Мнение: сервисы доставки еды стали хуже и дороже с приходом стартапов из Кремниевой долины Статьи редакции

Журналист Vanity Fair Ник Билтон считает, что цены на доставку неоправданно высоки, а «умные» алгоритмы экономят деньги приложению, но не улучшают качество сервиса.

Учась в старшей школе, я работал курьером: развозил пиццу и пасту из итальянского ресторана Sal’s Italian по всему Корал-Спрингс, штат Флорида, а затем руководил курьерской службой местного аналога KFC.

Тогда процесс был устроен так: клиент звонил в ресторан, делал заказ, мы называли цену и время доставки, потом упаковывали блюда, чтобы они не остыли и не помялись, пока едут до клиента.

Сейчас многие рестораны не доставляют еду сами, а пользуются приложениями вроде DoorDash, Caviar, Uber Eats и Postmates, которые обманывают клиентов:

  1. Цена за пиццу или гамбургер в приложении отличается от цены в ресторане. Приложение добавляет свою комиссию, но клиенту об этом сообщает только мелкий шрифт в пользовательском соглашении.
  2. Может показаться, что в приложении DoorDash доставка бесплатная, на самом же деле её стоимость указана в отдельном разделе «Налоги и стоимость». Сервисный сбор не исчезнет от того, что его указали в отдельном разделе счёта.
  3. Приложение Caviar разбивает всю стоимость на группы, чтобы она казалась меньше: сервисный сбор, стоимость доставки, возможность оставить чаевые.

Некоторые приложения берут пример с авиакомпаний и включают динамическое ценообразование — с увеличением спроса увеличивается стоимость еды и доставки.

Всех предпринимателей Кремниевой долины можно разделить на две большие группы:

  1. Прогрессивные идеалисты, которые находят плохой рынок (монополизированные сферы такси или телекоммуникаций) и решают этот рынок исправить.
  2. Группа, куда входят выпускники или недоучившиеся студенты Стэнфордского университета, которые, вместо того чтобы заняться прямыми инвестициями, находят нормально работающую рыночную сферу, незначительно её улучшают и заставляют вас раскошелиться.

Именно это и произошло с доставкой. Индустрия работала, но студенты-технари и инвесторы решили, что она может работать лучше. Они сделали классные приложения, придумали «умные» алгоритмы и стали платить курьерам мизерную долю от реальной стоимости их рабочей силы. Наконец, они убедили нас в том, что платить $20 за доставку буррито стоимостью $10 — нормально.

Когда я работал курьером в Sal’s Italian и путал заказ или привозил его слишком поздно, владелец ресторана, громкий толстый итальянец Сал, стрелял мне в зад из пневматического пистолета (серьёзно). Больно не было, пистолет был маленький, и он делал это скорее в шутку, но смысл этой истории в том, что Сал искренне заботился о своих клиентах.

Недавно я два часа ждал доставку до дома, пока двое моих детей просили еду, и сотрудник ресторана объяснил мне, что приложение DoorDash использует алгоритм, который решает, как доставить большее количество еды, используя меньше курьеров.

Это не помогает клиенту, но экономит деньги приложению. Для крупных сервисов доставки и рестораны, и клиенты, и еда — единицы данных для улучшения работы алгоритма, увеличения прибыли и привлечения инвестиций.

Приложения для доставки не любят даже заведения, которые ими пользуются. Знакомый ресторатор рассказал, что им постоянно приходится возвращать деньги или отдавать еду бесплатно: или курьер опаздывает, или заказ доставлен не полностью, или блюда уже остыли.

Сотрудник другого ресторана, работающий с десятком разных сервисов доставки, говорит: управление этими платформами утомляет и занимает времени столько, что проще было бы нанять своего курьера.

Итак, клиенты ненавидят службы доставки, курьеры ненавидят службы доставки, рестораны тоже.

Конечно, есть исключения. Grubhub и Seamless выглядят не так круто, но они самые надёжные. Что касается остальных, то часть вины лежит на инвесторах, которые требуют получения чистой прибыли от всех сфер сдельной экономики, не особо заботясь, как это отразится на остальных.

Когда эти приложения и сервисы только появились, люди приняли их с энтузиазмом ещё и потому, что они содержались за счёт этих самых инвесторов. Но по мере выхода DoorDash и похожих компаний на IPO, разница между себестоимостью и продажной ценой уменьшается, сервис становится хуже, а клиент вынужден или пользоваться ими, или ехать в ресторан и забирать заказ самостоятельно, что не всегда удобно или возможно.

Потенциал Кремниевой долины проявляется лучше всего, когда она подрывает деятельность лидера индустрии, увеличивает её производительность, сэкономленные средства превращает в прибыль, а остальное перекладывает на клиента. Но курьеры и без этого получали копейки, а рестораны едва держались на плаву.

Так что даже лучшие технологии не смогли бы улучшить производительность сферы доставки. Конечно, приложения и сервисы сильно упростили нашу жизнь, но заявляю с позиции человека, бывшего по обе стороны баррикад, — службы доставки еды по большей части стали только хуже.

0
93 комментария
Написать комментарий...
Sergey Marevskiy

Все так. Такси с приходом Яндекса стало пассажиру дороже и водители жалуются. С едой видимо также. Новые монополии как империи зла.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Yuzefovich

Такси стало дешевле. Сильно дешевле. За те цены, за которые меня порой везут, я б никогда сама р кого не повезло. Могу на примере: Екатеринбург (Эльмаш) Малый Исток (соседний населённый пункт), минут 40 езды ночью, 33 км. - 360 р. Ночью вот такую цену назначил. Обычно 600 и более.
Тоже считаю, что пагубно влияют на сервис все эти приложения-агрегаторы. Хотя клиент часто имеет халявушку, но за любую халявушку, как известно, мы платим снижением качества.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Будто раньше у бомбил прям качество было

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Yuzefovich

А при чем тут бомбилы? До Яндекса таксопарков не было? И да, от бомбил никогда не слышала, что "*овно ваши уберы и яндексы, пешком ходите за свои 100 рублей". Сейчас ещё бывает звонят, уточняют адрес и просят отменить, типа" в эти пампасы я не поеду". А на отказ матерят тебя в трубку. Даже бомбилы меня не материли никогда. И да, езжу на комфорте, который с Плюсом часто дешевле эконома.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

У вас какой-то частный случай, похоже, или карма нехорошая.

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Yuzefovich

Вы по отдалённых районам и ближайшим пригорода-спутниками попробуйте поездить. Отказываются, узнав маршрут и соотнося его с ценой очень часто. Я часто езжу по маршруту город-пригород и в позднее время. Водилы понимают, что назад поедут порожняком. Им не выгодно это, и я их понимаю в целом.

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Ну я и говорю - частный случай

Ответить
Развернуть ветку
90 комментариев
Раскрывать всегда