Как я поехала в Нигерию, чтобы запускать пиццерию и бренд мороженого, и что узнала о бизнесе в этой стране
Я Настя Колесникова, основатель «Местной еды». Уже шесть лет мы делаем маркеты еды в Москве, где каждый может стать ресторатором на два дня и протестировать идею. Организовываем фестивали и фудкорты для компаний и помогаем запускать гастрономические стартапы в фуд-инкубаторе.
В октябре прошлого года основатель «Додо Пиццы» Федор Овчинников предложил мне поучаствовать в запуске пиццерии в Нигерии. Чтобы разработать проект с нуля, нужно было изучить рынок и аудиторию, поэтому я впервые поехала в Лагос.
Позже нигерийские партнеры «Додо пиццы» предложили мне заняться запуском бренда мороженого. Так я оказалась в Лагосе второй раз. Рассказываю, как я изучала рынок и что узнала о бизнесе в Нигерии.
1. Запускать бизнес в Африке дороже
Многим кажется, что открытие в Нигерии стоит дешевле, чем в России. Это не так. Аренда здесь приблизительно такая же, как в Москве, невысокий «лейбор кост» (коэффициент расходов на зарплату относительно выручки). Но есть много других существенных трат:
Каждую позицию в меню надо сертифицировать, это дорого.
Оборудование везти из-за границы — если в Москве на складах многое можно найти, то здесь нет ничего.
Затраты на генератор — электричество в Лагосе отключают каждые четыре часа.
Оплата работы привозных менеджеров — мало кто из местных имеет опыт.
Сложности с продуктами и ингредиентами из-за санкций.
Инвестиционные бюджеты в Нигерии по сравнению с Россией — больше, а выручка — меньше. Думаете, так и конкуренция меньше? Но зато включается режим специфических потребительских предпочтений.
2. Для изучения спроса понадобится помощь местных
В фуд-инкубаторе для исследования аудитории мы используем глубинные интервью. Это неформальная личная беседа с заранее спланированными вопросами.
В Лагосе мы отобрали 20 людей разных типов, составили список вопросов и набрали местных ребят, которые эти вопросы задают. Я не провожу глубинные интервью сама, потому что белому человеку нигерийцы не всегда говорят правду.
Они не врут, но приукрашивают. Говорят, что ходят в другие рестораны, что выбирают еду немного по-другому. А в глубинных интервью очень важна искренность — только так можно сделать правильные выводы.
Например, из них мы узнали, что для нигерийцев важно, чтобы бренд мороженого был в жизнерадостных красках. Мы думаем, что они расслабленные, ни о чем не парятся, но сами они говорят, что их жизнь очень тяжелая, они много работают, сильно устают и мороженое для них — порция радости, то, что помогает почувствовать себя счастливым.
Когда делали интервью при запуске пиццерии, поняли, что в кафе нигерийцы ходят не сами по себе, а с компаниями, наряжаясь. Для них это выход в свет. И нужны позиции в меню, которые можно разделить с компаниями.
Кроме того, после тяжелого рабочего дня и диких пробок нужна релакс-атмосфера. Поэтому монопродуктовая история здесь не сильно заходит: они не хотят в одном кафе съесть стейк, в другом пиццу. Они хотят прийти, расслабиться и получить все в одном месте.
3. Вопрос цены очень важен
Параллельно с глубинными интервью я анализирую известные бренды, которые вышли из Африки, чтобы понять, что сделало их популярными. А также наблюдаю за поведением людей.
Я была в одном из торговых центров, где есть Hugo Boss, Tommy Hilfiger, то есть не особо бюджетные бренды, туда приходят люди с хорошим доходом. На фудкорте — три точки с мороженым. По большей части люди идут туда, где дешевле. Когда они идут с семьей и покупают еду, вопрос цены играет очень большую роль.
4. К выбору франшизы нужно относиться внимательно
Люди в Нигерии не особо знакомы с международными компаниями, поэтому бренд, который дает франшиза, большого значения не имеет. Он не влияет на выбор заведения. Кроме того, повторить технологию франшизы в другой стране не всегда возможно.
Например, по условиям франшизы нужно поставить определенное оборудование — управляющая компания уверена, что оно самое надежное. Ты ждешь его несколько месяцев, и вот оборудование доставлено, но в жарком влажном климате быстро начинает ломаться. И чинить его здесь некому.
Или другое — в Лагосе четыре раза в день отключается электричество. Делать бизнес, если у тебя нет генератора, невозможно. Нужно учитывать расход топлива на этот генератор. То есть специфики очень много. И по большому счету без разницы, стартуешь ты с франшизой или без нее.
Не все компании, предлагающие франшизы, подходят к этому ответственно, поступают так заботливо как «Додо Пицца» и отправляют человека для исследования рынка.
5. Запустить бизнес быстро не получится
Оборудование будет идти долго. Например, наше приедет только в феврале. Но до этого времени мы будем тестировать идею — сделаем попап-тележки, с ними в декабре поучаствуем в разных мероприятиях, чтобы посмотреть на реакцию людей и понять, правильно ли мы выбрали вкусы, персонал.
6. В Нигерии вам нужен водитель-охранник
Я сама не ощущаю какой-то опасности, но местные говорят, что в Нигерии до сих пор воруют белых людей ради выкупа. Поэтому партнеры запрещают мне перемещаться пешком и одной. У меня есть машина с водителем, и он везде меня сопровождает. Хотя мне кажется, здесь не так страшно, как рассказывают, подстраховаться стоит.
7. Не стоит бояться, все реально!
Многие говорят, запускать проект в Нигерии — это вызов. Но планета круглая, и это нормально — перемещаться и делать проекты в других уголках мира. Не скажу, что это был выход из зоны комфорта, но это точно по-другому и, конечно же, очень интересно и несет большой смысл.
Мне очень хочется сделать бренд, который станет большим и международным, но при этом хранящим и отражающим традиции, корни. Бренд, который станет символом духа упорства. Они все тут с предпринимательским подходом. Каждый хочет что-то тебе продать — держит зонтик или дверь открывает. Это удивительная черта.
В ближайшее время я все еще буду находиться в Нигерии, изучать людей и местный бизнес и готовить к запуску бренд мороженого. Пишите в комментариях про то, что интересно узнать.
Статья клёвая но я считаю что погружение в социальную среду бизнеса еды чревато, так как ваш бизнес теряет самое главное это свою атмосферу и аутентичность. Я не могу и не хочу ходить в кафе или ресторан где я не нахожусь в атмосфере и правилах которые создал шеф-повар и его команда. Если надо есть молча голыми руками и слушать пение птиц или особой живой музыки или есть не всегда привычную еду по вкусу например рыбу Фуко или мясо талимо. Я буду строго соблюдать правила шеф-повара - так как я на его территории я его гость и я получаю опыт который для меня подготовил владелец ресторана или кафе. Именно заведения со своей культурой и философией и своими правилами и есть проводниками культуры потребления и гурманографии в мире, где засилие безликих, "приспособленцев" заведений с посредственной едой и культурой которые подстроиться успели, под невежество потребителей и их бескультурщину. Еда и её культура потребления также как и музыка и театры являются тем что делает нас на шаг ближе к обществу сложных ценностей и высокой морали.
Меня поразил маленький семейный ресторанчик в Мексике где хозяина с трепетом относятся к своим блюдам и к традициям их культуры и религиозной истории такого бурито и тако я не где в жизни не ел и так хорошо под музыку гитары хозяина ресторана мне ещё не было. Жалко что в погоне за прибылью фаст-фуды и их франшизы идут на поводу у потребителей.
Я с вами не соглашусь. Надо сочетать и внимание, уважение, заинтересованность в клиентах/гостях и свою страсть и свои ценности. Так же как однотипные фастфуды проваливаются, так и рестораны, сконцентрированные только на реализации своей концепции без внимания к клиенту (пусть учатся) проваливаются. Мой подход такой:
1. Понять какой бизнес, какое дело лично я хочу, которое будет отражать мои ценности и смысл жизни (сеть мороженого, которая поддерживает местную культуру и дает рабочие места - для меня такой бизнес)
2. Понять, что любят и чего не хватает потребителям (поэтому исследование, это не "приспособление", это желание сделать людям хорошо, сделать их жизнь счастливее, иначе вообще в чем смысл бизнеса?)
3. Создать продукт с учетом пункта 1 и пункта 2.
4. Быть доступным и по продукту и по культуре и по деньгам большому количеству людей (иначе это снобство какое-то).
Я много где была (Иран, Монголия, Дания, Германия, Англия, США, Аргентина, ЮАР, Италия....), вы не поверите, везде люди - люди. Мы все мечтаем об одном и том же, переживаем из-за одних вещей, сложности могут быть специфическими, но по большей части все люди похожи.
Почему вас волнует, что кого-то волнуют эмоджи в сообщениях? Oh wait... Почему меня волнует, что вас волнует, что кого-то волнуют эмоджи в чужих сообщениях?))
Интересный опыт, мне понравился, пишите еще.
Из вашего поста: мороженое — порция радости. Знаете в этом есть небольшая правда, но задумался только сейчас. В нашем городе много точек мороженного, в основном все франшизы и продают шариками. Их иногда покупаешь, потому что хочется мороженного и все. И есть сеть мороженных, которые продают мороженное необычно, не шариками, а завивают в рожок. К слову, в рожке продают многие, но оно чисто белое ( у них продается только в жаркие дни, строгая сезонность "лето-ранняя осень"). Эта сеть стала продавать разноцветное мороженное. Плюс продают в виде дизайнерской выкладки. У меня мало опыта в описании мороженного, но после вашей статьи понял - они продают радость. Такое мороженное хочется есть для поднятия настроения, в отличие от "шарикового" или "рожкового" белого. Остальное мороженное кушаю от жары либо "соскучился". Спасибо еще раз за вашу статью и описание опыта
Для меня в своё время было откровением, что представители нигерийского бизнес-сообщества приходили на конференцию только потому, что там можно было бесплатно пообедать
У нас на конфы по сайтам бабули приходили, по-моему они профессионально эти занимаются - жрут на кофе-брейках. Наверное специально анонсы мероприятий мониторят. Был случай перед мероприятием, когда позвонили в офис и спросили будет ли кофе-брейк 🤦♂️
Только тот бизнес, в котором владельцы и команда готовы переехать на 5-6 лет в страну + те, кто полюбят или хотя бы будут чувствовать приятное по отношению к стране, иначе провал. Соглашусь с ставками, микрокредитами, it (хотя тут у них стартапов много) и сервисов для среднего класса (есть небольшое количество людей, у которых есть деньги, они хотят ощущать, что они у них есть).
Интересный опыт. Недавно партнер, который ведет бизнес в Кении, рассказывал что может быть мы будем открываться в Нигерии, я пошел гуглить и кроме ужаса ничего не начитал (вроде того, что Нигерия одна из самых бедных и не развитых стран). Но если уж в столице есть Tommy Hilfiger, может все не так и плохо)
Одна недавно в Колумбию уехала, другая в Нигерию. Выбор настолько странный что и не знаю что сказать. Я бы и за миллион долларов туда не поехал ни жить, ни туристом
Это от невежества. В Колумбии есть прекрасная Картахена, где в принципе можно и одному прекрасно проводить время. А если в сопровождении местных - так вообще безопасно. В Нигерии уровень уличной преступности выше, но тоже - если консультируют/сопровождают местные, то все ок
Я перемещаюсь по всем районам Лагоса, открываемся сначала в деловом центре, в торговых центрах, в жилых районах. Но чем прекрасен Лагос, в деловом центре рядом с глентвагинами стоит тележка с фруктами и сидят в импровизированном кафе на лавочках люди с низким достатком. Это город контрастов, не так как в Москве: Патрики и Люберцы.
Коллеги, на мой взгляд, будет упомянуть старую загадку из книжки Филипа Котлера про мороженое.
Итак, что на самом деле покупает человек, когда он платит за мороженое?
Правильные ответы:
1. Дети получают маленькую радость
2. Взрослые - память о своём детстве
Хочется посоветовать "диванным аналитекам" больше интересоваться "теорией 4Р":
- Produkt
- Price
- Place
- Promotion
Каждый диванный аналитик знает характеристику отличного продавца:
- Он умеет продавать холодильники эскимосам !
Рекомендую Насте в будущем писать в своём резюме:
- Умею продавать мороженое африканцам !
Это и есть понятие "Место" из книжки Котлера про маркетинг...