Будущее
Rom Dons
535

Как выжить бизнесу в посткоронавирусный период

Всем хорошего дня, меня зовут Роман Донской, co-founder сервиса для разработки техзаданий Spexfy. За последние несколько недель очень надоели фразы различных экспертов и аналитиков «про мир, который не будет таким как был», «такого еще не было», т. д. Это очень все красиво, но ни о чем. Что делать и куда бежать непонятно. Особенно интересно понимать, что произойдет и как с этим жить дальше. Нижеприведенный текст это плод моего восприятия отдельных фрагментов картинки мира и некоторых его взаимосвязей для будущего ИТ рынка. Вообщем, некоторые аналитические наброски.

В закладки

Мухи и Котлеты. Давайте мысленно сразу попытаемся разделить проблему коронавируса (медицинский вопрос) и экономический кризис (экономический вопрос). Коронавирус стал определенным детонатором экономического кризиса, но и без него мировая экономика «порвалась» бы в какой-то ее части. Это был вопрос времени. Попробуем «погалюцинировать» по поводу ИТ рынка и его будущего.

Начнем с хорошего. ИТ сектор будет не самой пострадавшей индустрией в мире. Из хорошего - это все.

Теперь о плохом, в деталях. Никто, наверное, не будет спорить, что большинство ИТ проектов «завязаны» на оффлайн бизнесе (от мелкого бизнеса до крупных корпораций). Оффлайн пострадал сильно. Очень сильно. По разным расчетам бизнес получил минус 25-30% и более потерь в продажах. Это значит, что каждая компания-разработчик почувствует этот минус на своих клиентах в одном из вариантов:

  • потеря клиентов;
  • заморозка разработки;
  • «выкручивание рук» в виде условий и цены (при чем цены, которые вам предложат заставят вас в прямом смысле плакать).

Индустрии, которые упадут и не поднимутся (по крайней мере, пройдет много лет, чтобы они достигли уровня продаж 2019 года):

  • авиабилеты, авиаперевозки;

  • туризм;

  • гостиничный бизнес;
  • ивент бизнес;
  • оффлайн тренинговый бизнес;
  • косметологический бизнес;

  • выставочный бизнес;
  • детские развлекательные центры;
  • кинотеатры;
  • рестораны и бары;

  • недвижимость (жилая + коммерческая);
  • продажа новых авто;
  • продажа одежды;

  • продажа бытовой техники;
  • розничная торговля продуктами питания и бытовой химией.


В эту категорию мы относим сервисы второстепенной важности и торговля. Погибнет большая часть малого бизнеса. Список упавших отраслей экономики можно дополнять в комментариях. Все эти индустрии потеряют 80% (выживет один из пяти таких бизнесов). 20% выживших – это будут крупные компании или лидеры рынка (такие компании выживут и укрупнятся, держитесь по-ближе к ним). Розничная торговля продуктами и бытовой химией точно укрупнится в этом падении. Также выживут небольшие компании с запасом наличности или бесперебойным фондированием от крупной материнской компании. Совет: если у вашего бизнеса есть клиенты из этих индустрий, будьте готовы к разговору или неприятным новостям о развитии их ИТ проектов.

Кому будет хорошо. Точечные индустрии и компании будут чувствовать себя хорошо и расти:

  • медицинские услуги, фармацевтика и медицинское оборудование;

  • кэш кредитование (банки и МФО);
  • ломбарды;
  • игорная и игровая онлайн-индустрия и ставки на спорт;

  • некоторые сегменты сельского хозяйства;
  • некоторые сырьевые компании (кроме нефтегазовых компаний).


Почему ничего не поможет. Все меры правительства в виде отсрочек, списаний, неначислений или прямой помощи деньгами не будет работать. Нигде, даже в США. Раздача этих «пряников» поможет закрыть какие-то дыры бизнесу на несколько месяцев. А потом совсем непонятно откуда возьмется такое же количество платежеспособных покупателей как до кризиса. Ведь люди ничего не заработают за эти месяцы, а только получат какую-то минимальную зарплату или помощь, которую потратят на хлеб и туалетную бумагу. Возникает логичный вопрос: о каком восстановлении спроса может идти речь? О прежних доходах придется забыть всем. Многие бизнесы все равно уйдут с рынка даже после отсрочек и финансовой помощи государства.

Что делать №1. Вы фрилансер. Начинающий фрилансер будет работать какое-то время бесплатно. Опытный фрилансер потеряет часть дохода от уменьшения часовой ставки или потери клиентов. Опытный фрилансер должен активно искать новых клиентов и удерживать старых заказчиков мегаскидками (надеясь, что они выживут).

Что делать №2. Вы сотрудник софтверной компании (разработчик, q&a, менеджер, дизайнер). Сценарий базовый - урезание зарплаты. Сценарий оптимистический – доход на прежнем уровне. Сценарий пессимистический – ваше увольнение. При базовом сценарии рекомендую сильно подумать и критично оценить текущие изменения в экосистеме и ваше место в пищевой цепочке бизнеса. Возможно вам придется согласиться с резким уменьшением зарплаты.

Что делать №3. Вы владелец/С-менеджмент компании разработчика. Можно сделать:

  • Аудит клиентов (подтверждаем договоренности с клиентами, понимаем кого теряем, а с кем пересматриваем рейты);
  • Сокращаем персонал и режем зарплаты оставшимся пропорционально потери будущих доходов для нормализации баланса компании;

  • Рассматриваем вариант удаленной или частично удаленной работы сотрудников (экономия на аренде и коммунальных платежах);
  • При удаленной работе необходимо изменить подход к работе и быстро освоить новые онлайн инструменты (Asana, Zoom, CRM системы, Spexfy, трекеры);
  • Нанимаем сейлзов и пробуем выйти на западный рынок (если компания еще не продает заграницу);

  • Продаем клиентам поддержание старых проектов, если клиент не хочет инвестировать в новые разработки;
  • Продаем новым клиентам ради опыта с часовым рейтом «за еду» и надеждой, что завтра клиент окрепнет и продолжит новые разработки;


  • В словосочетании «бесплатные печеньки & кофе» исчезает слово бесплатные.

Что делать №4. Софтверная продуктовая компания (наш сервис Spexfy как раз находится в этой роли). Тоже делаем жесткие и простые действия: режем косты и стараемся больше продавать на иностранном рынке. Там тоже плохо, но долларах США!

Правильных вам решений в эпоху Посткоронавируса!

{ "author_name": "Rom Dons", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 8, "likes": 2, "favorites": 11, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 117024, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Wed, 01 Apr 2020 23:41:23 +0300", "is_special": false }
0
8 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
0

Да, согласна
Но как долго теперь оффлайн будет набирать прежние обороты?..

Ответить
1

Восстановление объемов продаж как онлайна так и оффлайна займет годы. Просто сейчас упало очень сильно.

Ответить
0

Spexfy  сертификат поправить пора-бы ...)  Это реально правильное решение.

Ответить
0

Ситуация на контроле (серт истекает 23 апреля). На этой неделе планировали перевыпустить. Спасибо за внимание к деталям)

Ответить
0

сферу образования ждут большие перемены.

Ответить
0

Согласен. Мне кажется увеличится доля дистанционного обучения. Ну и может быть уменьшится количество тренеров-мотиваторов)

Ответить
0

Одежда уже в он-лайн и продукты, эти и многие другие потребительские сервисы и до всего пользовались спросом.
Сельское хозяйство в он-лайн только не поднять;) а картоху все хотят!
Образование не успели наработать стримы и площадки, вот займутся. Много работы впереди! Хорошо бы перейти на обмен «продуктом», а не только бабло наживать)

Ответить
0

Рискну предположить вы немного центрируете мир на онлайн торговле. Но к счастью оффлайн доминирует во всей торговле (онлайн продажи составляют около 13% всего розничного оборота). А значит кончина оффлайн торговли с долей 87% (!!!) слегка вами преувеличена). Точные цифры можете глянуть на statista. А по поводу много работы впереди - это вы правы, надо будет работать больше, да еще и получать меньше.

Ответить

Прямой эфир