Обсуждение: что победит на рынке фудтеха — обычные рестораны или формат dark kitchen
Ответ на мнение Фёдора Овчинникова о сервисе экспресс-доставки еды «Кухня на районе».
Основатель «Додо Пиццы» Фёдор Овчинников написал программный пост о «Кухне на Районе», а на самом деле — о всех «тёмных кухнях» вообще.
Основной вывод: «тёмные кухни» — просто рестораны, не лучше и не хуже обычных, без принципиальных преимуществ. Цепочка рассуждений: расходы на аренду зала — это не родовое проклятие, а всего лишь маркетинговый расход на привлечение гостей.
Одни покупают рекламу в «Директе», другие окна на Тверскую. И большой вопрос — что в итоге дороже. При этом доля арендного расхода падает по мере роста популярности, а офлайн-аудитория лояльнее, чем в онлайне — так что быть на улице ещё и лучше, чем в сети.
Фёдор неправ, всё ровно наоборот. Если считать аренду маркетинговым расходом, то привлечённые ей пользователи — самые нелояльные из возможных. Количество столиков в обед и ужин ограничено, в другое время в ресторан «никто» не ходит — от какого-то хорошего состояния популярность не может значительно вырасти.
Делим ежемесячную аренду на ориентировочное (оно же почти предельное) число гостей — вот и получили CAC, который надо платить в каждом чеке. В любом. Всегда.
В онлайне лояльность может быть слабой, когорты могут быть плохими, но какие-то клиенты всё-таки приходят бесплатно, потому что им здесь понравилось, а в физическом ресторане их всегда строгий ноль. Хорошая «тёмная кухня» с каждым месяцем наращивает базу постоянных покупателей, а значит, и отрыв от обычного ресторана.
Фёдор пишет о конкурентности рынка общественного питания. Кто-то открывается, а кто-то закрывается каждый день — невозможно спорить с очевидным. Но доля доставки росла последние годы, все отчёты и прогнозы говорят о продолжении тренда, на растущем рынке открываться будут больше, а закрываться — реже.
Гарантия может быть только в страховом полисе, но у тех «тёмных кухонь», кто успел впрыгнуть в поезд первыми, очень высокие шансы вырасти в большие компании.
P.S. Уж если «атаковать» «Кухню на Районе», то за концентрацию на собственной доставке. Конкурировать с агрегаторами, а не дружить с ними — очень дорогое удовольствие. Maple, который Фёдор в пример приводит, тоже на ней погорел.
При всем уважении - Федор таки заинтересованное лицо в данном вопросе. Он не зарабатывает на продажах пиццы. Он зарабатывает на продаже франшизы. Как следствие - он всегда будет говорить что бренд очень важен (вне зависимости от степени важности), потому что если у франшизы убрать бренд, то теряется львиная доля ценности, которую предлагают.
Странно что никто не указал - что говоря про онлайн-оффлайн говорится в принципе о разных масштабах с т.з. привлечения. Доставка может охватить километры вокруг точки, т.е. речь о десятках-сотнях тысячах человек. Оффлайн же для тех кто по улице идет - на порядок меньше
У меня, кстати, куча заказов из мест которые я не посещал - что есть они ИРЛ, что нет - пофигу.
В теории - специализация должна затащить (а стало быть "кухня" побьет доставочный рынок), но вполне допускаю что без структурных изменений рынка может не сработать.
Но есть одна вещь про которую Фёдор молчит, и которая только подтверждает его правоту. Когда додо пицца открывается в формате только доставка(по сути та же дарк кичен) она гораздо дольше окупается и выходит на прибыль. (А возможно вообще никогда не окупается) при этом даже если сравнивать только доставку в аналогичных городах, в городе с рестораном заказов на доставку будет гораздо больше.
Кмк не подтверждает и не опровергает. Максимум показывает что додо не смогли в дарк кичен.
Так можно любую бизнес модель оправдать) просто те то не смогли, но если никто в мире не смог значит какая то стремная бизнес модель)
Но верно и обратное: по логике «если в мире этого нет - значит модель стремная» - ничего нового никогда не должно появляться.
Рынок доставки растёт - очевидно что для дарк кичен - нужен определенный уровень спроса чтобы модель жила. Условно 5% населения каждый день что-то заказывает.
Проникновение технологий на которых базируется ДК растёт, что опять же способствует развитию модели - 5% не только заказывают доставку, но и должны делать это через доступные нам технологии.
Модель потребления - меняется. Додо пицца это фастфуд - макдак, кфц, роллы и прочее прочее отвечающие на запрос «иногда что-то быстро поесть». Кухня - это про «питаться без хлопот» - конкурируют со всякими Я.Шеф и с Ашанами в принципе. Кухня целится не в разовые заказы, а в то чтобы стать основным поставщиком еды в дом - эта опция додо не доступна в принципе.