Будущее
Nizhat Makmudov
271

Разработка системы здравоохранения будущего

История и цель

В закладки

Это история о том, как мы создавали телемедицинскую систему с подходом ориентированного на пользователя дизайна или как ещё называют - человека ориентированного дизайна. Кому как нравится, а мне всё таки по звучанию и чисто орфографически приятнее использовать английский термин - User Centered Design (UCD). Полноценное описание проекта изложено на 150-ти страничном документе на датском и английском языках, и чтобы не утомить читателя техническими подробностями постараюсь вкратце изложить ключевые моменты. Данный проект был разработан и реализован в Дании в одном из муниципальных медицинских учреждений города Люнгбю. Наша технология предназначалась для людей с хроническими заболеваниями лёгких (бронхиальная астма и хроническая обструктивная болезнь легких). Спрос был и со стороны норвежцев, которые хотели использовать систему в северных областях, где в силу своей географической расположенности медицинские услуги обходятся слишком дорого для государства, а экономические преимущества в использовании телемедицинской системы очевидны. Проект был довольно амбициозный, в который входили врачи, медсёстра, ИТ - инженеры, дизайнеры, бизнес аналитики и волонтёры. Конечно же без государственной и муниципальной поддержки вряд ли этот проект можно было бы осуществить. Наша изначальная цель заключалась в создании уникальной и инновационной концепции здравоохранения, которая включала бы в себя современную телемедицинскую систему преждевременного распознавания и купирования состояния угрожающего жизни и здоровью пользователя в рамках современной системы здравоохранения 21-го века.

Выбор стратегии

Очень часто компании вкладывают значительные средства в исследования рынка, игнорируя при этом точку зрения конечного потребителя при разработке продуктов и услуг. В нашем случае мы не могли полагаться на широко распространенное мнение о том, что потребители толком не знают чего сами хотят от конечного продукта/услуги, так как мы работали со здоровьем людей и улучшением качества их обслуживания. Если вы болеете то обращаетесь к врачу, чтобы он прописал вам надлежащее лечение, а не полагаетесь на свои знания о медицине. Если только вы сами не врач или не полагаетесь исключительно на народную медицину (не имею ничего против народной медицины, просто она не всегда эффективна, особенно против ХОБЛ).

Elements of User Experience Design Jesse James Garrett

Одним из основных принципов нашей системы заключалось в её ориентированности на конечного пользователя. И тут вы скажете; “Так любая система ориентирована на конечного пользователя, и чего ?” Дело в том, что в нашу целевую группу входило две возрастные категории пользователей. Для медперсонала, возрастной диапазон составлял от 25 до 45 лет, в то время как для пациентов этот показатель был равен 45 и выше. Пожилые люди де-факто бывают довольно таки капризны, с довольно низким порогом терпения к технологиям. Мы хотели, чтобы система ориентированная на пациентов была максимально лаконичной и простой в использовании, не уступая при этом качеству предоставляемым услуг, функциональным возможностям и дизайну. Более 2/3 нашего времени было абсорбировано целевой группой в которую входили пациенты. Функциональность и дизайн системы не были предопределены и следовательно требовали итеративного процесса путём; всестороннего анализа, сбора данных, выявления “болевых точек”, прототипирования, тестирования, корректировок, внедрения и так до полного совершенствования. Для разработки проекта была выбрана модель Джесси Джеймса Гарретта. Благодаря стратегии снизу-вверх (Bottom-up approach) нам удалось в значительной степени увеличить наш коэффициент полезной работы.

Ох, уж эти стандарты

Скандинавы просто помешаны на стандартах, и чтобы узаконить форму проекта, нужно было соответствовать ряду стандартов. В техническом университете Дании нам преподавали даже отдельный курс по стандартам, это был наверное единственный курс на который студенты так неохотно являлись. Одним из таких стандартов которым мы должны были воспользоваться, был ISO / TS 13131 который содержит рекомендации по разработке целей и руководящих принципов для телемедицинских систем, использующих информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) для оказания медицинской помощи как на больших, так и на малых расстояниях с использованием процесса управления рисками.

При разработке целей и рекомендаций по качеству телемедицинских услуг должны были учитываться следующие требования:

  • управление процессами связанными с качеством телемедицинских услуг предостявляемым организацией здравоохранения;
  • управление финансовыми ресурсами для поддержки телемедицинских услуг;
  • управление информационными и технологическими ресурсами, используемыми в телемедицинских услугах;
  • предоставление инфраструктурных ресурсов для оказания телемедицинских услуг.

