Еда
Ольга Такмазьян
18 224

Оставить карьеру нефтяника ради студенческой мечты: история основателя первого татарского халяльного фастфуда «Тюбетей» Материал редакции

Султан Сафин вложил 6 млн рублей в стартап без тестирования гипотез, построил компанию по принципам халяль и вывел её на годовой оборот в 200 млн рублей.

В закладки
Аудио

О продукте

«Тюбетей» — первая татарская халяльная сеть быстрого питания, которая объединяет национальные рецепты и современную подачу. Например, одна из самых известных позиций в меню — кыстыбургер, — базируется на традиционном татарском блюде кыстыбый, обжаренной лепёшке с картофельным пюре.

Все рестораны сети оборудованы отдельными женскими и мужскими комнатами для омовений и намаза, игровой зоной для детей, а также комнатой матери и ребёнка.

Основной принцип компании — халяль. В широком смысле это понятие обозначает всё, что разрешено и полезно для человека с точки зрения канонов ислама. В узком — охватывает как правила питания, так и принципы ведения бизнеса и нормы взаимоотношений в обществе.

Например, среди сотрудников компании принято общаться друг с с другом доверительно и дружелюбно, а руководство «Тюбетея» не пользуется кредитами и не берёт проценты или неустойку с поставщика, если тот сорвал сроки поставки товаров.

Чтобы контролировать соблюдение халяльных принципов в приготовлении пищи, «Тюбетей» работает только с местными поставщиками, в качестве сырья которых компания уверена.

К халяльной пище не относится:

— Кровь животных.

— Мясо скота, забитого без соблюдения ритуала (процедура убоя должна включать в себя чтение молитвы).

— Мясо хищников, свиней и обезьян.

— Мясо скота, умершего естественным путём.

— Алкоголь, в том числе в виде пропитки для кондитерских изделий.

— Эмульгаторы, красители и другие химические добавки.

справка vc.ru

Рецепты для ресторанов придумывают не специально обученные технологи, а все участники команды — около 120 человек. «Плюс этой ситуации в том, что нет заезженного опыта, мешающего экспериментировать», — рассказывает сооснователь «Тюбетея» Султан Сафин.

Сафин, например, придумал рецепт кыстыбургера, а эчпочмак-фри, — ещё одно фирменное блюдо ресторана, — его партнёр и совладелец сети Айнур Камалиев.

Также в меню заведения — манты с говядиной и картошкой, губадия (пирог с рисом, яйцами, изюмом и кортом — сушёным татарским творогом) и чак-чак, жареное тесто в мёде.

Сегодня «Тюбетей» работает в Казани, Сургуте и Ульяновске, всего открыто четыре ресторана. Ежедневно каждая точка обслуживает около 600 клиентов и зарабатывает более 150 тысяч рублей, а ежемесячная выручка ресторанов в Казани превышает 10 млн рублей.

Идея

Идея открыть фастфуд на основе национальной татарской кухни возникла у Султана Сафина во время учёбы в вузе — в 2007 году он поступил в казанский Институт геологии и нефтегазовых технологий.

Сафин с детства любил татарскую кухню благодаря бабушкам: одна работала поваром-кондитером, а другая просто любила готовить. Оказавшись в Казани, он заскучал по домашней еде, а кроме того — никак не мог найти места с халяльной пищей.

По его словам, в то время большинство заведений готовили американскую или японскую кухню, и ему приходилось питаться в узбекских и турецких кафе. «Но это было совсем не то», — вспоминает Сафин.

Молодой человек часто обсуждал проблему с друзьями и рассуждал, как её можно исправить. Но в 2012 году он на время уехал из Казани: поступил в магистратуру Университета науки и технологий короля Абдаллы в Саудовской Аравии.

А окончив её — устроился на работу в национальную нефтегазовую компанию Saudi Aramco, где занимался моделированием месторождений.

За границей ещё больше начинаешь скучать по родине, по домашней еде. Как-то раз мы сидели с моим теперешним партнёром по бизнесу в каком-то западном фастфуде и печалились, что мы, татары, с богатой разнообразной кухней не смогли заявить о себе на мировом рынке, а кто-то вокруг двух булок и котлетки смог развернуть целую империю

Султан Сафин

Параллельно он изучал бизнес в Корнелльском университете: полученные знания помогли доработать идею фастфуда на базе национальной татарской кухни до проекта с бизнес-планом.

Сафину казалось очевидным, что проект «взлетит»: во-первых, Казань в тот период становилась привлекательной для туристов, во-вторых, татарского фастфуда на рынке ещё не было.

К работе над проектом Султан Сафин привлёк сначала своего друга Айнура Камалиева, затем — одногруппника и коллегу по Saudi Aramco Руслана Гильмутдинова. Позже к ним присоединился Азат Назмутдинов, который впоследствии покинул компанию.

Сафин завершил карьеру в нефтегазовой отрасли и уехал обратно в Казань — развивать «Тюбетей». Партнёры решили стартовать сразу, не запуская MVP и не проверяя гипотезы, и вложили (кроме Назмутдинова) 6 млн рублей из собственных накоплений в производство и первый торговый павильон.

​Айнур Камалиев, Султан Сафин и Руслан Гильмутдинов

Первые шаги

Изначально предприниматели рассчитывали отдать производство на аутсорсинг, чтобы продукция изготавливалась по их рецептуре. Они обратились к представителям казанской сети пекарен и попытались убедить их производить халяльную продукцию.

Но те отказались: компания не хотела перестраивать бизнес-процессы под абсолютно другой продукт. Тогда основателям «Тюбетея» пришлось арендовать помещение для собственного производства.

Предприниматели нашли здание в черте города площадью 400 м², где в советское время располагалось кулинарное производство, отремонтировали помещение, оснастили холодильным, пекарским, морозильным оборудованием и начали работу.

В июне 2015 года они открыли первую точку — павильон в форме тюбетейки. Планировалось, что их будет несколько, но большую часть накоплений — 5 млн рублей — пришлось потратить на производство. На открытие первой точки ушёл 1 млн рублей. Из них 300 тысяч рублей — на изготовление киоска.

В павильоне расположили конвекционную печь, кофемашину, чайник, кассу и холодильник. Клиентов обслуживали два человека. И ещё 10-15 человек в смену трудились на производстве.

По словам Сафина, вложенные в павильон и цех 6 млн рублей вернулись в течение первых двух с половиной–трёх лет. Но срок условен: всю прибыль они реинвестировали обратно в производство, оставляя себе ежемесячно около 30 тысяч рублей в качестве зарплаты.

«Мы могли обанкротиться, потому что один маленький павильончик не может окупить всё производство, но нам повезло», — рассказывает Сафин.

Через несколько дней после открытия точки им удалось презентовать свой проект организации, проводившей Чемпионат мира по водным видам спорта в Казани. Презентация прошла успешно: «Тюбетею» дали добро на строительство шести киосков с едой к чемпионату.

Собственных денег у Сафина и его партнёров не было, и они решили найти инвестора. Обратились в несколько крупных компаний, но везде получили отказ. В конечном счёте им удалось договориться с нефтетрейдинговой компанией «Ядран-Ойл»: она вложила в изготовление павильонов 9 млн рублей.

В течение полутора месяцев основатели построили и установили «тюбетейки» на территории, где проходил чемпионат. За первые 3 недели после открытия павильонов в «Тюбетее» успели пообедать около 50 тысяч человек. Компания заработала более 3 млн рублей.

Первые проблемы

После чемпионата о «Тюбетее» узнали и жители Казани, и местная администрация. Сафин ожидал, что по окончании турнира власти помогут расставить эти шесть павильонов по городу, и они продолжат работу, но вместо этого «Тюбетей» оказался на грани закрытия.

На тот момент в городе были введены ограничения на размещение нестационарных павильонов уличного питания, поэтому процесс расстановки занял два года.

«Это послужило хорошим уроком: оказалось, что свои планы приходится стыковать с планами местной власти», — поясняет Сафин.

Пока решалась проблема с павильонами, основатели «Тюбетея» решили запустить франшизу: к ним периодически поступали предложения о покупке, но целенаправленным поиском франчайзи компания не занималась.

«Тюбетей» запустил восемь проектов, паушальный взнос по каждой из точек составлял 300 тысяч рублей, роялти — 1–3%, но фактически они ни разу не брали эту плату. «Мы всем давали время на раскрутку, и поэтому не нагружали их платежом роялти», — поясняет Гильмутдинов.

Проект не принёс ожидаемого успеха. На франчайзи поступало много жалоб: оказалось, что халяльную франшизу реализовать довольно трудно.

Например, в некоторых точках франчайзи без согласования вводили в меню лимонады и газировки, начинали лепить пирожки сами, хотя должны были заказывать полуфабрикаты с центрального производства.

По словам Сафина, можно построить ИТ-инфраструктуру, чтобы контролировать внутренние процессы в ресторане, но когда речь идёт о сырье, поставщиках, сервисе, невозможно отследить, как ведут себя люди на местах и какое мясо они закупают.

«Многие ошибочно полагают, что покупая франшизу, будут получать пассивный доход. На самом деле франчайзи становится полноценным предпринимателем, который постоянно должен думать о бизнесе и развивать его. К сожалению, не все к этому готовы», — считает Сафин.

От франшиз пришлось отказаться, оставив только две работающие и по сей день точки — в Сургуте и Ульяновске. Их владельцев Сафин и его партнёры знают лично много лет, потому доверяют им представлять бренд «Тюбетей».

Весной 2017 года компания стала производить линейку замороженных полуфабрикатов. Например, национальный татарский пирог зур-бэлиш готовится более четырёх часов, а полуфабрикат — всего 40 минут. Замороженные полуфабрикаты приносят компании 30% от общего оборота, который, по данным на конец 2018 года, составляет 200 млн рублей.

Постепенно от павильонов в форме тюбетеек пришлось отказаться. По словам Сафина, со временем он понял, что открываться с павильонов было ошибкой: из-за того, что это сезонный формат, зимой точки приносили мало выручки.

Но основатель «Тюбетея» не жалеет об этой ошибке: «Всё, что происходит, — это благо, просто мы можем это не сразу осознать. В конце концов, нас начали узнавать именно по этим павильонам оригинальной формы».

Бизнес растёт

В декабре 2017 года предприниматели открыли в центре Казани первый ресторан быстрого питания с татарской кухней. Он занял помещение площадью 350 м², которое вмещает 130 посадочных мест.

На открытии присутствовали президент республики Рустам Минниханов, вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, мэр Казани Ильсур Метшин и председатель госкомитета республики по туризму Сергей Иванов. В открытие этой точки было вложено 16 млн рублей частных инвестиций.

В начале 2019 года компания открыла второй ресторан «Тюбетей» — на Баумана — главной пешеходной улице Казани. Он расположился сразу на двух этажах и по площади составил уже 400 м².

Частные инвестиции в открытие этой точки составили примерно 16 млн рублей. Кроме того, сейчас компания готовит к запуску ещё две точки — одна откроется в ближайшее время, а другая — ближе к концу 2019 года.

Компании поступали предложения о масштабировании сети за пределами России: в странах СНГ, Ближнего Востока, Европы, США и Африки. Но основатели «Тюбетея» решили повременить с выходом за границу: они опасаются расфокусировки.

В первую очередь основатели компании хотели научиться системно строить сеть ресторанов и налаживать процессы в России, а для открытия зарубежных точек необходимо изучить местное законодательство, конъюнктуру рынка, потребности целевой аудитории.

«В конечном итоге, подстраивая проект под новые условия, можно потерять его первоначальную концепцию. Получится совершенно другой ресторан, а нам пока рано смещать фокус в эту сторону», — поясняет Сафин.

В среднем ежемесячная выручка каждого объекта сети «Тюбетей» составляет около 5 млн рублей, а рентабельность примерно 20–25%. По словам Сафина, пока не ясно, как можно повысить рентабельность, поскольку стоимость халяльного сырья, к качеству которого предъявляются довольно высокие требования, не позволяет прыгнуть выше головы.

Халяльный маркетинг

Основной принцип «Тюбетея» в маркетинге — использовать все возможные каналы, чтобы донести до аудитории информацию о себе, но без провокационной рекламы, как, например, у Burger King.

Халяльный маркетинг подразумевает отсутствие агрессивной рекламы, поэтому компания не устанавливает большие билборды. В офлайне использует рекламные листовки с промоутерами, одетыми в костюм эчпочмака, и наружную рекламу — сити-формат (щиты и баннеры).

В онлайне «Тюбетей» регулярно ведёт соцсети, но рекламируется только в пределах своей целевой аудитории. В основном клиенты сети — это студенты, семьи, мусульмане и туристы. В среднем во всех точках «Тюбетея» в Казани ежемесячно питаются 50 тысяч человек. Большая часть аудитории приходит, по мнению Сафина, через сарафанное радио.

Он говорит, что состоит в большинстве групп, где публикуются отзывы о ресторане. Кроме того, в компании есть сотрудник, ответственный за сбор и анализ отзывов о бренде. Он ищет комментарии в «Google Картах», 2GIS , TripAdvisor и передаёт информацию в соответствующий отдел.

Также в «Тюбетее» есть форма с опросом о качестве, на которую клиенты переходят, сканируя QR-код, и оставляют свои отзывы. Иногда клиенты пишут напрямую учредителям.

Негативные комментарии компания старается учитывать и обрабатывать, если речь идёт о человеческом факторе: какую-либо позицию забыли положить в заказ или перепутали.

Например, один из клиентов ресторана опубликовал комментарий в Instagram, сообщив, что в каком-то блюде был пережарен лук. После этого его пригласили в «Тюбетей» и угостили за счёт заведения тем же блюдом, чтобы клиент удостоверился в качестве пищи.

Но чаще всего негативные отзывы сосредоточены вокруг ценообразования и новизны блюд. Когда посетители жалуются на высокие ценники, представители «Тюбетея» объясняют им, как складывается стоимость блюда и что большее снижение цены будет для ресторана нерентабельно.

Также отрицательные отзывы связаны с тем, что «Тюбетей» смешивает национальную кухню с современной, и кто-то бывает этим недоволен. «Мы же не делаем пиццу, которая понятна и нравится всем», — поясняет Султан Сафин.

В иных случаях, наоборот, новизна ещё больше привлекает клиентов. Так, например, происходит в Сургуте и Ульяновске, городах, которые раньше не были знакомы с татарской кухней. Для них такие точки фастфуда — экзотика.

О команде

Сегодня число сотрудников «Тюбетея» составляет около 120 человек, а из-за открытия новой точки количество приближается к 140.

В команду стараются подбирать людей с такими же ценностями, при этом вероисповедание, национальность и предпочтения в еде роли не играют: в компании работают и вегетарианцы, и веганы, и россияне, и иностранцы, а также представители разных конфессий и атеисты.

«Наша корпоративная культура называется "Тәртип", что в переводе с татарского означает "устой", "порядок". Это понятие строится на душевности, способности ценить свои истоки, строить в коллективе дружелюбные взаимоотношения», — отмечает Сафин.

Основатели компании считают, что если у сотрудника есть огромное желание работать и любовь к выбранному делу, его можно научить, «дотянуть» профессиональные навыки до нужного уровня, но если нет энтузиазма — ничего не получится.

Поэтому руководство компании не увольняет сотрудников из-за отсутствия определённых качеств и навыков, а практикует ротации: если человек, допустим, интроверт, но работает на кассе, ему предлагают другие векторы развития в компании.

Еженедельно коллектив компании участвует в мероприятиях «Тюбетей Family» с лекциями по маркетингу, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту, выступлениями психологов и коучей, а также просмотром фильмов и обсуждением книг.

Часто сотрудниками «Тюбетея» становятся его бывшие клиенты. Например, один из посетителей выиграл в «Тюбетее» поездку в ОАЭ, вернулся в Казань и пришёл к ним на работу.

О рынке и конкуренции с крупными сетями фастфуда

На аренду помещений для ресторанов в Казани уходит от 1000 до 2500 рублей за 1 м². В Сургуте и Ульяновске, где рестораны расположены не в отдельных помещениях, а внутри торгово-развлекательных центров, плата за аренду в два-три раза выше.

Отчасти поэтому основатели «Тюбетея» не стремятся заходить в ТЦ. Крупные фастфуд-сети (QSR, quick service restaurants) получают льготы и скидки на аренду помещения в ТЦ. «Тюбетей» же работает на обычных рыночных условиях.

«Некоторым гигантам фастфуда даже доплачивают за то, чтобы они зашли в ТЦ, но это история не про нас: у "Тюбетея" пока нет громкого имени. Также знаем о случаях, когда ТЦ вообще освобождают McDonald's и Burger King от аренды, чтобы привлечь посетителей и других игроков в зону фудкортов», — рассказывает Сафин.

На сегодняшний день, по его подсчётам, лидер по объёму рынка фастфуда в Казани — McDonald's, на втором месте — Burger King, на третьем — KFC и Subway, а затем «Тюбетей».

К конкуренции Султан Сафин относится с позиции стратегии голубого океана: считает, что американцы несут свою культуру, а они — свою. При этом он отмечает, что нужно учиться у крупных брендов.

Так, несколько сотрудников «Тюбетея» несколько раз ездили на стажировку в США, где учились готовить национальные блюда: Султан Сафин — в Komotodo Sushi Burrito, а Руслан Гильмутдинов — в Austin Food Company.

По словам Сафина, по мере развития «Тюбетея» на рынке появились подражатели, которые интегрируют татарскую кухню в формат фастфуда.

И даже крупные игроки ресторанного бизнеса, критиковавшие «Тюбетей» за то, что татарская кухня не может быть быстрой, год назад ввели в своё меню татарский фастфуд.

При этом понятие «конкуренция» Сафин называет устаревшим и считает, что все игроки рынка татарской кухни создают одинаковые ценности, а потому нужно не делить целевую аудиторию, а объединяться.

Я очень надеюсь, что и другие регионы России проснутся и начнут развивать свою национальную кухню, потому что нашей стране есть, что показать. Проблема в том, что у нас не умеют упаковывать нашу культуру и продавать.

Нужно искать идеи проекта в себе и обращаться к традициям, а технологии производства и инструменты маркетинга можно подсмотреть и в мировой практике.

{ "author_name": "Ольга Такмазьян", "author_type": "self", "tags": ["\u0445\u0430\u043b\u044f\u043b\u044c","\u0444\u0430\u0441\u0442\u0444\u0443\u0434","\u0442\u044e\u0431\u0435\u0442\u0435\u0439","\u0442\u0430\u0442\u0430\u0440\u0441\u043a\u0430\u044f\u043a\u0443\u0445\u043d\u044f","\u043d\u0430\u0446\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0439\u0444\u0430\u0441\u0442\u0444\u0443\u0434"], "comments": 162, "likes": 44, "favorites": 75, "is_advertisement": false, "subsite_label": "food", "id": 83881, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Wed, 25 Sep 2019 15:07:05 +0300", "is_special": false }
0
{ "id": 83881, "author_id": 271476, "diff_limit": 1000, "urls": {"diff":"\/comments\/83881\/get","add":"\/comments\/83881\/add","edit":"\/comments\/edit","remove":"\/admin\/comments\/remove","pin":"\/admin\/comments\/pin","get4edit":"\/comments\/get4edit","complain":"\/comments\/complain","load_more":"\/comments\/loading\/83881"}, "attach_limit": 2, "max_comment_text_length": 5000, "subsite_id": 199128, "last_count_and_date": null }
162 комментария
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
39

Ох уж эти заголовки. "Оставить карьеру нефтянника" звучит как будто он был топ менеджером Роснефти, а не студентом.

Ответить
6

Карьера в Saudi Aramco мечта любого нефтяника, иностранцам туда очень сложно попасть, а топ-менеджерам роснефти может стать приближенный к власти человек, не имеющий опыта в нефтянке. 

Ответить
8

Туда не так сложно попасть, что доказывает пример автора, попавшего со студенческой скамьи. Там нужна куча рядовой пехоты, ибо местные такими глупостями, как работа, себя не утруждают. Карьеру вы там никогда не сделаете.

Ответить
0

Откуда такие познания, работаете в нефтяной отрасли? или есть знакомые, которые работают там?

Ответить
3

а Сауди Арамко наверное владеет потомственный нефтянник а не семья Шейхов ?

Ответить
1

Потомственный шейх - нефтянник!

Ответить
34

"мы, татары, с богатой разнообразной кухней не смогли заявить о себе на мировом рынке, а кто-то вокруг двух булок и котлетки смог развернуть целую империю"

дальше можно не читать. наркоман какой-то. богатая разнообразная кухня это что, тесто с мясом, тесто с медом и тесто с тестом?

Ответить
9

Татарская кухня достаточно разнообразная. Минус её, как и русской, в том, что под современные стандарты питания она плохо подходит. Калорийно уж очень и с клетчаткой беда. 

Ответить
8

Любая кухня разнообразна. А эта цитата основателя просто показывает его уровень. Ну, там, правда, еще отдельно доставляет про мировой рынок, но это можно списать на провинциальные амбиции

Ответить
0

Таки не любая. Климат накладывает ограничения. 

Ответить
5

Применительно к климату любая. У эскимосов даже три блюда- уже дохрена, если кухня включает не только оленину и лед- она достаточно разнообразна

Ответить
0

> Калорийно уж очень и с клетчаткой беда.

Да уж, не то что у mcdonald's

Ответить
9

Ну еще конина и какие-нибудь желудки в бульоне, ммм

Ответить
5

О! Нацмены понабежали, минусят. Большой татарский бугурт

Ответить
0

Мясо с тестом, мед с тестом и да тесто с тестом.

Ответить
31

Работает при поддержке местной власти (так как продвигает националистические ценности), получает любые козырные места в городе, где вешает дешевый громкоговоритель и оттуда орет татарская музыка. Почему это на vc.ru?

Ответить
1

Откуда сведения?

Ответить
2

Где? При принятии решений о выдаче мест?

Ответить
1

Азат, если вы осведомлены иначе, можете поделиться своим мнением.

Ответить
2

По-моему должны быть какие то доказательства, чтобы бросаться такими словами. Был там это как то вообще не аргумент

Ответить
8

Говорят, что с одного центрального места сдвинули Сбер (лол), с другого довольно успешное кафе, с третьего не помню что. Все это были успешные заведения. Наверное Тюбетею все-таки очень повезло)

Со стороны властей Татарстана зачастую звучат лозунги о поддержке татарской культуры (про русскую не слышал, кстати, хотя русских половина). Так что, думаю, проект национальной кухни они тоже поддерживают. Так понятней?

Ответить
6

Да, я думаю в этом вы правы, есть перекос в сторону татарской культуры, думаю мне как татарину этого не видно.

Я думаю это вызвано тем, что русская культура как преобладающая может просто может вытеснить все, что осталось.

Думаю это долгий разговор нужна ли вообще какая-то культурная идентичность и есть ли в ней вообще какой то смыл

Ответить
4

рынок разрулит, если говорить о еде 

и мексиканский ресторан с качественной кухней и атмосферой будет отлично себя чувствовать в Казани, скажем

вопрос не этой плоскости 

все надоедает - вот русскую кухню люблю, но и турецкий донер хорош и норвежский суп, в общем хорошо не в политику а в качество упирать - весь мировой опыт показывает что уживаются и культуры и кухни легко рядом, вместе давая разнообразие и конкуренцию - что для потребителя хорошо вцелом 

Ответить
–1

Нужна конечно. И это круто, что есть кафе национальной кухни и это развивается.

Ответить
0

Это сто процентов так! Что в Башкирии, что Татарстане, "культ малых народов". Вполне четкая оценка ситуации. Но про другие города не понятно, там они как себя чувствуют? Врядли рука татарской диаспоры до них дотянулась. Хотя все может быть.

Ответить
1

Другие города теперь пишут заявление на изучение «родного русского языка», потому что Татарстан пробил закон об обязательном родном языке в школах. 

Ответить
0

Создайте статью на Википедии про националистическую кухню

Ответить
22

Ну как обычно-  студент без души за карманом, взяли работать в Saudi Aramco, потом  вложил 6 лямов в кафе и оно полетело. Давайте опять фактчекним, что там "по марже" так сказать). 

На герои статьи висит 3 фирмы, при этом все они созданы в 2018 году, так что проверить оборотку в 100500 ярдов нет возможности. Зато в соучредителях есть Помощник депутата Государственного Совета Республики. Далее в статье за 2017 год: "Пока был в Аравии, ребята взяли презентацию, пошли в казанскую дирекцию спортивных проектов и предложили рассмотреть проект.(ну да- идешь без гроша за душой в администрацию, а они любого бизнесмена с радостью принимают).  Тот, кто отвечал за общепит, отметил, что только накануне на встрече с рестораторами города он просил сделать нечто схожее, и сказал готовить срочно 6 павильонов — до чемпионата оставался месяц.

Тогда мы и обратились за помощью к ФИО (ныне депутат госсовета). Нам нужно было закупить большое количество сырья, упаковки. Если я идеолог проекта, то он наш постоянный советник, старший брат, который помогает, наставляет. 

ну ок. Открываем статью рбк за 2018 год: " Во сколько вам обошлось открытие ресторана?

- Ресторан быстрого питания – достаточно дорогостоящий проект. Мы на него потратили порядка 15-20 млн рублей. Большая часть из них – это инвестиции. " 

Если пройтись по всем юрлицам, которые в открытом доступе есть - на одном кафе есть выручка 45 млн за год - остальные созданы в 2016-2018 - данных нет. 

Ответить
0

Но это бесполезно. Аудитория vc -это свидетели розового единорога

Ответить
18

Я прост не понимаю - зачем эти статьи? ЧСВ потешить? Лучше бы была статья "у нас оборотка 200 млн, но чтобы оптимизировать налоообложение мы сделали столько то юрлиц вот для этого". Особенно забавно на фоне недавней статьи по рыбному магазину, где вся жизнь так сказать. а тут раз - 6 лямов вложил, раз инвесторы, раз уже с администрацией работаем, раз уже за столом с президентом республики сидим. И всё чисто на продукте и бизнес- скилах. 

Ответить
2

Потому что так vc сможет привлечь больше любителей сказок и продать рекламы. Чисто на скиллах)) 

Ответить
0

"На открытии присутствовали президент республики Рустам Минниханов, вице-премьер Татарстана Василь Шайхразиев, мэр Казани Ильсур Метшин и председатель госкомитета республики по туризму Сергей Иванов." 

После этого абзаца, у меня сложилость такое же мнение.

Ответить

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

3

Какие токсичные комментаторы, пиздец.

Живу в Татарстане с зимы, в сеть «Тюбетей» хожу только с друзьями-гостями — цена обеда достаточно высокая для Казани. Но вот эчпочмаки-фри — просто отвал башки. И сами рестораны красивые, как и люди, работающие там.

Мне, как потребителю, похеру кто и при каких условиях этот бизнес открыл, мне нравится — хожу, рекомендую и зову друзей.

Ответить
11

А ничего, что это сайт про бизнес, а не обзор общепита?

Ответить
2

Если общепит не бизнес, то что тогда бизнес?

Ответить
1

Тогда давайте рецептами плова делиться. 

Ответить
4

Здесь есть масса статей, в которых есть интервью с нормальными адекватными людьми. Тут какой-то странный чувак, живущий в своей реальности, где люди каждый день едят тесто с тестом, и татарская кухня по странному стечению обстоятельств не имеет мировой популярности.

Я татарин, и я эту хрень каждый день есть не смогу

Ответить
1

Держите нас в курсе о том что вы там есть не можете.

Ответить
0

Ты бы так явно свой бугурт не демонстрировал

Ответить
0

Зайди в Кыстыбый, рекомендую, https://www.kstb.cafe

Ответить
0

Спасибо, слышал про них)

Ответить
6

Гостил в татарстане 2 недели. Жил в семье девушки.

Татары действительно с теплой любовью относятся к своим кулинарным традициям. 

Поэтому сквозящее через всю статью благоговение перед эчпочмаками и кыстыбы этого парня могу понять и принять за правду, а не за маркетинговый ход.

Уважение вызывает тот факт, что в основе бизнеса лежат незыблемые принципы (халяль). Если это действительно так, то это очень круто. Это как проходить игру на хардкоре.

P.S.: Кухня на самом деле на 70% состоит из теста. Кушать каждый день я лично бы не стал.

Ответить
1

Халяльной кухней называется в любом городе-шаурма, если повесить название халяльная шаурма, рестик, с названием типа туркистан-1,2...n. Ну...и так далее

Ответить
1

Те кто просто вешают лейб Халял, не обязательно следуют канонам. У нас в Казахстане KFC тоже повесели лейбл Халял, их проверили, оказалось не соблюдают. Сейчас убрали. Уверен, ребята, делают это не из-за маркетингового хода.

Ответить
0

Пельмени, сваренные в жире с укропом не кушали?

Ответить
2

Султан Сафин - это имя и фамилия или титул и фамилия?

Про карьеру нефтяника как-то не увидел, но часто сталкиваюсь со студентами-будущими нефтяниками, которые заказывают всё от прикладной механики до механики грунтов, разработки месторождений и проектирования бурильного оборудования. Автор не из таких?

Ну и на сладкое: "поступил в магистратуру Университета науки и технологий короля Абдаллы в Саудовской Аравии... изучал бизнес в Корнелльском университете". 

Я тоже могу написать историю о том, как обучаясь в технологическом университете на 6000 рублей в месяц  арендовал ларек и продавал студентам шаверму, обозвав ее "стуверма". Мне вот что непонятно: за обучение в таких вузах платятся огромные (imho) деньги, многие умные парни и девчонки не могут позволить себе образование даже в местечковом вузе, а этот султан разменял вложенные в него деньги и образование на сеть питания. Вы серьезно? Вы в кого такая свинья, чтобы еще хвастаться этим?

Ответить
0

Сафин-старший, перелогинься.

Ответить
2

Ещё один гениальный юношобизнесмен. Случайно не приходится родственником миллиардеру Ралифу Сафину? 

Ответить
1

Сафин — такая же популярная фамилия у татар, как Зотов у русских)

Ответить
13

Не знаю ни одного Зотова

Ответить
3

Знаю как минимум трех, которые не родственники. А вообще, хотел написать «Ивановых», но подумал, что это клише. Сейчас увидел фамилию комментатора))

Ответить
0

Может региональная особенность какая-то. 

Ответить
2

Когда начнут уже правильно писать? - Некто, оказался в правильном месте с ресурсами. Не факт, что работает бизнес, а не отмывочная, не факт, что вообще это работает хоть как -то. И да, никаких особых талантов, просто обстоятельства. Так что можете сколько угодно читать, про эту хрень, у вас так не выйдет!

Ответить
0

Можно сколько угодно писать про то, что у нас так не выйдет, а можно попробовать при наличии свободных 6 млн.

Ответить
1

Когда начинал пометить на vc, ожидал, что аудитория гораздо более осведомленная в вопросах. А сейчас уже и не пишу ничего. Такой наивняк, как раз для историй про весёлых стартаперов.

Ответить
0

Тонкий намёк на то, что у меня нет 6 свободных миллионов?) 

Ответить
0

Николай, вы пишите так потому что ребята мусульмане? Или вы реально знаете, что бизнес открыт не правильно и является конторой для отмывания средств?

Ответить
0

Хм, почему я должен плохо относится к мусульманам?

Ответить
–1

Не должно, никто не должен относится плохо людям разной религии, цвета кожи и т.д. Просто вы написали "Не факт, что работает бизнес, а не отмывочная, не факт, что вообще это работает хоть как -то. И да, никаких особых талантов, просто обстоятельства" - это вы как бы на что намекаете? Есть какие-либо доказательства? не хотелось бы, чтобы ребята зарабатывали на использовании религии.

Ответить
0

Это как бы, если вы познакомитесь с популярной книгой Млодинова, самой доступной про вероятности, то найдёте ответы на свои вопросы без привлечения национализма. 

Ответить
0

Даже Млодинов может ошибаться

Ответить
0

Все могут ошибаться. Это как-бы по-умолчанию. 

Ответить
0

Засим не нужно писать о том, в чем не уверены. Как считаете?

Ответить
0

Вы излишне навязчивы, вам не кажется? Если вас не устраивает моё мнение, вы можете его игнорировать. Подумайте о том, почему для вас важно повлиять на мои суждения.

Ответить
0

Вы в своем комментарии написали не факт, что работает бизнес, а не отмывочная. А это серьезное заявление, поэтому я не смог пройти мимо и не поинтерсоваться от чего вы так пишите. Если у вас есть какие-либо доказательства, то было бы интересно посмотреть на них.

Ответить
0

Это серьёзное заявление только для вас. Обратите внимание, мне больше никто не пишет)

Ответить
0

Потому что наверно люди несерьезные. Или не понимают всю суть вашего комментария.

Ответить
3

85% продукции с символикой халяль на прилавках колбасы да сосиски сделаны во все не из мяса даже первое в списке состава мех.обвалка... Далее объяснять не вижу смысла, всё начинается бренда обмана национальности под игидой Халяль, а по факту ресторанов по больше привлечь внимания и инвесторов со стороны, показать какой у нас успешный бизнес. А потом набрав деньжат, закрыться под предлогом банкротства. Ныне только так деньги и делаются на обмане других 

Ответить
–1

Когда свинина халяльная появится, тогда и оценим!

Ответить
2

Подозреваю, что там она тоже используется. И бухло халяльное. Таких правоверных, которые халяльную еду водкой запивают, чуть более, чем дохрена. Но там главное, чтобы соседи и родственники видели какие они правоверные

Ответить
0

Так это, искусственное мясо. Или оно конфликтует с "Эмульгаторы, красители и другие химические добавки."?

Ответить
0

Такого по сути быть не может. Свинину не едят мусульмане, в крайнем случае стараются не есть.

Ответить
–1

не забудь хрюкнуть

Ответить
0

Что за негатив?)) Так шутят татары, я лично слышал.

P.S. я понял, ты зарегистрировался ради каммента. 

Ответить
0

Буду в Казане, попробую! Привет с Казахстана!

Ответить
5

В казане ты уже ничего не попробуешь :)

Ответить
2

Как раз таки в казане, самое-то)))

Ответить
2

Татары не дураки прибухнуть по праздникам, о каком халяле речь?

Ответить
0

не все же татары бухают)

Ответить
0

Я буквально пару таких помню. Да и те, лучше бы бухали

Ответить
0

мы оцениваем мир по своим взглядам и ощущениям, но он не такой

Ответить
0

Блаблабла. То есть татары не бухают? Ну ок.

Сестра, несите таблетки! Тут галлюцинации!

Ответить
0

смотрите выше там написано: не все татары бухают

Ответить
0

К счастью, среди татар пока не так много поехавших на религии, общий уровень еще позволяет держаться выше порога адекватности

Ответить
0

на это я тоже дал ответ: мы оцениваем мир по своим взглядам и ощущениям, но он не такой.

и мы не знаем где истина точно, уверенно, кроме избранных, возможно она в религии и в Боге.

Все прояснится только после смерти, или там нет ничего, или есть Ад, Рай, Судный день и прочие атрибуты.

И здесь верующие более застрахованы от убытка. Ибо если есть всё в загробной жизни, то они спасутся, если нет, то все равны.

Ответить
0

А если ни то, ни другое?  ни рая, ни ада, ни судного дня, ни "ничего"?

Ответить
0

если ничего, тогда все равны перед смертью, но это выглядит не справедливо, воздаяние должно быть

Ответить
0

Нет, в смысле не "ничего", то есть какая-то другая альтернатива, не указанная в библии или коране. Тогда сюрприз будет

И потом, а с чего бы воздаяние? То, что кто-то бьется головой об пол и читает молитвы, не делает его более достойным "воздаяния", чем тот, кто жил в свое удовольствие и, скорее всего, попутно принес больше пользы обществу и миру. 

Да и, вообще, а кто сказал, что есть справедливость? Не ешь свинину- ну не ешь, твой выбор. Если не ешь потому, что не хочешь- норм, какое тут воздаяние? А если всю жизнь себе отказывать в чем-то из-за книжки в надежде на негарантированное "воздаяние"- так для таких людей есть  воздаяние от государства, называется пенсия по нетрудоспособности

Ответить
0

верующий не просто бьется головой об пол или не ест свинину(в частности мусульманин) он благодарит и восхваляет Всевышнего за все в своей молитве и хочет получить больше в виде Рая в будущей жизни и спастись от огня Ада и верующий остерегается запретов Бога(запрет на свинину в частности или другой харам) и поэтому не делает запрещенные вещи, если и делает то сильно кается, чтоб Господь его простил. Концепция такая.

Что касается что будет в загробной жизни или ее не будет, будет ли справедливое воздаяние или нет, то тут верующий верит что будет, просто верит, и полагается на косвенные причины в своей вере (наблюдаяе за сложностью Бытия, человеческих созданий, процессов, законов, наблюдая за всем этим он приходит к выводу что есть первопричина всего, Создатель)

Ответить
0

И это однобокая позиция верующего человека, который не допускает того, что может быть по-другому. Но, в конечном итоге, это проблемы верующих

Ответить
0

вот ты неверующий, как я понял, но не бессмертный конечно, допустим ты умрешь, все мы умрем когда придет время, по какому обряду ты попросишь себя похоронить?  Я никому не желаю смерти, но кончина неизбежна, никто еще вечно не жил. Вопрос из чистого любопытства. По обряду какой религии скажем ты бы близкого усопшего или себя похоронил? Вот приходят в мечеть татары которые никогда в жизни намаз не читали, бухали и прочее, но родственники просят похоронить его по мусульманскому обряду. Вопрос зачем,если он при жизни их не соблюдал. Вопрос отсюда вытекает.

Ответить
0

Почему не верующий? Я знаю, что что-то есть, но жить по книге и пытаться быть лучше для непонятно кого/чего при том, что нет ни малейшего подтверждения, что ему/этому нужно, чтобы я не ел свинину, ходил в церковь или типа того- зачем? Мое понимание мира позволяет мне разделять духовность и религию, понимать какие средневековые религиозные запреты с чем связаны.

А себя я бы кремировал, чтобы не занимать место, без этого вот идиотизма типа место, камень, оградка- и все за многотыщ рублей. Это все лишнее

Ответить
–1

ясно, вы смелый человек.

Но как же люди которые приходят и говорят я посланник Бога, если вы люди не последуете за мной, то попадете в Ад и Бог говорит через них с людьми, испытывая их таким образом.

И эти люди истинные пророки, не лжепророки, которые гонятся лишь за материальным и обманывают людей, те пророки были честными, никогда в жизни не лгали, были сверх порядочными, вот они призывают к Богу и они же организовали самые мощные сообщества, например иудаизм, ислам, христианство. И пришли они с книгами от Бога. Эти люди что ошибались и они что лжецы?

Ответить
1

В вашем комментарии довольно неприкрытый софизм. Человек, говорящий что он посланник бога не равно посланник бога. Человек который не гонится за материальным или не лжёт (если человек верит сам в то, что он говорит это не ложь с его стороны, но не истина) не равно истинный пророк. Пришли с книгами от бога вообще интересная формулировка, которая изначально вводит как аксиому существование бога, что аксиомой не является, но является основой веры конечно же. Про организацию мощных так сказать сообществ людей, тогда как не прямой контраргумент это примеры организации более негативных сообществ людей и отсылка к тому, что любая система может держаться на личном авторитете как идее, но строится командой. А вера и идеология живут и передаются, распространяются через несколько каналов - пользователи верующие как инструмент удовлетворения трансцендентных потребностей человека для гармонии принципов его мышления и видения картины мира, так и канал эксплуатирующих учение для удовлетворения собственных мотивов. 

Ответить
0

Красиво написали, вопрос, как все появилось в нашем мире, в многообразном и чарующем если не Великая сила или Господь Бог все создал?

В том то и дело что вера удовлетворяет транцендентные потребности человека и отвечает на все вопросы, которые не может ответить видимый мир
или материалистическая философия.

То что, кто то эксплуатирует веру, та же церковь, это же порицается и самим учением обычно.
Если учение не порицает эксплуатацию за счет веры, это скорее всего лживая контора, которая хочет лишь заполучить мат блага своих прихожан.

Вера на то и вера, что ее нельзя доказать логическими умозаключениями, или ты веришь в сверхъестественное или нет.
Истину человек узнает только после ухода (перехода) из этого мира.

Ответить
0

Опять же, не говорю, что вера это односторонне плохо, есть много положительных влияний, но если брать её за основу ответа на вопрос, как появилось всё сущее, то монотеистические религии производят некоторую подмену понятий закрывая потребность в последующем поиске ответа. Как явный пример это наделение бога весьма человекоподобными образами мышления и мотивации. Если мы не можем объяснить в силу ограниченности возможностей познания, то гипотезу (а религия это по факту лишь гипотеза) мы выводим из доступных нам принципов мышления, что весьма однобоко. Второй момент, что не нужно путать религиозное учение как частность с верой в сверхъестественное. Узнает ли человек истину после физической смерти опять же весьма спорный вопрос. Но вопрос веры дело каждого, главное не навязывать верность своего суждения без поводов к его верности и не принимать веру как что-то уже готовое, а анализировать и для себя понимать что и почему преподносится именно так. А то религия как готовый продукт имеет довольно мало общего со своими изначальными принципами. Кстати монотеистические религии на мой взгляд (ну и думаю многие видят также) это интерпретации одного и тоже учения, просто искаженные во время распространения и адаптированные под конкретные ситуации в местах своего распространения.

Ответить
0

По поводу вашего замечания, не путать религию и веру в сверхъестественное. Все основные атрибуты веры в религии подразумевают веру в сверхъестественное.
Будь то вера в Бога, в существование ангелов и демонов, вера в Судный день.

Ищите истину, поиск всегда приветствуется, никто ничего не закрывает.
Авраамические религии, в частности ислам наоборот поощряют поиск.
Чтоб человек задавался вопросом кто он, искал истину.
И видя окружающий его мир, восхищался его великолепием и благодарил своего Творца за все блага.
Да и в христианстве принцип ищите и обрящете, никто не отменял.

Да вы правы авраамические религии из одного источника, это религии Единобожия, монотеистические религии.
И последующий пророк всегда подтверждал предыдущего пророка Единобожия.
Хотя адепты старой церкви отрицают истинность нового пророка.
Например иудеи отвергают Христа, христиане отвергают Пророка Мухаммада,
иудеи будучи более ранними последователями Единобожия отвергают обоих новых пророков и Иисуса и Мухаммада мир им.
Хотя Христос подтвердил истинность Моисея.
Также пророк Мухаммад мир Ему, тоже подтверждает истинность и Моисея как пророка, также и Иисуса. Плюс еще говорит о неправильной интерпретации его личности адептами его церкви(христианами).
Христиане как известно называют Иисуса сыном Бога, но в исламе говорится что Бог не нуждается в сыновьях и дочерях.
Продолжение рода индивидов рассматривается как их неполноценность. Тот кто вечен не нуждается в продолжении своего рода, это нецелесообразно.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал что ислам последняя религия Единобожия. Что подтверждается временем.
Не создано с тех пор ни одной мировой религии таких масштабов. Не было пророка такого уровня, это говорит об истинности пророчества.
Только появлялись реформаторы существующих религий или лжепророки. 

