{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

Какие уроки мы должны извлечь из коронавируса

Пандемия коронавируса кардинальным образом изменяет человеческую жизнь. До недавних пор человечество было единым организмом, весь мир был связан взаимными обязательствами и общими интересами. Теперь же ситуация резко изменилась: мир разбился на мелкие части, закрыв границы. Каждая страна стала бороться с распространением вируса самостоятельно, забыв о содружестве, взаимовыручке и взаимоподдержке. Эгоистическое отношение стран к всеобщей трагедии породило новые проблемы и усугубило политическую ситуацию в мире.

Люди стали жертвами хаоса, воцарившегося повсеместно: в результате принятых государствами срочных мер по борьбе с пандемией резко возросла безработица, появились материальные проблемы, сложности с передвижением, снизилось качество жизни; люди стали вынуждены отказываться от своих привычек и потребностей, принимать новые условия, чтобы предотвратить распространение болезни. Политика социальной изоляции и дистанцирования способствовала переходу к виртуальному общению — единственной возможности для поддержки связи.

Коронавирус усилил позиции демагогов, популистов и националистов, желающих порвать все существующие отношения с другими странами и превратить свои государства в автаркии; пандемия привела к экономической рецессии, которая может оказаться сильнее, чем кризис 2008 года и даже Великая Депрессия 1930-х годов, увеличивая риск прихода к власти реакционных и радикальных сил, персонифицирующих недовольство простого народа политикой правящих кругов. После Великой Депрессии это были фашисты и нацисты, после кризиса 2008 года — популисты и националисты в США, Европе, Бразилии, Филиппинах, Турции и многих других странах.

Коронавирус также показал нам, насколько может стать реальным то, что ранее считалось невозможным или нежелательным (онлайн-обучение и работа на дому), а также научил некоторых людей соблюдению элементарных правил гигиены.

Последствия пандемии окажут сильное влияние на жизнь людей в течение ещё долгого времени даже после её окончания. Особенно это коснётся экономической, политической и социальной сфер, а также демографической ситуации. Обвал мировой экономики становится всё более очевидным. Национализм и другие тёмные силы глобальной политики усилят свои позиции в постпандемическом земном пространстве. Мир станет ещё более разрозненным и опасным, вырастет угроза конфликтов, а экономическая рецессия сменит правительства по всему миру (одним из позитивных последствий можно считать вероятность поражения Трампа на выборах в ноябре этого года).

Вирус также преподал нам много полезных уроков.

Во-первых, децентрализованные системы управления оказались более эффективными, нежели централизованные диктатуры.

Южная Корея — демократическая страна. Но её реакция на вспышку коронавируса оказалась более эффективной, чем в условиях диктатуры в Китае. Например, уровень смертности в Южной Корее составляет менее одного процента, что существенно ниже средних показателей по всему миру, включая Китай, где этот показатель приближается к трём процентам. Сеулу удалось справиться с COVID-19 гораздо более эффективно, чем Пекину, не путём полной блокировки страны или другими жёсткими мерами, а благодаря массовому бесплатному тестированию и эффективному лечению. То же самое касается Германии и Японии.

То, что на Западе считают неадекватными мерами по борьбе с распространением вируса, чаще всего является результатом некомпетентности политиков, которые находятся у власти, а не издержками демократических систем. Как показали нам примеры Южной Кореи, Германии и Японии, открытые общества могут справляться с кризисами даже более эффективно, чем централизованные автократии.

Безответственный и непредсказуемый стиль политики Дональда Трампа подорвал реакцию Америки на распространение COVID-19, в результате этого, страна стала глобальным эпицентром пандемии с более чем 300 000 случаев.

Но если бы не американская децентрализованная федералистская модель управления, ситуация могла бы стать намного хуже. Децентрализация полномочий по принятию решений является ключом к стабильности и устойчивости, которые характеризуют либеральные демократии. Ведь именно распределяя обязанности, а не концентрируя процесс принятия решений в узком кругу, децентрализованные страны уполномочивают других участников контролировать неэффективные реакции федерального правительства и следить за тем, чтобы негативные последствия правительственных решений не были столь плачевными, как могли бы быть в ином случае.

Другими словами, во время кризисов необходимо квалифицированное централизованное руководство, ведь когда оно отсутствует, наличие противовесов и сдержек по отношению к власти правителя позволяет другим игрокам заполнить образовавшийся пробел и предпринять соответствующие меры.

Опыт Германии в борьбе с пандемией — еще одно доказательство того, что децентрализация работает исправно. В Германии нет централизованной диагностической системы, вместо этого существует открытый рынок, который позволяет всем лабораториям проводить тесты, а не наделять этой властью одну организацию. Именно благодаря этому у Германии на данный момент один из самых низких в мире уровней смертности от COVID-19.

Во-вторых, пандемия коронавируса показала, насколько катастрофическими могут быть последствия сокрытия властями угрозы.

Безответственность китайских лидеров, их закрытость и склонность к умалчиванию, искажению информации, манипуляции фактами теперь ставят под угрозу весь мир. Вирус был впервые обнаружен в декабре 2019 года в городе Ухань, но официальные лица не разглашали этот факт в течение нескольких месяцев, преступно затягивая время и не принимая своевременных необходимых мер, и даже наказывали врачей, которые первыми пытались сообщить об этой угрозе. Пекин жёстко контролировал поток информации, ограничивая поездки Всемирной организации здравоохранения в Ухань, неоднократно изменял критерии регистрации новых случаев COVID-19, тем самым приводя к частым изменениям в статистике, репрессировал тех врачей, которые пытались рассказать правду.

Первоначальные ошибки коммунистической партии дорого обошлись многим странам в виде потери бесценного времени для подготовки к вспышке пандемии и принятия профилактических мер. Это и привело к катастрофам, происходящим сегодня в США, Испании, Италии и Великобритании. Конечно, это не освобождает от ответственности некомпетентных политиков вроде Трампа, которые не смогли вовремя эффективно противостоять вспышке вируса. Однако, если бы Китай действовал с самого начала так же жёстко, как он сделал это в феврале, возможно, что вирус так бы и остался в пределах границ страны или даже её провинции Хубэй.

И в-третьих, пандемия коронавируса демонстрирует важность глобального сотрудничества, мирового порядка, базируемого на совместном доверии, взаимоподдержке и взаимопомощи, а также необходимость создания институтов, способных в подобные моменты кризиса мобилизовать все силы и принять необходимые меры, прежде чем национальные правительства опомнятся. Отсутствие мирового лидера существенно осложнят борьбу с пандемией.

В 2014 году президент США Барак Обама созвал в Вашингтоне Международную конференцию по борьбе с вирусом Эбола. Вирус был быстро ликвидирован благодаря своевременным действиям его администрации и координации международных сил. После прихода к власти в США Дональда Трампа, мир потерял лидера, который смог бы эффективным образом побороть угрозу. Такие лозунги Трампа, как «Америка прежде всего», безответственность Китая и многие другие факторы только лишь препятствуют глобальной координации усилий.

Пандемия преподала множество уроков человечеству и показала то, насколько разрушительным может быть авторитаризм, а также слепое, эгоистичное продвижение сугубо национальных интересов. Нам же остаётся учиться на ошибках, извлекая из них уроки, чтоб не допускать подобных оплошностей в будущем.

0
3 комментария
Елена Берс

Не надо забывать, что в Южной Корее очаг заражения был компактным и связан в основном с одной из сект. Поэтому его быстро локализовали и выявили контакты. 

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Смолянова

прочитав статью, я почему-то почувствовала отголоски тех же ошибок, что при аварии в Чернобыле и подумала...вот тут лишь бы потом не было третьей мировой...))

Ответить
Развернуть ветку
Сослан Сакшин

Урок простой:
дисциплинированное население Германии и Китая быстрее забороло вирус
чем недисциплинированное население Италии, Испании, России и США

но можно конечно строить умозаключения на умозаключениях и искать связь с децентрализацией

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда