Бизнес спасает планету: секонд-хенды, апсайклинг и ресайклинг

На волне популярности slow fashion в США и Европе сегмент second hand растёт колоссальными темпами. В России ситуация значительно отличается, но тренд прослеживается и у нас.

Открывая свой магазин решопинга Reshop.me, я проанализировала, какой урон планете наносит модная индустрия, что предпринимают корпорации для устранения последствий, и как секонд-хенды тормозят fast fashion. Делюсь результатами исследования с вами.

Мода и экологическая катастрофа

Думаю, каждый из нас хотя бы однажды задумывался или слышал о том, что производство модной одежды наносит непоправимый вред экологии. Но представляете ли вы насколько устрашающе выглядят цифры?

Модная индустрия — это второй по объёму загрязнитель окружающей среды! По данным Greenpeace, ежегодно в мире производится 400 000 000 000 м2 одежды и аксессуаров, из которых 60 000 000 000 кв.м выбрасывается в течение года. Если ограничиться пределами одного города, то, например, из Москвы каждый год на свалку вывозят 360 000 тонн тканей. Самая пугающая ситуация в сегменте масс-маркета, где каждые 2 недели коллекции обновляются, а одежда производится низкого качества, с целью ускорить цикл «купил-выбросил». Так появилось понятие «быстрая мода» — fast fashion.

В среднем каждую секунду на свалку или мусоросжигательный завод выезжает грузовик с одеждой. Вывезенная одежда обречена либо разлагаться в течение десятков лет (а в случае с синтетическими материалами — сотен), либо сжигается, выбрасывая в атмосферу парниковый газ. Ежегодно человечество производит 1,5 миллиарда тонн газа, что влияет на повышение температуры на Земле и изменение климата.

Не стоит забывать, что на изготовление одежды и аксессуаров тратятся колоссальные объёмы ресурсов — воды, электричества, нефти, угля. Например, чтобы произвести одну футболку, потребуется 2700 литров воды. Эта цифра в три раза превышает годовую норму потребления воды одним человеком. По данным Global Footprint Network за год на производство одежды тратится столько ресурсов, сколько может быть восстановлено только за полтора года.

Помимо всего перечисленного, есть еще пестициды, которыми обрабатывают плантации хлопка, занимающие в настоящее время примерно 320 000 квадратных километров. Эти территории постоянно разрастаются. Пестициды попадают в грунтовые воды, создавая угрозу заражения источников водоснабжения.

Second hand — бизнес будущего

В период с 2014 по 2019 год оборот рынка секонд-хендов в США составил $24 млрд. Темпы роста опережают традиционный ритейл в 21 раз, и уже сегодня секонд-хенды во многих западных странах догоняют fast fashion.

В 2019 году произошло несколько знаковых событий для ниши.

Летом свои акции на американской бирже Nasdaq разместил реселлер The RealReal, таким образом став первой публичной компанией по продаже second hand. В ноябре 2019-го онлайн-ритейлер б/у одежды Vinted стал первым литовским «единорогом» среди технологических компаний, получив €128 млн инвестиций. Компания оценивается более чем в $1 млрд.

«В ближайшие 10 лет рынок секонд-хенда в Америке вырастет в три раза и обгонит по объемам индустрию «быстрой моды» — с таким заявлением выступили аналитическая группа GlobalData и крупнейшая интернет-площадка по продаже поношенной одежды ThredUP.

Это стало возможными благодаря появлению новых онлайн-платформ по продаже одежды бывшей в употреблении, которые пришли на смену небольшим офлайн-магазинам, комиссионкам и благотворительным организациям.

Что победит – предубеждения или осознанность?

В нашей стране развитию сегмента second hand противостоят негативные предубеждения касательно б/у вещей. Стереотипы основаны преимущественно на образе советских комиссионок и барахолок, куда не хотелось заходить из-за бардака, порой неприятного запаха и атмосферы бедности. В современных секонд-хендах подход к сервису кардинально изменился.

Например, шведский торговый центр ReTuna, ассортимент которого на 100% состоит из бывших в употреблении товаров, сложно отличить от привычного молла. Там просторно, светло, приятно пахнет. В нем расположено 14 специализированных магазинов, в которых продается не только одежда, но и мебель, садовый инвентарь, декор, инструменты.

​Торговый центр ReTuna Из интернета

Интернет-магазины по продаже lux-сегмента также ушли от формата онлайн-барахолки. Уважающий себя реселлер будет соблюдать основные принципы онлайн-продаж: удобный интерфейс, товар, прошедший аутентификацию, поддержка 24/7, продуманная логистика, качественная упаковка.

Меняется и качество ассортимента в комиссионках. На перепродажу сдают огромное количество новой одежды с бирками. Это связано с тем, что в эпоху fast fashion люди склонны к импульсивным покупкам. Купленное на распродажах вещи, как правило, отправляется на полки секонд-хендов, не дождавшись выхода в свет.

Если же в секонд-хенде продаётся ношеная вещь, то, как правило, она отвечает принципам slow fashion — произведена из качественных материалов. Бывшая в употреблении одежда часто изготовлена из более дорогой, чем в масс-маркете, ткани. А винтаж сшит в годы, когда цикл носки был более долгим, чем это принято сейчас. Соответственно, качество у него выше.

На Западе продавцы ношеной одежды используют дополнительную мотивацию для эмоциональных продаж, они продают товары с историей — бывшие владельцы рассказывают, как приобрели вещь, какое значение она имела в их жизни. Например, в магазине Oxfam в Манчестере такие истории можно прослушать с помощью смартфона, считав с QR-кода на этикетке.

Модные блогеры вносят свой вклад в популяризацию секонд-хендов. Они идут в комиссионки в поисках редких моделей из лимитированных коллекций или штучных экземпляров винтажной одежды. С помощью вторичного потребления они закрывают сразу несколько своих потребностей: желание выделиться, быть уникальными, часто менять образы, не нарушая принципы экологических манифестов.

На защиту винтажных вещей из секонд-хендов встают некоторые голливудские звезды. Например, Сара Джессика Паркер, Дрю Берримор, Джада Смит, Вайнона Райдер открыто заявляют, что совершают покупки в комиссионках. В винтажных нарядах они посещают даже премии, как Джулия Робертс, которая получила Оскар в платье Валентино, купленном в секонд-хенде.

​Джулия Робертс в платье от Валентино Из интернета

Разумное производство

Не только покупатели всерьёз задумались о последствиях гонки за быстрой модой. Известные холдинги по продаже одежды, обуви и аксессуаров последние годы экспериментируют с технологиями производства, стараясь минимизировать вред для экологии. Вкладывают миллионы долларов в исследования вопросов утилизации отходов. Дизайнеры обращаются к upcycling, используя бывшие в употреблении материалы.

Испанская компания Inditex (Zara, Pull&Bear, Bershka, Massimo Dutti) перерабатывает остатки тканей в целлюлозу, смешивая их с древесным волокном. Так создается материал для отдельной линейки Join Life. Холдинг спонсирует разработки по увеличению объёмов производства экологичных тканей, оптимизирует процессы логистики, использует упаковку из переработанных материалов для доставки онлайн-заказов.

Коллекция Join Life Из интернета

Другой гигант — H&M Group, инвестирует в стартапы, специализирующиеся на устранении негативного влияния фешн-индустрии. В компании активно продвигают программу сбора использованной одежды. Помимо этого, H&M является членом WWF Climate Savers. В течение ближайших 10 лет бренд обещает перейти на 100%-е производство из переработанных и экологичных материалов.

Наряду с H&M, экологией озабочены Gap и Fast Retailing — в течение 3-5 лет обе компании планируют полностью перейти на хлопок, выращенный на органических фермах. Fast Retailing, владеющий брендом Uniqlo, изначально делал ставку на качество, поддерживая принципы slow fashion. В компании применяют инновационные разработки при изготовлении потёртых джинсов — используют лазер и натуральные камни для сокращения потребления воды и химикатов.

Бренд Mango в 2018 году запустил первую капсульную коллекцию из переработанных материалов Mango Committed. Модный холдинг ставит перед собой цель увеличить использование натуральных экологичных материалов в производстве в несколько раз. Кроме того, бренд реализует проект Second Chances по сбору и переработке вещей для повторного использования.

Gucci и Burberry инвестируют средства в программы по сокращению выбросов, обусловленных обезлесением и деградацией лесов, соответствующие Рамочной конвенции ООН об изменении климата.

Дизайнер Marine Serre создаёт вещи из переработанных материалов, 50% её коллекций сшиты из бывших в употреблении предметов одежды. Весь трикотаж Marine Serre — из переработанной пряжи.

Корпорации и бренды, работающие в сегменте быстрой моды принимают меры. Но даже в рамках экологически ориентированных программ объём производимой продукции преобладает над количеством утилизируемых вещей. Секонд- хенды — это эффективный способ изменить сознание общественности, что со временем может привести к сокращению объёмов производства.

Уникальность текущих преобразований в том, что какие бы личные цели ни преследовали многомиллионные корпорации, реселлеры, владельцы секонд-хендов, потребители — их действия в конечном итоге направлены на улучшение экологической ситуации в мире. Единство взглядов на проблему дает больше шансов её решить.

0
66 комментариев
Написать комментарий...
Sergey Andrusenko

Очень интересно, спасибо! 
Но, мне кажется, в России сразу две проблемы вырисовываются:

1.  Менталитет (негативное отношение к секондам)

Помню, как в 10 классе мой одноклассник увидел, что я выхожу из секонд-хэнда, всем рассказал и в меня долго тыкали пальцем. И, хоть мы продвинулись немного в этом вопросе и сейчас даже немного модно брать что-то в таких магазинах, но всё равно пережитки прошлого дают о себе знать. 

2. Отсутствие вкуса у тех, кто открывает секонды, либо однобокий взгляд на вещи (чисто для хипстеров, например)

В Италии зайдешь в какой-то секонд и там нормальные, адекватные вещи на любой вкус, всё по цветам или стилям рассортировано, есть какая-то градация, стилистика, вкус в оформлении, какие-то плюшки (кофе, музыка интересная, старый виниловый проигрыватель), то есть сама атмосфера создается интересная. А у нас зайдешь и тупо вешалки, полки, куча вещей висит вразнобой. Ну такое. 

И выходит, что менталитет не готов, а рынок не предлагает хороших решений. Или, по крайней мере, я не сталкивался в своем городе с таким. 

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Пронин

Сейчас, в эпоху соцсетей, менталитет меняется на раз-два. Изменение менталитета следует за трендовыми хэштегами.

Ответить
Развернуть ветку
63 комментария
Раскрывать всегда