Можно ли считать робопиццерию инновацией: Фёдор Овчинников из «Додо пиццы» спорит с инвестором Zume Дмитрием Гришиным Статьи редакции

Новые технологии против уже работающей сети пиццерий.

В начале ноября 2018 года американская компания Zume Pizza привлекла $375 млн инвестиций от японской SoftBank и получила оценку более чем в $2 млрд. Zume — это пиццерия, в которой рутинными задачами по готовке занимается робот. Кроме того, компания разработала технологию для выпекания пиццы в пути с помощью печей с дистанционным управлением.

Один из инвесторов Zume — основатель фонда Grishin Robotics и председатель совета директоров Mail.Ru Group Дмитрий Гришин. Он рассказывал vc.ru, что видит большой потенциал в разработках компании: по его словам, роботы позволят избавиться от консервантов и доставлять пиццу за пять минут после готовки.

Во-первых, вам привозят пиццу не ту, которая была испечена 30-40 минут или час назад, а её запекли за пять минут до этого.

Во-вторых, пицца получается более здоровой, так как больше не нужно добавлять консерванты, которые добавляют сейчас, чтобы сохранить вкус как можно дольше на время доставки.

Пицца получается быстрее, дешевле и более здоровой. Если получится, то это будет крупнейшая революция в сфере еды, которая случалась.

Дмитрий Гришин, основатель Grishin Robotics
Пример работы робота Zume

Мнение Фёдора Овчинникова

Основатель «Додо пиццы» Фёдор Овчинников публично выразил сомнения в модели Zume. По его мнению, в робопиццерии нет ничего инновационного, а одна только технология не означает, что заведение общественного питания станет успешным.

Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.

Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».

Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.

Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?

Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.

Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:

«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»

«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».

Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.

Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.

Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.

Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.

Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).

Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.

Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.

Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»

Ответ Дмитрия Гришина

Позже Гришин ответил Овчинникову в комментариях. По его словам, основная идея Zume — в уменьшении постоянно растущих затрат на работу пиццерий.

Главная проблема индустрии быстрого питания в развитых странах в том, что затраты растут быстрее, чем выручка. Причем в будущем тенденция только усилится.

В ближайшие 10 лет цена пиццы вырастет намного меньше, чем аренда и средняя зарплата сотрудников.

Один из самых простых способов уменьшить свои затраты — это закупать менее качественные ингредиенты, что сейчас часто и происходит. Другая тенденция — это уменьшение среднего размера пиццерии и большая переориентация на доставку.

Эффективное использование новых ИТ-технологий и повышение роботизации при производстве и логистике позволяет сделать бизнес пиццерий более эффективным и дает возможность закупать более качественные ингредиенты, с меньшим содержанием консервантов.

Дмитрий Гришин, считает, что роботы спасут бизнес пиццерий

На это Овчинников сказал, что расходы — это не самая большая проблема, о которой нужно заботиться пиццериям.

Расходы важны, но это не главное, что определяет юнит-экономику пиццерии. Больше всего на юнит-экономику влияет выручка, а выручка зависит от очень многих факторов, и не все они так очевидны как, например, цена на пиццу — широта меню, бренд, способность производства выполнить много заказов в очень ограниченный отрезок времени (люди хотят есть в одно время), правильная локация, сам продукт, его уникальность, промо-маркетинг.

В этом бизнесе очень много деталей. Оборудование — одна лишь часть, при чем не самая главная, подчиненная часть, большой цепочки, где есть потребительский бренд, формат, продукт.

Фёдор Овчинников, уверен, что в пицце важна не только автоматизация труда
0
97 комментариев
Написать комментарий...
Роман Травников

ВЫ СЕРЬЕЗНО?!
НЕТ ВЫ СЕРЬЕЗНО ОБСУЖДАЕТЕ ЭТОТ ТРОЛЛИНГ?!
3 роботизированных руки для того, чтобы дриснуть кетчупа, размазать и положить в печку?
И мексиканец руками раскладывающий топинг?
И все это с серьезным видом подается как инновация журналисту Tech Crunch ?
Это же Идиократия(к/ф) в жизни!

Вы же понимаете, что использовать robotic arm - это как стрелять из пушки по воробьям. Такие аппараты используются, чтоб кузовные швы варить.

Конвейры по производству пиццы же очень давно изобретены.
По вашему замороженную пиццу тоже руками делают?!
https://www.youtube.com/watch?v=O0kfbh_kLZo

Ответить
Развернуть ветку
Marcus Vinicius

У меня просто бомбануло с дельта-робота, которого поставили для размазывания соуса, но потом они показали 6 степенной манипулятор для перекладывания куска теста на пол метра на одном уровне. Это просто абсурд, можно было простейшую пневматику поставить, пусть и с той же насадкой, либо расположить печь и конвейер на одной оси и одной высоте, тогда вообще ничего не нужно. Самое смешное, что после печи пиццу все равно достают вручную лопаткой, начинку размещают вручную, перекладывают на нарезку тоже вручную. Только абсурдно высокие цены в силиконовой долине могут окупать такие поделки.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Salyukov

Ты полностью прав. Но формат робота для кафе никто не делал. Поэтому это инновация. Все страртапы и инновации это умение красиво сочинять!

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Gorsky

Сразу видно, что Вы ничего не понимаете в инновациях. Робот дристает кетчуп по тесту и кладёт пиццу в печь - это стартап на 2 миллиарда. Следующий шаг - робот достаёт пиццу из печи. Это увеличение капитализации на миллиард. Потом обнаруживается, что неравномерность поступления заказов, стоимость покупки и дальнейшего содержания оборудования делает себестоимость пиццы в 50 раз дороже, чем у обычной пиццерии. Стартап банкрот, инвесторы разделились на тех, кто успел заработать и тех, на ком заработали. Создатели начинают новый, более инновационный, стартап по изготовлению пиццы во время доставки на квадрокоптере (при этом два года показывают картонный макет и очень много 3D демонстраций в очках дополненной реальности).

Если бы стартаперы думали также примитивно как и Вы, в ролике был бы небольшой агрегат, который сам не только кетчупом мажет, но и в зависимости от заказа, выкладывает ингредиенты, отправляет в печь и принимает из неё. И всё это на базе сопоставимых для решения задачи технологиях, а не дорогой руки для повышения стоимости и инновационности стартапа.

Но стартаперы и инвесторы думают иначе, поэтому мы, простые люди, наслаждаемся миром, где соковыжималку за 400$ можно заменить лёгким нажатием руки (отсылка к Juicero).

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Harchenko

Из сложных проблем, как человек с инженерным образованием видится:
1) Источник энергии, чтобы питать печи. Этот источник должен быть мощный, достаточно компактный и надежный чтобы обеспечивать 24 / 7 режим работы.
2) Промышленный робот который на видео хорош в статических условиях где точки подачи и приёмки не смещаются. В передвижных условиях, когда колебания и смещение центровок неизбежны, полагаю робот потребуется совсем другой либо система, которая будет всегда идеально выдерживать уровень и центровку по нужным осям и source / target.
3) Стоимость такого комплекса полагаю должна быть сопоставима с годовыми затратами на создание и работу обычной классического микро цеха по производству пиццы, чтобы его было интересно покупать-брать в лизинг или арендовать.
4) Вариативность рецептуры, что подразумевает разработку фуд контейнеров и их форм фактор, чтобы повар-предприниматель мог создавать свои уникальные рецепты для пиццы и возможно другие блюда.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Я согласен, что экономическая модель "не бьётся" в данной ситуации. Робот-пиццамейкер это конечно круто, но если он окупается 10-15 лет то модель слишком рискованная тем более для 1 точки. А уж если рассмотреть все технологические и логистические риски связанные с транспортировкой робота то будущее становится ещё более туманным.

ИМХО будущее скорее за робошерингом: есть некие производственные автоматические центры в городе, они могут делать суши / пиццу / бургеры / лапшу / итп. Его мощность целиком или частично арендует додо / тануки / фарш. 1 Робота из 5 сдали в аренду додо и он делает пиццу, 2 сдали тануки и они делают суши. Есть спрос в этом районе - работают дальше с этой точкой, если нет то больше не работают и рассматривают другой.

Смысл в том, что каждый бренд формирует базу клиентов и "онлайн витрину", а также разрабатывает уникальные рецепты под такие производственные фуд-центры. А мощности производственных центров сдают в аренду разным брендам и они ими уже пользуются в зависимости от спроса. Типо как логистические центры и склады для нескольких предприятий, только для приготовления еды)

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Денис Демидов

1. Бензин или дизель, смотря на чем работает грузовик.
2. Это не для России, в сша с дорогами все нормально.
3. Нет, это промышленный продукт, который будут массово в Китае делать, совершенно другие затраты по сравнению со строительством.
4. 90% потребителей достаточно типового продукта, гурманы идут лесом, т.е. в ресторан.

Ответить
Развернуть ветку
9 комментариев
Владимир

Что-то я не увидел там полный процесс, выполняемый роботами... То есть можно купить большую бутылку кетчупа с автоподачей, две роборуки и нанять кучу персонала из соседней шавермы для всего остального и получить $357 млн.? Not bad..

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky
Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

И засунуть их всех в фургон.
Там фишка в том, что после заказа, водитель едет к вам и за 5 мин. до приезда начинает печь, прямо в дороге.

Ответить
Развернуть ветку
Nuke

Создатель пиццерии, которая занята тем, что пытается всем продать свою франшизу, а не фокусироваться на продукте рассказывает как лучше готовить пиццу.

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

Так сама по себе франшиза и есть продукт: готовая и проверенная временем модель бизнеса с отлаженными процессами, которую можно воспроизвести в любом месте РФ и не только (все продукты и пиццы не спроста такие "простые" чтобы не сходить с ума на тему поиска продуктов). А в общепите это очень важно - иметь доступ к качественным продуктам. Если ты завязан на фермеров и дорогие ингредиенты, то ты не сможешь масштабировать бизнес.

Имхо на продукте то он отлично сфокусирован, только его ключевое преимущество заключается совсем не в том, чтобы готовить самую лучшую пиццу в мире.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
1 комментарий
Семен Смирнов
в робопиццерии нет ничего инновационного

Сказал человек, который преподносит как достижение и пиаренную везде киллерфичу, что в их пиццериях готовят без перчаток

Ответить
Развернуть ветку
Вадим

Это где вы вычитали, что он это называет киллерфичей? По-моему, это просто ответ на один из самых популярных вопросов потребителей - почему без перчаток.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
4 комментария
Елизавета Синельник
Во-вторых, пицца получается более здоровой, так как больше не нужно добавлять консерванты, которые добавляют сейчас, чтобы сохранить вкус как можно дольше на время доставки.

А какие сейчас добавляют консерванты в пиццу, чтобы сохранить ее вкус в течении 45 минут?

Ответить
Развернуть ветку
ЗИЛ

Робот в пиццу при готовке не харкнет, волосы и ногти не оставит.
Не применительно к конкретной пиццерии. В целом.

Где нет людей, там нет подлости.

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Voropaev

Там, в Zume, есть чувак специально для харкания, волос и ногтей.

Ответить
Развернуть ветку
Цой жив

" Если получится, ..." Забавный комментарий от инвестора
Конечно же все знают, что не получится, но Гришин успеет выйти не спекулятивном спросе. Этому Овичинникову еще следует поучиться у инвесторов.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Zemu это модель будущего фестфуда, который довольно легко автоматизировать, себестоимость у автоматизированных производств на колесах будет в разы ниже чем у стационарных точек с людьми, зачем идти в макдак, когда он легко приедет к тебе, сэкономив на недешевых зданиях с парковкой.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Чигаров
себестоимость у автоматизированных производств на колесах будет в разы ниже чем у стационарных точек с людьми

Мне кажется, Вы сильно недооцениваете стоимость такой производственной линии. Мексиканцы на кухне за эти деньги будут счастливы работать несколько лет. Над технологией надо ещё ооочень много работать, чтобы сделать её дешёвой и мобильной, в Zume пока этим и не пахнет.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
5 комментариев
Александр Прилипко

Если бы роботы для общепита были рентабельны они бы сначала появились в макдаке, а уже потом где то еще, по инновационности и оптимизации они все еще дальше всех.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Если бы торговать через интернет было бы рентабельно, то раньше всех это начал бы делать Wolmart, но в реальности он не может угнаться за Amazon.

Гиганты не поворотливы, у них куча обязательству перед профсоюзами, как только первый робот выгонит на улицу десяток человек, всю компанию начнут жестко дрючить.
Стартап может себе позволить все, что угодно, ему не надо никого увольнять.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Andrey Harchenko

В МакДак вы идёте сами. Здесь еда идёт(едет) к вам это принципиально разные подходы.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воробьев

Вы мало знаете про Макдак. Они очень работают в этом направлении.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Василий Крылов

Там появились биороботы. Дешевле и быстро заменяемые.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воробьев

Все, что можно автоматизировать, будет автоматизировано. Машина точнее, быстрее и стабильнее человека-оператора.
Сегодняшние инвестиции в технологии замещения людей — это не про прибыль через пять им даже 10 лет. У старой экономики есть ещё лет 15-20. Так что Федор может не переживать: своё он успеет заработать, а дальше пенсия или роботизация.

