{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Оставить карьеру нефтяника ради студенческой мечты: история основателя первого татарского халяльного фастфуда «Тюбетей» Статьи редакции

Султан Сафин вложил 6 млн рублей в стартап без тестирования гипотез, построил компанию по принципам халяль и вывел её на годовой оборот в 200 млн рублей.

О продукте

«Тюбетей» — первая татарская халяльная сеть быстрого питания, которая объединяет национальные рецепты и современную подачу. Например, одна из самых известных позиций в меню — кыстыбургер, — базируется на традиционном татарском блюде кыстыбый, обжаренной лепёшке с картофельным пюре.

Все рестораны сети оборудованы отдельными женскими и мужскими комнатами для омовений и намаза, игровой зоной для детей, а также комнатой матери и ребёнка.

Основной принцип компании — халяль. В широком смысле это понятие обозначает всё, что разрешено и полезно для человека с точки зрения канонов ислама. В узком — охватывает как правила питания, так и принципы ведения бизнеса и нормы взаимоотношений в обществе.

Например, среди сотрудников компании принято общаться друг с с другом доверительно и дружелюбно, а руководство «Тюбетея» не пользуется кредитами и не берёт проценты или неустойку с поставщика, если тот сорвал сроки поставки товаров.

Чтобы контролировать соблюдение халяльных принципов в приготовлении пищи, «Тюбетей» работает только с местными поставщиками, в качестве сырья которых компания уверена.

К халяльной пище не относится:

— Кровь животных.

— Мясо скота, забитого без соблюдения ритуала (процедура убоя должна включать в себя чтение молитвы).

— Мясо хищников, свиней и обезьян.

— Мясо скота, умершего естественным путём.

— Алкоголь, в том числе в виде пропитки для кондитерских изделий.

— Эмульгаторы, красители и другие химические добавки.

справка vc.ru

Рецепты для ресторанов придумывают не специально обученные технологи, а все участники команды — около 120 человек. «Плюс этой ситуации в том, что нет заезженного опыта, мешающего экспериментировать», — рассказывает сооснователь «Тюбетея» Султан Сафин.

Сафин, например, придумал рецепт кыстыбургера, а эчпочмак-фри, — ещё одно фирменное блюдо ресторана, — его партнёр и совладелец сети Айнур Камалиев.

Также в меню заведения — манты с говядиной и картошкой, губадия (пирог с рисом, яйцами, изюмом и кортом — сушёным татарским творогом) и чак-чак, жареное тесто в мёде.

Сегодня «Тюбетей» работает в Казани, Сургуте и Ульяновске, всего открыто четыре ресторана. Ежедневно каждая точка обслуживает около 600 клиентов и зарабатывает более 150 тысяч рублей, а ежемесячная выручка ресторанов в Казани превышает 10 млн рублей.

Идея

Идея открыть фастфуд на основе национальной татарской кухни возникла у Султана Сафина во время учёбы в вузе — в 2007 году он поступил в казанский Институт геологии и нефтегазовых технологий.

Сафин с детства любил татарскую кухню благодаря бабушкам: одна работала поваром-кондитером, а другая просто любила готовить. Оказавшись в Казани, он заскучал по домашней еде, а кроме того — никак не мог найти места с халяльной пищей.

По его словам, в то время большинство заведений готовили американскую или японскую кухню, и ему приходилось питаться в узбекских и турецких кафе. «Но это было совсем не то», — вспоминает Сафин.

Молодой человек часто обсуждал проблему с друзьями и рассуждал, как её можно исправить. Но в 2012 году он на время уехал из Казани: поступил в магистратуру Университета науки и технологий короля Абдаллы в Саудовской Аравии.

А окончив её — устроился на работу в национальную нефтегазовую компанию Saudi Aramco, где занимался моделированием месторождений.

За границей ещё больше начинаешь скучать по родине, по домашней еде. Как-то раз мы сидели с моим теперешним партнёром по бизнесу в каком-то западном фастфуде и печалились, что мы, татары, с богатой разнообразной кухней не смогли заявить о себе на мировом рынке, а кто-то вокруг двух булок и котлетки смог развернуть целую империю

Султан Сафин

Параллельно он изучал бизнес в Корнелльском университете: полученные знания помогли доработать идею фастфуда на базе национальной татарской кухни до проекта с бизнес-планом.

Сафину казалось очевидным, что проект «взлетит»: во-первых, Казань в тот период становилась привлекательной для туристов, во-вторых, татарского фастфуда на рынке ещё не было.

К работе над проектом Султан Сафин привлёк сначала своего друга Айнура Камалиева, затем — одногруппника и коллегу по Saudi Aramco Руслана Гильмутдинова. Позже к ним присоединился Азат Назмутдинов, который впоследствии покинул компанию.

Сафин завершил карьеру в нефтегазовой отрасли и уехал обратно в Казань — развивать «Тюбетей». Партнёры решили стартовать сразу, не запуская MVP и не проверяя гипотезы, и вложили (кроме Назмутдинова) 6 млн рублей из собственных накоплений в производство и первый торговый павильон.

 Айнур Камалиев, Султан Сафин и Руслан Гильмутдинов

Первые шаги

Изначально предприниматели рассчитывали отдать производство на аутсорсинг, чтобы продукция изготавливалась по их рецептуре. Они обратились к представителям казанской сети пекарен и попытались убедить их производить халяльную продукцию.

Но те отказались: компания не хотела перестраивать бизнес-процессы под абсолютно другой продукт. Тогда основателям «Тюбетея» пришлось арендовать помещение для собственного производства.

Предприниматели нашли здание в черте города площадью 400 м², где в советское время располагалось кулинарное производство, отремонтировали помещение, оснастили холодильным, пекарским, морозильным оборудованием и начали работу.

В июне 2015 года они открыли первую точку — павильон в форме тюбетейки. Планировалось, что их будет несколько, но большую часть накоплений — 5 млн рублей — пришлось потратить на производство. На открытие первой точки ушёл 1 млн рублей. Из них 300 тысяч рублей — на изготовление киоска.

В павильоне расположили конвекционную печь, кофемашину, чайник, кассу и холодильник. Клиентов обслуживали два человека. И ещё 10-15 человек в смену трудились на производстве.

По словам Сафина, вложенные в павильон и цех 6 млн рублей вернулись в течение первых двух с половиной–трёх лет. Но срок условен: всю прибыль они реинвестировали обратно в производство, оставляя себе ежемесячно около 30 тысяч рублей в качестве зарплаты.

«Мы могли обанкротиться, потому что один маленький павильончик не может окупить всё производство, но нам повезло», — рассказывает Сафин.

Через несколько дней после открытия точки им удалось презентовать свой проект организации, проводившей Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани. Презентация прошла успешно: «Тюбетею» дали добро на строительство шести киосков с едой к чемпионату.

Собственных денег у Сафина и его партнёров не было, и они решили найти инвестора. Обратились в несколько крупных компаний, но везде получили отказ. В конечном счёте им удалось договориться с нефтетрейдинговой компанией «Ядран-Ойл»: она вложила в изготовление павильонов 9 млн рублей.

В течение полутора месяцев основатели построили и установили «тюбетейки» на территории, где проходил чемпионат. За первые 3 недели после открытия павильонов в «Тюбетее» успели пообедать около 50 тысяч человек. Компания заработала более 3 млн рублей.

Первые проблемы

После чемпионата о «Тюбетее» узнали и жители Казани, и местная администрация. Сафин ожидал, что по окончании турнира власти помогут расставить эти шесть павильонов по городу, и они продолжат работу, но вместо этого «Тюбетей» оказался на грани закрытия.

На тот момент в городе были введены ограничения на размещение нестационарных павильонов уличного питания, поэтому процесс расстановки занял два года.

«Это послужило хорошим уроком: оказалось, что свои планы приходится стыковать с планами местной власти», — поясняет Сафин.

Пока решалась проблема с павильонами, основатели «Тюбетея» решили запустить франшизу: к ним периодически поступали предложения о покупке, но целенаправленным поиском франчайзи компания не занималась.

«Тюбетей» запустил восемь проектов, паушальный взнос по каждой из точек составлял 300 тысяч рублей, роялти — 1–3%, но фактически они ни разу не брали эту плату. «Мы всем давали время на раскрутку, и поэтому не нагружали их платежом роялти», — поясняет Гильмутдинов.

