Я уверен, что в Zumе Pizza работают крутые инженеры и у меня нет сомнений, что у компании есть уникальные изобретения, но меня удивляет оценка инвесторами компании. Как человек достаточно глубоко погруженный в тему, решил поделиться своими мыслями о разных путях развития инноваций в индустрии общественного питания.
Вот, что говорит один из инвесторов Zume Pizza Дмитрий Гришин по поводу технологии: «Вместо доставки за полчаса у ресторанов будет доставка за пять минут».
Интересно, что такие заявления звучат очень убедительно для тех, кто не в теме. Но давайте погрузимся в детали. Если пицца готовится в машине, это не означает, что клиент ее получит за пять минут. Для того, чтобы получить пиццу за пять минут, машина должна курсировать рядом с домом.
Сколько нужно специальных машин, чтобы обеспечить спрос в час пик, ведь все люди хотят есть пиццу одновременно? Какой CAPEX и OPEX будет у пиццерии, если ей придется покупать и обслуживать не одну печь на центральной кухне, а десяток печей на колесах?
Все эти вопросы не кажутся праздными и мелкими тем, кто управлял хотя бы одной маленькой пиццерией.
Интересно, что из отзывов со страницы Zumo Pizza в Google Maps можно понять, что пицца не всегда доставляется даже за 30-40 минут:
«Мы с мужем очень хотели заказать здесь пиццу, но больше никогда не будем это делать. Доставка заняла час и десять минут, а водитель приехал к чужому дому»
«Мы ждали пиццу 3,5 часа. У них кончился тот вариант, который мы выбрали, а компьютер сошёл с ума и не смог выполнить заказ. Мы уже заплатили и не хотели оформлять заказ заново, поэтому пришлось несколько раз позвонить в поддержку и потратить 30-35 минут на решение проблемы».
Да, технология еще «сырая», требует доработки и, конечно, инвестиций. Но самое главное, кажется, что у Zume Pizza есть технологии, но нет работающей бизнес-модели, а технологии сами по себе не играют ключевого значения для успеха в общественном питании.
Технологии могут быть важной частью продукта, но успех определяют все же не они, а как все это огромное количество составляющих собрано вместе — меню, формат, позиционирование, производство.
Это как в потребительской электронике. Сами по себе микропроцессоры не определяют успех iPhone. Успех определяет то, как все это собрано в один продукт — от дизайна до программного обеспечения и бренда.
Конечно, Zume Pizza может стать в будущем производителем роботов для пиццерий, а пиццерии уже сами найдут работающую бизнес-модель. Но это не история на миллиарды долларов.
Apple круче, чем производитель микрочипов. Как только технология будет обкатана, сразу же появятся конкуренты — другие производители роботов (овощерезка когда-то тоже казалась инновацией).
Если же все-таки Zume Pizza найдет прорывную бизнес-модель как пиццерия и начнет строить собственную глобальную сеть, на это уйдут годы, ведь масштабирование в реальном мире, строительство реальных объектов, занимает гораздо больше времени, чем рост в интернете, а за это время конкуренты скопируют модель Zume и лишать ее уникальности.
Но пока Zume Pizza не создали прорывной формат. С точки зрения реального бизнеса Zume Pizza сегодня — это одна пиццерия в Маунтин-Вью рядом с Сан-Франциско с высокими ценами, совершенно обычным меню, и, уверен, классной пиццей. Кажется, что инженеры решили переизобрести пиццерию, но для этого надо понимать не только технологии, нужно в первую очередь чувствовать потребительский рынок.
Фёдор Овчинников, основатель и глава «Додо пиццы»
Из сложных проблем, как человек с инженерным образованием видится:
1) Источник энергии, чтобы питать печи. Этот источник должен быть мощный, достаточно компактный и надежный чтобы обеспечивать 24 / 7 режим работы.
2) Промышленный робот который на видео хорош в статических условиях где точки подачи и приёмки не смещаются. В передвижных условиях, когда колебания и смещение центровок неизбежны, полагаю робот потребуется совсем другой либо система, которая будет всегда идеально выдерживать уровень и центровку по нужным осям и source / target.
3) Стоимость такого комплекса полагаю должна быть сопоставима с годовыми затратами на создание и работу обычной классического микро цеха по производству пиццы, чтобы его было интересно покупать-брать в лизинг или арендовать.
4) Вариативность рецептуры, что подразумевает разработку фуд контейнеров и их форм фактор, чтобы повар-предприниматель мог создавать свои уникальные рецепты для пиццы и возможно другие блюда.
Я согласен, что экономическая модель "не бьётся" в данной ситуации. Робот-пиццамейкер это конечно круто, но если он окупается 10-15 лет то модель слишком рискованная тем более для 1 точки. А уж если рассмотреть все технологические и логистические риски связанные с транспортировкой робота то будущее становится ещё более туманным.
ИМХО будущее скорее за робошерингом: есть некие производственные автоматические центры в городе, они могут делать суши / пиццу / бургеры / лапшу / итп. Его мощность целиком или частично арендует додо / тануки / фарш. 1 Робота из 5 сдали в аренду додо и он делает пиццу, 2 сдали тануки и они делают суши. Есть спрос в этом районе - работают дальше с этой точкой, если нет то больше не работают и рассматривают другой.
Смысл в том, что каждый бренд формирует базу клиентов и "онлайн витрину", а также разрабатывает уникальные рецепты под такие производственные фуд-центры. А мощности производственных центров сдают в аренду разным брендам и они ими уже пользуются в зависимости от спроса. Типо как логистические центры и склады для нескольких предприятий, только для приготовления еды)
Такое же мнение сложилось. Именно на единичном использовании для условного ИП с одной точкой наверное пока будет нерентабельно. Но насколько я понимаю речь идёт платформе с экосистемой где по сути большинство процессов автоматизировано, а мощности арендуют, а уже технический формат это частности - какой робот или генератор это вторично. Т.е. некиий Amazon для фаст фуд отрасли при этом не требующий якорной аренды площадей и больших первоначальных капитальных вложений.