С нуля до оборота в 15 млн рублей в месяц: почему мы решили открыть «Додо пиццу» по франшизе и что из этого вышло

Меня зовут Владислав Иващенко, я сооснователь SEO-агентства «Иващенко и Низамов». Обычно я пишу на vc.ru про то, как продвинуть свой сайт в поисковых системах или про нашу очередную рекламную кампанию на «Медузе» или «Пикабу». В этот раз новый для меня жанр.

Я кратко расскажу про то, почему год назад мы с партнёром решили отойти от операционного управления агентством и круто изменить направление деятельности: развивать свою сеть ресторанов под брендом «Додо пицца».

День пиццы 23.09.18 в нашей «Додо Пицце» в Петергофе: продали 1000 пицц за день

Предыстория

С 2013 года мы с партнёром развивали агентство «Иващенко и Низамов», будучи полностью погруженными в процессы и операционную деятельность.

За пять лет нам удалось вырастить не только сильных специалистов, но и сильных руководителей. К началу 2018 года компания крепко стояла на ногах, а почти всю операционную деятельность перехватили руководители отделов.

И мы с партнёром, Октавианом Низамовым, всё-таки решили выйти из зоны комфорта и попробовать себя в чём-то абсолютно новом. Так мы пришли во франшизу «Додо пиццы».

Почему общепит

  • Общепит — это офлайн. Нам, айтишникам со стажем, это необычно и интересно. Это выход из зоны комфорта, когда с клиентом ты общаешься не в Telegram-чате, а вживую — на кассе ресторана. Сам производимый продукт можно увидеть и потрогать. Проблемы качества гораздо легче увидеть и исправить, нежели в IT.
  • Это b2c — то есть ты сам отвечаешь за конечное впечатление клиента. В отличие от b2b, где мы можем классно выполнить свою часть процесса, но может очень сильно страдать другая часть, зависящая не от нас. В b2c же мы являемся конечным ответственным за продукт и сервис.

  • Общепит — это устойчивая модель. Мы привыкли, что мир информационных технологий находится в постоянном движении, что через год твой продукт может измениться до неузнаваемости. Общепит же гораздо более стабилен и постоянен.
  • Достаточно низкая цена отдельной ошибки. Если мы облажались с одной пиццей, то даже самые серьёзные извинения и бонусы не будут стоить нам финансовой устойчивости.

  • Конкурентные преимущества внутри области лежат в большой степени в области сервиса, менеджмента и инфраструктурных решений (например, качественные поставщики или удобное мобильное приложение), а значит — их сложно похитить или обесценить.
  • Конкуренция на рынке общепита в целом достаточно низкая. Если в Москве и Петербурге слышали что-то про сервис и качество, то в регионах нашей страны с этим зачастую всё очень и очень плохо.
  • Низкий ценовой ценз (общепит — продукт для всех), что делает бизнес-модель наиболее устойчивой к экономическим колебаниям.

Почему франшиза

Мы прекрасно понимали, что создавать продукт с нуля — это долгая и кропотливая работа. Мы во многом прошли это в нашем агентстве (и не только).

Франшиза — это возможность с наибольшим КПД и минимальными потерями времени использовать наш опыт в менеджменте и маркетинге, не тратя ресурсы на продукт и не изобретая колесо.

Почему «Додо»

  • Наверное, это любовь. Круто, когда твой продукт тебя трогает, и ты лично веришь в бренд. С другими брендами пока такой химии не произошло.

  • Мы верим, что динамика роста бренда в головах продолжится, а значит сейчас очень удачное время для инвестиций в него. К моменту, когда бренд в России вырастет до уровня «большой тройки» (McDonald's, KFC, Burger King), вкладываться в него будет уже менее выгодно.

  • Прозрачность, системность и унификация франшизы сильно облегчает поиск и работу с инвесторами. А инвестиции дают возможность быстрого роста.

  • Идеология менеджмента в «Додо пицце» (открытость, доверие) близка нам по духу, нам очень легко в неё интегрироваться и применять наработки управляющей компании на местах.

  • Нет сомнений, что добавленная стоимость бренда «Додо» (сейчас и в будущем) с лихвой покрывает роялти.

Как прошёл год

С самого начала мы описываем нашу историю в «Додо» у себя в блоге, Telegram-канале и группе «ВКонтакте».

На текущий момент мы вложили в наши пиццерии более 30 миллионов рублей собственных средств, а также около 45 миллионов от наших инвесторов.

За прошедший год мы постарались применить свои навыки в маркетинге и системном менеджменте. И у нас кое-что получилось.

Например, пиццерия в Петергофе, купленная нами в июне прошлого года, показала одну из самых впечатляющих динамик роста выручки среди старых пиццерий (ей более двух лет) в сети: с 3,5 миллионов рублей до более 6 миллионов рублей месячной выручки.

