Нужна ли ещё одна сеть кофеен и точек с шаурмой: предприниматели обсуждают планы расширения «Додо пиццы» Статьи редакции

Мнения основателя «Теремка» Михаила Гончарова, руководителя «Варламов есть» Михаила Рейдера и других.

В начале декабря 2019 года создатель сети «Додо пицца» Фёдор Овчинников объявил о запуске двух новых форматов: кебаб-заведений с шаурмой и кофеен.

По словам Овчинникова, в России работает около 5000 точек, продающих шаурму. Большинство — небольшие киоски, а крупный игрок на рынке только один — сеть «Дядя Дёнер» из Новосибирска, которой принадлежит 115 точек в 10 городах.

Почему же сложилась такая ситуация? Возможно, причина в том, что шаурма, благодаря «ларькам у вокзалов», имеет репутацию не самого безопасного продукта. Мы видим в этом возможность и даже миссию, а не проблему.

Фёдор Овчинников, создатель сети «Додо пицца»

Предприниматель считает, что шаурма — универсальное блюдо, которое можно адаптировать под вкусы разных клиентов. Например, для сторонников здорового питания и вегетарианцев можно готовить её на тонкой лепёшке, с низкокалорийным соусом и свежими овощами.

Основатель «Додо Пиццы» намерен запустить три типа заведений с шаурмой: уличные киоски, точки на фудкортах торговых центров, а также кафе быстрого обслуживания с посадочными местами. По плану пилотные проекты заработают в Москве в начале 2020 года.

Для кофеен Овчинников задумал разработать систему приёма заказов через мобильное приложение.

По мнению предпринимателя, персонификация продаж и возможность получать обратную связь от гостей позволят лучше управлять качеством обслуживания и напитков.

Кроме того, Овчинников считает российский рынок кофе перспективным и приводит отчёт консалтинговой компании Knight Frank, которая оценила его в 130 млрд рублей в год и предположила, что к 2029 году он вырастет до 1 трлн рублей.

В России потребление кофе в расчёте на человека значительно уступает европейским странам и США, россиянин выпивает в среднем всего 21 литр кофе в год. Для сравнения: финн в среднем потребляет 200 литров кофе в год, немец — 180 литров, американец — 100 литров.

Фёдор Овчинников, создатель сети «Додо пицца»

Первую экспериментальную кофейню Овчинников также планирует запустить в 2020 году — неподалёку от офиса «Додо пиццы» у станции метро «Автозаводская».

Почему не стоит запускать сеть кофеен в России: мнение основателя AmoCRM Михаила Токовинина

Токовинин поддержал концепцию заведений с шаурмой, но удивился, почему предприниматель хочет открыть кофейни в стране, жители которой больше любят чай.

По его мнению, это не самая удачная идея, поскольку Овчинникову придётся менять привычную модель потребления горячих напитков, а это «нереальная задача».

Если уж и строить «российский Starbucks», почему бы не сделать чай на вынос. Не дурацкий пакетик «Майского» как в McDonald’s, а хороший чай (разный), без пакетика, из заварки с выбором крепости, с предсказуемым вкусом и качеством, который удобно потреблять.

Русские любят чай, зачем с этим бороться и прививать им кофе, непонятно.

Михаил Токовинин, основатель системы анализа продаж amoCRM

Овчинников отреагировал на запись Токовинина и отметил, что не планирует строить «российский Starbucks». Вместо этого он ищет готовый рынок и работающую бизнес-модель, которую можно улучшить и экспортировать.

А если строить бизнес на локальном продукте, такую концепцию будет сложнее запустить за рубежом: «Продать франшизу пиццерии в Нигерию гораздо проще, чем франшизу блинных. Точно так же кофейня и чайная», — рассуждает Овчинников.

Тем не менее основатель «Додо Пиццы» сообщил, что в его кофейнях будет и чай (и даже не из пакетиков), но вывеска «Кофейня» более понятна для потребителей.

Что думают о планах Овчинникова другие участники рынка еды

Бывший глава сервиса Uber.Eats в России и сооснователь сети «тёмных кухонь» «Варламов есть» Михаил Рейдер сомневается, что формат «цивилизованной шаурмы» приживётся в России из-за высокой себестоимости продуктов.

Моя гипотеза в том, что заведения с недорогой едой, но с большим количеством мяса, просто не летят как бизнес из-за дорогой себестоимости продуктов.

В традиционном фастфуде себестоимость еды — около 20% от финальной стоимости, наценка примерно в пять раз. Если сделать сетевую концепцию, на наценке 50–60% она не полетит.

Михаил Рейдер, сооснователь сети «тёмных кухонь» «Варламов есть»

Рейдер также не уверен, что рынок кофе в России будет расти. С одной стороны, появление кофеен с низкими ценами увеличивает потребление напитка у менее платёжеспособных клиентов. С другой — количество таких заведений может сократиться из-за нерентабельности.

Что касается заказа кофе через мобильное приложение, по мнению Рейдера, это «маркетинговая фишка», которая позволит сэкономить деньги на привлечение покупателей.

Первый плюс — теперь не надо нанимать человека, который принимает заказы. Второй — контакт с клиентом. Ему говорят, что заказать можно, только установив приложение. После этого клиенту можно слать уведомления, а если он поделится геолокацией, присылать скидочные предложения из кофейни рядом.

Как мне кажется, приложение — хорошо для мизантропов, но как конкурентное преимущество несильно значимо, если не считать, что оно режет цены на маркетинг и обслуживание. Хотя, возможно, за счёт этого можно быть дешевле и лучше.

Михаил Рейдер, сооснователь сети «тёмных кухонь» «Варламов есть»

По мнению бренд-директора сети Costa Coffee в России Станиславы Коллавини, запуская мобильное приложение, «Додо пицца» рискует вывести на рынок непривычный для клиентов формат сервиса.

Успешность формата кофеен с заказом через приложение — это шаг в будущее. Сейчас вопрос только в своевременности инновации. Хватит ли аудитории для такого формата работы? Не будет ли это принято покупателями с опаской?

Ответ тут прост: либо «Додо пицца» сдвинет рынок и гости начнут переходить на новый формат сервиса, либо это будет фальстарт и, возможно, отработав модель бизнеса, придётся вернуться к её развитию только через несколько лет, когда рынок будет готов к этому уже через натуральный рост.

Станислава Коллавини, бренд-директор сети Costa Coffee в России

Основатель и руководитель сети блинных «Теремок» Михаил Гончаров считает, что Овчинников выбрал перспективное направление: люди больше хотят заниматься собой, а не приготовлением еды.

Однако он раскритиковал Овчинникова за то, что предприниматель рассказывает о проекте, хотя у него пока нет ни продукта, ни дизайна, ни технологии: чтобы создать ажиотаж и привлечь потенциальных франчайзи.

Проект повторяет модель развития «Додо пиццы», которая заключается в том, что это прежде всего цифровой бизнес. Это не о покупателях и не об удовлетворении их потребностей, это именно о бизнесе, о промоушене с точки зрения поиска новых франчайзи.

Когда о таком проекте много и мощно предварительно рассказывается, естественно, создаётся некий ажиотаж и как мотыльки на свет слетаются потенциальные инвесторы.

К сожалению, подобная ситуация произошла с российским Subway. Около десяти лет назад сеть очень активно открывалась, и в Москве было несколько сотен точек. Закончилось всё это печально, потому что весомая доля этих точек была закрыта.

Франчайзинг — жестокая вещь. Тебе дают технологию, но не гарантируют прибыль. Если бы прибыль гарантировали, никто бы не привлекал франчайзинг, ведь нашёлся бы мощный стратегический инвестор, который бы забрал всё это себе.

Франчайзи — это солдаты-самоубийцы, которые идут с открытой грудью на амбразуру. Девять погибает, но эти девять трупов закрывают собой амбразуру и поэтому десятый доходит. В этом смысле модель франчайзинга совершенно нам не близка, и заниматься поиском самоубийц, руками и телами которых делается бизнес, нам не очень интересно.

Михаил Гончаров, основатель и руководитель сети блинных «Теремок»

Гончаров не боится появления нового игрока на рынке «быстрой» еды: «Во-первых, этого игрока ещё нет. А во-вторых, при наличии McDonald’s, Burger King и KFC, мы перестали бояться ещё в 1998 году, когда открывали "Теремок". Начинать бояться сейчас было бы странно».

Оборот «Теремка» за 2018 год составил 9,4 млрд рублей, а количество заведений превысило 300. Согласно отчёту «Додо пиццы», с июля 2018-го по июнь 2019 года выручка сети в 12 странах составила более 17,5 млрд рублей (выручка управляющей компании без учёта франчайзи неизвестна), а всего под брендом компании работает более 500 пиццерий.

#додопицца #мнения

0
194 комментария
Написать комментарий...
Andrei Savchenko

У нас в Новосибирске есть маленькая сеть качественных кофеен «Академия кофе», с возможностью заказа кофе через приложение. Пользователь получает кэшбэк за заказы через приложение и получает возможность выбрать время, к которому приготовить заказ. Кофе, в любом случае, варят уже при клиенте.
Мне нравится пользоваться сервисом тк не надо стоять в очереди. Есть ещё знакомые интроверты – им нравится, что не надо лишний раз говорить с бариста.
Жаль, что приложение довольно таки глючное и бывает то не подтягивает геолокацию, то из корзины не оплачивается при помощи Apple Pay.
Но в целом, очень удобно – года уже 2 пользуюсь.
Думаю, что у Федора может «взлететь» тема, если кофе будет хороший. Тк это важно – в крупных городах средний уровень качества кофе растёт год от года.

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

У Фёдора взлетит потому что при реализации проекта с серьёзным инвестором они любую местечковую "Академию кофе" "свернут в 4 раза" после чего они срочно закроются. 

Пи.Эс.  Какие люди хрупкие всё-таки стали. С бариста пообщаться, вероятно, очень тяжёлое испытание для психики и жуткий дискомфорт ) 

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Егор, а любые местечковые пиццерии уже позакрывались с приходом Додо пиццы? 

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

Вы посмотрите, что происходит в городах где открыли додо. Это либо небольшой город с фактической монополией рынка этой конторой, либо крупный город, где, конечно, закроется не каждый.... но, не может мелкий ИПшник конкурировать с франчайзи с бюджетом в десятки миллионов, накопленным опытом и поддержкой головной компании (в частности, маркетингового отдела).  Я вам больше скажу, они даже могут делать не самый лучший кофе, но на длинном отрезке они выиграют. Охватом сети, акциями постоянными, инфошумом вокруг себя, демпингом (на худой конец). 
Таким образом, если это и не закрытие бизнеса, то потеря смысла этим заниматься. Кто-то продолжит, но что в этом хорошего? Работа ради работы, не более...

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

Егор, в чем проблема сети пиццерий городского масштаба конкурировать с Додо? У Додо высокие цены, мягко выражаясь очень специфический продукт и проблемы с зонами доставки. Тут надо очень постараться, чтобы клиенты ходили в Додо, а не к вам

Ответить
Развернуть ветку
Егор Орлов

У додо не высокие цены. Они, скажем так, оптимальные чтобы зарабатывать и расти. А ещё у них фудкост ниже чем у любого другого игрока на рынке. 
Михаил, не думайте, что я топлю за додо, вовсе нет. Можете посмотреть мой коммент, где меня заминусовали, за что я не желаю Овчинникову удачи )  Но когда я вижу как они подмяли под себя вместе в ПДж рынок пиццы в нашем городе, то я просто говорю об этом.

А по вашим словам получается, что продукт говно, цены высокие, зоны не удобные, ниже человек пишет, что маркетинга нет (!!!). А то что они 500 точек открыли в стране это, видимо, волшебство на пустом месте?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

То что они открыли 500 точек по стране говорит о том, что Федор – молодец и хорошо продает франшизу. Говорит ли это о качестве продукта? – совсем не обязательно. БМ продала миллион интенсивов, а у Аяза миллион ларьков кофе-лайка по стране натыкано . По поводу фудкостов вот вообще не уверен, что они ниже. Точнее говоря, они могут быть ниже для франшизной компании. Которая под лозунгом "высоких единых" стандартов может впаривать франчайзи сырье по завышенным ценам. Если в каком-то городе они стали монополистом – это говорит о том, что в этом городе вообще не было пиццерий. Поэтому здорово, что они там открылись

Ответить
Развернуть ветку
191 комментарий
Раскрывать всегда