Применение принципов Agile/Scrum на практике

Мы решили прибегнуть к методу SCRUM, который является одним из наиболее широко используемых методов в процессе гибкой разработки. Метод хорошо подходит для проектов со сложной и непредсказуемой средой разработки, когда команда часто сталкивается с новыми требованиями к дизайну или функциональности проекта. Наш выбор метода SCRUM был обусловлен следующими обстоятельствами:

  1. В целом, проект имел нестабильный план, а для промежуточных задач были характерны частые дополнения к требованиям системы и дизайна.
  2. Частые изменения и дополнения требовали итеративного подхода в процессе дизайна и разработки системы. Было необходимо непрерывно тестировать изменения, недочёты корректировать, а результаты внедрять.
  3. Уложиться с минимально жизнеспособным продуктом (MVP) в строгие временные рамки.
Процесс системных разработок ориентированных на пользователя Институтом психосоциального здоровья в Агдере, Норвегия

Мы разделили проект на итеративные фазы, или так называемые спринты, где каждая итерация имела свой отдельный жизненный цикл со следующими элементами: исследование, анализ, проектирование, реализация и тестирование. Данная модель обеспечивала нам гибкую и интегрированную среду разработки, которая особенно была полезной в нашем случае (упомянуто выше).

Основные элементы системы

Различные функции продукта/системы оказывают значительное влияние на потребительский рынок, но пользовательский опыт оказывает гораздо большее влияние на легитимность конечного продукта. Продукт, который не в состоянии удовлетворить потребности пользователя, - это не более чем бесполезная игрушка. Так как мы были ограничены во времени и ресурсах, нам нужно было найти и сфокусировать свои усилия на тех самых 20% функциональности на которую бы приходилось 80% всей эффективности системы. Мы должны были уложиться в пол года, чтобы у нас уже был готовый MVP. В силу того, что практически 1/5 часть всего населения Дании составляют пожилые люди 65+, из них более 1/3 страдают хронической обструктивной болезнью легких и ограниченной мобильностью - перед нами стояли экстраординарные требования к дизайну и функциональности системы. Наша задача состояла в разработке двух разных (с точки зрения интерфейса/функционала)взаимодополняющих приложения, ориентированных на разные целевые группы. Для ХОБЛ (хроническая обструктивная болезнь легких) пациентов: аndroid-приложение, специальные аппараты для измерения жизненно-важных показателей. Для медперсонала: веб-приложение для Центра спасения и координации RCC (Rescue & Call Center). Некоторые из аппаратов (спирометр) моделировались и обеспечивались соответствующими драйверами in-house.

Результаты

Экономическая выгода от проекта

TeleCare Nord, являющейся исследовательской организацией медицинской помощи с применением телемедицинских технологий в Северной Ютландии, в одном из своих докладов выделяют следующее: «TeleCare Nord уделяла основное внимание вовлечению граждан в разработку предложений по телемедицине, и одним из важных моментов можно отметить то, что оборудование и услуги телемедицины, которое мы предлагаем гражданам с ХОБЛ, должно быть простым в использовании. Результаты исследования также показали, что можно применяя технологии телемедицины в отношении ХОБЛ пациентов, сектор здравоохранения может сэкономить порядка 7 000 датских крон в год." Для полноты картины, умножим 7000 крон на количество граждан страдающими ХОБЛ в Дании, это приблизительно 430 000, и получаем экономию порядка 3 миллиардов крон в год (31 млрд. рублей). С учётом того, что в Скандинавии сегодня наблюдается демографическое старение населения, и Дания окружена водой, а на фоне глобальных климатических изменений уровень влажности тоже поднимается, то не трудно догадаться, что данная цифра будет только расти.

Итог

Epital можно отнести к категории стартап-проектов, но в то же время данный проект сложно охарактеризовать как стартап. Это проект организационных изменений, который был разработан в целях создания инновационной платформы, нацеленной на масштабные изменения условий, ценностей и базовых допущений датской системы здравоохранения. Проекты такого уровня требуют в первую очередь политической и экономической поддержки. Сорен Вингтофт, один из главврачей курировавший наш проект (их было двое), сделал следующее заявление о финансовых особенностях проекта: «Экономика Epital по масштабу своей реализации, была довольно скудной. Это способствовало тому, что у Epital постоянно наблюдался дефицит собственного капитала." На самом же деле, с финансами было не всё так плохо, так как проект получал ежегодные финансовые вливания со стороны государства. Кроме того, медперсонал который был подключён в данный проект получал полную ставку, и оплачивалась эта работа тоже государством. Инфраструктура для тестирования тоже предоставлялась государством. Вопрос в том, как этими средствами распорядились наши кураторы-главврачи, но это требует отдельной статьи на тему o эффективности финансового регулирования. В итоге, наша команда распалась сразу после завершения пилотного проекта (кстати завершился он с успехом, у нас был готовый MVP). Как говорят - "Не дели шкуру не убитого медведя", данная поговорка наиболее точно отражает события на этапе завершения нашего проекта и ставшая причиной распада команды. Если коротко, то из за конфликта интересов, когда кураторы хотели поскорее заработать на продукте и тайно от остальных членов команды пригласили инвесторов из Техаса, в то время как те которые делали основную работу и кому принадлежала значительная доля компании стремились к её усовершенствованию и доведении до ума. У нас состоялась встреча после данного инцидента, на котором они (кураторы) объяснили своё решение тем, что у нас не было экономического образования и втягивать нас инженеров в дела финансовые было бы не совсем логично. Команда сочла данное объяснение очень циничным, после чего корпоративный дух команды был сломлен. Возможно именно поэтому в таких крупных IT корпорациях как Facebook, Google или Twitter широко применяются открытые и прозрачные рабочие пространства, чтобы все члены команды чувствовали своё присутствие и влияние во всех решениях компании. В нашем же случае мы изначально имели дело с бункерным менталитетом, где нежелание делиться информацией с остальными сотрудниками компании снижало эффективность нашей работы и способствовало постепенному разрушению корпоративной культуры. Что же касается меня, то для себя я сделал несколько выводов и уже успел некоторые из них реализовать. Во первых для меня стало очевидно, что без понимания азов экономики сложно будет вырваться за пределы созданных границ и планировать новый путь развития в долгосрочной перспективе. Так что, имея первое высшее (Технический Университет Дании), по образованию инженер здравоохранения, я решил получить второе высшее, экономическое образование. Второе: развивать технологию телемедицины в России. Да именно в России, потому что я всегда считал Россию страной с огромным потенциалом развития во всех сферах деятельности. Сегодня на фоне пандемии стало понятно, на сколько уязвима и беззащитна мировая система здравоохранения. Многие страны уже предпринимают шаги по реформированию текущей системы здравоохранения, так как становится очевидным несостоятельность действующей системы и надо в срочном порядке что то менять. Сегодняшние технологии позволяют в разы эффектизировать систему здравоохранения, повысить пороговую величину нагрузки в десятки раз и свести ошибки связанные с человеческим фактором до минимума. На этом пожалуй я остановлюсь и пожелаю всем читателям крепкого здоровья! Берегите себя и близких!

P.S. выступление одного из кураторов нашего проекта, можно посмотреть по данной ссылке👇🏼 Приятного просмотра 😎

TEDs: The feature of healthcare
{ "author_name": "Nizhat Makmudov", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 0, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "future", "id": 126859, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 28 May 2020 16:44:28 +0300", "is_special": false }
0
4 комментария
Популярные
По порядку
0

Мы производим природный подземный концентрат морской воды.
Наши покупатели с предрасположенностью к ОРВИ и к легочным заболеваниям, применяют ингаляции с морской водой, получаемой разбавлением концентрата, и/или добавляют концентрат в увлажнители воздуха.
Увлажнители/ингаляторы должны быть коррозионно стойкими (не хочу рекламировать конкретные модели).
Отвечу на вопросы.

Ответить
0

Очень круто, можете со мной связаться? Охота подробнее узнать о столь полезном проекте, есть возможность развить его в России

Ответить
0

Очень своевременная и актуальная статья.
Считаю,  что в нынешней ситуации "Covid-19" оказание медицинской помощи населению с минимальным риском контакта врачей,  мед персонала, да и просто  населения ( соседей, родственников) с заболевшими,  является главным приоритетом.

Ответить
0

Интересный проект. Проект будущего

Ответить

Комментарии