Обсуждение: что победит на рынке фудтеха — обычные рестораны или формат dark kitchen

Ответ на мнение Фёдора Овчинникова о сервисе экспресс-доставки еды «Кухня на районе».

Основатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников написал программный пост о «Кухне на Районе», а на самом деле — о всех «тёмных кухнях» вообще.

Основной вывод: «тёмные кухни» — просто рестораны, не лучше и не хуже обычных, без принципиальных преимуществ. Цепочка рассуждений: расходы на аренду зала — это не родовое проклятие, а всего лишь маркетинговый расход на привлечение гостей.

Одни покупают рекламу в «Директе», другие окна на Тверскую. И большой вопрос — что в итоге дороже. При этом доля арендного расхода падает по мере роста популярности, а офлайн-аудитория лояльнее, чем в онлайне — так что быть на улице ещё и лучше, чем в сети.

Давно обещал поделиться мыслями о «Кухне на районе». Почему я не верю в большую идею «Кухни»? Команда «Кухни» делает офигенный продукт, сервис и маркетинг, и я от всей души желаю успеха, но я не вижу никакого прорывного преимущества в самой бизнес-модели. Более того, вижу в ней риски.

Физическое отсутствие залов для гостей не даёт безусловных преимуществ в борьбе за клиента на крайне конкурентном рынке общественного питания. Более того, отсутствие зала для гостей — это недостаток, а не преимущество, так как у потребителя нет контакта с брендом в офлайне (меньше доверия), нет дополнительного канала продаж.

Все истории про то, что отсутствие дорогой аренды за помещение позволяет снижать цены — нелепый bullshit и очень популярное заблуждение. Не надо рассматривать аренду как просто плату за размещение кухни.

Хорошее дорогое помещение — это покупка офлайн-трафика, а не просто переплата за красивое место. Можно подумать, что в онлайне не надо покупать трафик?

Более того, при текущем уровне конкуренции в сети, возможно, клиент, привлечённый в онлайне, окажется дороже, чем офлайн-гость, проходивший рядом с «дорогим помещением».

Добавьте к этому то, что онлайн-клиент, вероятно, гораздо менее лояльный, чем офлайн-гость, потому что в сети много соблазнов, а выбор другой доставки не стоит никаких усилий кроме перемещения мыши по монитору, в офлайне же удобное местоположение на трафике определяет выбор.

Таким образом, в онлайне гораздо сложнее и дороже бороться за привлечение и удержания клиентов. И наконец, каждый заказ на доставку независимо от чека имеет одну неснижаемую статью расходов — стоимость доставки.

В офлайне же «высокая» аренда размазывается на общее количество заказов, и неважно, 100 или 1000 заказов ты сделал — цена аренды, как правило, одна. И чем больше у тебя заказов, тем ниже становится доля аренды.

Имеет ли «Кухня на районе» шансы на успех? Конечно! Но это будет борьба с тысячами конкурентов за клиентов, кропотливое развитие производственной модели, которая в итоге должна позволить получать прибыль, и эффективная операционная работа, а не безусловный прорыв за счёт инновационной бизнес-модели.

Другим словами, у «Кухни на районе» такой же шанс на успех, как и у любого кафе и сети, которые появляются и умирают на рынке каждый день, при этом модель «Кухни на районе» со сложными блюдами и меняющимся меню кажется очень сложной в операционном плане.

Интересно, что легенда «отсутствие аренды — ключевое преимущество» активно используется как инвестиционная идея. Из интервью основателя доставки «Варламов есть» Михаила Рейдера: «Если “Кофемания” решит в точности скопировать наше поке, чтобы заработать, ей придётся продавать его не за 600 рублей, а за 1200 рублей».

«Кофемания» вообще продаёт за такую цену, какую она хочет, потому что при том уровне и стабильности качества, которое показывают эти ребята, у них есть клиенты, которые не смотрят на цену.

А обеспечение стабильности качества — это не вопрос бизнес-модели, а вопрос операционной работы, сложной и ежедневной. И главное: кто мешает «Кофемании» делать доставку с тех же ресторанов (что она и делает)?