Ответить
0

Я помню много таких, которые на пьянках рассказывали о том, какие они мусульмане))

Ответить
2

На Тони Фергюсона похож)

Ответить
2

Призываю в комменты главного Сударя России. Как он прокомментирует национальной фастфуд?

Ответить
1

Чаще стал замечать в соц сетях и тут про татарский фастфуд, интересный тренд,  кто пробовал   местный фастфуд, как оцените ?  могли бы есть часто его ?

Ответить
3

Конкретно здесь еда не жирная, мясо диетическое, а выпечка, в основном, на сметанном тесте, поэтому вполне можно есть часто.

Ответить
0

Мне два эчпочмачпочмач
Короче две той штуки дайте

Ответить
0

Хоть и мажор, на родительские деньги, но концепция, скорее всего, правильная.

Ответить
5

И опять же что то про родителей в статье ничего не вижу.

Ответить
0

С чего вы взяли по поводу превратности? Насчёт родителей, мне кажется из контекста это очевидно.

Ответить
0

Где очевидно? Можете цитаты привести.
Насчет превратности: мажор этот тот кто прожигает родительские деньги, а не приумножает их.

Ответить
3

Нефтяной институт, потом магистратура в одном из лучших институтов мира по нефтянке, потом работа в одной из лучших в мире нефтяных компаний, потом (внезапно) инвестиции от нефтяной компании в собственное дело, потом президент Татарстана на открытии первой точки...и уже молчу о том, как ему во время обучения в Казани "ПРИХОДИЛОСЬ питаться в узбекских и турецих кафе"...бедолага, как только прошел через такое. Для меня, в свете вышеописанного, очевидно, что герой - отпрыск весьма состоятельных родителей, которые, скорее всего, связаны с нефтяной отраслью.

А что касается мажор-не мажор - это ваше личное какое-то определение, насчет прожигания/приумножения, для меня мажор - это человек с серьезными финансовыми ресурсами (поддержкой) родителей в начале жизни, на которые он может на нефтяника, к примеру, поучиться, а потом бросить и кафе пойти отрыть. Тимати, по вашему, мажор или нет? 

Ответить
1

Ну насколько я нагуглил в СА там бесплатное обучение. И даже стипендию платят 20-30к $

Ответить
0

Да, я тоже видел, но, насколько я понял, это именно такая стипендия, которая включает в себя оплату обучения и остальное,  выдается она не всем учащимся.

Ответить
0

Пытаюсь найти, сто то про оплату обучения и не могу.
Уже заинтересовался для сына ) а то каких то 10 лет осталось )))

Ответить
0

За 10 лет с оплатой может много чего поменяться, так что рекомендую на всякий случай поднакопить, эх, мне бы такого папку в 7))

Ответить
0

Да вы знаете я в 7 только год как с семьей переехал из строительного вагончика и папка думал о том на что бы семью прокормить а не о том что через 10 лет будет.
От нас зависит будут ли наши дети жить лучше нас

Ответить
0

Времена, очевидно, были другими, сейчас уровень жизни все же значительно подрос, и хорошо, что папа вообще о пропитании семьи думал, да и вообще полная семья - уже хорошо.

Ответить
0

Ну 7 мне исполнилось в 94.

Ответить
0

Время больших возможностей и таких же рисков для вашего отца, мне тогда было уже 12.

Ответить
0

К сожалению в основном рисков.

Ответить
1

У вас превратное понятие о "мажорах". Не каждый человек имеющий богатых родителей - мажор.

Ответить
0

Каждый. Мажоры по умолчанию имеют лучшие стартовые условия и иной уровень доступа к социальным благам, даже если их не засыпают баблом 

Ответить
1

а башкирский национальный фастфуд?

Ответить
1

как идея норм

Ответить
1

Сам с Ульяновска. Про этот ресторан слышу первый раз.
2Гис находит только 'Тюбетейка' кафе, про 'Тюбитей' нет упоминаний. Вернее есть в гугл, но при переходе на источник, снова название 'Тюбетейка'.

Ответить
1

Точка была в "Самолет" в НГ. Потом они упростили меню. В "Самолет" не заходил полгода, возможно уже нет и присутствие Тюбетея в Ульяновске - влажные мечты пейсателя сей статьи.

В начале было интересное заведение. Потом они порезали меню, и стало хуже. Летом заходил в Казани 2 раза - не впечатлился. Еще одно заведение, которое типа с национальным привкусом, но на самом деле все то же самое - тесто, мясо, зелень.

Ответить
0

И находит 2 кафе Тюбетейка. На Московском шоссе и Ульяновском проспекте. Ваш какой?

Ответить
0

В Аквамолле и в Самолете они

Ответить
1

А вот соглашусь с последними фразами. У нас действительно национальный колорит не научились упаковывать на продажу правильно. Всё что есть попахивает западничеством и сильно отдаёт пошлятинкой.

Ответить
1

Кыстыбургер - это вам не боксмастер из кфс. Предел моих гастрономических мечтаний.

Буду знать где поесть, когда приеду. Спасибо :)

Ответить
1

когда в Москве? =)

Ответить
0

Сеть называется "Тюбетей", но на фото на витрине "Тубатай" - как в итоге правильно?

Ответить
0

"Тюбетей" - на русском языке, "Түбәтәй" - на татарском. Правильно и так, и так.

Ответить
0

После первого абзаца прям ждал, когда в тексте всплывет правительство Татарстана или Минниханов с какой-либо "поддержкой". Но в целом, начинание ок. Прошлым летом ездил в Казань и тоже почувствовал дефицит национальных заведений в сфере питания. 

Ответить
0

- А что такое бизнес-план?

- Бизнес-план - это условно-правдоподобная мечта о будущих доходах.

Ответить
0

Прочитал статю, рад за ребят. Сам из Казахстана, жду когда у нас появится бургер Тимати и крошка-картошка. Потому что реально вкусно. Тюбетей тоже ждем тут. И Додо у нас тоже популярное. И да, Додо не используют свинину в РК.

Ответить
1

С тобой все понятно))

Ответить
0

хорошо же!

Ответить
0

Картошка подыхает-же давно?

Ответить
–6

россияне работают, а русских нет. Ну ну.

Ответить