Оставить карьеру нефтяника ради студенческой мечты: история основателя первого татарского халяльного фастфуда «Тюбетей» Статьи редакции

Султан Сафин вложил 6 млн рублей в стартап без тестирования гипотез, построил компанию по принципам халяль и вывел её на годовой оборот в 200 млн рублей.

О продукте

«Тюбетей» — первая татарская халяльная сеть быстрого питания, которая объединяет национальные рецепты и современную подачу. Например, одна из самых известных позиций в меню — кыстыбургер, — базируется на традиционном татарском блюде кыстыбый, обжаренной лепёшке с картофельным пюре.

Все рестораны сети оборудованы отдельными женскими и мужскими комнатами для омовений и намаза, игровой зоной для детей, а также комнатой матери и ребёнка.

Основной принцип компании — халяль. В широком смысле это понятие обозначает всё, что разрешено и полезно для человека с точки зрения канонов ислама. В узком — охватывает как правила питания, так и принципы ведения бизнеса и нормы взаимоотношений в обществе.

Например, среди сотрудников компании принято общаться друг с с другом доверительно и дружелюбно, а руководство «Тюбетея» не пользуется кредитами и не берёт проценты или неустойку с поставщика, если тот сорвал сроки поставки товаров.

Чтобы контролировать соблюдение халяльных принципов в приготовлении пищи, «Тюбетей» работает только с местными поставщиками, в качестве сырья которых компания уверена.

К халяльной пище не относится:

— Кровь животных.

— Мясо скота, забитого без соблюдения ритуала (процедура убоя должна включать в себя чтение молитвы).

— Мясо хищников, свиней и обезьян.

— Мясо скота, умершего естественным путём.

— Алкоголь, в том числе в виде пропитки для кондитерских изделий.

— Эмульгаторы, красители и другие химические добавки.

справка vc.ru

Рецепты для ресторанов придумывают не специально обученные технологи, а все участники команды — около 120 человек. «Плюс этой ситуации в том, что нет заезженного опыта, мешающего экспериментировать», — рассказывает сооснователь «Тюбетея» Султан Сафин.

Сафин, например, придумал рецепт кыстыбургера, а эчпочмак-фри, — ещё одно фирменное блюдо ресторана, — его партнёр и совладелец сети Айнур Камалиев.

Также в меню заведения — манты с говядиной и картошкой, губадия (пирог с рисом, яйцами, изюмом и кортом — сушёным татарским творогом) и чак-чак, жареное тесто в мёде.

Сегодня «Тюбетей» работает в Казани, Сургуте и Ульяновске, всего открыто четыре ресторана. Ежедневно каждая точка обслуживает около 600 клиентов и зарабатывает более 150 тысяч рублей, а ежемесячная выручка ресторанов в Казани превышает 10 млн рублей.

Идея

Идея открыть фастфуд на основе национальной татарской кухни возникла у Султана Сафина во время учёбы в вузе — в 2007 году он поступил в казанский Институт геологии и нефтегазовых технологий.

Сафин с детства любил татарскую кухню благодаря бабушкам: одна работала поваром-кондитером, а другая просто любила готовить. Оказавшись в Казани, он заскучал по домашней еде, а кроме того — никак не мог найти места с халяльной пищей.

По его словам, в то время большинство заведений готовили американскую или японскую кухню, и ему приходилось питаться в узбекских и турецких кафе. «Но это было совсем не то», — вспоминает Сафин.

Молодой человек часто обсуждал проблему с друзьями и рассуждал, как её можно исправить. Но в 2012 году он на время уехал из Казани: поступил в магистратуру Университета науки и технологий короля Абдаллы в Саудовской Аравии.

А окончив её — устроился на работу в национальную нефтегазовую компанию Saudi Aramco, где занимался моделированием месторождений.

За границей ещё больше начинаешь скучать по родине, по домашней еде. Как-то раз мы сидели с моим теперешним партнёром по бизнесу в каком-то западном фастфуде и печалились, что мы, татары, с богатой разнообразной кухней не смогли заявить о себе на мировом рынке, а кто-то вокруг двух булок и котлетки смог развернуть целую империю

Султан Сафин

Параллельно он изучал бизнес в Корнелльском университете: полученные знания помогли доработать идею фастфуда на базе национальной татарской кухни до проекта с бизнес-планом.

Сафину казалось очевидным, что проект «взлетит»: во-первых, Казань в тот период становилась привлекательной для туристов, во-вторых, татарского фастфуда на рынке ещё не было.

К работе над проектом Султан Сафин привлёк сначала своего друга Айнура Камалиева, затем — одногруппника и коллегу по Saudi Aramco Руслана Гильмутдинова. Позже к ним присоединился Азат Назмутдинов, который впоследствии покинул компанию.

Сафин завершил карьеру в нефтегазовой отрасли и уехал обратно в Казань — развивать «Тюбетей». Партнёры решили стартовать сразу, не запуская MVP и не проверяя гипотезы, и вложили (кроме Назмутдинова) 6 млн рублей из собственных накоплений в производство и первый торговый павильон.

 Айнур Камалиев, Султан Сафин и Руслан Гильмутдинов

Первые шаги

Изначально предприниматели рассчитывали отдать производство на аутсорсинг, чтобы продукция изготавливалась по их рецептуре. Они обратились к представителям казанской сети пекарен и попытались убедить их производить халяльную продукцию.

Но те отказались: компания не хотела перестраивать бизнес-процессы под абсолютно другой продукт. Тогда основателям «Тюбетея» пришлось арендовать помещение для собственного производства.

Предприниматели нашли здание в черте города площадью 400 м², где в советское время располагалось кулинарное производство, отремонтировали помещение, оснастили холодильным, пекарским, морозильным оборудованием и начали работу.

В июне 2015 года они открыли первую точку — павильон в форме тюбетейки. Планировалось, что их будет несколько, но большую часть накоплений — 5 млн рублей — пришлось потратить на производство. На открытие первой точки ушёл 1 млн рублей. Из них 300 тысяч рублей — на изготовление киоска.

В павильоне расположили конвекционную печь, кофемашину, чайник, кассу и холодильник. Клиентов обслуживали два человека. И ещё 10-15 человек в смену трудились на производстве.

По словам Сафина, вложенные в павильон и цех 6 млн рублей вернулись в течение первых двух с половиной–трёх лет. Но срок условен: всю прибыль они реинвестировали обратно в производство, оставляя себе ежемесячно около 30 тысяч рублей в качестве зарплаты.

«Мы могли обанкротиться, потому что один маленький павильончик не может окупить всё производство, но нам повезло», — рассказывает Сафин.

Через несколько дней после открытия точки им удалось презентовать свой проект организации, проводившей Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани. Презентация прошла успешно: «Тюбетею» дали добро на строительство шести киосков с едой к чемпионату.

Собственных денег у Сафина и его партнёров не было, и они решили найти инвестора. Обратились в несколько крупных компаний, но везде получили отказ. В конечном счёте им удалось договориться с нефтетрейдинговой компанией «Ядран-Ойл»: она вложила в изготовление павильонов 9 млн рублей.

В течение полутора месяцев основатели построили и установили «тюбетейки» на территории, где проходил чемпионат. За первые 3 недели после открытия павильонов в «Тюбетее» успели пообедать около 50 тысяч человек. Компания заработала более 3 млн рублей.

Первые проблемы

После чемпионата о «Тюбетее» узнали и жители Казани, и местная администрация. Сафин ожидал, что по окончании турнира власти помогут расставить эти шесть павильонов по городу, и они продолжат работу, но вместо этого «Тюбетей» оказался на грани закрытия.

На тот момент в городе были введены ограничения на размещение нестационарных павильонов уличного питания, поэтому процесс расстановки занял два года.

«Это послужило хорошим уроком: оказалось, что свои планы приходится стыковать с планами местной власти», — поясняет Сафин.

Пока решалась проблема с павильонами, основатели «Тюбетея» решили запустить франшизу: к ним периодически поступали предложения о покупке, но целенаправленным поиском франчайзи компания не занималась.

«Тюбетей» запустил восемь проектов, паушальный взнос по каждой из точек составлял 300 тысяч рублей, роялти — 1–3%, но фактически они ни разу не брали эту плату. «Мы всем давали время на раскрутку, и поэтому не нагружали их платежом роялти», — поясняет Гильмутдинов.

Проект не принёс ожидаемого успеха. На франчайзи поступало много жалоб: оказалось, что халяльную франшизу реализовать довольно трудно.

Например, в некоторых точках франчайзи без согласования вводили в меню лимонады и газировки, начинали лепить пирожки сами, хотя должны были заказывать полуфабрикаты с центрального производства.

По словам Сафина, можно построить ИТ-инфраструктуру, чтобы контролировать внутренние процессы в ресторане, но когда речь идёт о сырье, поставщиках, сервисе, невозможно отследить, как ведут себя люди на местах и какое мясо они закупают.

«Многие ошибочно полагают, что покупая франшизу, будут получать пассивный доход. На самом деле франчайзи становится полноценным предпринимателем, который постоянно должен думать о бизнесе и развивать его. К сожалению, не все к этому готовы», — считает Сафин.

От франшиз пришлось отказаться, оставив только две работающие и по сей день точки — в Сургуте и Ульяновске. Их владельцев Сафин и его партнёры знают лично много лет, потому доверяют им представлять бренд «Тюбетей».

Весной 2017 года компания стала производить линейку замороженных полуфабрикатов. Например, национальный татарский пирог зур-бэлиш готовится более четырёх часов, а полуфабрикат — всего 40 минут. Замороженные полуфабрикаты приносят компании 30% от общего оборота, который, по данным на конец 2018 года, составляет 200 млн рублей.

Постепенно от павильонов в форме тюбетеек пришлось отказаться. По словам Сафина, со временем он понял, что открываться с павильонов было ошибкой: из-за того, что это сезонный формат, зимой точки приносили мало выручки.

Но основатель «Тюбетея» не жалеет об этой ошибке: «Всё, что происходит, — это благо, просто мы можем это не сразу осознать. В конце концов, нас начали узнавать именно по этим павильонам оригинальной формы».

Бизнес растёт

В декабре 2017 года предприниматели открыли в центре Казани первый ресторан быстрого питания с татарской кухней. Он занял помещение площадью 350 м², которое вмещает 130 посадочных мест.

На открытии присутствовали президент республики Рустам Минниханов, вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, мэр Казани Ильсур Метшин и председатель госкомитета республики по туризму Сергей Иванов. В открытие этой точки было вложено 16 млн рублей частных инвестиций.

В начале 2019 года компания открыла второй ресторан «Тюбетей» — на Баумана — главной пешеходной улице Казани. Он расположился сразу на двух этажах и по площади составил уже 400 м².

Частные инвестиции в открытие этой точки составили примерно 16 млн рублей. Кроме того, сейчас компания готовит к запуску ещё две точки — одна откроется в ближайшее время, а другая — ближе к концу 2019 года.

Компании поступали предложения о масштабировании сети за пределами России: в странах СНГ, Ближнего Востока, Европы, США и Африки. Но основатели «Тюбетея» решили повременить с выходом за границу: они опасаются расфокусировки.

В первую очередь основатели компании хотели научиться системно строить сеть ресторанов и налаживать процессы в России, а для открытия зарубежных точек необходимо изучить местное законодательство, конъюнктуру рынка, потребности целевой аудитории.

«В конечном итоге, подстраивая проект под новые условия, можно потерять его первоначальную концепцию. Получится совершенно другой ресторан, а нам пока рано смещать фокус в эту сторону», — поясняет Сафин.

В среднем ежемесячная выручка каждого объекта сети «Тюбетей» составляет около 5 млн рублей, а рентабельность примерно 20–25%. По словам Сафина, пока не ясно, как можно повысить рентабельность, поскольку стоимость халяльного сырья, к качеству которого предъявляются довольно высокие требования, не позволяет прыгнуть выше головы.

Халяльный маркетинг

Основной принцип «Тюбетея» в маркетинге — использовать все возможные каналы, чтобы донести до аудитории информацию о себе, но без провокационной рекламы, как, например, у Burger King.

Халяльный маркетинг подразумевает отсутствие агрессивной рекламы, поэтому компания не устанавливает большие билборды. В офлайне использует рекламные листовки с промоутерами, одетыми в костюм эчпочмака, и наружную рекламу — сити-формат (щиты и баннеры).

В онлайне «Тюбетей» регулярно ведёт соцсети, но рекламируется только в пределах своей целевой аудитории. В основном клиенты сети — это студенты, семьи, мусульмане и туристы. В среднем во всех точках «Тюбетея» в Казани ежемесячно питаются 50 тысяч человек. Большая часть аудитории приходит, по мнению Сафина, через сарафанное радио.

Он говорит, что состоит в большинстве групп, где публикуются отзывы о ресторане. Кроме того, в компании есть сотрудник, ответственный за сбор и анализ отзывов о бренде. Он ищет комментарии в «Google Картах», 2GIS , TripAdvisor и передаёт информацию в соответствующий отдел.

Также в «Тюбетее» есть форма с опросом о качестве, на которую клиенты переходят, сканируя QR-код, и оставляют свои отзывы. Иногда клиенты пишут напрямую учредителям.

Негативные комментарии компания старается учитывать и обрабатывать, если речь идёт о человеческом факторе: какую-либо позицию забыли положить в заказ или перепутали.

Например, один из клиентов ресторана опубликовал комментарий в Instagram, сообщив, что в каком-то блюде был пережарен лук. После этого его пригласили в «Тюбетей» и угостили за счёт заведения тем же блюдом, чтобы клиент удостоверился в качестве пищи.

Но чаще всего негативные отзывы сосредоточены вокруг ценообразования и новизны блюд. Когда посетители жалуются на высокие ценники, представители «Тюбетея» объясняют им, как складывается стоимость блюда и что большее снижение цены будет для ресторана нерентабельно.

Также отрицательные отзывы связаны с тем, что «Тюбетей» смешивает национальную кухню с современной, и кто-то бывает этим недоволен. «Мы же не делаем пиццу, которая понятна и нравится всем», — поясняет Султан Сафин.

В иных случаях, наоборот, новизна ещё больше привлекает клиентов. Так, например, происходит в Сургуте и Ульяновске, городах, которые раньше не были знакомы с татарской кухней. Для них такие точки фастфуда — экзотика.

О команде

Сегодня число сотрудников «Тюбетея» составляет около 120 человек, а из-за открытия новой точки количество приближается к 140.

В команду стараются подбирать людей с такими же ценностями, при этом вероисповедание, национальность и предпочтения в еде роли не играют: в компании работают и вегетарианцы, и веганы, и россияне, и иностранцы, а также представители разных конфессий и атеисты.

«Наша корпоративная культура называется "Тәртип", что в переводе с татарского означает "устой", "порядок". Это понятие строится на душевности, способности ценить свои истоки, строить в коллективе дружелюбные взаимоотношения», — отмечает Сафин.

Основатели компании считают, что если у сотрудника есть огромное желание работать и любовь к выбранному делу, его можно научить, «дотянуть» профессиональные навыки до нужного уровня, но если нет энтузиазма — ничего не получится.

Поэтому руководство компании не увольняет сотрудников из-за отсутствия определённых качеств и навыков, а практикует ротации: если человек, допустим, интроверт, но работает на кассе, ему предлагают другие векторы развития в компании.

Еженедельно коллектив компании участвует в мероприятиях «Тюбетей Family» с лекциями по маркетингу, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту, выступлениями психологов и коучей, а также просмотром фильмов и обсуждением книг.

Часто сотрудниками «Тюбетея» становятся его бывшие клиенты. Например, один из посетителей выиграл в «Тюбетее» поездку в ОАЭ, вернулся в Казань и пришёл к ним на работу.

О рынке и конкуренции с крупными сетями фастфуда

На аренду помещений для ресторанов в Казани уходит от 1000 до 2500 рублей за 1 м². В Сургуте и Ульяновске, где рестораны расположены не в отдельных помещениях, а внутри торгово-развлекательных центров, плата за аренду в два-три раза выше.

Отчасти поэтому основатели «Тюбетея» не стремятся заходить в ТЦ. Крупные фастфуд-сети (QSR, quick service restaurants) получают льготы и скидки на аренду помещения в ТЦ. «Тюбетей» же работает на обычных рыночных условиях.

