{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

10 вещей, без которых ваш ресторан превратится в забегаловку

Что такое «хороший ресторан», куда хочется вернуться? Как удержать современного посетителя рассказывает сооснователь Help Desk системы Okdesk, Кирилл Федулов.

На незрелых рынках мало кто думает о сервисе: нужно быстро захватить аудиторию и завоевать лидерство в отрасли. Но российский ресторанный рынок давно прошел фазу бурного роста: по данным Росстата, в 2017 году он вырос только на 3,2%, в 2018 — на 3,7%. При этом доходы россиян падают и они начинают экономить на походах в ресторан (об этом в опросе Deloitte рассказали 76% участников).

В таких условиях на первый план выходит задача по удержанию клиентов и повышению среднего чека. Вкладываться в увеличение клиентской базы становится менее выгодно. На более развитом западном рынке стоимость привлечения одного клиента уже в 5-25 раз выше, чем цена удержания старого. При этом вероятность продать новый продукт существующему клиенту — 60-70%, тогда как новому — всего 5-20%.

Сервис — один из главных факторов, благодаря которому клиенты возвращаются в ресторан. Но если вы думаете, что дело в вежливых официантах, то ошибаетесь. Так что делает забегаловку рестораном?

1. Упрощенный прием заказов и оплат

Каждый второй заказ в Москве и Санкт-Петербурге оплачивают картой, поэтому must have любого ресторана сегодня – это современный терминал для оплаты. Дополнительный плюс — возможность оставить чаевые картой (например, по QR-коду официанта). Еще одна удобная вещь — мобильные станции официантов. Так гостям не приходится ждать, пока сотрудник закроет счет на общем терминале, которых зачастую всего пара штук на ресторан.

Наконец, если в заведении есть самообслуживание, то не обойтись без киосков самостоятельного заказа. В «Поль Бейкери» с их помощью снизили время выдачи заказа до 2-3 минут. Время важный ресурс, особенно в настоящее время. Обилие предложений на рынке дает возможность выбора, и если человеку нужно ждать больше десяти минут – он уйдет к конкурентам по соседству.

2. Wi-Fi

По данным «Ростелекома», всего лишь 28% общественных организаций в России могут похвастаться наличием Wi-Fi. Это означает, что в нашей стране наличие бесплатных сетей до сих пор может считаться конкурентным преимуществом. Для некоторых категорий клиентов доступ в интернет является критическим фактором. Например, 40% опрошенных среди поколения Z считают, что работающий Wi-Fi важнее работающего унитаза.

По данным исследования британской аудиторско-консалтинговой компании EY 42% опрошенных москвичей признали, что именно этот способ подключения использовали во время последнего посещения ресторана.

3. Современная система лояльности

Прошло то время, когда покупатели и клиенты ходили с целой охапкой дисконтных карт. Бонусные карты перекочевали в смартфоны, а компании шаг за шагом пересматривают свои программы лояльности.

Кроме того, более половины карт лояльности, зарегистрированных в специальных мобильных приложениях, не используются вовсе.

Все это говорит о несовершенности сложившихся систем лояльности и означает, что у организаций имеется огромный простор для фантазии и создания быстрых программ лояльностей, например, получение скидки за лайки или фото с хештегом заведения.

4. Онлайновые опции

Качество сервиса ресторана - это не только его внутренняя жизнь, но и открытость внешнему миру. Множество современных клиентов готовы остаться с заведением, если кроме стандартных услуг оно предлагает дополнительные опции – например, доставку полюбившихся блюд до дома или офиса. Причем желательно, чтобы заказ заведение принимало в онлайн-режиме на сайте или в приложении.

Говоря о требованиях к сайту, нужно отметить, что он должен быть разработан с учетом пользователей различных гаджетов – эта стратегия носит название Mobile First. Исследования показывают, что обычная веб-страница загружается на 73% медленнее, чем адаптированный сайт, на котором клиенты смогут быстро искать нужную информацию в меню, ориентироваться в ценах, находить кнопки бронирования столиков или приема предварительного заказа.

5. Профессиональное оборудование и его обслуживание

Все внешние атрибуты будут бессмысленны, если руководство компании не заботится о наличии профессионального ресторанного оборудования и его работоспособности. Множество машин автоматизируют работу кухни — кофемашины, автоматы по нарезке, вакуумные упаковщики. Поломка любого из них замедлит выдачу еды гостям или приведет к тому, что блюдо придется временно снять из ассортимента. Особенно важно отслеживать работу холодильного оборудования, ведь это не только возможность подачи прохладительных напитков в пик летней жары, но и сохранность и свежесть всех других продуктов.

Перебои в работе любого оборудования могут повлечь большие затраты. Например, в McDonalds выяснили, что неисправности холодильной и другой техники ежемесячно обходятся в дополнительные 63 000 рублей на один ресторан.

Чтобы поддерживать оборудование в рабочем состоянии и оперативно его ремонтировать, рестораны сегодня переходят на современные цифровые решения. Так, один из франчайзи KFC в Москве раньше отправлял все заявки на техподдержку по телефону или почте. Когда их стали оформлять в специальном мобильном приложении, время на подачу заявки (и решение проблемы) заметно сократилось. Процесс сильно упростился: например, если сотрудник заметил отвалившуюся плитку, от просто фотографирует ее и отправляет в приложение. Все – задача попала в систему учета заявок, она не потеряется, ее выполнение можно контролировать с помощью текущего статуса.

Еще одно преимущество специальных решений перед обычными каналами связи – это возможность оптимизации расходов. Например, другой франчайзи KFC после внедрения системы учета стал принимать более обоснованные решения о замене оборудования. Когда один холодильник в течение двух месяцев ломался 4 раза, и на его ремонт потратили 40% стоимости нового, то стало очевидно — нужна замена. Так же поступает федеральная сеть кондитерских Kuzina (более 40 точек в Москве, Новосибирске, Барнауле): если раньше решения о замене или покупке оборудования предпринимались по наитию, то теперь они основываются на перечне заявок и их периодичности.

6. Чистота и гигиенические нормы

Даже совсем мелкий мусор может испортить впечатление от самого презентабельного ресторана, а стерильная чистота, напротив, может стать визитной карточкой простого семейного кафе. Согласно исследованию компании SCA, гигиена это второй фактор, который ведет к разочарованию клиентов. 9 из 10 опрошенных говорят, что чистота в санитарных зонах важна так же, как и в обеденном зале.

Кроме того, есть и еще один важный момент, связанный с гигиеной. Сегодня в Youtube можно найти немало вирусных роликов из серии "посмотрите, что творится на кухне ресторана". Многие клиенты общепита озабочены тем, что у них нет гарантий относительно гигиенических норм при приготовлении блюд. Поэтому решением может стать "смотровое окно", с помощью которого гости заведения смогут наблюдать мастерство шеф-повара, а также убедиться, что на кухне царит стерильная чистота и порядок.

7. Современный интерьер

Бытует мнение, что искушенная городская публика ценит минимализм, и заведение с необработанными кирпичными стенами и дешевыми копиями картин в духе арт-нуво, напечатанными на пластике – это и есть современный дизайн. Такой подход был распространен в начале 2000-ых, но сейчас все изменилось. Основная часть платежеспособной аудитории сегодня – миллениалы, которые много путешествуют по миру, предпочитают самобытные места массовым, презирают шик и гламур, но при этом могут отличить аутентичность от попытки сэкономить.

Прежде, чем задумываться об открытии заведения и проведении в нем ремонта, необходимо заказать хороший дизайн-проект. Это не просто художественный рисунок на бумаге, а доскональный план помещения, который учитывает все технические характеристики – от планирования потоков посетителей и расположении столов до размещения розеток, подхода коммуникаций и оборудования.

8. Бесперебойные закупки и их учет

Наличие всех продуктов в меню – важная часть администрирования ресторана. Ведь ничто не раздражает гостя больше, чем реплика официанта: «У нас это блюдо закончилось». Чтобы таких ситуаций не было, система закупок должна быть налажена грамотно (в том числе и управление отходами и просрочкой, иначе гостю достанутся не самые лучшие продукты). Часть задач по контролю закупок можно переложить на ИТ-системы.

Например, цифровая система приема заявок позволит расставить приоритеты по закупкам и определить сроки их поставки. Так, у сеть разливных «Пивотека» для заявок на закупку пива и закусок — самых важных вещей в заведении — установлены минимальные сроки реагирования. Это позволило минимизировать случаи отсутствия ключевых позиций в меню и увеличить величину среднего чека.

