{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Мнение: сервисы доставки еды стали хуже и дороже с приходом стартапов из Кремниевой долины Статьи редакции

Журналист Vanity Fair Ник Билтон считает, что цены на доставку неоправданно высоки, а «умные» алгоритмы экономят деньги приложению, но не улучшают качество сервиса.

Учась в старшей школе, я работал курьером: развозил пиццу и пасту из итальянского ресторана Sal’s Italian по всему Корал-Спрингс, штат Флорида, а затем руководил курьерской службой местного аналога KFC.

Тогда процесс был устроен так: клиент звонил в ресторан, делал заказ, мы называли цену и время доставки, потом упаковывали блюда, чтобы они не остыли и не помялись, пока едут до клиента.

Сейчас многие рестораны не доставляют еду сами, а пользуются приложениями вроде DoorDash, Caviar, Uber Eats и Postmates, которые обманывают клиентов:

  1. Цена за пиццу или гамбургер в приложении отличается от цены в ресторане. Приложение добавляет свою комиссию, но клиенту об этом сообщает только мелкий шрифт в пользовательском соглашении.
  2. Может показаться, что в приложении DoorDash доставка бесплатная, на самом же деле её стоимость указана в отдельном разделе «Налоги и стоимость». Сервисный сбор не исчезнет от того, что его указали в отдельном разделе счёта.
  3. Приложение Caviar разбивает всю стоимость на группы, чтобы она казалась меньше: сервисный сбор, стоимость доставки, возможность оставить чаевые.

Некоторые приложения берут пример с авиакомпаний и включают динамическое ценообразование — с увеличением спроса увеличивается стоимость еды и доставки.

Всех предпринимателей Кремниевой долины можно разделить на две большие группы:

  1. Прогрессивные идеалисты, которые находят плохой рынок (монополизированные сферы такси или телекоммуникаций) и решают этот рынок исправить.
  2. Группа, куда входят выпускники или недоучившиеся студенты Стэнфордского университета, которые, вместо того чтобы заняться прямыми инвестициями, находят нормально работающую рыночную сферу, незначительно её улучшают и заставляют вас раскошелиться.

Именно это и произошло с доставкой. Индустрия работала, но студенты-технари и инвесторы решили, что она может работать лучше. Они сделали классные приложения, придумали «умные» алгоритмы и стали платить курьерам мизерную долю от реальной стоимости их рабочей силы. Наконец, они убедили нас в том, что платить $20 за доставку буррито стоимостью $10 — нормально.

Когда я работал курьером в Sal’s Italian и путал заказ или привозил его слишком поздно, владелец ресторана, громкий толстый итальянец Сал, стрелял мне в зад из пневматического пистолета (серьёзно). Больно не было, пистолет был маленький, и он делал это скорее в шутку, но смысл этой истории в том, что Сал искренне заботился о своих клиентах.

Недавно я два часа ждал доставку до дома, пока двое моих детей просили еду, и сотрудник ресторана объяснил мне, что приложение DoorDash использует алгоритм, который решает, как доставить большее количество еды, используя меньше курьеров.

Это не помогает клиенту, но экономит деньги приложению. Для крупных сервисов доставки и рестораны, и клиенты, и еда — единицы данных для улучшения работы алгоритма, увеличения прибыли и привлечения инвестиций.

Приложения для доставки не любят даже заведения, которые ими пользуются. Знакомый ресторатор рассказал, что им постоянно приходится возвращать деньги или отдавать еду бесплатно: или курьер опаздывает, или заказ доставлен не полностью, или блюда уже остыли.

Сотрудник другого ресторана, работающий с десятком разных сервисов доставки, говорит: управление этими платформами утомляет и занимает времени столько, что проще было бы нанять своего курьера.

Итак, клиенты ненавидят службы доставки, курьеры ненавидят службы доставки, рестораны тоже.

Конечно, есть исключения. Grubhub и Seamless выглядят не так круто, но они самые надёжные. Что касается остальных, то часть вины лежит на инвесторах, которые требуют получения чистой прибыли от всех сфер сдельной экономики, не особо заботясь, как это отразится на остальных.

Когда эти приложения и сервисы только появились, люди приняли их с энтузиазмом ещё и потому, что они содержались за счёт этих самых инвесторов. Но по мере выхода DoorDash и похожих компаний на IPO, разница между себестоимостью и продажной ценой уменьшается, сервис становится хуже, а клиент вынужден или пользоваться ими, или ехать в ресторан и забирать заказ самостоятельно, что не всегда удобно или возможно.

Потенциал Кремниевой долины проявляется лучше всего, когда она подрывает деятельность лидера индустрии, увеличивает её производительность, сэкономленные средства превращает в прибыль, а остальное перекладывает на клиента. Но курьеры и без этого получали копейки, а рестораны едва держались на плаву.

Так что даже лучшие технологии не смогли бы улучшить производительность сферы доставки. Конечно, приложения и сервисы сильно упростили нашу жизнь, но заявляю с позиции человека, бывшего по обе стороны баррикад, — службы доставки еды по большей части стали только хуже.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Sergey Marevskiy

Все так. Такси с приходом Яндекса стало пассажиру дороже и водители жалуются. С едой видимо также. Новые монополии как империи зла.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay

Про такси не соглашусь. Раньше рядом с метро стояли (!) вереницы шестерок с жадными бездельниками. Теперь большой бизнес их наказал. А проехаться с комфортом за условные два счетчика можно было и тогда и сейчас.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Вереницы бездельников и сейчас в тех же аэропортах. Речь о 0х, а не о 80х:)
Я же пользовался таксопарками - звонил, заказывал. 30 рублей километр было, и эта такса держится сейчас там, где нет агрегаторов.

Ответить
Развернуть ветку
Iron Drew

ну так 30р/км это недешево

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Вы тролль или идиот? Такси стало сильно дешевле и стоимость в приложениях ниже 30 рублей за километр.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

А вы?

Приведите примеры. Я привел пример ниже. Без яндекса 700, с яндексом 1100. Это мой конкретный случай. В моих 100% случаях с агрегатором дороже, чем без оного. Хотя и удобней.

Я понимаю, что работников в Яндексе больше, минусуйте дальше. :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kopytov

Куда вы едете яндексом за 1100 эти 23 километра(30руб/км)? 1100 это поездка явно дольше часа, и вероятно в особо неподходящее время.
Я 35км вечером еду(через ТТК) в районе 700-800 рублей.
Перед приходом агрегаторов тарифы у таксопарков как помню были примерно 300 руб первые 15 минут, потом рублей по 12 минута. Доехать за 100-200 рублей вообще было никуда невозможно, даже если ехать 5 минут. А о том что машина приедет через пару минут после вызова даже не думалось.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Вы хотите сказать, что я вру? Приведу ниже конкретный пример.
Вы вот понять не можете, что яндекс, решая боль удобства, просто не в состоянии сделать услугу дешевле. Об этом собственно, и статья. Вам кажется, что такси стало дешевым - вы просто давно не пользовались таксопарками напрямую.
На 100% согласен с тем, что агрегатор позволяет ехать за 100 рублей. Но много ли таких поездок? Тут недавно отчет Яндекса пробегал. И за счет чего это стало возможным? Ответ очевиден - длинные поездки стали более дорогими.

Вот мои примеры.
Из Шереметьево в свой поселок. В подходящее для меня время. 700 рублей стоит если я вызываю такси из таксопарка своего поселка. Это неудобно, так как делать надо заранее, но меня встретят с табличкой, не возьмут 100 рублей за детское кресло, а за рулем будет нормальный русский водитель.

ок, еще один. Аэропорт Адлер - Роза-Хутор. Яндекс (Гетт чуть дороже там) - около 1500 рублей. Через таксопарк 1200.

Агрегатор - это удобно. Но так как он берет свою комиссию, и немалую, таксомоторы вынуждены ужиматься. В итоге страдает качество, причем в 2 стороны: с потребителя всякие ожидания, детские кресла; с таксопарков - джамшуты.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Kopytov

Я не говорил что вы врете. Я описал свой кейс и для меня с появлением яндекс.такси такси стало проще и дешевле. Вполне возможно что таксопаркам пришлось выживать и они впоследствии снизили тарифы чтобы было дешевле агрегатора, если пользоваться напрямую, но я уже не проверял.
Но тогда этого не было. Если учесть инфляцию - цены были заоблачные, а половина таксистов - "оборзевшие". Это сейчас они поумерили аппетиты и только ноют пассажирам какие плохие агрегаторы и предлагают серые схемы с оплатой в обход.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Burmistrov

Я то просто нормальный человек, а вы видимо сами таксист и пытаетесь тут очернить агрегаторы и пишете всем очевидную чушь и небылицу. Вы же сами написали, что у вашего такси 30 р/км, когда как у убера 8 р/км.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Marevskiy

Вы лжец и хам. Радуйтесь почетной победе.
Юбер - это 8 рублей + сколко в минуту? Но важно же ИТОГО. У большинства людей сейчас не осталось опыта не использования агрегаторов. Своим опытом я поделился.

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда