{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Будущее образования. Размышления практика

Сейчас многие университеты, в том числе западные, закрыты. Люди занимаются дистанционно: лекции проводятся в Zoom или на других платформах, люди самостоятельно делают задания, общаются в чатах с однокурсниками и преподавателями, точно так же пользуются LMS-системами.

Соответственно, у многих в головах уже возникает вопрос: «А за что я плачу, например, $10 000 - $20 000 - $50 000 в год, если я могу получать то же самое в онлайне за десятую часть этих сумм?».

С чем связан этот вопрос? Когда люди платят за ВУЗ, они платят не только за обучение, но и за определенный опыт, который они получают помимо непосредственно лекций и других учебных активностей. Например, опыт пребывания на кампусе, опыт знакомств, какие-то тусовки, контакты с преподавателями, работодателями и так далее. Словом, то, что называется студенчеством. Люди понимают, что это определенная пора в их жизни, и готовы платить за хорошие воспоминания.

Когда люди обучаются в онлайне, они чаще всего не имеют этот опыт в полной мере. Поэтому платить те же деньги за новый формат обучения они не готовы. При этом многие понимают, что после пандемии коронавируса люди по-другому взглянут на обучение в классическом формате, потребуют перемен.

Нужно будет что-то менять.

Кто виноват и что делать?

Вопрос: какие скорее всего произойдут изменения, и что бы я порекомендовал ВУЗам и другим обучающим офлайн-центрам?

Можно начать с того, что некоторые классические университеты уже делают, чтобы получить долю рынка в онлайн-обучении. Приемы, вроде размещения части лекций на YouTube или Coursera, мы не берем в расчет. Некоторые школы дают возможность человеку пройти курс в формате онлайн вместо офлайн. Например, пройти магистерскую программу онлайн, чтобы человек мог параллельно работать. По сути, это экстерн «на максималках».

Чтобы не обесценивать офлайн-программы, которые в разы дороже, они по прохождении онлайн-курсов дают так называемый временный диплом, который можно использовать в своем резюме n-ое количество лет.

После этого у выпускника онлайн-программы возникает выбор:

1. Он может либо поехать учиться вживую и, закончив офлайн-обучение, получить «вечный диплом»;

2. Может ничего не делать. В таком случае выданный ранее диплом «сгорает».

Эта практика уже присутствует в некоторых американских университетах (такие программы называются Micro Masters - "мини магистратуры"). Например, в MIT. Данная модель представляет собой win-win сценарий как для университетов, так и для студентов: первый получают дополнительный доход и создают широкую рекламную воронку для регистраций на офлайн-программы в будущем, а вторые могут за небольшие деньги использовать бренд ВУЗа при поиске работы и нетворкинга, при этом не покидая рынок труда на несколько лет!

А что насчет бакалавров?

Модель выше работает для магистратуры и программ обучения взрослых (life-long learning).

Но что делать с бакалавриатом?

Куда девать недвижимость?

Давайте посмотрим на офлайн-обучение со следующей точки зрения. Укрупненно говоря, в этом процессе есть две составляющих: здания и преподаватели. Начнем со зданий.

Что делать с недвижимостью, когда студенты учатся по домам? И мы сейчас говорим про будущее, когда они делают это не вынужденно, а потому, что все обучающие программы переводятся в онлайн-режим. Варианты, вроде сдачи площадей внешним арендаторам, мы не рассматриваем (хотя тут можно было бы прийти к такой сделке: компания получает помещения по льготным условиям, но обязуется брать n-ное количество студентов каждый год на стажировки). Перед нами стоит задача понять, как использовать кампус в учебных целях после кардинальных изменений в процессе обучения.

На мой взгляд, варианты такие:

- Использовать классы для занятий в формате кейсов, как это делается в бизнес-школах и на программах SF Education. Студенты изучают материал самостоятельно в течение недели и собираются вместе с преподавателем раз в неделю для совместного решения практических задач (тут все зависит от направления. Например, в бизнес-обучении это ситуации, в которых оказались компании. В биологии это могут быть дополнительные лабораторные работы).

То есть фокус смещается с лекций на совместную проектную работу: студенты работают в командах, а преподаватель активно участвует в роли модератора и источника информации.

- Крупные аудитории можно использовать для мероприятий, куда будут приглашаться спикеры из бизнеса и науки. Таким образом, они будут заполняться людьми не «из-под палки», как сейчас, а в результате правильного подбора спикеров и пиара. Грубо говоря, можно будет устраивать TED-talks в любом ВУЗе. Кроме этого, в аудиториях студенты могут практиковаться в ораторском искусстве – навыке, который просто необходим будущим менеджерам и предпринимателям. В аудиториях можно также проводить съемки онлайн-курсов в промежуточные периоды. Кстати, в отличие от текущего положения дел, аудитории не будут пустовать летом, так как мероприятия, выступления студентов и съемки можно проводить круглый год!

- Пустующие классы можно также «нарезать» на офисы и коворкинги и сдавать их безвозмездно стартапам, которые запускают студенты. Это значительно упростит запуск бизнеса молодыми людьми и смотивирует многих попробовать себя в роли предпринимателей. Таким образом студенты смогут сразу же применять на практике получаемые знания, и не нужно будет постоянно ломать голову над трудоустройством и партнерством с компаниями (сомневаюсь, что многие ВУЗы действительно ломают головы над этой проблемой, судя по общению с их выпускниками, но все же). ВУЗы взамен могут получить доли в этих молодых компаниях и стать своего рода акселераторами стартапов.

- Остальные помещения следует превратить в спортивные площадки и лаборатории (здесь я не имею в виду сугубо научные лаборатории. Например, в моем ВУЗе была так называемая Finance Lab, где все желающие могли работать с программным обеспечением, используемым в банках и инвестиционных компаниях). Я считаю, что у людей должны быть все возможность практиковать знания: причем делать это самостоятельно – благодаря любопытству – а не как условие прохождения курса. Можно также сделать уютные помещения для групповых занятий, когда студенты собираются в группы (study groups) и вместе изучают материал, обмениваются мыслями и находками. Так, например, было в моем ВУЗе.

Теперь что касается спортивных площадок. Спорт – это не только помощник в учебе, но и возможность для заведения новых знакомств. В принципе, можно было бы даже обустроить кампусы кинотеатрами и другими рекреационными заведениями, чтобы студенты могли делать перерывы между учебой и работой в своих компаниях. В таком случае кампусы действительно бы превратились в студенческие города, и люди сами хотели бы туда приходить каждый день, потому что там бы и протекала их жизнь.

Конечно, для того, чтобы перестроиться на новый лад, придется делать капитальный ремонт аудиторий и классов, ведь в настоящем виде они непригодны для нового формата обучения. Но что поделать?

Куда девать профессоров?

Теперь поговорим о преподавателях. Может возникнуть вопрос: куда они все денутся? Неужели на улице окажутся тысячи научных сотрудников? Давайте зададим себе такой вопрос, посмотрев со стороны студента: «Что, по сути, сейчас делает преподаватель курса?». Он стоит за кафедрой изо дня в день, из семестра в семестр рассказывает, грубо говоря, одни и те же вещи. Периодически, может быть, обновляя материал.

Становится очевидным, что, когда мы переходим в онлайн-плоскость, нет смысла постоянно проводить одни и те же лекции. Есть смысл большую часть материала записать на видео, причем сделать это качественно - обработать с монтажом: порезать на пятиминутные уроки, чтобы человек не успевал уставать от просмотра, сделать какие-то интересные анимации, всплывающие окна и так далее. Сделать это один раз.

А теперь возникает вопрос: что делать дальше? Запишем один раз, заплатим преподавателю, а куда он теперь пойдет? На мой взгляд, преподаватель может делать две вещи: постоянно создавать новые курсы и вести поддержку существующих. За каждый новый курс он будет получать деньги, а университет и студенты – свежие знания. Это позволит преподавателю постоянно развиваться, искать, что рассказать студентам. Он будет всегда мотивировать, причем, не только деньгами, но и профессиональным ростом. Таким образом, информация, преподаваемая в ВУЗах, очень быстро станет актуальной, и университеты начнут шагать в ногу со временем.

Теперь поговорим про поддержку студентов. Благодаря онлайн формату преподаватель теперь сможет чуть ли не индивидуально заниматься с каждым студентом. Если раньше он выступал один перед сотней студентов, то теперь у него достаточно времени, чтобы уделить хотя бы полчаса - час каждому студенту в течение семестра. На мой взгляд, это очень ценно, потому что, по сути, получается некий гибрид между репетиторством и обычным лекционным форматом.

Преподаватели могут напрямую заниматься со студентами, напрямую видеть их пробелы, советовать дополнительный материал, разбирать какие-то отдельные проблемы и так далее. При этом получается такая ситуация, что на тех людей, которые хорошо учатся и быстро все «схватывают», преподаватель не будет тратить свои часы. Он наоборот будет тратить свои часы на тех, кто не справляется. Кроме того, преподаватель не будет привязан к физическому месту и конкретным часам работы. Он сможет общаться со студентами в любое время и в любой день. Это, с одной стороны, увеличит вовлеченность людей в процесс обучения, а с другой – позволит преподавателю размазать нагрузку по всем дням недели.

В таком формате процесс обучения действительно становится непрерывным. Нельзя также забывать, что преподаватель будет получать обратную связь от студентов напрямую и сможет создавать дополнительный контент для курсов. Так, даже старые курсы смогут постоянно обновляться и оставаться «свежими», а студенты начнут быстрее учиться, так как будут лучше осваивать материал. За те же сроки люди смогут получать больше актуальных знаний и навыков.

На данный момент такая схема отсутствует. Сейчас приходит преподаватель, читает лекцию. Кто-то в аудитории что-то записал, кто-то понял, а кто-то не понял материал; кто-то сделал домашнее задание, а кто-то не сделал; кто-то пришел на дополнительное занятие или семинар, а кто-то – нет.

Соответственно, сейчас те, кто хорошо учится, продолжают хорошо учиться, а те, кто плохо учится – зря 4-5 лет просиживают штаны в стенах университетов.

В заключение

Я считаю, что онлайн-образование не имеет тех недостатков, какие ему приписывают многие критики. Нужно просто не бросаться в крайности, а делать процесс обучения гибридным. То, что можно автоматизировать (например, лекции, тесты и т.п.), нужно переводить в онлайн. В офлайне нужно оставлять те активности, которые будут интересны студентам и полезны для их дальнейшей карьеры.

Я не пытаюсь доказать, что онлайн может полностью заменить офлайн: есть множество вещей, которые в онлайн делать не удобно, либо онлайн-формат не создает должного впечатления. Мне кажется, студентам нужно приходить на кампус для того, чтобы плодотворно проводить время вместе, а не получать баллы за посещаемость.

Автор: Александр Вальцев, основатель и генеральный директор SF Education.

0
1 комментарий
Вадим Клюев

учитывая, что в будущем из-за повышения в воздухе содержания углекислого газа народ станет на 20% тупее, не так и важно, где учиться, важно чтоб это было на свежем воздухе )

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда