Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.
Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».
Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.
Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?
Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.
Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:
«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»
«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».
Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.
Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.
Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.
Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.
Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).
Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.
Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.
Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»
Создатель пиццерии, которая занята тем, что пытается всем продать свою франшизу, а не фокусироваться на продукте рассказывает как лучше готовить пиццу.
Так сама по себе франшиза и есть продукт: готовая и проверенная временем модель бизнеса с отлаженными процессами, которую можно воспроизвести в любом месте РФ и не только (все продукты и пиццы не спроста такие "простые" чтобы не сходить с ума на тему поиска продуктов). А в общепите это очень важно - иметь доступ к качественным продуктам. Если ты завязан на фермеров и дорогие ингредиенты, то ты не сможешь масштабировать бизнес.
Имхо на продукте то он отлично сфокусирован, только его ключевое преимущество заключается совсем не в том, чтобы готовить самую лучшую пиццу в мире.
В моем представлении - основное в пиццерии это сама пицца, а не метрика как нам развивать бренд чтобы ещё больше франшиз продать.
В вашем представлении владельца пиццерии или клиента?
Это нормально если владелец думает о максимальной прибыли, а не самой вкусной пицце
Абсолютно, будет игнорировать денежный вопрос - не будет у вас больше пиццы от этого ресторана
В моем представлении просто. Если думать о максимальной прибыли то можно просто сразу минимизировать все косты, выбирая все самое дешевое. Точно будет победа. Очевидно что во главе угла должен быть хороший конечный продукт, который обеспечивает прибыль.
Типичный рашн-бизнес
Не быть вам продажником в этой жизни.