Ответить
Развернуть ветку
Владимир Воробьев

Вернее, только пенсия. Рототизация — про тех, кто уже. Остальные будут, как таксисты Яндекс.Такси — ныть и ждать конца.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Permyakov

Робот в пиццерии - норм, готовка в дороге - нет. Также не понял с чего доставка должна быть 5 минут(и сейчас, как я понял, ее нет. И думаю не будет). Правильно в ответе написано, чтоб было 5 минут, нужно готовить 5 минут(ну ок, может супер робот это может) и самое главное, быть в 5 минутах, это нереально, это не окупится. Чтоб ставить столько точек, нужен дикий спрос на пиццу, чего не будет теперь никогда, с учетом огромного количества альтернатив.
Было бы прикольно, еслиб доставку дронами развивали)))

Ответить
Развернуть ветку
Денис Демидов

Там не доставка за 5 мин, как я понял, после печи она будет у вас через 5 мин., так как печется в авто, по пути к вам.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Сергей Хахалев

Надо обоих в комменты позвать просто]

Ответить
Развернуть ветку
Вася Бездомный

Надо в комменты товарища Эскобара (не наркобарона) позвать.

Ответить
Развернуть ветку
Yantarev

РОБО ПИЦЦА ГОВОРИЛИ ОНИ!
МУХАХАХА

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Овчинников говорит, что в робопиццерии нет ничего инновационного, но на самом деле ничего инновационного нет в Додо пицце, сколько бы они не раздували свой IT-шный штат и не козыряли своей убер-IT-системой.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Сутырин

Что там, крупнейшая сеть в РФ? Удвоение каждый год? Краудинвестиции?

Ничего инновационного, проходим мимо.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Mobile One

Да не надо доставлять пиццу такую, а просто понаставить вендинговых автоматов, которые бы готовили пиццу (суши и проч.).
Там пусть роботы и работают и стоят стационарно.
Захотел пиццу, выбрал, нажал на кнопку, деньги заплатил и получил в коробке.

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

Только стоять возле этого аппарата 10 минут не очень хочется. Особенно под дождем.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Демидов

Это глобальный тренд, переезд производств максимально близко к потребителю, zume пошла еще дальше, изготовит пиццу практически перед вашим домом.

Ответить
Развернуть ветку
Pysslingar

Идея готовки (выпечки) пиццы на ходу не нова, и при этом нет необходимосит в размещении роботов внутри машины. Можно спланировать логистику так, что собирать пиццу будут в стационарах, а выпекать и развозить в машинах.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Valentin Dombrovsky

«На момент публикации заметки Дмитрий Гришин не ответил на просьбу vc.ru ответить Овчинникову».

Дмитрий просто процитировал инвестиционную презентацию компании. Он инвестор — ему ни к чему лезть в детали бизнеса пиццерии, так что, думаю, он и не ответит.

Ответить
Развернуть ветку
Вася Пражкин

Судя по-всему, Гришин писал это еще в октябре 2017-го, когда участвовал в предыдущем раунде на $48M:
"Во-первых, вам привозят пиццу не ту, которая была испечена 30-40 минут или час назад, а её запекли за пять минут до этого. "

Полгода назад Zume решил не ограничиваться пиццей, а создать новые роботы и для другой еды. Поэтому как-то некорректно Федору отвечать на столь старые высказывания. Он бы еще припомнил Гейтсу, который как-то сказал, что 640 Кб хватит всем.

Ответить
Развернуть ветку
Сэнди Найтова

Эбала жаба гадюку

Ответить
Развернуть ветку
Александр Латушкин

Эта пицца, конечно, не бесспорная, и не факт что выживет.
Но уверен - в лабораториях по заказу KFC/BK/Mc - уже во всю идут разработки в каком-то виде концепта робокухни на базе дешевых роборук. Руки крепятся на посадочные места прикрепленные к столу и заменяют живых людей на тех же рабочих местах используя те же кухонные приборы. на каждом рабочем месте своя стерео-пара дешевых видеокамер + возможно еще какие-то вещи ad-hoc.
Робо-руки каждый на своем номере исполняет ровно туже программу что и живой человек.
Всё это обслживает менеджер, по совместительству техник и уборщик.
Сломалась рука? снял с посадочного места, отнес на склад, со склада из ЗИПа принес исправную.
Техничка с оказией заберет поломанную и привезет новую.

Ответить
Развернуть ветку
Тамерлан Муратов

Понавтыкали несколько робо рук в пиццерию и назвали это "иннервацией". Лол.

Ответить
Развернуть ветку
Art Kha

ну ок, манипулятор вместо одного мексиканца это предельно ясно. но как в фургоне подключить печь для пиццы, они ведь жрут по 3-12 квт в час.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Сэд

Федя, не завидуй. Хожу в твою пиццерию за отсутствием альтернативы. Загнать франшизу - не гениальная идея. А вот избавиться от дорогой человеческой рабочей силы - самое оно. В любом случае, пицца - очень калорийный продукт и будет вытеснен чем-то диетическим.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
94 комментария
Раскрывать всегда