«Некоторым гигантам фастфуда даже доплачивают за то, чтобы они зашли в ТЦ, но это история не про нас: у "Тюбетея" пока нет громкого имени. Также знаем о случаях, когда ТЦ вообще освобождают McDonald's и Burger King от аренды, чтобы привлечь посетителей и других игроков в зону фудкортов», — рассказывает Сафин.

На сегодняшний день, по его подсчётам, лидер по объёму рынка фастфуда в Казани — McDonald's, на втором месте — Burger King, на третьем — KFC и Subway, а затем «Тюбетей».

К конкуренции Султан Сафин относится с позиции стратегии голубого океана: считает, что американцы несут свою культуру, а они — свою. При этом он отмечает, что нужно учиться у крупных брендов.

Так, несколько сотрудников «Тюбетея» несколько раз ездили на стажировку в США, где учились готовить национальные блюда: Султан Сафин — в Komotodo Sushi Burrito, а Руслан Гильмутдинов — в Austin Food Company.

По словам Сафина, по мере развития «Тюбетея» на рынке появились подражатели, которые интегрируют татарскую кухню в формат фастфуда.

И даже крупные игроки ресторанного бизнеса, критиковавшие «Тюбетей» за то, что татарская кухня не может быть быстрой, год назад ввели в своё меню татарский фастфуд.

При этом понятие «конкуренция» Сафин называет устаревшим и считает, что все игроки рынка татарской кухни создают одинаковые ценности, а потому нужно не делить целевую аудиторию, а объединяться.

Я очень надеюсь, что и другие регионы России проснутся и начнут развивать свою национальную кухню, потому что нашей стране есть, что показать. Проблема в том, что у нас не умеют упаковывать нашу культуру и продавать.

Нужно искать идеи проекта в себе и обращаться к традициям, а технологии производства и инструменты маркетинга можно подсмотреть и в мировой практике.

0
162 комментария
Написать комментарий...
Gleb Gleb

Ох уж эти заголовки. "Оставить карьеру нефтянника" звучит как будто он был топ менеджером Роснефти, а не студентом.

Ответить
Развернуть ветку
Rasul Malikov

Карьера в Saudi Aramco мечта любого нефтяника, иностранцам туда очень сложно попасть, а топ-менеджерам роснефти может стать приближенный к власти человек, не имеющий опыта в нефтянке. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Ruslan Musin

"мы, татары, с богатой разнообразной кухней не смогли заявить о себе на мировом рынке, а кто-то вокруг двух булок и котлетки смог развернуть целую империю"

дальше можно не читать. наркоман какой-то. богатая разнообразная кухня это что, тесто с мясом, тесто с медом и тесто с тестом?

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Татарская кухня достаточно разнообразная. Минус её, как и русской, в том, что под современные стандарты питания она плохо подходит. Калорийно уж очень и с клетчаткой беда. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Кирилл Петровский

Ну еще конина и какие-нибудь желудки в бульоне, ммм

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

О! Нацмены понабежали, минусят. Большой татарский бугурт

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Мясо с тестом, мед с тестом и да тесто с тестом.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

Работает при поддержке местной власти (так как продвигает националистические ценности), получает любые козырные места в городе, где вешает дешевый громкоговоритель и оттуда орет татарская музыка. Почему это на vc.ru?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Рустам Мартаев

Создайте статью на Википедии про националистическую кухню

Ответить
Развернуть ветку
Maxim Petrukhin

Check

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Ну как обычно-  студент без души за карманом, взяли работать в Saudi Aramco, потом  вложил 6 лямов в кафе и оно полетело. Давайте опять фактчекним, что там "по марже" так сказать). 

На герои статьи висит 3 фирмы, при этом все они созданы в 2018 году, так что проверить оборотку в 100500 ярдов нет возможности. Зато в соучредителях есть Помощник депутата Государственного Совета Республики. Далее в статье за 2017 год: "Пока был в Аравии, ребята взяли презентацию, пошли в казанскую дирекцию спортивных проектов и предложили рассмотреть проект.(ну да- идешь без гроша за душой в администрацию, а они любого бизнесмена с радостью принимают).  Тот, кто отвечал за общепит, отметил, что только накануне на встрече с рестораторами города он просил сделать нечто схожее, и сказал готовить срочно 6 павильонов — до чемпионата оставался месяц.

Тогда мы и обратились за помощью к ФИО (ныне депутат госсовета). Нам нужно было закупить большое количество сырья, упаковки. Если я идеолог проекта, то он наш постоянный советник, старший брат, который помогает, наставляет. 

ну ок. Открываем статью рбк за 2018 год: " Во сколько вам обошлось открытие ресторана?

- Ресторан быстрого питания – достаточно дорогостоящий проект. Мы на него потратили порядка 15-20 млн рублей. Большая часть из них – это инвестиции. " 

Если пройтись по всем юрлицам, которые в открытом доступе есть - на одном кафе есть выручка 45 млн за год - остальные созданы в 2016-2018 - данных нет. 

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Но это бесполезно. Аудитория vc -это свидетели розового единорога

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Алексей Кузьмичев

Какие токсичные комментаторы, пиздец.

Живу в Татарстане с зимы, в сеть «Тюбетей» хожу только с друзьями-гостями — цена обеда достаточно высокая для Казани. Но вот эчпочмаки-фри — просто отвал башки. И сами рестораны красивые, как и люди, работающие там.

Мне, как потребителю, похеру кто и при каких условиях этот бизнес открыл, мне нравится — хожу, рекомендую и зову друзей.

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл Петровский

А ничего, что это сайт про бизнес, а не обзор общепита?

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ruslan Musin

Здесь есть масса статей, в которых есть интервью с нормальными адекватными людьми. Тут какой-то странный чувак, живущий в своей реальности, где люди каждый день едят тесто с тестом, и татарская кухня по странному стечению обстоятельств не имеет мировой популярности.

Я татарин, и я эту хрень каждый день есть не смогу

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Make Luv

Зайди в Кыстыбый, рекомендую, https://www.kstb.cafe

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Николай Черных

Халяльной кухней называется в любом городе-шаурма, если повесить название халяльная шаурма, рестик, с названием типа туркистан-1,2...n. Ну...и так далее

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Ivan Vishnyakov

Пельмени, сваренные в жире с укропом не кушали?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Султан Сафин - это имя и фамилия или титул и фамилия?

Про карьеру нефтяника как-то не увидел, но часто сталкиваюсь со студентами-будущими нефтяниками, которые заказывают всё от прикладной механики до механики грунтов, разработки месторождений и проектирования бурильного оборудования. Автор не из таких?

Ну и на сладкое: "поступил в магистратуру Университета науки и технологий короля Абдаллы в Саудовской Аравии... изучал бизнес в Корнелльском университете". 

Я тоже могу написать историю о том, как обучаясь в технологическом университете на 6000 рублей в месяц  арендовал ларек и продавал студентам шаверму, обозвав ее "стуверма". Мне вот что непонятно: за обучение в таких вузах платятся огромные (imho) деньги, многие умные парни и девчонки не могут позволить себе образование даже в местечковом вузе, а этот султан разменял вложенные в него деньги и образование на сеть питания. Вы серьезно? Вы в кого такая свинья, чтобы еще хвастаться этим?

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

Сафин-старший, перелогинься.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Иванов

Ещё один гениальный юношобизнесмен. Случайно не приходится родственником миллиардеру Ралифу Сафину? 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кузьмичев

Сафин — такая же популярная фамилия у татар, как Зотов у русских)

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Николай Черных

Когда начнут уже правильно писать? - Некто, оказался в правильном месте с ресурсами. Не факт, что работает бизнес, а не отмывочная, не факт, что вообще это работает хоть как -то. И да, никаких особых талантов, просто обстоятельства. Так что можете сколько угодно читать, про эту хрень, у вас так не выйдет!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Андреев

Можно сколько угодно писать про то, что у нас так не выйдет, а можно попробовать при наличии свободных 6 млн.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
John Lee Miller

Николай, вы пишите так потому что ребята мусульмане? Или вы реально знаете, что бизнес открыт не правильно и является конторой для отмывания средств?

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Аккаунт отморожен

Татары не дураки прибухнуть по праздникам, о каком халяле речь?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Фатов

не все же татары бухают)

Ответить
Развернуть ветку
18 комментариев
Ruslan Musin

Я помню много таких, которые на пьянках рассказывали о том, какие они мусульмане))

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Давыдов

85% продукции с символикой халяль на прилавках колбасы да сосиски сделаны во все не из мяса даже первое в списке состава мех.обвалка... Далее объяснять не вижу смысла, всё начинается бренда обмана национальности под игидой Халяль, а по факту ресторанов по больше привлечь внимания и инвесторов со стороны, показать какой у нас успешный бизнес. А потом набрав деньжат, закрыться под предлогом банкротства. Ныне только так деньги и делаются на обмане других 

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Mokeev

Когда свинина халяльная появится, тогда и оценим!

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Подозреваю, что там она тоже используется. И бухло халяльное. Таких правоверных, которые халяльную еду водкой запивают, чуть более, чем дохрена. Но там главное, чтобы соседи и родственники видели какие они правоверные

Ответить
Развернуть ветку
Муса Юнусов

не забудь хрюкнуть

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Вася Михеев

Так это, искусственное мясо. Или оно конфликтует с "Эмульгаторы, красители и другие химические добавки."?

Ответить
Развернуть ветку
John Lee Miller

Такого по сути быть не может. Свинину не едят мусульмане, в крайнем случае стараются не есть.

Ответить
Развернуть ветку
John Lee Miller

Буду в Казане, попробую! Привет с Казахстана!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Владимир Ман

На Тони Фергюсона похож)

Ответить
Развернуть ветку
Анатолий Б.

Призываю в комменты главного Сударя России. Как он прокомментирует национальной фастфуд?

Ответить
Развернуть ветку
Phil Balita

Чаще стал замечать в соц сетях и тут про татарский фастфуд, интересный тренд,  кто пробовал   местный фастфуд, как оцените ?  могли бы есть часто его ?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Такмазьян
Автор

Конкретно здесь еда не жирная, мясо диетическое, а выпечка, в основном, на сметанном тесте, поэтому вполне можно есть часто.

Ответить
Развернуть ветку
Ivan Vishnyakov

Мне два эчпочмачпочмач
Короче две той штуки дайте

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Хоть и мажор, на родительские деньги, но концепция, скорее всего, правильная.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

И опять же что то про родителей в статье ничего не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Олег Ивахнов

У вас превратное понятие о "мажорах". Не каждый человек имеющий богатых родителей - мажор.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Alexey Ya

а башкирский национальный фастфуд?

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Фатов

как идея норм

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Калдинский

Сам с Ульяновска. Про этот ресторан слышу первый раз.
2Гис находит только 'Тюбетейка' кафе, про 'Тюбитей' нет упоминаний. Вернее есть в гугл, но при переходе на источник, снова название 'Тюбетейка'.

Ответить
Развернуть ветку
VR

Точка была в "Самолет" в НГ. Потом они упростили меню. В "Самолет" не заходил полгода, возможно уже нет и присутствие Тюбетея в Ульяновске - влажные мечты пейсателя сей статьи.

В начале было интересное заведение. Потом они порезали меню, и стало хуже. Летом заходил в Казани 2 раза - не впечатлился. Еще одно заведение, которое типа с национальным привкусом, но на самом деле все то же самое - тесто, мясо, зелень.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Калдинский

И находит 2 кафе Тюбетейка. На Московском шоссе и Ульяновском проспекте. Ваш какой?

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Дмитрий Жалнов

А вот соглашусь с последними фразами. У нас действительно национальный колорит не научились упаковывать на продажу правильно. Всё что есть попахивает западничеством и сильно отдаёт пошлятинкой.

Ответить
Развернуть ветку
Наталья Тупикова

Кыстыбургер - это вам не боксмастер из кфс. Предел моих гастрономических мечтаний.

Буду знать где поесть, когда приеду. Спасибо :)

Ответить
Развернуть ветку
Карина Иванова

когда в Москве? =)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Василенко

Сеть называется "Тюбетей", но на фото на витрине "Тубатай" - как в итоге правильно?

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Такмазьян
Автор

"Тюбетей" - на русском языке, "Түбәтәй" - на татарском. Правильно и так, и так.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Раков

После первого абзаца прям ждал, когда в тексте всплывет правительство Татарстана или Минниханов с какой-либо "поддержкой". Но в целом, начинание ок. Прошлым летом ездил в Казань и тоже почувствовал дефицит национальных заведений в сфере питания. 

Ответить
Развернуть ветку
Чеширский Кот

- А что такое бизнес-план?

- Бизнес-план - это условно-правдоподобная мечта о будущих доходах.

Ответить
Развернуть ветку
John Lee Miller

Прочитал статю, рад за ребят. Сам из Казахстана, жду когда у нас появится бургер Тимати и крошка-картошка. Потому что реально вкусно. Тюбетей тоже ждем тут. И Додо у нас тоже популярное. И да, Додо не используют свинину в РК.

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

С тобой все понятно))

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Sergey Manakov

Картошка подыхает-же давно?

Ответить
Развернуть ветку
Денис Тришин

россияне работают, а русских нет. Ну ну.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

татарский же.

Ответить
Развернуть ветку
Евгений Скрипченко

Разжигаешь

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Ildarik

Было уже здесь про жену основателя 🤔 намечается цикл статей или как?

Ответить
Развернуть ветку
Вася Михеев

Будьте добры ссылку.

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Рустам Фатов

зависит от трактовщика Священных писаний(исламских), кто то говорит разрешено, кто запрещено

Ответить
Развернуть ветку
Ruslan Musin

Кокаина

Ответить
Развернуть ветку
К X

Татарский "Теремок", почему нет

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Крутая идея,хорошо , что нац кухни продвигают. Иначе бы везде остался салат цезарь и пицца.

Ответить
Развернуть ветку
Роман Лукашёв

Что-то я проголодался. Если в жизни все так гладко как на бумаге то молодцы и так держать. Но с основной мыслью согласен, национальное блюдо упаковать в фастфуд сложная творческая задача. Теремок с этой задачей справился, но в теории наверное могут быть вариации...

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Ray

Ого! Горячая тема ))

Ответить
Развернуть ветку
Saucedo Puetz
Все рестораны сети оборудованы отдельными женскими и мужскими комнатам

Я хоть и не татарин но стал бы туда ходить)

Ответить
Развернуть ветку
Семён Бочкарёв
 печалились, что мы, татары, с богатой разнообразной кухней не смогли заявить о себе на мировом рынке, а кто-то вокруг двух булок и котлетки смог развернуть целую империю

Напомню, что в той же Казани едва ли не самым популярным фастфудом является Татмак, знаменитый своей майонез-пиццей. 

А статья хорошая. Раньше периодически обедал в вашем ресторане на Кремлевской. Могу сразу отметить, что конкуренцию с мировыми сетями фаст-фуда и местными закусочными вам не выдержать. Слишком разнятся цены. Ресторанный подход будет работать намного лучше.

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Халяпов

И много животных которые были съедены в этом фаст фундном заведении услышала молитвы перед забоем и не испытывала страдания?

Единственное что в статье есть это определения халяльной еды и не одного озвученного халяльного поставщика еды и контроля этого процесса. 

И статья здесь - это разве не агрессивный маркетинг ?

Ответить
Развернуть ветку
Антон Суровов

Адаптации национальной кухни всегда интересно, буду в Казани, попробовать зайду. А что концепция эксплуатирует национальную политику разве плохо для локального проекта? Личные ресурсы и ресурс взаимодействия с гос сектором тоже ресурс, который почему бы и не использовать? Сможет ли концепт масштабироваться на другом рынке без равноценной поддержки, уже другой вопрос. 

Ответить
Развернуть ветку
Роман Галиев

Историю очень красивую рассказали, конечно! А что там с Азатом Назмутдиновым не поделили? Теперь он готов их закопать со своим KSTB.))))

Ответить
Развернуть ветку
Радик Салимьянов

Корот это совсем не творог это кисломолочный продукт и в сухом виде это не национальное татарское, его и в Узбекистане делают с давних пор

Ответить
Развернуть ветку
Klonin DevApp

Кто может подсказать из сведущих: вот морепродукты, рыба, икра... может быть халяль? Я так понимаю, что чтобы рыба была халяль, то в момент вылова должна читаться молитва, потом в конкретный момент разделки? Или как?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Dubrovskiy

Зачем в еду тащить религию? Ждем блины одобренные Стрибогом и кашу по-Перунски.

Ответить
Развернуть ветку
159 комментариев
Раскрывать всегда