Не вошёл в привычку: почему не взлетел российский сервис для заказа еды навынос из ресторанов и на стадионах Статьи редакции

Монолог основательницы сервиса SkipZ Алины Гринблат. Венчурный фонд, пообещавший деньги на его развитие, так и не перечислил часть средств, а обучать потребителей без внешнего капитала оказалось экономически нецелесообразно.

Алина Гринблат

В апреле 2018 года Алина Гринблат запустила сервис «Едем-Едим» — с его помощью пользователи могли заранее заказать еду в ресторане, а затем заехать в заведение и забрать готовые блюда.

В начале лета того же года сервисом заинтересовались представители канадского фонда с российскими корнями AMKA Holdings и пообещали вложить в компанию Гринблат $350 тысяч. Кроме того, фонд предложил предпринимательнице выйти на рынок США и Канады.

Гринблат приняла предложение и в ноябре 2018 года получила первые $100 тысяч. К тому моменту на платформе было зарегистрировано около 40 ресторанов, но система была не готова к масштабированию, и предпринимательнице пришлось отправить её на доработку и нанять новую команду разработчиков.

Заодно она провела полный ребрендинг сервиса, переименовав его в SkipZ и добавила английскую версию, а кроме того — поддержку расчётов в долларах и евро.

К началу 2019 года в приложении было зарегистрировано уже около 100 ресторанов, а пользователи совершали около 100 заказов в день. Однако уже к маю количество заказов упало в два раза.

По словам Гринблат, это связано с тем, что от SkipZ отказалось несколько крупных ресторанов и сетей (например, «Жаровня» и «Павлин Мавлин»), поскольку они разработали собственные приложения с похожими функциями, а фонд AMKA Holdings не смог выплатить оставшиеся $200 тысяч из-за внутренних проблем.

Сейчас предпринимательница приостановила работу сервиса, пока не найдёт новых инвесторов: приложению нужны вложения на продвижение. Гринблат рассказала, как владельцы ресторанов реагируют на предложение о сотрудничестве с сервисом, что тормозит его развитие и почему в России ей сложно найти инвестиции.

Рестораны не хотят платить комиссию сервисам

Изначально наша модель заключалась в том, что пользователи едут, например, с работы домой, заранее заказывают и по пути сами забирают еду. У нас был маркетплейс, на котором размещались рестораны, однако позже мы выяснили, что такую площадку тяжело продвигать — потому что есть «Яндекс.Еда» и Delivery Club.

Они тоже позволяют заказывать еду через телефон, пусть и с доставкой до дома. Они льют в рекламу огромные деньги, поэтому продвигаться в рамках доставки или оплаты еды для остальных игроков становится тоже дорого.

Для ресторанов «Яндекс.Еда» и Delivery Club делают большую комиссию — около 35–40% за то, что приводят им клиентов. Для ресторанов это тяжело и фактически их бизнес-стратегия — стараться ограничить долю заказов через эти каналы. Клиент придёт в ресторан, закажет кофе, заведение получит 100 рублей — зачем тогда продвигать сторонний сервис, если та же чашка кофе принесёт всего 65 рублей?

В итоге, когда приходит курьер из «Яндекса», то ресторан, например, кладёт в заказ флаер «закажи у нас напрямую и получи 25% скидки».

Изначально мы тоже сделали комиссионную модель, но у нас комиссия была ниже — 10–15%. Рестораны говорили: «Хорошо. Если вы нам клиентов приведёте, то мы, конечно, его обслужим», — но при этом они всё равно максимально старались перетянуть их себе.

Алина Гринблат со своей командой

Другая история: рестораны далеки от ИТ-бизнеса. Владельцы заведений думают: «Сейчас мы сделаем своё приложение, и всё будет здорово». В принципе, как-то это работает, с учётом того, что они активно их продвигают. Но у них тоже много головной боли, потому что ИТ — не их область экспертизы. В итоге они либо тратят на приложение много денег, либо оно работает не очень. У каких-то сетей — да, хорошее приложение, а у маленьких ресторанчиков с этим трудности.

В итоге, чтобы рестораны не хотели перетянуть клиентов, которые приходят через наше приложение, мы совсем отказались от комиссии и ввели фиксированную оплату. Минимум она составляет 2000 рублей в месяц при оплате за полгода вперёд и 3000 рублей, если платить ежемесячно.

Интерес со стороны ресторанов есть — эта модель для них более понятна, потому что позволяет получить клиента и не страдать из-за упущенной прибыли.

Из-за этого сократилось время, которое заведение тратили на принятие решения. Когда была комиссионная модель, на переговоры с одним рестораном мы тратили месяц. Теперь — около трёх дней.

При этом процент отказов остался на прежнем уровне: из десяти заведений сразу отказываются двое, трое соглашаются, пять не дают конкретный ответ.

Это нововведение было в мае 2019 года, после — дело пошло лучше. Некоторые рестораны стали сами продвигать наш сервис. Именно это нам и было нужно, потому что самим лезть в тот же «Яндекс.Директ» — очень дорого.

А ещё мы ранее добавили две функции. Первая — возможность заказать и накрыть столик в ресторанах к нужному клиенту времени. Вторая — возможность сделать заказ навынос, когда клиент сам заходит в само заведение и забирает его, а не официант выносит готовые блюда к машине.

В итоге человек мог прийти в ресторан, сесть за столик и самостоятельно заказать и оплатить еду, без ожидания официанта. Нам было важно, чтобы клиент пришёл и девушка ему сказала: «А вы вот не хотите оплатить через приложение? Вам будет быстрее и удобнее». Тогда бы приложение рекламировали сами заведения.

Однако получилось, что у маленьких ресторанов внедрять новую модель всё равно не получается. Им привычнее, чтобы официант подошёл, взял заказ.

Это как раньше все платили наличными. В 1990–2000х годах появились карточки, но всё равно массово их начали использовать только сейчас. На эти изменения привычек нужно время, нужно долбить, рассказывать, обучать потребителя.

Иногда очереди не раздражают

Идея с очередями на мероприятиях пришла, когда я сама была на концерте и увидела в баре очередь в 30 человек. Я подумала, что SkipZ может с этим помочь. Мы захотели сделать услугу предзаказа, что делаешь заказ с приложения — и когда он готов, приходит уведомление, ты подходишь и забираешь еду.

Мы с командой нашли стадион «Мегаспорт» на Ходынском поле и написали владельцам с предложением сотрудничать. Они проводят игры по волейболу, концерты и форумы. 12 тысяч посадочных мест. Когда на мероприятиях перерывы, то зрители идут в буфеты и стоят в очередях.

Стадион активно поддержал идею, но с позиции «делайте что хотите, пробуйте, но только за свои деньги». Мы договорились на комиссию в 3%, хотя с этого, конечно, не заработать. Их буфеты не частные, а в собственности самого стадиона, это государственная площадка. Нам было важно попробовать эту модель: понять, будет она работать или нет.

Мы просто добавили их буфеты в наше приложение. Есть колонка «Мероприятие», она подсвечивается — выбираешь, видишь меню буфетов.

Модель — как в McDonald’s, где терминалы. Но, естественно, управление стадиона экономное, терминалы ставить не хочет, а тут люди могут с трибуны сделать заказ с телефона.

За свои деньги мы уставили всё рекламными баннерами, наняли промоутеров с листовками. Всего потратили около 120 тысяч рублей. Но со стадионом у нас тоже не пошло.

Во-первых, люди приходят туда компаниями и, стоя в очереди, общаются. Нет такого, что люди в ожидании злятся, трясутся. Для них нет сильного напряжения из-за ожидания в очереди.

Во-вторых, что самое главное, мы не ожидали, что там не будет работать интернет. Изначально мы пришли, когда там не было людей и всё отлично работало. А потом приходит 5000 человек — и мобильный интернет просто падает.

Мы на следующий же день провели им Wi-Fi за свой счёт, но лишь в одном месте. Так как это коммерческий объект, то одна точка Wi-Fi — 15 тысяч рублей в месяц. Чтобы покрыть весь стадион, таких точек нужно шесть и нам надо за это платить самим. Это слишком дорого, около 90 тысяч рублей в месяц.

Если не делать полное покрытие, то это дополнительные неудобства и риски. Например, вся оплата проходит в онлайне, и если человек где-то гуляет по зданию и в какой-то момент связь отваливается, то идёт ошибка платежа.

Сам стадион платить за Wi-Fi оказался не готов.

И с точки зрения пользователя всё это было долго. Сперва ему требовалось подключиться к Wi-Fi — а сейчас же по закону для этого нужно зарегистрироваться, указать номер телефона, ввести пароль. Потом — скачать наше приложение, затем — сделать заказ. Для пользователя это слишком много шагов. Если бы человек пришёл с приложением, установленным заранее, то это ещё ничего.

Нужны время и постоянные вложения, чтобы люди узнали и начали пользоваться. Ты же, когда хочешь вызвать такси, просто открываешь «Яндекс.Такси» на телефоне, который уже установлен, и всё, ты не думаешь об этом. Здесь точно так же.

У «Яндекса» есть возможность платить за обучение людей. Они дают скидки, устраивают промоакции, чтобы люди начали этим пользоваться. К первому-второму заказам сложно подвести человека, а потом проще. Нужно время и обучение.

Аудитория, которая ходит на матчи, довольно постоянная и с этой точки зрения ситуация хорошая. Люди приходят, ты им каждый раз говоришь, что можно сделать заказ через приложение, и на третий раз они это приложение ставят.

С печатью баннеров, раздаток, промоутеров, Wi-Fi мы потратили около 300–400 тысяч рублей. Мы обслужили около пяти мероприятий — игры, концерт, форум — и сказали администрации, что проект можно продвигать, но для этого нужны и их вложения.

Одна из важных причин, кроме дороговизны, — наш пилотный проект проходил во второй половине весны, когда сезон спортивных игр подходил к концу. Сейчас сентябрь, и мы попробуем возобновить переговоры: нужно просто решить, кто, за что и сколько будет платить. «Мегаспорт» хочет всё это внедрять, им интересно.

Со стадиона мы получили 1500 новых пользователей, новый опыт, но ничего не заработали. Всё растёт, но медленно.

Приложение для супермаркетов

У нас была попытка подключить функцию для супермаркетов. Хотели, чтобы человек сделал заказ, его в магазине собрали к определённому времени — и покупатель мог по пути заехать и забрать.

Такая попытка у нас была с Metro на Дубровской улице в Москве, но потом компания вместе с сервисом доставки еды Instamart сделала себе брендированную службу доставки на дом.

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Тем не менее мы договорились использовать сборщиков заказов Metro, чтобы они выносили заказ покупателям, которые ждут у магазина. Однако тут всё снова упёрлось в рекламу, потому что Metro выгоднее рекламировать свою доставку до какого-то адреса.

Развитие онлайн-заказов в крупных магазинах тормозит большая номенклатура. В ресторане пользователь в электронном меню вводит «суп» и получает пять вариантов. Если же в интернет-магазине супермаркета ввести «чай» или «печенье», то система выведет сто позиций. И пользователю нужно копаться в этом списке, чтобы выбрать подходящий продукт.

А сейчас же многие ещё с мобильных заказывают — это неудобно вдвойне. Особенно если всего в интернет-магазине 20 тысяч наименований, как в «Перекрёстке».

Конечно, если пользователь уже делал заказ, то потом он может его повторить: что-то выкинуть, оставить, поменять. Но это всё ещё трудно.

Обещать — не значит дать инвестиции

Слабая сторона SkipZ — развивать такой сервис долго и дорого. У нас не получится сделать всё в один миг.

В апреле 2019 года AMKA Holdings сделал второй транш, и мы получили $50 тысяч. После этого траншей больше не было, хотя мы ждали от него ещё $200 тысяч. У фонда начались свои проблемы.

Венчурный фонд — тоже большой стартап. Человек, который разбирается в стартапах, технологиях, финансировании, открывает фонд, проходится по богатым инвесторам, берёт у них деньги, а потом раскидывает их по разным стартапам, а себе берёт процент за управление. К сожалению, бывает, что один инвестор дал денег фонду, а другой — внезапно отказался.

По-хорошему, со всех фондов надо брать деньги сразу, не дробить их на транши — вдруг у фонда что-то поменяется и нового перевода не будет?

И юридически ни один фонд никогда не напишет, что гарантирует вам все переводы — потому что со стороны стартапа тоже есть риски.

Фонды тоже можно понять, они ведь не знают: вдруг предприниматель возьмёт их деньги и потратит на себя, и больше фонд его не увидит. Поэтому факап может быть с двух сторон.

SkipZ сейчас в подвешенном состоянии: мы одно направление попробовали, другое, получили первые результаты, а денег, чтобы их закрепить и продвигать сервис, — нет.

Поэтому вариантов сейчас два. Первый — продвигать компанию как бизнес, создавая брендированные приложения для ресторанов. У нас есть готовое и работающее ядро, мы в этом разбираемся, и нужно будет лишь (условно) менять логотип в шапке.

Второй вариант — искать инвестора в России. На полтора года нам потребуется около $1,5 млн.

Я поговорила с ребятами из «Яндекса.Еды». Даже у них, с учётом их бесплатной рекламы в «Яндекс.Директе», это всё ещё убыточный проект. Просто у них есть ресурсы для развития. Очевидно, что там рост есть.

Если сравнить с нашей ситуацией, становится понятно, что это — нормально. Не надо думать, что у нас всё не работает. Идея самого бизнеса такова, что людей надо научить этим пользоваться.

Если конкуренты введут схожие нашим функции, то мы, наверное, придумаем что-то ещё. У конкурентов другая модель — комиссия и надбавка за то, чтобы еда из пункта А оказалась в пункте Б. Они берут деньги за логистику.

То, что есть эти конкуренты, — это хорошо, потому что они за свой счёт обучают потребителей получать еду через телефон. Это здорово, что они потратили столько денег на то, чтобы у людей сложились новые привычки, близкие к нам.

Сейчас у нас нет инвесторских денег, поэтому я не стала, например, оплачивать серверы. Они стоят 25 тысяч рублей в месяц, потому что изначально мы рассчитывали их на большие нагрузки. Но всё равно мне пришлось бы платить за них из своего кармана — чтобы получить, например, 3000 рублей в месяц.

Также постоянно выходят какие-то обновления. Например, для проведения платежей мы используем «Яндекс.Кассу». Они постоянно выпускают новые версии, их нужно синхронизировать, а следовательно — платить разработчикам. Это минимум около 70 тысяч рублей в месяц. А ещё есть администрирование.

В итоге в целом на поддержание приложения у меня уходило бы 200 тысяч рублей. Так как я не понимала, куда двигаться, стоит ли продолжать и так далее, то я всё это приостановила, а летом 2019 года перевела команду на другой проект.

Сейчас у меня по плану несколько встреч с российскими инвесторами. Ещё есть вариант попробовать запуститься в Европе. Там другое отношение к инвестициям.

В России хотят вложить полкопейки и тут же заработать миллиард. Сейчас это почти невозможно. Инвестиции — это обычный бизнес, где если есть наценка в 10% и ты зарабатываешь не в первый день, это нормально.

В Европе именно такой подход: «Вкладываем, не спешим, длительная стратегия, мы к ней идём в течение пяти лет. Стартап может попробовать несколько моделей — это нормально, ребята молодцы, надо их поддерживать».

Связано это с тем, что у нас очень юная культура капитала. В Европе ей минимум 300 лет. У них ничего не поменялось.

У нас же десять раз всё сожгли, перестроили, рынок перекроили, власть поменялась — и поэтому у нас нет принятых норм инвестирования.

В России понятию «инвестиции» максимум 15 лет. При этом сохранились ожидания 1990-х годов. К нам только начинает приходить западная культура инвестирования.

В России потребительский кредит в 15–25% — это дорого. Если в Европе установить ставку в 5%, люди сочтут это грабежом.

Ситуацию усложняют санкции. Даже для инвестиций AMKA Holdings пришлось оформить компанию на Кипре, потому что в России защитить актив может быть сложно.

С одной стороны, в России хорошие и дешёвые команды разработки, с другой — дорогой капитал, который сложно привлечь.

Возможности в Америке и Европе

Система принимает заказ от гостя, потому что официант — это трудно и дорого. Во-первых, у бизнеса уходят деньги и время на обучение персонала. Во-вторых, важно, чтобы официант не ошибся, не нагрубил гостю, ещё он может внезапно уволиться, заболеть и так далее.

В Европе есть проблема: очень наглый персонал. Они постоянно устраивают пикеты, забастовки, требуют повышения зарплаты. Там ещё более колоссальные издержки на персонал, нежели в России. Там очевидно, что бизнесу дешевле купить 10 планшетов на столы, нежели содержать официантов.

Существует разница аудитории между Россией и Европой, а между Россией и Америкой её практически нет. В Европе люди более расслаблены, хотят посидеть в заведении, попить кофе, а в России и Америке многие готовы перекусывать на ходу.

Ещё в Европе дорогой интернет, люди редко берут безлимитные тарифы, поэтому пользуются интернетом в телефоне ограниченно.

В Америке есть ещё вариант не с мероприятиями, а с бизнес-центрами, когда на обед спускаются в кафе и рестораны сотрудники со всего здания.

Мы могли бы организовать, чтобы люди делали заказ, а когда он готов, они бы спускались и кушали бы его на месте или брали с собой. Там конкурентов в этом нет, как и в случае с буфетами на мероприятиях.

Возможно, если бы я знала всё заранее, то сделала бы сайт, а уже потом, может быть, приложение. Тут особенность в том, что на сайт проще привлечь пользователя — не нужно устанавливать приложение.

0
44 комментария
Написать комментарий...
Максим Ваулин

Краткий перевод статьи:
1. Сделали приложение - не пошло
2. Решили переделать по-другому - не пошло
3. Поменяли модель и решили со стадионом - не пошло, пошли за деньгами к владельцам стадиона - не дали
4. Инвесторы перестали платить, за сервера платить сама не хочу
5. В России инвесторы неопытные, в Европе опытные и люди, вроде, хорошие, никуда не торопятся, не едят на ходу. Что??))
6. Что делать с этим пока не знаю, продолжаю поиск денег.
А вообще удачи автору, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Фирсов

Вы прям как в школе книга с краткими описаниями именитых книг. Вместо пару томов прочитал 20-30стр и вкурсе дел :)
А по поводу стадиона вкладывать деньги без проверки интернета - очень рисковано, на что и нарвались. Почти везде при таких больших скоплениях людей будут проблемы с интернетом ;)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Ann Timoshenko

Более того, могу констатировать факт, что она не изучила того, что в Европе есть wolt с уже такой внедренной функцией, работает она, конечно, через жопу и стоит этот финский деливири клаб как конь боинг, но запускать однозадачное «пикап» по крайней мере уже как-то даже не смешно... несерьезно, сто процентов команда не особо изучила рынок, к сожалению. Даже мы своим маленьким стартапом по доставке в Сербии эту функцию как дополнительную в легкую прикрутили допом... так что полностью согласна с недоумением 😁

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Mike Kosulin

Деливериклаб вроде на фудкортаз уже тестирует
У бургеркинга такая функция есть в своем приложении (была, во всяком случае, больше года назад)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Федотов

Опыт интересный и полезный, а вот сама идея, с моей точки зрения, весьма сомнительна. По сути кроме комиссии ниже чем у лидеров рынка предложить ресторанам нечего. Но даже с учётом более высокой комиссии тот же Яндекс Еда убыточен. Можно, конечно, попытаться дать цены на газ ниже чем у Газпрома - но в каких объёмах? И надолго ли вас хватит?

В сухом остатке - у автора осталась ИТ платформа. Вот её и можно монетезировать - предложив как готовое решение ресторанам и другим аналогичным сервисам. Где-то в провинции, где нет ни Яндекса, ни Деливери это вполне сможет сработать. Заниматься этим на другом конце страны проблематично. Местным ребятам куда удобнее. Но у них часто нет денег, команды и технологий.

Так предложите им её. Хотя бы за счёт этого затраты отобьёте. А делать сервис - в национальном масштабе не потянете, а в региональном у вас скорее всего тоже не выйдет - вы не в том регионе.

Ответить
Развернуть ветку
остап петрович

что такое skipz, как это слово ассоциируется с едой? почему промоушен проводился на каком-то стадионе, если есть аудитория размером с интернет?

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Filonau

skipz, типа "skip" (пропусти) очередь, как я понял

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Goldsmith

Пропустить в контексте очереди будет скорее cut (‘срезать’)

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Braun

Skip - пройти без очереди
Cut - пролезть без очереди

Ответить
Развернуть ветку
A SUS

Не взлетит, так как это по сути лишний посредник между бизнесом и клиентом, таких уже полно и крупнее. Инвестиции сейчас набирать не стоит, проект не выйдет в плюс, что было понятно в мае при падении количества заказов вдвое, и причина падения отнюдь не отсутствие очередного транша инвестиций, как пишут в статье. Надо фиксировать убытки и искать новую нишу.

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Volkov

Хорошая статья, автор набралась опыта "как надо и как не надо" и поделилась с другими. Побольше таких!

Ответить
Развернуть ветку
ANDREW ZALGO

Похоже что только "как не надо"

Ответить
Развернуть ветку
Arthur Shimko

«Дай бог тебе здоровья» за такую подробную статью! Странно только, что на радаре не видел вас нигде, хотя под ЦА попадаю и рестиков по описанию немало подключено было и сам такую тему копал. Удачи в продолжении! если планируется)

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

У нас просто конские цены на еду в ресторанах. В азии никто не готовит дома, потому что наценка от магазина в кафе процентов 10, а у нас в разы. Отсюда и все остальное.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Прибыль не так уж связана с ценами. У нас большинство ресторанов большую часть времени пустуют.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Эти конские цены оправданы конскими же расходами, в первую очередь на аренду и зарплату.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Любимов

Ерунда. Смысл открывать десятки кафешек в каждом доме? Понятно, что бизнес уже завернулся в существующую модель. Общество знает и ожидает, что цены конские и в кафе не ходит, тапк что просто снизив цены мало что можно изменить. Должно пройти время на адаптацию. Но делать доставку по ресторанным ценам и с дикой комиссией в 45%, это уже просто ад...

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

Открывают десятки кафешек в основном дилетанты, думают что кафе это легко и просто, вложений вроде как не требует огромных, чай не завод. Потом каждый у нас ну как минимум знает как нужно готовить и у него то уж точно будет мегавкусно и мегадешево. Потом, когда реальность стремительным домкратом обрушивается на новоявленых бизнесменов, площадь освобождается и туда приходит следующий дилетант. Так и получаем десятки кафешек и регулярную смену вывесок, выживают или гении, или у кого лучшие условия по аренеде, или у кого есть бесконечный запас денег.
Что касается доставки то тут тоже есть момент, никто не станет доставлять еду за 50 рублей, потому и получается конские комиссии 30-45%. Доставка не менее сложна чем кафе, вон спросите у Магомеда Костоева, он описывал сложности как с кафе так и с доставкой.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Гошаев

Лет 5 назад такие же скептические комментарии, наверное, писали бы про каршеринг.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim

Хороший у неё.. мотоцикл

Ответить
Развернуть ветку
Max de Marceau

Да и сама прекрасна...

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

Это сексизм. Если бы она была мужчиной, Вы бы не прочитали статью?

Ответить
Развернуть ветку
Mr. Burns

Нет.

Ответить
Развернуть ветку
Ales Sharaev

а разве не эта цель преследовалась при размещении картинки?

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Weber

Но очень странно выглядит защита надетая под джинсы и в комплексе с обувью выглядит как-то неоднозначно с точки зрения эстетики синергии слабого пола и брутальной техники. Ну это лично мне так кажется.

Но если там под джинсами не защита, тогда это смотрится еще более странно. 🤔

Ответить
Развернуть ветку
Alina Grinblat

Ну наконец-то! Единственный стоящий комментарий ))) Это мотоштаны. Там защита вшита в саму штанину. Очень удобно, кстати. ))

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Да защита конечно. Иначе ее коленями можно шлакоблоки пробивать

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Бонневиль. Он шикарен, конечно

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Semenov

Отличное, очень конкретное, полезное изложение. Побольше бы таких на VC.

Не хватает конкретных проблем, которые Вы хотели бы хакнуть при помощи новых инвесторских денег. Какие параметры Вам помешали запуститься, и сходился ли юнит в итоге?

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Если бы она изучила РЕАЛЬНУЮ рентабельность ресторанов, то не тратила бы время и деньги. Ресторанам вообще невыгодно работать с доставками. По многим причинам. Если 10-15% они ещё со скрипом тянут, то 30-35% это овердохуя, работа в минус.

Ответить
Развернуть ветку
Momano Momano

Нужно очень дохуя денег чтобы разрушить привычное и внедрить новую модель поведения. А от вашей идеи профита с гулькин нос в обе стороны. Эта идея мертвородженная в том виде в котором вы хотите ее пропихнуть.
А ещё у вас банеры просто вырвиглаз. Какой-то Навител рекламируете. Все грустно.

Ответить
Развернуть ветку
Max de Marceau

Спасибо за статью! Полезный опыт! Удачи автору, уверен с таким опытом у неё все получится!

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Огромная фотка на мотике говорит за себя. Мне кажется, тут зарождается новая сущность: инстаграмм-стартаперы. Им важный даже не деньги и успех, а просто позиционирование себя - "СТАРТАПЕР".

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Vorontcov

У нее полно стартапов, интересно хоть один работает?

Ответить
Развернуть ветку
ccLouise

Больше охренел, что "навынос" слитно пишется.
Новый день - новые знания!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Владимиров

Кстати на некоторых стадионах работает схожий сервис, АренаСерв вроде, они еду доставляют прямо на место во время матча. Пробовал на Спартаке. Проблема очередей на стадионах кстати для многих все-таки актуальна, особенно на футболе... На Мегаспорте может людей меньше, поэтому не так критично

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Тарас Шабанов

Неверный заголовок у статьи. Надо переименовать : Поему должен был взлететь?

Ответить
Развернуть ветку
GREAKLY

IGooods в СПб за 250₽ (платит клиент) соберет заказ в супермаркете и положит его в трейлер на парковке (если не нужна доставка). Закупщики у них свои, клиентская база наработана, отношения с магазинами выстроены. Что именно Вы могли предложить, чтобы их клиентам (Ваша ЦА) захотелось воспользоваться именно Вашим сервисом?

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin

Очень много рассуждений про "обучение" пользователей, про то, что они не понимают преимущества - и ни слова про исследование их реальных потребностей, выяснение того, что у них действительно болит...

Чуть-чуть тема затронута в истории про стадион - но и там тоже: сначала накидали рекламы, а потом только поняли, что стояние в очереди болью не является и лечить тут нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Vorontcov

Подключили 100 заведений, а прибыли даже на работу серверов не хватает... Ну че, нормальный Российский стартап, все нормально)

Ответить
Развернуть ветку
Евгения Липко

Перестала читать после «мы договорились, потратили деньги и только потом поняли что там интернет не тянет, а мнимая «боль» это не боль в реалиях пользователя». Не надо так.

Ответить
Развернуть ветку
41 комментарий
Раскрывать всегда