9. Вдумчивое ценообразование

В настоящее время существует множество ресторанов различной направленности и ценовой категории. При планировании концепции заведения очень важно изначально определить свою целевую аудиторию и поддерживать выбранную политику.

Так, эксперты отметили, что средний чек ресторана является значимым фактором для 83% посетителей, особенно в категории “семейный выход”.

10. Быстрая помощь франчайзи

Недоступный франчайзер — плохой франчайзер. С франчайзи всегда нужно быть на связи, чтобы помочь устранить неполадки и скорректировать обслуживание. Любое негативное происшествие сильно ударит по бренду или по дальнейшему сотрудничеству. Например, франчайзи сети кофеен «Даблби», закрывшие свои заведения, в итоге публично пожаловались, что не получали помощи от головной компании.

При этом нужно отметить, что качество реагирования франчайзера нередко зависит от способа связи между ним и франчайзи сетями. Лучше, если это будет не переписка в e-mail по старинке или игра в "глухой телефон", а специальное профессиональное решение из серии helpdesk. Система учета заявок должна обладать понятным и простым интерфейсом и возможностью оставлять заявки через разные каналы — мобильное приложение, боты в Telegram, почта, веб-интерфейс.

А компания "Шоколадница", благодаря подбору подходящей системы реагирования на заявки, сократила количество выездов на место до 30-40%.

0
15 комментариев
Написать комментарий...
Андрей Федотов

Попытка продавать ресторанам свои продукты понятна. Но то что вы описали ничего общего с хорошим рестораном не имеет. Вашим критериям во всей полноте удовлетворяют McDonalds, Burger King, KFC и прочие крупные сети фастфуда (даже Дядя Федор - ДоДо пицца).

И это прекрасные бизнесы, вот только назвать их хорошими ресторанами язык не поворачивается. Если вы с этим не согласны - остаётся вам пожелать всю жизнь в McDonalds'е питаться - по вашим критериям прекрасный ресторан.

Ну а мы пойдем в какое-нибудь небольшое, уютное, семейное заведение, в котором нет ни программ лояльности, и карты у них принимают через раз, оставить чаевые по QR коду не возможно, о бизнес процессах они конечно читали где-то, как и грузинские сказки в детстве... Зато готовят они так, что к ним хочется приходить снова и снова. Атмосфера приятная, люди достойные.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Андрей Федотов

А в Китае при дефиците еды и высоких ценах на неё на 700 рублей на двоих можно натурально обожраться...

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Shamil Daniyalov

есть ноуты на которые не всегда умеют или хотят раздавать с мобильного, есть проблема вытяжки по всему потолку (которая экранирует сигнал мобильного), много чего на качество связи влияет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

Сеть мобильная может быть недоступна/плохо ловится в помещении, особенно если оно в подвале или в железобетонном здании. Поэтому wifi конечно же должен быть. 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Ozhegov

Часто в кафе плохо ловит LTE из за: толстых стен, удаленности от окна, полуподвального помещения и т.д. и тогда wi-fi нужен.

Другой вопрос как приходишь в какой нибудь "Джон Джоли", а там: "Ой, у нас именно сегодня карты не принимают" и так года 3 подряд. Сначала ходил обналичивал, теперь просто в черный список попадают такие заведения.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nick Sidorov

Заголовок про ресторан, а все примеры как раз про забегаловки... 

Ответить
Развернуть ветку
Мария Геворкова

Классный и необычный дизайн-проект ресторана и правда важен. Люблю,когда не только вкусно, но и атмосферно и красиво)

Ответить
Развернуть ветку
Oleg Oleg

"Порадовало" замечание о гигиене на кухне и фотка, где всё на кухне делается голыми руками, а не в одноразовых перчатках. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр

формула успеха ресторана
локация - цена - вкусно - сервис - удобство - продвижение - безопасность - экономика и анализ

Ответить
Развернуть ветку
Карина Морина

ну с точки зрения базовых моментов, о которых даже в хороших местах зачастую забываю, правильно написали

Ответить
Развернуть ветку
Вадим Пачинин

о, наконец-то хоть что-то нормальное на виси

Ответить
Развернуть ветку
12 комментариев
Раскрывать всегда