, но после двух недель трансляций получила всего один входящий звонок.

Когда у продукта нулевая репутация, ты просто его продвигаешь. А у каши очень плохая репутация — её испортила массовая советская система питания. Детские сады, больницы, школы — кашу везде готовили плохо. И вот мы сейчас приходим к человеку и говорим: «А мы хорошо готовим», но он отвечает: «Не верю и свои 200 рублей вам не отдам».

Юлия Цветкова

Предпринимательница задумалась, как заставить неподготовленного клиента попробовать новый продукт. Она решила провести дегустацию и вместе с партнёром раздавала бесплатную кашу работникам в саратовских бизнес-центрах. Вместе с кашей Цветкова оставляла и контакты заведения.

«Кашеварня» запустила партнёрскую программу с фитнес-клубом Alex Fitnes — клиенты клуба получают сертификаты на бесплатную кашу. По словам Цветковой, конверсия трафика с программы превысила 50%.

Кроме того, предприниматели запустили PR-акцию под названием «Пища для умов» — кормили кашей сотрудников саратовских компаний, которые занимаются интеллектуальным трудом. Цветкова собирала их контактные данные и включала в программу лояльности «Кашеварни».

Чаще всего нам писали представители ИТ-компаний. Большинство из них стали нашими постоянными клиентами. Это хороший выбор целевой аудитории — с работниками умственного труда мы попали в сегменты заботы о себе, высоких доходов и широкого взгляда на вещи.

Как правило, когда человек работает в международной компании, он открыт для нового и ему легко представить необычный продукт.

Юлия Цветкова

В сентябре 2018 года выручка «Кашеварни» составила 600 тысяч рублей, а чистая прибыль — 70 тысяч рублей. В этом же месяце в кафе начала работать доставка, которая, по прогнозам Цветковой, должна принести дополнительные 30% прибыли.

В середине проекта Цветкова и Русанов развелись, но сохранили дружеские отношения и продолжали работать в кафе вдвоём.

С 1 октября 2018 года бывший муж и бизнес-партнёр Цветковой вышел из дела, и она стала единственной хозяйкой кафе. Сейчас перед предпринимательницей стоит маркетинговая задача — найти способ продвижения, который поможет увеличить приток клиентов. В будущем девушка мечтает запустить свою франшизу, но сейчас в приоритете — выйти на стабильную окупаемость.

0
147 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Т

Плов, который есть в большинстве общепитов с азиатским уклоном, по сути - жирная рисовая каша с вкраплениями мяса

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
144 комментария
Раскрывать всегда