Нужна ли ещё одна сеть кофеен и точек с шаурмой: предприниматели обсуждают планы расширения «Додо пиццы» Статьи редакции
Мнения основателя «Теремка» Михаила Гончарова, руководителя «Варламов есть» Михаила Рейдера и других.
В начале декабря 2019 года создатель сети «Додо пицца» Фёдор Овчинников объявил о запуске двух новых форматов: кебаб-заведений с шаурмой и кофеен.
По словам Овчинникова, в России работает около 5000 точек, продающих шаурму. Большинство — небольшие киоски, а крупный игрок на рынке только один — сеть «Дядя Дёнер» из Новосибирска, которой принадлежит 115 точек в 10 городах.
Предприниматель считает, что шаурма — универсальное блюдо, которое можно адаптировать под вкусы разных клиентов. Например, для сторонников здорового питания и вегетарианцев можно готовить её на тонкой лепёшке, с низкокалорийным соусом и свежими овощами.
Основатель «Додо Пиццы» намерен запустить три типа заведений с шаурмой: уличные киоски, точки на фудкортах торговых центров, а также кафе быстрого обслуживания с посадочными местами. По плану пилотные проекты заработают в Москве в начале 2020 года.
Для кофеен Овчинников задумал разработать систему приёма заказов через мобильное приложение.
По мнению предпринимателя, персонификация продаж и возможность получать обратную связь от гостей позволят лучше управлять качеством обслуживания и напитков.
Кроме того, Овчинников считает российский рынок кофе перспективным и приводит отчёт консалтинговой компании Knight Frank, которая оценила его в 130 млрд рублей в год и предположила, что к 2029 году он вырастет до 1 трлн рублей.
Первую экспериментальную кофейню Овчинников также планирует запустить в 2020 году — неподалёку от офиса «Додо пиццы» у станции метро «Автозаводская».
Почему не стоит запускать сеть кофеен в России: мнение основателя AmoCRM Михаила Токовинина
Токовинин поддержал концепцию заведений с шаурмой, но удивился, почему предприниматель хочет открыть кофейни в стране, жители которой больше любят чай.
По его мнению, это не самая удачная идея, поскольку Овчинникову придётся менять привычную модель потребления горячих напитков, а это «нереальная задача».
Овчинников отреагировал на запись Токовинина и отметил, что не планирует строить «российский Starbucks». Вместо этого он ищет готовый рынок и работающую бизнес-модель, которую можно улучшить и экспортировать.
А если строить бизнес на локальном продукте, такую концепцию будет сложнее запустить за рубежом: «Продать франшизу пиццерии в Нигерию гораздо проще, чем франшизу блинных. Точно так же кофейня и чайная», — рассуждает Овчинников.
Тем не менее основатель «Додо Пиццы» сообщил, что в его кофейнях будет и чай (и даже не из пакетиков), но вывеска «Кофейня» более понятна для потребителей.
Что думают о планах Овчинникова другие участники рынка еды
Бывший глава сервиса Uber.Eats в России и сооснователь сети «тёмных кухонь» «Варламов есть» Михаил Рейдер сомневается, что формат «цивилизованной шаурмы» приживётся в России из-за высокой себестоимости продуктов.
Рейдер также не уверен, что рынок кофе в России будет расти. С одной стороны, появление кофеен с низкими ценами увеличивает потребление напитка у менее платёжеспособных клиентов. С другой — количество таких заведений может сократиться из-за нерентабельности.
Что касается заказа кофе через мобильное приложение, по мнению Рейдера, это «маркетинговая фишка», которая позволит сэкономить деньги на привлечение покупателей.
По мнению бренд-директора сети Costa Coffee в России Станиславы Коллавини, запуская мобильное приложение, «Додо пицца» рискует вывести на рынок непривычный для клиентов формат сервиса.
Основатель и руководитель сети блинных «Теремок» Михаил Гончаров считает, что Овчинников выбрал перспективное направление: люди больше хотят заниматься собой, а не приготовлением еды.
Однако он раскритиковал Овчинникова за то, что предприниматель рассказывает о проекте, хотя у него пока нет ни продукта, ни дизайна, ни технологии: чтобы создать ажиотаж и привлечь потенциальных франчайзи.
Гончаров не боится появления нового игрока на рынке «быстрой» еды: «Во-первых, этого игрока ещё нет. А во-вторых, при наличии McDonald’s, Burger King и KFC, мы перестали бояться ещё в 1998 году, когда открывали "Теремок". Начинать бояться сейчас было бы странно».
Оборот «Теремка» за 2018 год составил 9,4 млрд рублей, а количество заведений превысило 300. Согласно отчёту «Додо пиццы», с июля 2018-го по июнь 2019 года выручка сети в 12 странах составила более 17,5 млрд рублей (выручка управляющей компании без учёта франчайзи неизвестна), а всего под брендом компании работает более 500 пиццерий.
У нас в Новосибирске есть маленькая сеть качественных кофеен «Академия кофе», с возможностью заказа кофе через приложение. Пользователь получает кэшбэк за заказы через приложение и получает возможность выбрать время, к которому приготовить заказ. Кофе, в любом случае, варят уже при клиенте.
Мне нравится пользоваться сервисом тк не надо стоять в очереди. Есть ещё знакомые интроверты – им нравится, что не надо лишний раз говорить с бариста.
Жаль, что приложение довольно таки глючное и бывает то не подтягивает геолокацию, то из корзины не оплачивается при помощи Apple Pay.
Но в целом, очень удобно – года уже 2 пользуюсь.
Думаю, что у Федора может «взлететь» тема, если кофе будет хороший. Тк это важно – в крупных городах средний уровень качества кофе растёт год от года.
У Фёдора взлетит потому что при реализации проекта с серьёзным инвестором они любую местечковую "Академию кофе" "свернут в 4 раза" после чего они срочно закроются.
Пи.Эс. Какие люди хрупкие всё-таки стали. С бариста пообщаться, вероятно, очень тяжёлое испытание для психики и жуткий дискомфорт )
Егор, а любые местечковые пиццерии уже позакрывались с приходом Додо пиццы?
Вы посмотрите, что происходит в городах где открыли додо. Это либо небольшой город с фактической монополией рынка этой конторой, либо крупный город, где, конечно, закроется не каждый.... но, не может мелкий ИПшник конкурировать с франчайзи с бюджетом в десятки миллионов, накопленным опытом и поддержкой головной компании (в частности, маркетингового отдела). Я вам больше скажу, они даже могут делать не самый лучший кофе, но на длинном отрезке они выиграют. Охватом сети, акциями постоянными, инфошумом вокруг себя, демпингом (на худой конец).
Таким образом, если это и не закрытие бизнеса, то потеря смысла этим заниматься. Кто-то продолжит, но что в этом хорошего? Работа ради работы, не более...
Ничего не происходит, Додо открылись у нас где-то на задворках и нафиг никому не нужны. А местные сетки как жили припеваючи, так и живут. Даже на фудкортах среди Макдаков и Бургеркингов. Вы все слишком идеализируете свое Додо.
Kikidon, я не идеализирую додо и предпочёл бы чтобы их не было на рынке. Говорю так потому что я имею отношение к этому рынку. Нет, я не прямой обиженный конкурент, но довольно близко нахожусь и знаю что происходит. Вы можете мне не верить, это ваше право, но я вам точно говорю, что с появлением додо в любом городе рынок меняется и в худшую сторону для их конкурентов. Они работают с большими бюджетами (в моём городе это 125 млн рублей инвестиций) и приходят они на рынок не для того чтобы дурака валять, а серьёзно работать. Возможно, как в случае который вы описываете, бывают ошибки, но абсолютное большинство их точек успешны и зарабатывают.
А если прибавить к ним сети типа ПДж, Пицца Хат, Доминос, то местные сетки будут довольствоваться крошками с этого барского стола. Возможно кто-то выкрутится, добавят суши, например, ещё блюда какие-то.... но чисто по пицце они получат от этих контор больших люлей и кол-во их заказов упадёт, прибыль упадёт и большинство уйдёт с рынка.
Я не говорю, что лично вы кривите душой и верю, что вероятно вы выбираете какого-то местного игрока. Так же есть люди кто поступить точно также в силу привычки или личного удобства. Но ведь речь сейчас о широких массах идёт, правильно? А широкие массы хорошо относятся к додо. Чисто, ярко, акции постоянные.... Популяризируют точки с помощью демпинга. Видели акции типа "пепперони за 100р" и очередь к ним? В эту чёрную пятницу кофе стоил 10р. Они в минус работают на таких акциях, но люди клюют, популярность растёт и это не под силу вашему локальному игроку. Ниже фото прикреплю.... Ответьте честно: локальный игрок очередь такую поставит со своей акцией?
Снова тот же вопрос, что я задал человеку выше в этой ветке. Если вы считаете, что додо такая лажа, то как они тогда открыли 500 точек?
Ну хватит уже этой вашей бескорыстной оды Додо. Почитайте отзывы на том же Трипадвизоре по Додо. Не сказал бы, что там все кипяткрм сами знаете что, зачастую наоборот по некоторым заведениям.