Обсуждение: что победит на рынке фудтеха — обычные рестораны или формат dark kitchen
Ответ на мнение Фёдора Овчинникова о сервисе экспресс-доставки еды «Кухня на районе».
Основатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников написал программный пост о «Кухне на Районе», а на самом деле — о всех «тёмных кухнях» вообще.
Основной вывод: «тёмные кухни» — просто рестораны, не лучше и не хуже обычных, без принципиальных преимуществ. Цепочка рассуждений: расходы на аренду зала — это не родовое проклятие, а всего лишь маркетинговый расход на привлечение гостей.
Одни покупают рекламу в «Директе», другие окна на Тверскую. И большой вопрос — что в итоге дороже. При этом доля арендного расхода падает по мере роста популярности, а офлайн-аудитория лояльнее, чем в онлайне — так что быть на улице ещё и лучше, чем в сети.
Фёдор неправ, всё ровно наоборот. Если считать аренду маркетинговым расходом, то привлечённые ей пользователи — самые нелояльные из возможных. Количество столиков в обед и ужин ограничено, в другое время в ресторан «никто» не ходит — от какого-то хорошего состояния популярность не может значительно вырасти.
Делим ежемесячную аренду на ориентировочное (оно же почти предельное) число гостей — вот и получили CAC, который надо платить в каждом чеке. В любом. Всегда.
В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль. Хорошая «тёмная кухня» с каждым месяцем наращивает базу постоянных покупателей, а значит, и отрыв от обычного ресторана.
Фёдор пишет о конкурентности рынка общественного питания. Кто-то открывается, а кто-то закрывается каждый день — невозможно спорить с очевидным. Но доля доставки росла последние годы, все отчёты и прогнозы говорят о продолжении тренда, на растущем рынке открываться будут больше, а закрываться — реже.
Гарантия может быть только в страховом полисе, но у тех «тёмных кухонь», кто успел впрыгнуть в поезд первыми, очень высокие шансы вырасти в большие компании.
P.S. Уж если «атаковать» «Кухню на Районе», то за концентрацию на собственной доставке. Конкурировать с агрегаторами, а не дружить с ними — очень дорогое удовольствие. Maple, который Фёдор в пример приводит, тоже на ней погорел.
С уважением относился к Федору, но после такого чет даже не знаю. Чувак у которого выстрелил проект в одной сфере начинает рассказывать как жить остальным.
Может потому что он в этой сфере разбирается? Да и любой кто имел серьёзный опыт работы в общепите понимает что он правильно все говорит.
Полтора года назад рынок общепита считал что фудкорты это удел Макдональдса, KFC и крошки-картошки. А недавно основатели депо начали строить новый проект.
Мажорное мнение это конечно хорошо, но я больше доверяю рынку чем экспертным мнениям.
Какую то ерунду вы пишите. Вы с рынком общепита как связаны? Пару раз обедали в Макдональдсе и пили кофе в дабл би?
О, пошли аргументы уровня «сначала добейся».
Причём тут добейся. Просто общепит это вещь довольно сложная и многогранная, и спорить о нем не имея опыта, это примерно как обсуждать интегралы не умея считать)
Окей. Но бизнес это бизнес. Есть своя специфика но все сводится у стандартному набору рынок-клиенты-продажи.
Вы забыли про расходную часть. А вот там в общепите и есть "танцы с конями".
Вы в курсе, что весьма успешные форматы такого типа еще до Депо были, я надеюсь. А то комментарий странный....
И придумал этот формат тоже не Депо. И сделали то супер, а вот качество многих там точек весьма спорное, к сожалению.
Да, разумеется. Центральный, Даниловский, streat и куча других. Депо просто как пример.