В этом контексте показательна история крутого стартапа из Нью-Йорка под названием Maple. Это был ресторан доставки с высоким качеством, скоростью, сервисом, классным сайтом и приложением. Они привлекали крутых шеф-поваров для создания меню, которое периодически обновлялось. Этого стартапа уже нет.

Он закрылся, потому что при всей доступности в США инвестиционных денег просто не смог в очередной раз поднять раунд. Они так и не вышли в прибыль. Не сошлась экономика, которая зависит от 1000 деталей. Не смогли конкурировать в жёстком мире рынка общественного питания «большого яблока».

Их постигла судьба сотен ресторанов и кафе, каждый год закрывающихся в Нью-Йорке. Никаких особенностей. Правила игры для всех одинаковы. Просто обычный «кровавый» рынок общественного питания.

Фёдор Овчинников, основатель «Додо Пиццы», из Telegram-канала Fedor. insights

Фёдор неправ, всё ровно наоборот. Если считать аренду маркетинговым расходом, то привлечённые ей пользователи — самые нелояльные из возможных. Количество столиков в обед и ужин ограничено, в другое время в ресторан «никто» не ходит — от какого-то хорошего состояния популярность не может значительно вырасти.

Делим ежемесячную аренду на ориентировочное (оно же почти предельное) число гостей — вот и получили CAC, который надо платить в каждом чеке. В любом. Всегда.

В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль. Хорошая «тёмная кухня» с каждым месяцем наращивает базу постоянных покупателей, а значит, и отрыв от обычного ресторана.

Фёдор пишет о конкурентности рынка общественного питания. Кто-то открывается, а кто-то закрывается каждый день — невозможно спорить с очевидным. Но доля доставки росла последние годы, все отчёты и прогнозы говорят о продолжении тренда, на растущем рынке открываться будут больше, а закрываться — реже.

Гарантия может быть только в страховом полисе, но у тех «тёмных кухонь», кто успел впрыгнуть в поезд первыми, очень высокие шансы вырасти в большие компании.

P.S. Уж если «атаковать» «Кухню на Районе», то за концентрацию на собственной доставке. Конкурировать с агрегаторами, а не дружить с ними — очень дорогое удовольствие. Maple, который Фёдор в пример приводит, тоже на ней погорел.

0
73 комментария
Написать комментарий...
Fedor Ovchinnikov

Александр, спасибо, интересно!

Мой ответ: https://t.me/fedorinsights/48

Ответить
Развернуть ветку
Элем Заляев

Спасибо за эконом-пиццу, в Казани за 245 Р просто чумовая сырная пицца! Это настоящий шедевр на уровне Биг Тейсти. Особо круто, как вы быстро добавили ее в 300+ пиццерий в России. Респект!

Пожалуйста, размещайте больше информации о всех видах пиццы по всему миру, мб какой-то простой сайт сделать, где ВСЯ ваша пицца представлена - это будет выставка шедевров) так не нашел самостоятельно, Китай для нас закрыт (

Ответить
Развернуть ветку
Александр Горный
Автор

Ответ Федора удивил. Изначальный аргумент о дешевом маркетинге полностью забыт, как будто его и не было, теперь он атакует темные кухни с чуть ли не противоположных позиций. Сегодня dark kitchen плох, потому что слишком хорош – это такая лакомая ниша, что в неё рванутся сотни игроков, которые в конкуренции и убьют маржинальность. С точки зрения Федора, ресторан в хорошем месте получает аудиторию за счет уникального расположения, а в агрегаторе все равны, конкурентов много, клиент один.

Это опять “просто не так”. На первый экран приложения агрегатора помещается 2 или 3 ресторана. На 5 экранов – 10 или 15. Ещё столько же вылезают в топах популярных разделов. Всё, на этом конкуренция закончилась, всех остальных точек не существует, формально они есть, но на самом деле их нет. В терминах офлайна – это ресторан в нужном месте, но с вывеской во двор. Среди знатоков он может быть популярен, массовая аудитории о нем не узнает. В итоге концентрация в онлайне оказывается выше, а не ниже, чем на улице. Доля McDonalds в Яндекс.Еде гарантированно превосходит его долю в общественном питании Москвы.

Кто висит вверху выдачи агрегаторов, тот получает много клиентов, много денег, улучшает сервис и остается сверху. Тот, кто находится внизу, может подняться только с дикими усилиями. Это – одна из причин, почему венчурные фонды вкладываются в темные кухни по всему миру, первые имеют шансы надолго остаться первыми. Гарантии, конечно, нет, но шансы есть.

Дальше Федор рассуждает о том, что зал не ограничивает ресторан, его на самом деле ограничивает кухня. Кухня так кухня, какая разница? Важно только то, что число гостей фиксировано, а значит и доля аренды в чеке не упадет ниже X. Если считать её маркетингом, то привлечение будет платным (и дорогим!) всегда, в прошлый раз мы только об этом говорили.

Потом пошел уже сплошной оффтопик. Рассуждения о важности эффективной кухни – безусловная истина, но как Федор и написал: “Создание эффективной кухни с востребованным продуктом вообще лежит вне плоскости дискуссии “ресторан или dark kitchen””, сегодня мы не об этом. В конце он приводит два примера из собственной практики, когда добавление зала усилило темную кухню. С фактами не спорят, но в данном случае есть несколько “но”. Пример восьмилетней давности сейчас, увы, нерелевантен. Рынок с тех пор перевернулся. Чтобы ни было тогда, сейчас уже всё по-другому. Ну а в современном Китае темные кухни растут как на дрожжах, Panda Selected привлекает 300 миллионов долларов. Говорить, что модель там не работает из-за недостатков самой модели – несерьезно.

P.S.: уважаемые коллеги, желающие присоединиться к дискуссии. Если вы хотите получать ответ – ставьте ссылки на первоисточник. Я понимаю, что страшно. Но вы попробуйте.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Matsenov

А давайте вернемся на секунду к большим вещам?
Юнит экономика - это не самая большая вещь: и в обычной, и в дарк китчен версии она очень сложная и больше зависит от конкретной концепции и реализации, чем от формата дарк/не-дарк.

Большая вещь - это как связаны владение разными частями вэлью чейн и способность масштабироваться. Это позволяет понять, какого размера бизнес можно построить из концепции с такой юнит экономикой.

Посмотрим на варианты:
1) "Все свое" - от помещений до доставки. Так бывает в fine dining, и это позволяет контролировать юзер экспириенс и свою экономику практически полностью. Масштабируемость - практически отсутсвует.
2) Дарк китчен с короткими лизами и агрегаторами. Владеем только кухней. Масштабируемость - высокая.
3) QSR франчайзинг. Владеем юзер экспириенс и процессами. Масштабируемость высокая.
4) Стенд на фуд маркете. Владеем только кухней. Масштабируемость - низкая.

А теперь надо мэтчить варианты к профилю предпринимателя или инвестора:

1) Если главное масштаб бизнеса, то интереснее всего создать успешную франшизу: у нее риски потери контроля за вэлью существенно ниже чем у дарк китчен с агрегаторами (у которых не сходится юнит экономика и которую они перекладывают на рестораны). Не даром крупнейший ресторанный бизнес выглядит именно так, с доставкой и без нее.

2) Если главное разместить капитал - лучше финансировать успешные франшизы или строить что-то вроде КиР: контроль высокий, масштабируемость тоже.

3) Если главное - звездный бизнес, нужен файн дайнинг на всем своем. Такой бизнес тоже бывает большой, просто не такой большой как QSR.

4) Если нужно поэкспериментировать с концепцией - вэлком на фуд маркет. Кстати, фудмаркет честнее к своим резидентам, чем онлайн агрегаторы - у фуд маркета интересы совпадают со своими резидентами и экономика сходится, в отличие от онлайн версии. Так что это менее рискованно чем дарк китчен для формата эксперимента.

Так что точек зрения разных будет очень много, и очень много будет успеха и неудач в самых разных форматах. За что и любим индустрию - не дает соскучиться.

Ответить
Развернуть ветку
Магомед Костоев

То, чего никак не хотят понять айтишные топ-менеджеры, живущие в башне из слоновой кости - это простая математика агрегаторов.

Вы можете сколько угодно рассказывать сказки про отсутствие платы за аренду, но суровая реальность такова, что в нормально работающем ресторане (с доставкой) доля аренды (от выручки) достигает от 5% до 20%.
В среднем.
Отдавая агрегатору Яндекс Еда и Деливери Клабу 35% от оборота, вся математика рушится.
Что толку от экономии аренды, если есть сильнейший контраргумент - конская комиссия агрегатора.
А с учетом ужасного сервиса Деливери Клаба (как с гостями ресторана, так и с рестораном), сотрудничество с ДК работает даже в минус репутации ресторана.

Если говорить про работу без агрегаторов...
Ребята, вы считали такой показатель как delivery cost?
Доставка еды - далеко не такой маржинальный бизнес, как это может показаться со стороны.
Это постоянная борьба.
То курьеров не хватает и ты теряешь заказы, то курьеры сидят на жопе и отдыхают, но ты оплачиваешь им это время.

А если есть плата за заказ, то курьеры просто уходят туда, где можно заработать больше.

Плюс опоздания. Плюс подарки гостям за косяки. Плюс отказы из-за опозданий или "ваша еда остыла". А это списания.

Любой, кто запускал собственную доставку, скажет как это непросто.

"Хорошая «тёмная кухня» с каждым месяцем наращивает базу постоянных покупателей, а значит, и отрыв от обычного ресторана."

Ну у уважаемого автора, полагаю, есть подобная статистика, раз он позволяет себе такие смелые утверждения?
В реальности все ровно наоборот.
Потребитель, лежащий в трусах на диване, и желающий быстрого перекуса, быстро устанет от меню "Кухни на районе" (даже при условии смены меню) и просто переключится на приложения ЯЕ и ДК.
Да просто потому что там всегда больше выбор.

И в этом смысле сменяемость меню КнР - всего-лишь усложнение своей операционной деятельности.

Доставлять монопродукт (бургеры, пиццу, суши) сложно.
Сложность доставки двух монопродуктов вырастает нелинейно.
А тут речь о полноценном меню.

"Но доля доставки росла последние годы, все отчёты и прогнозы говорят о продолжении тренда, на растущем рынке открываться будут больше, а закрываться — реже."

Какая еще доставка растет? Вы о чем, вообще? Можно источник?

Растет не доставка ресторанов, растут агрегаторы и кол-во ресторанов, подключенных к ним.

Это так же смешно, как и недавний отчет Яндекс Еды, в котором говорилось, что бургеры в ЯЕ - самый доставляемый продукт.

С учетом того, что половина все выручки ЯЕ - это Мадоналдс, то отчет, конечно верный.

Но отражает ли он реальную картину?

"В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль."

Извините, но это уже перебор.
Автор, Вы бы хоть с одним собственником и управляющим ресторана пообщались.

Они бы вам и без CRM сказали бы, что основной поток гостей в ресторане - постоянные гости.
Кроме некоторых исключений (туристические рестораны и пр.)

"Уж если «атаковать» «Кухню на Районе», то за концентрацию на собственной доставке. Конкурировать с агрегаторами, а не дружить с ними — очень дорогое удовольствие. Maple, который Фёдор в пример приводит, тоже на ней погорел."

Дарк китчен + агрегаторы = убыточная бизнес-модель.
Автор к этому все подвел?

Ответить
Развернуть ветку
Max Kraynov

Я активно пользуюсь КнР и порой - Я.Еда.
Чтобы наесться, вторые стОят на 50-100% дороже (да, разнообразие выше).
Стоит ли разнообразие проблемы выбора: "готовить или заказать?" - не уверен.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Макс Демидов

А почему "всё ровно наоборот"? Ведь действительно, когда идёшь по улице, смотришь на то, что есть конкретно здесь, в данный момент. Если смотришь доставку, выбор намного больше - конкуренция шире, соответственно.
Если в кафе или пиццерии видишь, что там много народу, то там скорее всего неплохо. Если там пустой зал, значит туда лучше не ходить. Если интерьер в стиле "дорого-бохато" - тоже повод задуматься. Если всё детально и красиво продумано и сделано - будешь сюда возвращаться, чтобы просто лишний раз посидеть. Здесь всё просто.
С доставкой вообще непонятно - где готовят, как готовят, насколько оно популярно, может ты вообще сегодня первый, кто заказал за весь день, а продукты ещё вчерашние, потому что заведение уже экономит.

Конечно надо делать скидку на то, что пишет собственник оффлайн-сети. С другой стороны, формат "кухня без зала" новый и в тренде, поэтому про него много говорят, но доводы за его живучесть и вообще будущее надо делить надвое. Кто знает, может лет через пять-семь никто и не вспомнит, что такое вообще было.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Да камон )) Какой "новый и в тренде" формат? Доставкам пиццы, суши итд с закрытых цехов без оффлайн-зала даже у нас далеко не один десяток лет. Просто тогда еще это все не называлось по-модному "дарк китчен", заказ делался по телефону (и до сих пор доля таких заказов велика), а не в приложении, а рекламировалось не в онлайне, а раздачей листовок и рассовыванием их по почтовым ящикам (и рекламируется так до сих пор).

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Элем Заляев

Горный забыл написать несколько вещей. Ты либо платишь за аренду зала, где клиент забирает пиццу, цена доставки 0, но платишь за аренду зала. Либо платишь за доставку, но цена аренды зала 0. То на то и выходит.

Федор говорит то, что оффлайн - это дополнительная точка продаж, а в чистом онлайне ее нет. Залы у Додо - это потрясающий баланс между комфортом, дополнительной рекламой и продажами. На экране мобилы у тебя только 7 дюймов для изображения и в телефонном разговоре все на слух, в зале - квадратные метры рекламы внутри и на улице, контакт с сотрудниками пиццы, открытая кухня, продажа дополнительных позиций, манящий запах, а еще - самое главное - САМАЯ свежая и вкусная еда, то есть 100%-й контакт с компанией, лучше никогда и нигде не бывает и никогда не будет.

Плюс ранее Федор в своем канале писал про бренд и его силу в долгосрочной перспективе, и что их эксплуатация и 100%-е продвижение возможны только в залах. Дарк китчены - это ноунейм, и Федор тоже писал про этот существенный недостаток. А Горный это аккуратно упустил, непонятно почему, хотя тут еще большее поле для дискуссии и обсуждения.

Лояльность 100%, если умеешь работать с залами. Очевидно, если бы создатели Дарк Китченов умели делать суперзалы, они бы их делали. Даже Тинькофф вначале работал без оффлайна, теперь есть терминалы. Рынок все равно придет к балансу между оффлайном и онлайном, и залы все равно будут работать, вопрос только - в чьих руках.

Ответить
Развернуть ветку
Арсений

Тиньков сам говорил, что банкоматы и терминалы первоначально в основном появились для нового направления - для юриков, которым не подходят ограничения касс/банкоматов партнеров. Так бы он их врядли одобрил )) Это потом уже их превратили в историю оффлайн-привлечения, закупив козырные банкоматы )

Ответить
Развернуть ветку
Ол Б

А ещё офлайн это классное место, далеко не всегда охота есть дома или в офисе, появляется желание посидеть в красивом месте, пообщаться в нейтральной обстановке.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Semyon Efimov

Фёдор топит модель без аренды помещений по одной простой причине: его собственный бизнес как раз и построен оффлайн-точках. И гораздо уместнее спросить его, как бы жили они, не будь у них их. Закрылись бы? Сомневаюсь. Просто целиком и полностью ушли бы в онлайн.

У Кухни прекрасное будущее, ведь с учетом того, что их инвестор ПИК — это просто гениально. Основная компания строит дома > Сделано.ру делает там ремонт (при необходимости конечно) > Кухня на Районе подключает новые дома к обслуживанию или вообще открывает в таких микрорайнах кухню). При их скорости доставки и вариативности меню, ничуть не сомневаюсь, что ребята в конечном итоге придут к еще более дешевым позициям за счет количества клиентов, да еще и умудрятся повысить маржинальность. И да, возможно это мое субъективное мнение, но у сервиса, который предлагает разнообразное меню с домашней едой, в наше время намного больше шансов для развития и успеха, чем у пиццерии, которая предлагает в большинстве своем только пиццу, хотя стоит отдать должное, Фёдор и его команда уже пробуют от этой модели постепенно отходить в пользу разнообразия.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Раков

Наоборот, сегодня основа бизнеса Додо это доставка, она дает в районе 60% выручки. Овчинников недавно писал, что с доставкой у них все хорошо, а вот ресторанам надо подтягиваться до этого уровня.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Maxim Kotin

Ничего не знаю про dark kitchens и все такое, но аргументация конечно в заметке обалденная.

"Если считать аренду маркетинговым расходом, то привлечённые ей пользователи — самые нелояльные из возможных." Почему?

Иду по улице, увидел кафе, зашел, попробовал, понравилось, завтра зашел снова, и послезавтра... Почему "самые нелояльные"-то?

Как будто человек никогда не видел очереди в рестораны, аж на улице стоящие. Как будто у "темной кухни" нет предельной производительности, так же как у ресторана — предельной загрузки зала.

Расскажите "Братьям Караваевым" про нелояльных из офлайна, например.

"В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль." Строгий ноль? То есть в офлайне нет таких, кому понравилось и они вернулись?

"Но доля доставки росла последние годы"... Заметка на полях - весь этот рынок пока растет на инвестиционные миллиарды, которые пока никто еще не знает, как окупать.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Хлипиткин

Автор видимо имеет в виду, что в онлайне если человек придет второй раз сам, а не по рекламным каналам - вы за него не платите.
В случае же аренды в его чеке как была часть аренды, так и осталась.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Maxim Syabro

С уважением относился к Федору, но после такого чет даже не знаю. Чувак у которого выстрелил проект в одной сфере начинает рассказывать как жить остальным.

Ответить
Развернуть ветку
Eugene Danilov

У чувака выстрелил проект в сфере общепита, и он делится мнением о другом проекте в сфере общепита. Да как он смеет!

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Евгений Лазарев

Может потому что он в этой сфере разбирается? Да и любой кто имел серьёзный опыт работы в общепите понимает что он правильно все говорит.

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Стабильное же качество, если каждый раз вкус ниже среднего!

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ермолаев

При всем уважении - Федор таки заинтересованное лицо в данном вопросе. Он не зарабатывает на продажах пиццы. Он зарабатывает на продаже франшизы. Как следствие - он всегда будет говорить что бренд очень важен (вне зависимости от степени важности), потому что если у франшизы убрать бренд, то теряется львиная доля ценности, которую предлагают.

Странно что никто не указал - что говоря про онлайн-оффлайн говорится в принципе о разных масштабах с т.з. привлечения. Доставка может охватить километры вокруг точки, т.е. речь о десятках-сотнях тысячах человек. Оффлайн же для тех кто по улице идет - на порядок меньше

У меня, кстати, куча заказов из мест которые я не посещал - что есть они ИРЛ, что нет - пофигу.

В теории - специализация должна затащить (а стало быть "кухня" побьет доставочный рынок), но вполне допускаю что без структурных изменений рынка может не сработать.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Лазарев

Но есть одна вещь про которую Фёдор молчит, и которая только подтверждает его правоту. Когда додо пицца открывается в формате только доставка(по сути та же дарк кичен) она гораздо дольше окупается и выходит на прибыль. (А возможно вообще никогда не окупается) при этом даже если сравнивать только доставку в аналогичных городах, в городе с рестораном заказов на доставку будет гораздо больше.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Goddard Targarten

Кухня хороша тем, что там простая еда, а не фастфуд, а стоит и доставляется она как фастфуд. Такая современная столовка для тех, кто не хочет всё время жрать пиццу и бургеры.

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Петрова

Что касается Додо Пиццы, честно говоря, невкусно готовят. И заказывала, и ходила в заведения Додо в Москве и МО, ну так себе. И пицца - очень ситуативная еда, каждый день ее есть не будешь.
Кухня на районе - проект совершенно бомбический, мы пару месяцев каждый день заказываем всем офисом обеды (от 6 до 12 человек), во-первых, разнообразно, во-вторых вкусно. В отличие от рестиков, которые подключены к тому же Деливери, эти привозят быстро и нет проблем с размякшими булками или холодным супом.
По пятницам правда в кухне на районе обычно так себе с ассортиментом - ходим есть куда-нибудь в рестик, но вообще это просто one love еда.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Соловьев

Вчера начали продавать бургеры в нехарактерном месте (в бизнес-ланч в ресторане). Сразу посмотрел в menu.by, кто что предлагает на доставку. Для себя сделал вывод: ни у кого, из тех, где не был лично, ничего не куплю. Возможно, это профдеформация, но готов купить только у проверенных оффлайн брендов (лучше - у тех, чью кухню видел изнутри). Шансов у dark kitchen со мной ноль!

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Б.

Немного не понял связи между предложениями. Возможно, какой-то кусок пропущен важный.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ruslan Dmitruk

Явно виднеется попытка хайпануть, но не получилось. Что значит победит? И как можно ставить союз "или"? Это ведь невозможно. Будут И рестораны работать, И темная кухня - на рынке есть место всем. Например подобие темных кухонь существует уже давно, ребята просто снимают цех и готовят только на доставку. Просто очередной хайп перед инвестициями.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Бакотин

Ну, если судить по пиццерии "Додо" в нашем городе, то там прямо полно людей (мамочки с детьми и подростки - прямо кишит). Что первая, что вторая категории людей, завязаны на оффлайн место.

Вопрос, конечно, насколько это прибыльно и геморно, но сам факт, что доставки без "зала" полностью теряют эту аудиторию.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Зиганшин

"Все ровно наоборот .... офлайн самые нелояльные".

Это как? Обратитесь к аналитикам из телекома, они расскажут про маршруты людей и "третье место" (дом и работа первые два).

Я лоялен ближайшей к офису столовой не благодаря суперскому сервису, качеству еды или ценам. Только месторасположение. Они могут порой косячить (было), доставка нет.

Верно сказано про потолок количества заказов. Т.е. при заключении договора аренды сразу возникает минимальный CAC офлайна. Но он ведь недостежим). Весь последующий маркетинг по сути попытка достичь этой цифры.

Про "бесплатных" клиентов в онлайне совсем не понял. Кот прошелся по клавиатуре и сделал заказ?)

Ответить
Развернуть ветку
Michael

Почему же Кухня не сотрудничает с агрегаторами? И меня вот друг променял Яндекс на Delivery как раз из-за Кухни на районе. Так что некое сотрудничество там все таки присутствует.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

А зачем? У них своё приложение вполне ок

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Андрей

У них же концепция - локальная быстрая доставка. С Яндексом разве можно такое неразумье?

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Ответ на ответ на ответ на мнение: Фёдор и прав и не прав.

Ответить
Развернуть ветку
Igor Kostylev

Давно про банковские отделения такое же писал - по факту они становятся просто большим дорогим рекламным щитом. Только у банков это еще более ярко выражено, потому что они строят бизнес на доверии, а люди все ещё больше доверяют кирпичам, чем байтам. И массовые отзывы лицензий у банков с Тверской (до сих пор отделения с вывесками стоят) их ничему не учат - Рокет или Тинькофф для многих до сих пор "просто какое-то приложение"

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Sharonov

Дружить с агрегаторами это значит дарить им своих клиентов.
Потом агрегаторы перестанут с тобой дружить...
А клиенты уже не твои, их агрегатор пригрел...

Ответить
Развернуть ветку
Ksenia Kroul

Чем шаурмечные вагончики не dark kitchen? Там тоже негде присесть. Не сказать что страдают от недостатка спроса.

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Syabro

Дарк китчен это про отстутствие физической точки контакта. Только доставка.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда