Топ-5 проблем, которые тормозят сферу общественного питания в России

Глобальная цифровизация ресторанной сферы

Foodle

По прогнозам экспертов сферы ритейла, рост объема цифровизации в ресторанном бизнесе необратим. Ресторанам важно использовать все современные технологии для охвата новой аудитории, иначе они рискуют потерять значительную часть прибыли. Рынку предстоит стать по-настоящему технологичным: внедрять глобальные аналитические системы, искусственный интеллект, облачные технологии и многое другое.

Дмитрий Зайцев, основатель международного IT-проекта предзаказа еды в ресторанах и кафе Foodle, выделил топ-5 проблем, которые тормозят сферу общественного питания в России, а также предложил свой взгляд на то, как улучшить ситуацию.

Проблема 1. Низкие темпы развития рынка foodtech и цифровизации ресторанной среды

Foodtech – это интеграция цифровых технологий в ресторанную сферу. В отличие от зарубежного ресторанного рынка, где цифровизация рынка достигла высокого уровня (доля проникновения он-лайн сервиса в сегменте питания в США составила 3%, в Великобритании 7%), foodtech в России только начинает развиваться – доля он-лайн сервисов составляет только порядка 1%. Согласно аналитике, после кризиса 2014-2016 годов ресторанный бизнес показывает уверенный рост, а также активно развивается и сфера электронной коммерции (по прогнозам, прирост достигнет 26%).

Эти факторы говорят о необходимости активного внедрения и развития foodtech в России, так как в ближайшее время сформировавшийся рынок общественного питания ждут изменения. На зарубежном рынке можно выделить следующие основные направления foodtech:

- доставка еды из ресторанов и кафе;

- доставка продуктов питания;

- возможность предзаказа блюд к определенному времени / заказ еды навынос;

- наличие большого количества сервисов с широкой базой ресторанов и возможностью заказа блюд онлайн.

В России в последнее время активное развитие получили только сервисы доставки еды из ресторанов. Сфера предзаказа блюд очень слабо развита, что мешает ресторанам получать дополнительную прибыть путем охвата новой аудитории, а гостям использовать удобную функцию. На данный момент понятия «навынос» и «предзаказ» практически не сформированы, из-за чего данная отрасль рынка остается пустой. Но с развитием foodtech данная сфера также будет развиваться, о чем говорит зарубежный опыт.

Основная задача, которая будет стоять перед ресторанным бизнесом – максимально облегчить заказ и сделать его возможным в один-два клика.

Широкое использование мобильных приложений и интернета, а также рост электронной коммерции поменяют стандарты заказа еды во всем мире. Это говорит о необходимости развития направления онлайн предзаказа в ресторанах и кафе. Например, не так мы запустили сервис, который позволяет пользователям планировать свое время, не тратя его на ожидание своего заказа в ресторане - он будет готов к нужному времени. Данный сервис позволяет решить проблему взаимодействия пользователя с рестораном, обеспечивая удобную и быструю реализацию заказа. Мы предоставляем рынку новую, но важную услугу, которая в дальнейшем будет необходима любому ресторану, если он хочет быть технологичным.

Проблема 2. Ухудшение качества питания жителей вне дома из-за экономии времени

В настоящее время проблема некачественного питания является очень актуальной. Аналитика говорит о быстром росте (около 28% за год) сегмента ресторанов быстрого обслуживания по сравнению с другими направлениями ресторанной сферы. Спрос на быстрое питание связан, как правило, с нехваткой времени на ожидание приготовления еды, необходимостью быстро перекусить. Люди все чаще делают выбор в пользу нездоровой, но быстрой еды, чтобы сэкономить время на ожидании блюд. Некачественное питание является одной из основных причин проблем со здоровьем, ухудшения качества жизни и самочувствия. Кроме того, данная проблема является очень актуальной для офисных работников, для которых скорость приготовления блюд является важнейшим критерием выбора заведения для обеда. Из-за ограничения по времени работники чаще всего выбирают некачественную, но быструю еду. Альтернативной подобному питанию может стать сервис предзаказа еды, который позволит качественно питаться, не тратя время на ожидание приготовления блюд.

Проблема 3. Отсутствие эффективных аналитических платформ, предоставляющих широкий срез данных поведенческой аналитики гостей, позволяющих улучшать качество взаимодействия.

Развитие рынка электронной коммерции и онлайн заказов диктует необходимость использования расширенной аналитики о целевой аудитории и клиентах. Как правило, рестораны не располагают широкой статистикой о своей аудитории и соответственно не имеют гибких и удобных инструментов для управления объемами продаж, стимулирования сбыта и увеличения выручки. Для предоставления качественной услуги необходимо иметь достаточно информации о целевом потребителе и максимально персонализировать данные о нем. Это даст возможность эффективно использовать рекламные каналы и регулировать рабочие процессы в нужном направлении.

Внедрение системы Big Data позволяет получать расширенную аналитику по пользователям в любой сфере, что открывает широкие возможности для владельцев бизнеса. Возможность персонализации, улучшения качества услуг, изменения и расширения предоставляемого ассортимента и так далее - все эти направления позволяют значительно увеличить прибыль и улучшить качество предоставляемой услуги или сервиса. С развитием электронной коммерции и рынка foodtech расширенная аналитика будет все более необходима в бизнесе.

Проблема 4. Необходимость экономии времени и увеличения скорости обслуживания гостей в заведениях общественного питания.

Согласно аналитике, в России активно развивается сфера электронной коммерции (по прогнозам, может вырасти на 26% в будущем году). Развитие различных сервисов (службы заказа еды, такси, покупки через интернет) говорит о том, что у пользователей есть необходимость делать заказ в пару кликов и также быстро получать нужную услугу. Назревает необходимость глобальной цифровизации ресторанной сферы, что на данный момент частично реализуется только с помощью систем-агрегаторов доставки еды домой. У пользователя нет возможности выбора и предзаказа нужных блюд к определенному времени - для заказа необходимо посетить ресторан или воспользоваться доставкой, а ресторан тратит дополнительное время на обслуживание гостя за пустым столиком, в то время как эти процессы могут быть значительно ускорены.

Проблема 5. Необходимость быстрого и удобного разделения счета между несколькими гостями при совместном посещении ресторана.

При посещении ресторана компаниями из нескольких человек часто возникает необходимость разделения счета между гостями по выбранным ими позициям. Как правило, это влечет некоторое неудобство для ресторана, требует дополнительных временных затрат на заведение заказа, выставление счета и расчет с гостями, особенно если гости не сообщили об этом в начале визита. При самостоятельном разделении счета гостями могут возникать различные неловкие ситуации и сложности с оплатой, дополнительные временные затраты. В рамках общего процесса цифровизации ресторанного бизнеса функция разделения счета — необходимая услуга при оформлении заказа через интернет. В качестве примера можно привести сервисы «ride on demand» в которых, по данным аналитиков услугой «разделение стоимости поездки» регулярно пользуются более 20 % пассажиров.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Елизавета Хоменко

Эту сферу в России больше тормозит снижение покупательской способности. А цифровизация - это как здоровый образ жизни, у кого-то внутренний ресурс позволяет его не вести, а кто-то и ведя здоровый образ жизни долго не протянет. Я сейчас не об Мск, а, как говорится, о России :)

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Васильев

Предзаказ нужен будет только для кафе или в маленьких ресторанах, где люди приходят только поесть. Обычно люди ходят в ресторан, чтобы провести время с друзьями, поговорить и т.д. Поэтому для большинство ресторанов предзаказ не будет иметь спроса

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Citizen Di

Запоздалая оптимизация - корень всех зол (с) Дональд Пряник

Ответить
Развернуть ветку
Антон Березин

Суть статьи: Это я раньше почему такой вредный был? Потому что у меня велосипеда не было! Ой, точнее: Это я раньше почему такой неэффективный ресторан был? Это потому что у меня CRM с аналитикой не было...
"Внедрение системы Big Data позволяет получать расширенную аналитику по пользователям в любой сфере, что открывает широкие возможности для владельцев бизнеса" - это так по русски. Рекламировать услуги бульдозера в г. Учалы Башкирия в инстаграм, а людей салатиком накормить с помощью биг даты, параллельно нанимая на кухню нелегалов, выдавая взятки пожаркам и сэс, потому что по другому почти никак и ждать на холодильную машину новый компрессор из Китая, потому что контора, поставившая его, напиздела про "наличие на складе и круглосуточный сервис"

Ответить
Развернуть ветку
Nikolai Kovalev

Сферу тормозит снижение реальных доходов большинства населения. Толстосумам, в свою очередь, цифровизация на нашем ритейл рынке не важна, они вкладывают в другие рынки. Рост обеспечивается только за счёт глобальных и сильных ИТ игроков.

Ответить
Развернуть ветку
Shoo

Любого, кто на серьезных щщах использует слово цифровизация надо отправлять в Сибирь.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Кузанов

Чушь. Вот реальный топ 5 проблем тормозящих развитие :1) Менталитет 2)Маленькие доходы населения 3) нищая страна 4)слабый сервис и безопасность общественного питания 5) плохое образование. НО В Целом все проблемы из за пункта номер 3.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Березин

а предоплату за предзаказ готовы внести?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Березин

практикуется в огромном кол-ве заведений

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Владимир Воробьев

Вот пришла компания в ресторан. Общаются, обсуждают меню, кто-что пробовал, здесь или где-нибудь в другом месте. Советуют друг другу, договариваются съесть порцию на двоих. Ну и в общем много всего другого.

Предзаказ — это про фастфуд, наверное, всё-таки. Поэтому тут мне и видится главная проблема сферы общественного питания в части предзаказа — не тот рынок.

Могу, ошибаться, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Avdeev

Вообще не понятна цель статьи и откуда у автора такие данные. Руководил ИТ в этой сфере с 2008 до 2012, все было отлично с «цифровизацией»

Ответить
Развернуть ветку
Roman Yaschenko

Жажда коммерции и неосведомленность людей тормозит

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда