Про вкусную еду и черный нал

Дорогие рестораны в Москве часто не принимаю банковские карты. Семь гипотез, почему у кого-то терминалы постоянно сломаны, а у кого-то технические проблемы возникают только в часы пик.

Я банален. Я люблю вкусно поесть. Кухня не так важна. Главное, чтобы было вкусно и уютно. Больше всего мне нравятся демократичные не сетевые ресторанчики "с идеей". Демократичные, это когда средний чек на человека 600-1000 рублей, в помещении очень простой дизайн, нет телочек, испорченных большим количеством ботокса и мужиков, приехавших на машине ценой с квартиру внутри ТТК и джипом охраны. Таких мест в Москве не очень много (или я не умею их искать), а все время ходить в одни и те же места - скучно. Поэтому, приходиться изменять своему "идеальному ресторану" и ходить налево.

Я зануда. Я люблю принимать решения, основываясь на данных. Поэтому, рестораны я часто выбираю с помощью Афиша Рестораны, выбирая места с самыми высокими рейтингами. Иногда, среди таких мест оказываются непонятные вьетнамские или китайские ресторанчики, с персоналом плохо говорящим по-русски. Обычно, в топе рейтингов - недешевые модные рестораны от именитых владельцев. В такие места едут специально, а не заходят потому, что они удобно расположены. Там вкусно, красиво, достаточно много пафоса, дорого (средний чек 2000+ тысячи на человека) и очень часто просят заплатить наличными. Настолько часто, что кажется, что это индустриальный стандарт.

Я нищеброд. Если у меня с собой вообще есть кошелёк, то в нем редко бывают суммы больше 3 тысяч наличными. Поэтому я не раз попадал в смешные ситуации, в которых за ужин платила девушка или приятель, которых я сам же и пригласил поужинать. Поэтому, для меня актуален вопрос «Почему в ресторанах с таким высоким средним чеком просят заплатить наличными?».

Две основные гипотезы

Я четкий. Обожаю структурность. Структурирую свои мысли и работу всегда, когда это нужно, а иногда, просто по инерции. Подумав пару минут, я нашел всего два логичных объяснения тому факту, что вкусные, дорогие, модные рестораны с высокими рейтингами не принимают карты. Ок, кто-то не принимает карты совсем и ставит на входе банкомат, у кого-то в часы пик терминал всегда «ломается».

  • Владелец не хочет платить до 3% выручки за обработку платежей по картам. Не понятный вариант. С одной стороны, в более дешевых местах карточки обычно принимают почти всегда, а маржинальность у них должна быть ниже и эти же 3% более критичны. С другой стороны, если человек специально идет в не дешевый ресторан, то он по умолчанию более лоялен и не уйдет, если нельзя заплатить картой.
  • Ресторатор генерит черный нал, то есть поток наличных, который нигде официально не учитывается. В него я верю больше. Но зачем? Я вижу три причины и приведу их в порядке возрастания жестки: Собрать наличных на зарплаты персоналу. Платить под пятьдесят процентов налогов и сборов никто же не хочет. Вывести прибыль не заплатив налоги. Налог на прибыль и НДС для лохов. Ага. Продать наличные тем, кто выводит или отмывает бабки, по цене выше номинала. Не одобряю, но вполне верю в механизм.

Еще пять гипотез придуманных моими друзьями

Я опубликовал это текст в своем facebook пару дней назад. Мои друзьями выдвинули еще пять релевантных гипотез:

  • Ресторатор снижает арендный платеж, которые зависит от оборота заведения. Чем меньший оборот показывает точка, тем меньше платишь за аренду. Profit!
  • Собственник бизнеса не хочет "слезать" с упрощенной системы налогообложения. Упрощенка работает для ООО с оборотом до 150 млн. рублей в год и дает ряд преимуществ, наиболее интересное из которых - ставка 6% налога с оборота.
  • Сотрудники ресторана мошенничают, пуская заказы и прибыль мимо кассы себе в карман, а потом просто докупают использованные продукты за наличные. Такой себе бизнес внутри бизнеса. Собственник не в курсе, собственник страдает.
  • Официант просит оплатить заказ наличными, а потом проводит заказ через кассу и оплачивает своей картой, получает кеш-бек от банка.
  • Ресторатор и управляющий ограничивают прием карты чтобы стимулировать посетителей оставлять чаевые, которые при оплате картой оставляют реже. Звучит как подмена ФОТ чаевыеми :-).

Зачем рестораторам все это?

Зачем владельцам ресторанов заниматься уголовными темами? Видимо не от хорошей жизни. В Москве рентабельность продаж по коду ОКВЭД «Деятельность ресторанов и услуг по доставке продуктов питания» в 2017 составила 10%, по коду «Деятельность ресторанов и кафе с полным ресторанным обслуживанием, кафетериев, ресторанов быстрого питания и самообслуживания» -7%. За 9 месяцев 2018 году – 10% и 1.2%. То есть, усредненный ресторан — так себе бизнес.

Выводов не будет. Морали тоже.

Лучше расскажите встречаетесь ли с просьбой заплатить наличными. Часто? Где? Как реагируете? Оставляете после этого чаевые?

0
97 комментариев
Написать комментарий...
Миша Улицкий

Я комментатор. Обожаю комментировать. Комментирую чужие посты и заметки всегда, когда это нужно, а иногда, просто по инерции.

Ответить
Развернуть ветку
For Nothing

Я лайкарь. Не только лайкарь, но и дизлайкарь. Я лайкаю не только полезные комментарии и статьи, но и те, которые меня веселят или просто имеют частичку остроумия, а иногда просто по инерции.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Андрей Пятин

я читатель. обожаю читать. читаю чужие посты и заметки всегда, хотя иногда вообще не понимаю, о чем они (я про тему, а не коммент выше)

Ответить
Развернуть ветку
ccLouise

Я токсичный. Хлебом не корми - дай написать язвительный коммент. Правда, я справедливый хэйтер, поэтому оставляю комменты только под плохими постами на vc.ru. Получается найти убогий материал редко, но если уж я нашел - держите меня крепче. На чужие комменты обращаю внимание редко, но если мой взор на кого-то упал - обоссу его с ног до головы.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Farid Hasanov

Я шутник. Люблю шутить. Люблю пошутить, люблю посмеяться.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Антон Сухов

Не вводите в заблуждение. Нюансы такой ситуации (сломался терминал) осветил судебный юрист Денис Ульянов.

— Имеет ли посетитель право не платить, если его заранее не поставили в известность о невозможности рассчитаться картой по причине технических неполадок?

Денис Ульянов: Конечно, нет. За любую услугу нужно платить. Чтобы не попасть впросак, лучше сразу спросить о возможных способах оплаты. Ведь маленькое кафе может вообще работать без терминала, технические сбои могут быть в любом заведении.

https://www.exocur.ru/restoran-ne-prinimaet-kartu-k-oplate-yuridicheskie-aspektyi-problemyi/

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Алексей Ватралик

А можете дать ссылку на нормативный документ, подтверждающий право клиента не платить в такой ситуации?

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Антон Сухов

Кстати, кроме того, что ты несешь откровенную хрень и собираешься спорить с адвокатом в вопросе, в котором "я не разбирался в этом" есть еще кое-что.

У тебя явно бомбануло от того, что тебе указали на то, что закон и твое мироощущение между собой не связаны, но зачем ты меня с фейков-то начал минусить? Я сперва подумал, что ты тут не один мамкин хам, но просто пробил твою репку и сравнил . Оказывается кое-какие аккаунты только и делают, что плюсуют твои комментарии в разных темах.

А потом еще, обосравшись в очередной раз в других темах, со своих фейков расписываешь какие "все лицемеры" и ничего не понимают. У тебя там отдельные ветки состоящие из тебя и твоих фейков, которые вылизывают тебе яйца в разных темах!

Ну ты и убогий!

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Roman Kuvshinnikov

Мне кажется скорее вас попросят сделать перевод на карту официанта / администратора, чем принесут терминал.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Михаил Кочубеев

думаю основной вариант этой проблемы имхо такой: ресторатору нужен нал на расчеты с поставщиками которым не нужен безнал))) попробуй с дядей васей за хряка расчитаться безналом))) или за краба которого не совсем наверное законно поймали - тут корень. Решить вопрос можно конечно. Но либо пострадает качество, либо вырастут цены.

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bugrov
Автор

Тоже логично, но массовость просьб оплатить наличными это не объсняет. Фудкост (издержки на продукты) ~30% выручки. При этом, нужно еще дисконтировать цифру, на долю "фермерских продуктов, за которые нужно платить кэшем". Думаю, получится 10% выручки и меньше.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Максим Гусев

"Ресторатор и управляющий ограничивают прием карты чтобы стимулировать посетителей оставлять чаевые" - по поводу чаевых в России можно целые статьи писать. У моих друзей из этой сферы (официантки) чаевые составляют существенную (~30-40%) долю зарплаты и с популярностью безнала доходы падают. Попытки приучать гостей платить чаевые через приложения не привели к успеху, поэтому принято решение максимально ограничивать прием оплаты по картам.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Katkov

а я еще можно сразу платить нормальные деньги официантам

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Yury Molodtsov

Можно было бы принимать чаевые по карте просто и решить проблему проще. Кафе Лебедева вроде до сих пор так делают.

Ответить
Развернуть ветку
Camington

А можно подробней про чаевые через приложение?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ware Wow

если платят налом то стесняются не отдать свои деньги официанту?

Ответить
Развернуть ветку
Марк Селяев

А что запрещает платить чаевые через терминал?

Ответить
Развернуть ветку
Эрвин Каррера
Ответить
Развернуть ветку
Mark Ivanov

Карты в топку, нал рулит.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Горовой

нал в топку натуральный обмен рулит

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Олег Фортеска

Друг из Португалии рассказывал, что в небольших городах (и реже в больших) часто продавцы специально говорят, что принимают карты только на покупки от 10 евро.

Как раз из-за того, что нелюбви платить налоги))

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Данная ситуация скорее не про налоги, а про комиссию за эквайринг.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Alexey Ivanov

В европе это сплошь и рядом. За мелкие покупки картой не заплатишь (кроме супермаркетов и сетевых кафе).

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Скорее это из-за эквайринга. Тамошние банки берут или процент или минимальную ставку около 3 евро. Поэтому маленький чек просто лишает продавца прибыли.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Жегалин

Например, в Италии в табачках во многих городах оплата картой возможна при чеке от 5 евро.

Ответить
Развернуть ветку
depths of despair

Фискальник просите.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй

+

Про это еще Лебедев писал в том веке.
https://tema.livejournal.com/1278581.html

Ответить
Развернуть ветку
Николай Морозкин

замечено, что терминал мгновенно оживает, когда уверенно сообщаешь официанту, что никак, кроме как картой оплатить не получится, ни переводом на сбербанк, никак, до банкомата прогуляться тоже не выйдет - потому - или терминал или спасибо и до новых встреч

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

В той же чайхоне официанты терминалы под полотенцами носят, если клиент требует картой оплатить. Типа палево, чтобы другие не видели.
Как-то специально настаивал на терминале, помурыжили минут 15, потом пробили через терминал, но чека не выдали, только слип непонятно за что. Я решил уже довести до конца. Подхожу к главному менеджеру, который уже готов начать меня ненавидеть, предлагаю написать бумагу, что кассовый чек не выдали из-за технической неполадки (как говорила официантка). Удаляется молча, через 5 минут приносит чек, пробитый с другой карты, видимо своей.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Oleg Sokolukhin

Ой-ой прямо тайны мадридского двора раскрыли.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Votin

Чтобы понять почему иногда не работают терминалы, достаточно просто открыть свой ресторан/кафе.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Боровлев

Прошу прощения, но на «упрощёнке» нет налога на прибыль. Есть 6% от валового дохода.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Вполне себе есть вариант УСН с налогом на прибыль 15%

Ответить
Развернуть ветку
5 комментариев
Nikita Bugrov
Автор

Спасибо, поправил!

Ответить
Развернуть ветку
Боря Бро

Некоторые сетевые магазины до сих пор не принимают карты, вот где генерится черный нал! И главный нальщик страны - ИП Борисик (магазины «Красная икра»), на дворе 2019, а они до сих пор к оплате принимают только наличные!

Ответить
Развернуть ветку
Εгор Κонстантинов

Как генерится черный нал, если бьётся фискальный чек, а сейчас уже и онлайн-кассы?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
onepositive

а это законно?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
A SUS

Банки считают, что кафе и рестораны имеют маржу больше, чем ритейл, поэтому для них комиссия за эквайринг в 2-3 раза больше.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ватралик

А разве комиссия за эквайринг зависит от маржинальности бизнеса? Я думал, в большей степени от рисков при проведении платежей, в т.ч. частоты возвратов/отмен со стороны клиента. С этой точки зрения общепит менее рискован для банков. По крайней мере, в Сбере примерно так пояснили, почему для нашей розничной точки комиссия выше, чем для общепита.

Ответить
Развернуть ветку
AK

Ответ на все вопросы один - кэш.
А дальше рассуждения, для чего им кэш.
Кэш сейчас стоит дорого и нужен почти всем

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Да, все так. Если вначале не сказали, можно настоять на оплате картой. Есть места, где специально рядом есть банкомат ))) Есть места где нал по определенным дням - например четверг всегда не принимают карты..

Ответить
Развернуть ветку
Пётр Сауков

Код ОКАДО? Наверное всё же ОКВЭД?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bugrov
Автор

Верно. Исправил. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Zamyatin

Единственным местом в Москве в моей последней поездке, где сказали что не работает терминал, но заботливо указали на банкомат на входе, был Тарас Бульба возле Кремля. Показалось особенно ироничным.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Оплата кэшем генерируется примерно по всей совокупности идей. Но нужно заметить что ВСЕ чеки пробиваются в 99’9% случаев (по крайней мере в Москве). Штраф за это такой что мало кто решится работать в чёрную.

Первое и основное для чего генерится кэш, так это для закупок продуктов. Потом идут налоги и зп.
Также все зависит от объема продаж. Последние годы выручка неуклонно снижается и говорить про продажу кэша нереально. Но в дорогих не сетевых ресторанах с большим ценником и друзьями из налоговой раньше генералитету под кэш продавая его за 9-12%.
Но это было либо под проект либо какой-то «проект» заходил в ресторан.

Ответить
Развернуть ветку
Э

Забыли упомянуть один интересный момент, играющий немалую роль. Допустим возьмём исходные данные: только нал, и никакой «чёрной» бухгалтерии. Налоги платят. Зарплату тоже. Тогда зачем? Безнал позволит более точно собрать данные и иметь статистику. Статистика мешает только одному (если налоги платят) - легализации левого дохода. «Отмывание денег».

Ответить
Развернуть ветку
М.Х.

Не пробовал просто спросить у владельца подобного ресторана?
Догадки и гипотезы хороши для тренировки мозга, но когда можно просто узнать - надо просто узнать.

Ответить
Развернуть ветку
Алексис Второй
непонятные вьетнамские или китайские ресторанчики, с персоналом плохо говорящим по-русски

Не могли бы вы озвучить названия и/или адреса?

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bugrov
Автор

Ароматная Лавка - неплохая вьетнамская кухня, но Pho Bo вкуснее у ребят на Даниловском рынке (и кроме Pho у них ничего нет). Лусюнь - лет 6 назад напоминал обычную столовку в Китае, сейчас выглядит приличнее, но в плане кухни остался достаточно аутентичным.

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Nikita Bugrov
Автор

По статистике профиля и не скажешь :-)

Ответить
Развернуть ветку
Roman Kuvshinnikov

В чайхоне #1 не берут карты и очень часто. Думаю именно по этой причине)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Igor Nesterov

В Чайхоне номер один, постоянно такая фигня. Бесит

Ответить
Развернуть ветку
iLeonidze

Добавлю свои три копейки
Очень часто вижу персонал на кухне - это гости из-за границы. И у этих гостей конечно же нету паспорта и трудовой книжки. А им нужно плотить хоть какую-нибудь зарплату. Очевидно, что владелец не будет каждый месяц снимать приличную сумму со своего расчетного счета на невнятные цели, чтобы не заинтересовать определенные органы (проверка документов о результатах финансовой и хозяйственной деятельности), поэтому часть этого черного нала идет как раз на оплату труда вышеупомянутым господам.
Так что все правильно вы поняли :)

Товарищу майору привет

Ответить
Развернуть ветку
Goddard Targarten

Боже мой, рестораны в центре Москвы, куда ходят кушать те же депутаты и начальники из органов стабильно берут нал и не бьют чеки. Вы считаете, что гости из-за границы при этом кого-то могут интересовать? ) Крыша есть, какая разница за что.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений

Это не основное. Сейчас такой персонал держат либо от безысходности либо от скудоумия. Речь идёт про Москву. Штраф от 500 000 за каждого неоформленного сотрудника выписывают нынче даже складам с грузчиками. В стационарных местах неоформленный сотрудник - скорее исключение из правил.

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Sokolukhin

Есть в Москве достаточно пафосный ресторан - называется Доктор Живаго, находится в гостинице Националь с окнами на Кремль, так так одно время принимали либо наличные рубли, либо платежные карты системы МИР - мы типа патриоты и не принимаем платежные системы иных государств - вот как надо работать, а не то что там всякие "терминалы не работают".

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Ай, молодца. Осталось только самому Националю с интуристов оплату картой Мир требовать )

Ответить
Развернуть ветку
Nikita Bugrov
Автор

Их "оплата только наличными" бесит, но там правда очень вкусно и атмосферно!

Ответить
Развернуть ветку
Александр Прилипко

договор гпх платежное поручение на обычную сбер карту, общепиту всегда нужен кэш, и большинство общепита (с которыми я работал работают на доходы - расходы), и им выгоднее показывать свои расходы. И я знаю, меньше заведений работающих по темной схеме, это скорее всего не сетевые или не большие предприятия. Ну а отсутствие банковского терминала, это моветон в 21м веке, они теряют больше чем приобретают, зайду ли я в ресторан, если не уверен что смогу расплатится, наверно нет.

Но если у вас такая картина наблюдается. Обзорно напишите какие это заведения, не имена, а что там подают или какая у них специфика в кухне, сетевое ли заведение?

Ответить
Развернуть ветку
Ware Wow
уголовными темами?

Какими уголовными темами? Чтобы к уголовке придти, там надо очень сильно постараться.
Платят штраф раз в пару лет от силы и работают.

Налоги + % за эквайринг. С большого чека, больше процент, как в автосалонах, не знаю как сейчас, раньше по карте не принимали, кому охота столько денег терять...

Люди работают просто, поэтому им до всех этих теорий и gdpr глубоко безразлично.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Георгий

Блядь, ты не капитан, ты сука просто концентрат капитана х99999999999

Ответить
Развернуть ветку
94 комментария
Раскрывать всегда