Проект не принёс ожидаемого успеха. На франчайзи поступало много жалоб: оказалось, что халяльную франшизу реализовать довольно трудно.

Например, в некоторых точках франчайзи без согласования вводили в меню лимонады и газировки, начинали лепить пирожки сами, хотя должны были заказывать полуфабрикаты с центрального производства.

По словам Сафина, можно построить ИТ-инфраструктуру, чтобы контролировать внутренние процессы в ресторане, но когда речь идёт о сырье, поставщиках, сервисе, невозможно отследить, как ведут себя люди на местах и какое мясо они закупают.

«Многие ошибочно полагают, что покупая франшизу, будут получать пассивный доход. На самом деле франчайзи становится полноценным предпринимателем, который постоянно должен думать о бизнесе и развивать его. К сожалению, не все к этому готовы», — считает Сафин.

От франшиз пришлось отказаться, оставив только две работающие и по сей день точки — в Сургуте и Ульяновске. Их владельцев Сафин и его партнёры знают лично много лет, потому доверяют им представлять бренд «Тюбетей».

Весной 2017 года компания стала производить линейку замороженных полуфабрикатов. Например, национальный татарский пирог зур-бэлиш готовится более четырёх часов, а полуфабрикат — всего 40 минут. Замороженные полуфабрикаты приносят компании 30% от общего оборота, который, по данным на конец 2018 года, составляет 200 млн рублей.

Постепенно от павильонов в форме тюбетеек пришлось отказаться. По словам Сафина, со временем он понял, что открываться с павильонов было ошибкой: из-за того, что это сезонный формат, зимой точки приносили мало выручки.

Но основатель «Тюбетея» не жалеет об этой ошибке: «Всё, что происходит, — это благо, просто мы можем это не сразу осознать. В конце концов, нас начали узнавать именно по этим павильонам оригинальной формы».

Бизнес растёт

В декабре 2017 года предприниматели открыли в центре Казани первый ресторан быстрого питания с татарской кухней. Он занял помещение площадью 350 м², которое вмещает 130 посадочных мест.

На открытии присутствовали президент республики Рустам Минниханов, вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, мэр Казани Ильсур Метшин и председатель госкомитета республики по туризму Сергей Иванов. В открытие этой точки было вложено 16 млн рублей частных инвестиций.

В начале 2019 года компания открыла второй ресторан «Тюбетей» — на Баумана — главной пешеходной улице Казани. Он расположился сразу на двух этажах и по площади составил уже 400 м².

Частные инвестиции в открытие этой точки составили примерно 16 млн рублей. Кроме того, сейчас компания готовит к запуску ещё две точки — одна откроется в ближайшее время, а другая — ближе к концу 2019 года.

Компании поступали предложения о масштабировании сети за пределами России: в странах СНГ, Ближнего Востока, Европы, США и Африки. Но основатели «Тюбетея» решили повременить с выходом за границу: они опасаются расфокусировки.

В первую очередь основатели компании хотели научиться системно строить сеть ресторанов и налаживать процессы в России, а для открытия зарубежных точек необходимо изучить местное законодательство, конъюнктуру рынка, потребности целевой аудитории.

«В конечном итоге, подстраивая проект под новые условия, можно потерять его первоначальную концепцию. Получится совершенно другой ресторан, а нам пока рано смещать фокус в эту сторону», — поясняет Сафин.

В среднем ежемесячная выручка каждого объекта сети «Тюбетей» составляет около 5 млн рублей, а рентабельность примерно 20–25%. По словам Сафина, пока не ясно, как можно повысить рентабельность, поскольку стоимость халяльного сырья, к качеству которого предъявляются довольно высокие требования, не позволяет прыгнуть выше головы.

Халяльный маркетинг

Основной принцип «Тюбетея» в маркетинге — использовать все возможные каналы, чтобы донести до аудитории информацию о себе, но без провокационной рекламы, как, например, у Burger King.

Халяльный маркетинг подразумевает отсутствие агрессивной рекламы, поэтому компания не устанавливает большие билборды. В офлайне использует рекламные листовки с промоутерами, одетыми в костюм эчпочмака, и наружную рекламу — сити-формат (щиты и баннеры).