Потом мы также купили старую пиццерию в Петрозаводске (ей более трёх лет) и повторили этот опыт: за четыре месяца подняли выручку с 2 до 4 миллионов рублей.

И совсем недавно мы открыли новую пиццерию в Киришах (Ленинградская область): 3 миллиона рублей в первый полный месяц работы доставки, в мае планируем сделать 4 миллиона рублей. Это один из самых успешных стартов в малом городе (население — 50 тысяч).

Кстати, статистику по любой «Додо Пицце» в довольно удобном формате можно посмотреть на этом сайте.

Вывеска нашей пиццерии в Киришах

Почему малые города

На текущий момент мы развиваем региональную сеть, стараясь работать только в небольших городах: от 50 до 500 тысяч жителей. Почему так?

Во-первых, в малых городах мы можем полностью контролировать маркетинг. Если нам нужно расти, мы можем в любой момент «включить» агрессивную маркетинговую стратегию, если нужно не торопиться — то наоборот.

В отличие от Москвы и Санкт-Петербурга, где работает много разных партнёров-франчайзи, а общий маркетинг весьма консервативен: среди десятков партнёров всегда найдутся те, кто против агрессивного захвата рынка по разным причинам.

Во-вторых, малые города экономически более стабильны: ставки аренды, зарплаты и конкуренция ниже, а выручка порой и выше, чем в столицах.

Наша пиццерия в Петергофе (население — 85 тысяч человек), например, на данный момент находится на четвёртом месте по выручке среди всех пиццерий Санкт-Петербурга и Ленинградской области (в мае, видимо, выйдем на третье место), а стоимость аренды — около 70 тысяч рублей.

Как мы продвигаем пиццерии

В отличие от большинства других партнёров-франчайзи «Додо Пиццы», мы инвестируем исключительно в digital-каналы рекламы. Мы не размещаем наружку, не раздаём листовки, не покупаем рекламу на радио.

Результаты опросов в наших группах в пик федеральной рекламной кампании «Додо Пиццы» на ТВ:

Наши главные статьи рекламных затрат — это «ВКонтакте», Facebook, Instagram, «Яндекс» и Google. Мы полностью сфокусированы на этих каналах и вкладываем в них все свои рекламные бюджеты.

И не столько потому, что мы пришли в «Додо» из digital и хорошо разбираемся в интернет-рекламе, сколько потому, что digital на этом этапе показывает самый лучший эффект с точки зрения стоимости контакта и проникновения именно в нашу ЦА.

В условиях ограниченного бюджета нет смысла лезть в более дорогие офлайн-каналы. Помимо этого, обычно digital имеет низкие затраты на администрирование и высокую управляемость.

Ресторан — «драйвер» доставки

Люди инертны. Заставить человека попробовать новую доставку взамен той, что человек привык пользоваться, — очень и очень сложно.

Именно поэтому так сложно «раскачать» старые пиццерии и так относительно легко «выстреливают» свежеоткрывшиеся. Но есть один лайфхак: познакомьте клиента с залом, и он вернётся к вам с заказом на доставку.

  • Увидев, как делают пиццу в «Додо», трудно будет соглашаться на «кота в мешке» в noname-доставке. Не зря «Додо пицца» делает открытые кухни в своих ресторанах, онлайн-трансляции на сайте и в мобильном приложении.
  • Привлечь клиента в зал дешевле. Нет delivery cost — не нужно платить курьеру за доставку.

  • Пицца в зале всегда выдаётся горячая, только из печи. Есть остывшую пиццу — сомнительное удовольствие, и только в зале мы совершенно уверены в её наилучшем вкусе.

Поэтому при строительстве новых пиццерий мы стараемся делать большой зал с детской комнатой, кикером и настольными играми — он будет не только генерировать выручку сам, но и рекламировать нас будущим клиентам на доставку.

Для дополнительного привлечения клиентов в зал мы регулярно проводим детские утренники и мастер-классы.

Обостряйте «пики»

Есть мнение, что нужно «прокачивать» время, когда нагрузка на ресторан минимальна. А пиковое время и без того непросто пережить, чтобы не облажаться. Для этого делают скидки утром, вводят комплексные обеды и так далее.

Мы подходим иначе. Прокачивать нужно именно пики — то время, когда клиент наиболее расположен к знакомству с новым продуктом. А попробовав, он вернётся в другое время.

В выходные, праздники и другие пиковые дни серьезно готовьте кухню, запускайте агрессивные рекламные кампании с широким охватом и высокой ставкой — в это время шанс покупки максимален:

Пример рекламы на 7 и 8 марта

Лайфхак. Создавайте опросы в «ВКонтакте» с ограниченным временем голосования. Устанавливайте лимит на пиковое время. Когда опрос завершается, всем участникам приходит уведомление, тем самым ненавязчиво напоминая о нашем существовании в самый нужный момент:

Не бойтесь своих клиентов

Обратная связь — это очень важно. Обязательно следите за карточками вашего заведения в Google Maps, «Яндекс.Картах», «2ГИС» и TripAdvisor. Отвечайте на все отзывы.

Если вы допустили ошибку — обязательно извинитесь перед клиентом, подарите ему промокод на бесплатный продукт (но не скидку). Самого заклятого «хейтера» зачастую можно превратить в вашего самого ярого сторонника и защитника.

Первое, что мы делаем, когда покупаем пиццерию, — это связываемся с авторами всех негативных отзывов, до которых мы можем дотянуться. И в большинстве случаев клиента удаётся вернуть.

Не бойтесь отзывов. Поощряйте их.

Реагируйте не только на отзывы, которые ваши клиенты оставляют самостоятельно, но и спрашивайте отзывы сами. Вас отметили в Stories? Отличный повод поинтересоваться у гостя его впечатлениями о вашем заведении и продукте!

Проявляйте больше заботы, чем требуется

Иногда у нас случаются форс-мажоры на кухне. Особенно в новых пиццериях. Например, недавно в нашей пиццерии в Киришах поставили стажёра на станцию упаковки — эта операционная ошибка быстро привела к формированию гигантской «очереди» из заказов.

Ошибку исправили, но очередь на какое-то время осталась. Время ожидания заказа в зале могло достигать полутора часов.

На следующий день я сделал в Dodo IS выгрузку всех заказов, ожидание по которым было более получаса. И каждому клиенту выслал SMS с извинениями и промокодом на бесплатную пиццу.

Ещё одна иллюстрация. Несколько месяцев назад в Dodo IS был кратковременный сбой, из-за чего на кассе не получалось корректно пробить кусочки пиццы. То, как поступил кассир нашей пиццерии в Петергофе, — единственно верный сценарий в таком случае.

Отзыв клиента в Google Maps

В обоих ситуациях мы сделали чуть больше, чем были должны. Вышли за рамки формальностей. Но только с таким отношением к клиентам можно завоевать клиентскую любовь.

Создавайте и используйте инфоповоды

День пиццы или открытие пиццерии — отличные инфоповоды. Используйте их по-максимуму. Включите рекламу на максимум, разошлите анонсы во все СМИ, позовите местные телеканалы. Договаривайтесь.

День пиццы 17.03.19 в нашей пиццерии в Петрозаводске

Нет инфоповода? Создайте его сами. Заставьте весь город говорить о вас! Пример срежиссированного инфоповода, принёсшего нам сотни новых клиентов:

Не жлобьтесь

Вообще, маркетинг — это, блин, дорого. В него надо вкладывать не только уйму времени и компетенций, но и кучу денег. И речь не только про рекламные бюджеты.

Но жлобский маркетинг вообще не работает. Будьте щедрыми, и тогда у вас появится шанс переманить клиента на свою сторону.

Например, у нас всегда отлично работает «Додо-офис». Угощаем офисы города бесплатной пиццей. Мы привозим в ваш офис пять горячих вкусных пицц с чеком в 0 рублей.

Да, это обходится дорого, но это работает.

Ещё пример. Кусочек пиццы в подарок за подписку на рассылку во «ВКонтакте» — одна из наших акций-локомотивов. Это одна из причин, почему у нас в Петрозаводске больше 16 тысяч подписчиков рассылки во «ВКонтакте» при 21 тысяче участников в группе.

Сделайте клиенту удобно

Клиентский путь всегда должен быть лёгким и комфортным.

Если вы даёте ссылку на ваше мобильное приложение, используйте deep linking.

Если у вас есть акция для именинников, пришлите поздравления и описание акции клиенту в личные сообщения:

Ни на секунду не переставайте думать об удобстве.

Сколько стоит «Додо Пиццу» построить

Если коротко, открытие пиццерии обойдётся от 14 до 20 миллионов рублей.

Да, ещё пару лет назад можно было построить пиццерию «Додо» и за 8 миллионов рублей, но сегодня так точно не получится. Очень выросли требования управляющей компании: к локации, помещению, проектированию, материалам, оборудованию и так далее.

Фактическая смета строительства нашей пиццерии в Киришах. По ссылке — вариант в «Google Документах»

И это неплохо. Наша новая пиццерия в Киришах действительно одна из лучших в сети: удобная функциональная кухня, способная справиться с серьёзной нагрузкой, огромный светлый и красивый зал. Такая пиццерия прослужит городу не один десяток лет.

Видео с открытия киришской пиццерии

Сколько зарабатывает пиццерия

Реальная EBITDA наших пиццерий находится в диапазоне 10–15%. Это касается только пиццерий с выручкой более 4 миллионов рублей, перед которыми мы не ставим целей по наращиванию доли рынка.

Когда мы проводим агрессивную маркетинговую политику, рентабельность будет отрицательной. Например, расходы пиццерии в Петрозаводске за март (период агрессивного роста) превысили доходы примерно на 800 тысяч рублей при четырёхмиллионной выручке.

В долгосрочной перспективе мы ориентируемся на 10% рентабельности, из которых примерно половина уходит инвесторам, а половина остаётся на управление сетью и наши дивиденды.

Сейчас мы перестраиваем свою систему управленческого учёта. Она не успевает за нашим бурным ростом. Скоро в нашем блоге будут снова доступны полные P&L по каждой пиццерии.

Сколько зарабатываем мы

Пока нисколько. Мы ещё не получили со своих пиццерий ни рубля.

Свободная прибыль, которую генерируют наиболее успешные пиццерии, такие как Петергоф или Сосновый Бор, мы инвестируем в новые или активно растущие пиццерии. Как было уже упомянуто, активный рост связан с серьёзными расходами на маркетинг.

Такая стратегия является сознательной, на этом этапе мы используем все доступные нам ресурсы для роста.

До конца этого года мы планируем начать получать со своей сети пиццерий доход не менее 1 миллиона рублей в месяц. Остальное продолжим направляться на рост и развитие сети.

Что дальше

На текущий момент у нас четыре действующих пиццерии с месячным оборотом около 15–17 миллионов рублей. В ближайших планах открыть ещё как минимум шесть новых пиццерий.

Первыми планируем открыть сразу две пиццерии в Мурманске. Такой подход поможет быстро обеспечить хорошее покрытие этого стратегически важного города и быстро добиться позиций безоговорочного лидера на местном рынке.

Довольны ли мы выбором франшизы, который сделали год назад? Без сомнения. Мы добились своих целей: прокачали новое направление деятельности и неплохо применили свои компетенции. Мы делаем бизнес, который нас мотивирует, и результат не заставляет себя ждать.

Главный вывод, который мы сделали: нет «плохих» городов, есть неверный подход к рынку. Любой город можно «прокачать», даже если до вас это у кого-то не вышло.

Мы хотим построить крупную сеть в России. Мы хотим научиться управлять не четырьмя и не десятью пиццериями, а 50 и 100.

Мы с Октавианом в пиццерии в Петергофе

Подписывайтесь на наш блог и Telegram-канал. Если вы инвестор — инвестируйте в наши пиццерии. Если вы хотите работать в нашей команде — пишите нам, мы всегда находимся в поисках талантов в нашу «Додо»-банду.

Будем рады ответить на любые вопросы в комментариях. Кстати, в следующей публикации хотим рассказать про наши методы управления сетью пиццерий.

Написать про наш подход к управлению сетью пиццерий?
Да
Нет
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать
0
188 комментариев
Написать комментарий...
Владислав Пивкин

Я правильно понимаю, 10% рентабельность - это в год или всё-таки в месяц?

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко
Автор

А какая разница? :) Рентабельность – это прибыль от оборота.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Пивкин

Ясно, я думал это считается от вложений, те рентабельность капитала.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Разные показатели. Есть операционная рентабельность, есть рентабельность за период на вложенный капитал.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Тогда ROI по году может быть и отрицательной. хехе..
Предположим вложили 75 млн. Оборот по году 30 000 000. рентабельность по обороту 10%. Здравствуй - отрицательный РОИ

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Если есть прибыль, roi не может быть отрицательным. Другой вопрос, что его размер может быть неудовлетворительным, меньше инфляции или ставке по кредиту/депозиту. Смотря с чем вы соотносите roi. В вашем примере - 3мр / 75мр - это 4%. Если положить в банк, будет 6-7%. Так себе бизнес.

Ответить
Развернуть ветку
Aleksandr Oleynikov

Очень приятно видеть того , кто хоть что-то понимает в ROI . Именно что при 4% будем иметь слабоотрицательный РОИ . Что значит "так себе бизнес"? Если "бизнес" дает нам 4% - а вклад 7% то и результатт будет отрицательный

Ответить
Развернуть ветку
Denis Kiselev

Результат будет недостаточно положительным, чтобы обогнать даже инфляцию. Поэтому итоговый капитал в реальном выражении будет уменьшаться, если его таким вот образом использовать. В этом смысле - да, результат отрицательный.

Но если прикинуть на 45мр инвесторов - то уже получше.

Но параметры бизнеса конечно нуждаются в улучшении - впрочем, ТС говорит о положительных перспективах.

Ответить
Развернуть ветку
185 комментариев
Раскрывать всегда