В онлайне «Тюбетей» регулярно ведёт соцсети, но рекламируется только в пределах своей целевой аудитории. В основном клиенты сети — это студенты, семьи, мусульмане и туристы. В среднем во всех точках «Тюбетея» в Казани ежемесячно питаются 50 тысяч человек. Большая часть аудитории приходит, по мнению Сафина, через сарафанное радио.

Он говорит, что состоит в большинстве групп, где публикуются отзывы о ресторане. Кроме того, в компании есть сотрудник, ответственный за сбор и анализ отзывов о бренде. Он ищет комментарии в «Google Картах», 2GIS , TripAdvisor и передаёт информацию в соответствующий отдел.

Также в «Тюбетее» есть форма с опросом о качестве, на которую клиенты переходят, сканируя QR-код, и оставляют свои отзывы. Иногда клиенты пишут напрямую учредителям.

Негативные комментарии компания старается учитывать и обрабатывать, если речь идёт о человеческом факторе: какую-либо позицию забыли положить в заказ или перепутали.

Например, один из клиентов ресторана опубликовал комментарий в Instagram, сообщив, что в каком-то блюде был пережарен лук. После этого его пригласили в «Тюбетей» и угостили за счёт заведения тем же блюдом, чтобы клиент удостоверился в качестве пищи.

Но чаще всего негативные отзывы сосредоточены вокруг ценообразования и новизны блюд. Когда посетители жалуются на высокие ценники, представители «Тюбетея» объясняют им, как складывается стоимость блюда и что большее снижение цены будет для ресторана нерентабельно.

Также отрицательные отзывы связаны с тем, что «Тюбетей» смешивает национальную кухню с современной, и кто-то бывает этим недоволен. «Мы же не делаем пиццу, которая понятна и нравится всем», — поясняет Султан Сафин.

В иных случаях, наоборот, новизна ещё больше привлекает клиентов. Так, например, происходит в Сургуте и Ульяновске, городах, которые раньше не были знакомы с татарской кухней. Для них такие точки фастфуда — экзотика.

О команде

Сегодня число сотрудников «Тюбетея» составляет около 120 человек, а из-за открытия новой точки количество приближается к 140.

В команду стараются подбирать людей с такими же ценностями, при этом вероисповедание, национальность и предпочтения в еде роли не играют: в компании работают и вегетарианцы, и веганы, и россияне, и иностранцы, а также представители разных конфессий и атеисты.

«Наша корпоративная культура называется "Тәртип", что в переводе с татарского означает "устой", "порядок". Это понятие строится на душевности, способности ценить свои истоки, строить в коллективе дружелюбные взаимоотношения», — отмечает Сафин.

Основатели компании считают, что если у сотрудника есть огромное желание работать и любовь к выбранному делу, его можно научить, «дотянуть» профессиональные навыки до нужного уровня, но если нет энтузиазма — ничего не получится.

Поэтому руководство компании не увольняет сотрудников из-за отсутствия определённых качеств и навыков, а практикует ротации: если человек, допустим, интроверт, но работает на кассе, ему предлагают другие векторы развития в компании.

Еженедельно коллектив компании участвует в мероприятиях «Тюбетей Family» с лекциями по маркетингу, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту, выступлениями психологов и коучей, а также просмотром фильмов и обсуждением книг.

Часто сотрудниками «Тюбетея» становятся его бывшие клиенты. Например, один из посетителей выиграл в «Тюбетее» поездку в ОАЭ, вернулся в Казань и пришёл к ним на работу.

О рынке и конкуренции с крупными сетями фастфуда

На аренду помещений для ресторанов в Казани уходит от 1000 до 2500 рублей за 1 м². В Сургуте и Ульяновске, где рестораны расположены не в отдельных помещениях, а внутри торгово-развлекательных центров, плата за аренду в два-три раза выше.

Отчасти поэтому основатели «Тюбетея» не стремятся заходить в ТЦ. Крупные фастфуд-сети (QSR, quick service restaurants) получают льготы и скидки на аренду помещения в ТЦ. «Тюбетей» же работает на обычных рыночных условиях.

«Некоторым гигантам фастфуда даже доплачивают за то, чтобы они зашли в ТЦ, но это история не про нас: у "Тюбетея" пока нет громкого имени. Также знаем о случаях, когда ТЦ вообще освобождают McDonald's и Burger King от аренды, чтобы привлечь посетителей и других игроков в зону фудкортов», — рассказывает Сафин.

На сегодняшний день, по его подсчётам, лидер по объёму рынка фастфуда в Казани — McDonald's, на втором месте — Burger King, на третьем — KFC и Subway, а затем «Тюбетей».

К конкуренции Султан Сафин относится с позиции стратегии голубого океана: считает, что американцы несут свою культуру, а они — свою. При этом он отмечает, что нужно учиться у крупных брендов.

Так, несколько сотрудников «Тюбетея» несколько раз ездили на стажировку в США, где учились готовить национальные блюда: Султан Сафин — в Komotodo Sushi Burrito, а Руслан Гильмутдинов — в Austin Food Company.

По словам Сафина, по мере развития «Тюбетея» на рынке появились подражатели, которые интегрируют татарскую кухню в формат фастфуда.

И даже крупные игроки ресторанного бизнеса, критиковавшие «Тюбетей» за то, что татарская кухня не может быть быстрой, год назад ввели в своё меню татарский фастфуд.

При этом понятие «конкуренция» Сафин называет устаревшим и считает, что все игроки рынка татарской кухни создают одинаковые ценности, а потому нужно не делить целевую аудиторию, а объединяться.

Я очень надеюсь, что и другие регионы России проснутся и начнут развивать свою национальную кухню, потому что нашей стране есть, что показать. Проблема в том, что у нас не умеют упаковывать нашу культуру и продавать.

Нужно искать идеи проекта в себе и обращаться к традициям, а технологии производства и инструменты маркетинга можно подсмотреть и в мировой практике.

0
162 комментария
Написать комментарий...
Vlad Vlad

Хоть и мажор, на родительские деньги, но концепция, скорее всего, правильная.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

И опять же что то про родителей в статье ничего не вижу.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

С чего вы взяли по поводу превратности? Насчёт родителей, мне кажется из контекста это очевидно.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Где очевидно? Можете цитаты привести.
Насчет превратности: мажор этот тот кто прожигает родительские деньги, а не приумножает их.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Нефтяной институт, потом магистратура в одном из лучших институтов мира по нефтянке, потом работа в одной из лучших в мире нефтяных компаний, потом (внезапно) инвестиции от нефтяной компании в собственное дело, потом президент Татарстана на открытии первой точки...и уже молчу о том, как ему во время обучения в Казани "ПРИХОДИЛОСЬ питаться в узбекских и турецих кафе"...бедолага, как только прошел через такое. Для меня, в свете вышеописанного, очевидно, что герой - отпрыск весьма состоятельных родителей, которые, скорее всего, связаны с нефтяной отраслью.

А что касается мажор-не мажор - это ваше личное какое-то определение, насчет прожигания/приумножения, для меня мажор - это человек с серьезными финансовыми ресурсами (поддержкой) родителей в начале жизни, на которые он может на нефтяника, к примеру, поучиться, а потом бросить и кафе пойти отрыть. Тимати, по вашему, мажор или нет? 

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Ну насколько я нагуглил в СА там бесплатное обучение. И даже стипендию платят 20-30к $

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Да, я тоже видел, но, насколько я понял, это именно такая стипендия, которая включает в себя оплату обучения и остальное,  выдается она не всем учащимся.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Пытаюсь найти, сто то про оплату обучения и не могу.
Уже заинтересовался для сына ) а то каких то 10 лет осталось )))

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

За 10 лет с оплатой может много чего поменяться, так что рекомендую на всякий случай поднакопить, эх, мне бы такого папку в 7))

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Да вы знаете я в 7 только год как с семьей переехал из строительного вагончика и папка думал о том на что бы семью прокормить а не о том что через 10 лет будет.
От нас зависит будут ли наши дети жить лучше нас

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Времена, очевидно, были другими, сейчас уровень жизни все же значительно подрос, и хорошо, что папа вообще о пропитании семьи думал, да и вообще полная семья - уже хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

Ну 7 мне исполнилось в 94.

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Vlad

Время больших возможностей и таких же рисков для вашего отца, мне тогда было уже 12.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Ивахнов

К сожалению в основном рисков.

Ответить
Развернуть ветку
159 комментариев
Раскрывать всегда