«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше Статьи редакции

Маск может стать первым «космическим предпринимателем» и не только начнёт зарабатывать на отправке людей в космос, но и разрушит монополию «Роскосмоса» на контракты NASA.

27 мая в 23:33 SpaceX планирует запустить ракету-носитель Falcon 9 с пассажирским космическим кораблём Crew Dragon — он доставит космонавтов Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию.

Полёт продлится 19 часов. 28 мая, примерно в 18:30 Crew Dragon должен пристыковаться к МКС. Космонавты проведут на станции от 30 до 119 дней, а затем вернутся на Землю.

Обновление 27 мая 23:25: Из-за погодных условий запуск перенесли на 22:22 30 мая, есть ещё одна запасная дата — 31 мая.

Запуск Crew Dragon может закончить монополию России на доставку астронавтов на МКС, сделать SpaceX основным подрядчиком NASA и повлиять на будущее космических полётов — сделать их полностью коммерческими.

Если SpaceX успешно закончит миссию — перевозкой грузов и людей смогут заниматься частные космические компании, а не государственные. Также успех приблизит к достижению главной цели Маска — колонизации Марса.

Почему важен запуск Crew Dragon

Это первый в истории пилотируемый полёт в космос, совершенный частной компанией, — до этого SpaceX и другие занимались лишь доставкой спутников и грузов, астронавтов им не доверяли.

Для NASA это первый полёт астронавтов с 2011 года — после закрытия программы Space Shuttle их доставкой девять лет занимался только «Роскосмос» на ракетах «Союз».

Проверка систем Crew Dragon 24 мая

Если запуск пройдёт успешно, NASA сможет постепенно отказываться от контрактов с «Роскосмосом» и экономить на запусках.

За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.

Отправка одного астронавта на SpaceX стоит около $55 млн. Это дешевле, чем у Boeing Starliner, запуск которого обойдётся в $90 млн.

Что будет, если запуск Crew Dragon пройдёт неудачно

У NASA строгие стандарты безопасности для коммерческих космических полётов — вероятность того, что полёт серьёзно ранит или убьёт экипаж, не должна превышать одного случая на 270 рейсов. При этом к концу программы Space Shuttle у самой NASA этот показатель составлял 1 к 90. По мере развития программы коммерческих запусков требования менялись и усложнялись, пишет The Verge.

Внутри Crew Dragon система аварийного спасения с небольшими двигателями SuperDraco. В случае возникновения проблем во время полёта произойдёт отстыковка капсулы с космонавтами от неисправной ракеты, а SuperDraco унесёт её подальше.

Затем развернётся парашют, и капсула опустится в Атлантический океан. Этот манёвр выполняется только во время чрезвычайной ситуации и доступен всё время, пока Crew Dragon не будет выведена на орбиту, утверждает SpaceX.

Первые астронавты Crew Dragon Даг Херли и Боб Бенкен. К ракете их доставит Tesla NASA

NASA и SpaceX ограничены во времени запуска миссии — в случае аварии капсула упадёт на очень широкой области океана. Поэтому компании должны убедиться, что погода будет благоприятной во всех возможных точках приземления, а спасательные службы смогут добраться до капсулы.

SpaceX анализирует скорость и высоту волн более чем в 50 местах на всей траектории полёта: от восточного побережья до Канады, от Атлантики до Северной Ирландии — а вероятность переноса запуска из-за погоды выше обычного, пишет The Verge. Вероятность благоприятных погодных условий, по данным 45-го космического крыла во Флориде, — 60%.

Запасные даты запуска — 22:22 в субботу 30 мая и 15:00 в воскресенье 31 мая.

Если полёт пройдёт неудачно, у NASA есть запасной план — российская ракета «Союз». 1 мая 2020 года агентство проводило переговоры о покупке дополнительного места на «Союзе» для доставки космонавтов на МКС.

Осенью 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA запросила два места для своих астронавтов. Полёты запланированы на 2020–2021 годы.

Crew Dragon на стартовой площадке, 27 мая 2020 года SpaceX

Как SpaceX начала возить астронавтов

В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.

Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).

Через COTS NASA стало инвестором, а не исполнительным надзирателем: агентство искало новые компании для инвестиций, помогало экспертизой при создании кораблей и вкладывало деньги в проекты. При этом компании несли ответственность за конструкцию и дизайн своих ракет, а также самостоятельно оплачивали часть разработок.

NASA искало несколько компаний, чтобы создать между ними конкуренцию, а затем заключить с самой успешной контракт. В конце концов, NASA стало бы обычным клиентом, который покупает транспортную услугу, как пассажир покупает билет на самолёт, отмечает The Verge.

В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.

В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.

SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.

Маск стоит с астронавтами перед первым беспилотным пуском Crew Dragon USA Today

Но возникли проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.

Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.

В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.

The first @Commercial_Crew mission arrived at the space station today when the @SpaceX #CrewDragon completed soft capture on the Harmony module at 5:51am ET. #LaunchAmerica https://go.nasa.gov/2EKruFt https://t.co/KfNFpHxpGx

SpaceX опередила Boeing и заключила первый контракт на отправку астронавтов в космос.

Что Маск и SpaceX будут делать дальше

Кроме запусков астронавтов у SpaceX запланированы несколько направлений дальнейшего развития — от космического туризма и запуска спутников до покорения Марса.

Следующий полёт к МКС

Если экипаж успешно вернётся на землю, NASA сертифицирует Falcon 9 и Crew Dragon для пилотируемых космических полётов, и подобные поездки станут «рутинными», отмечает The Verge.

Следующая миссия SpaceX по доставке астронавтов может состояться ранней осенью — Crew Dragon доставит на МКС экипаж из четырёх человек: специалистов NASA Виктора Гловера, Майка Хопкинса и Шеннон Уокер, а также японского астронавта Соити Ногучи.

Космический туризм

В феврале 2020 года SpaceX и компания по космическому туризму Space Adventures подписали договор о сотрудничестве и отправке первых клиентов уже в 2021–2022 годах. В первой миссии будут участвовать четверо туристов — они полетят на корабле Crew Dragon.

Ранее Space Adventures сотрудничала с «Роскосмосом»: за восемь полётов они доставили на МКС семь клиентов, отмечает TechCrunch. Полёты обошлись в «десятки миллионов долларов», пишет издание Space. Например, основатель Cirque du Soleil Гай Лалиберт в 2009 году заплатил $35 млн за 11 дней на орбите.

Также SpaceX забронировала поездку вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Полёт должен состояться в 2023 году.

Запуск спутников Starlink

Отдельный бизнес SpaceX — проект глобального спутникового интернета StarLink. Компания выводит на орбиту спутники, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету по всей планете, включая удалённые регионы.

К 2024 году SpaceX хочет вывести на орбиту 12 тысяч спутников. В апреле 2020 года на орбите находились 418 спутников Starlink, что больше необходимого (360 штук) для минимального покрытия. Илон Маск объявил, что в 2020 году сервис будет доступен в Канаде и северной части США, а в 2021 году охватит другие части мира.

Закрытое бета-тестирование начнётся летом 2020 года.

Участие в программе отправки астронавтов на Луну

30 апреля NASA объявило о выборе SpaceX, Blue Origin и Dynetics в качестве компаний, которые займутся разработкой проектов лунных посадочных модулей для космической программы Artemis.

Цель Artemis — отправить пилотируемый космический корабль на южный полюс Луны к 2024 году и организовать постоянные миссии к 2028 году. Это первая «лунная» миссия NASA со времён программы Apollo-17.

SpaceX получила от NASA $135 млн на разработку лунной версии дешёвого многоразового космического корабля Starship. Если агентство устроит техническая готовность и перспективы проекта SpaceX, то заключит с ней контракт.

Колонизация Марса

Для освоения космоса критически важно сделать космические полёты такими же простыми, как авиаперелёт, считает Маск. «Мы можем отправиться куда угодно, хоть на Сатурн, но нам лучше сфокусироваться на скорейшем создании самостоятельного города на Марсе», — сказал основатель Tesla.

В 2002 году он сформулировал главную цель SpaceX — колонизацию Марса, и постепенно движется к её реализации. По его мнению, человечеству нужны межпланетные перелёты как для развития цивилизации, так и для того, чтобы избежать уничтожения всего живого на Земле.

В 2016 году Маск представил систему межпланетных перелётов Interplanetary Transport System и план колонизации Марса. Для развития колонии Марс можно «подогреть» геотермальными изменениями (например, с помощью термоядерных бомб). Это запустит процесс терраформирования и создания атмосферы, пригодной для выращивания растений.

В сентябре 2019 года SpaceX и Маск представили корабль Starship, предназначенный для межпланетных путешествий и доставки грузов. Это многоразовый корабль, который может перевозить до ста человек и доставлять грузы на Луну и Марс для строительства на них городов.

В ноябре 2019 года Маск рассказал, что на создание колонии на Марсе потребуется до 20 лет и около тысячи кораблей Starship. По расчётам предпринимателя, первые полёты с экипажем на орбиту могут начаться в середине 2020 года.

Он рассчитывает, что к моменту строительства базы на Марсе каждый полёт Starship будет обходиться компании не дороже чем в $2 млн. Корабль сможет летать в космос до трёх раз в сутки с перерывами на дозаправку и обслуживание.

SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль на Марс в 2022 году, а первую миссию с экипажем — не раньше 2024 года.

0
604 комментария
Написать комментарий...
Nikita Naumov

Сегодня обсуждали, что это так здорово гордиться достижениями в стране, успешной конкуренцией, воодушевлением для всего Человечества... У меня иногда мысли, что по сути наш коллега Илон, был бы отличным гражданином Советского Союза и вместе с Гагариным могли бы сделать много интересных полётов... Но пока мы выбрали направление сдерживания своих глобальных Талантов и госрегулирование отраслей, без глобальной экспансии. А всё может быть по-другому. Я за Талантов и Предпринимателей и не важно с какой они страны - это необходимый успех для всех!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михельсон

У меня иногда мысли, что по сути наш коллега Илон, был бы отличным гражданином Советского Союза и вместе с Гагариным - ну вообще то был такой Илон (вернее Илону пока далеко до него), звали Сергей Павлович Королев. И да, они сделали с Гагариным много интересных полетов :) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
в лагерях сделали инвалидом

И какая же группа инвалидности была у Королёва? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Я знаю ответ на этот вопрос: инвалидности у Королёва не было.

Да, в лагере он сидел. Ты знаешь за что, кстати?

И ты, мягко сказать, заблуждаешься транслируя мифы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Про всё это мне известно.

Но вопрос изначально был простой: был ли Королёв инвалидом? Нет, не был, иначе имел бы группу инвалидности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
И правда, не был.

Да, не был. В лагере сидел, лагерь - не курорт, но не был.

А сидел он знаешь за что?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Я выше привожу документальные цитаты самого Королева.

Я бы хотел (не от вас) увидеть оригинал этого текста. Источники ссылаются на то, что якобы это строки из письма Королёва Сталину. Вот бы его посмотреть это письмо.

Вы просто пишите текст.

Вы тоже пишите текст, ибо ни ваш текст, не мой текст  не основан ни на каких архивных документах, увы.

Вокруг Королёва очень много мифов, что не удивительно, т.к. он был связан со многими секретами оборонной промышленности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Да шпион он был, очевидно же.

Нет. Посадка Королёва имела под собой экономическую подоплеку: он не выполнил проект, за который брался, а деньги государственные потратил. Причем потратил на то, что ему было интересно, на перспективные исследования. С него спросили результат: результата нет, деньги потрачены - вот его и посадили. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Враньё. Как и всё его уголовное дело. Разработка ракет на бумаге не может давать всегда положительного  результата. Всё равно что спортсменов судить за то что они не каждый год ЧМ выигрывают.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Враньё.

Вараньё что?
Что Королёв крылатую ракету (самолёт-снаряд) до войны так сделать и не смог, хотя занимался ей?

Как и всё его уголовное дело.

Ты, конечно же, его видел, изучал, сопоставлял?

Разработка ракет на бумаге не может давать всегда положительного результата.

С этим согласен, но в 1930-х годах в СССР была другая модель и другие правила игры "взял деньги под проект - сделай - не сделал - садись в лагерь".

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Достаточно пары предложений из приговора что бы понять что остальная часть приговора тоже чушь.

В 1937 году при разработке бокового отсека торпеды (крылатой) сделал вредительский расчёт, в результате чего исследовательские работы по созданию торпеды были сорваны .
являлся с 1935 года участником троцкистской вредительской организации, по заданию которой проводил преступную работу в НИИ-3 по срыву отработки и сдачи на вооружение РККА новых образцов вооружения

Так же главный пункт обвинения спорный

В 1936 году вёл разработку пороховой крылатой торпеды; зная заранее, что основные части этой торпеды — приборы с фотоэлементами — для управления торпеды и наведения её на цель, не могут быть изготовлены центральной лабораторией проводной связи, Королёв с целью загрузить институт ненужной работой усиленно вёл разработку ракетной части этой торпеды в 2-х вариантах. В результате этого испытания четырёх построенных Королёвым торпед показали их полную непригодность, чем нанесён был ущерб государству в сумме 120 000 рублей и затянута разработка других, более актуальных тем (л.д. 250—251).

Как интересно он мог знать заранее что другая лаборатория не сможет что то сделать? Он что Ванга? Понятно что его ракета не сможет работать без головки наведения, но почему виноват он а не те кто делал головку наведения.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Здесь надо, на мой взгляд, разделить две вещи:

1) Что происходило на самом деле
2) Как выстраивалась система обвинения, на чем базировался приговор, как велось следствие.

По пункту 2, я сразу могу сказать, что "шпионы" и вот это всё - возникло и применялось потому, что так было проще. Проще следствию. Разумеется. это неправильно.

Поэтому формулировки, которые вы привели - да, к ним есть вопросы.

Но в логике того времени, спрашивали за результат, на который кто-то подписывался.

Я отлично понимаю, что Королёв не брать денег не мог, закрыли бы его "фирму", он должен был рисковать. 

Но факт остаётся фактом: не сделал - сделали с ним (страшное).

К тому же, вот мы с вами, из 21 века давайте посмотрим ясным взором: была ли возможна головка самонаведения в 1930-е годы?
Конечно нет. Мог об этом Королёв знать 100% или же нет - спросить бы у него и очевидцев, но увы...

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Что там смотреть? С Москвы планы давали сколько человек расстрелять а сколько посадить. Козлами отпущения были те кто что то делал, так как у них был шанс что рано или поздно что то не получится. 
Я не понимаю таких людей как вы? Почему бы всегда ищете отмазки для оправдания преступлений. Почему не признать вину? 
Из за такого отношения к прошлому оно постоянно повторяется. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Почему не признать вину?

Вину в чем? И кому? Мне?))

Почему бы всегда ищете отмазки для оправдания преступлений

Весьма двусмысленная фраза)) Я никакие преступления не оправдываю, наверное не стоит так уж обобщать. Я всего лишь рассматриваю один единственный кейс с Королёвым, по нему я изложил свои соображения: оно укладывается в логику того времени и суть его дела не идеологическая, а экономическая.

И мне очевидно, что в те годы в том месте, с учетом того, в какую он влез тему,  иного с ним произойти и не могло. Денег на проекты и исследования он потратил и наверное немало (сколько именно мы без помощи архивов не узнаем), но что он дал стране до войны полезного и применимого? Ничего - это объективный факт.

При этом "у них" аналогичные проекты (ракеты Фау) всё же сделать смогли.

Кроме того, в материалах о тех событиях есть и вот такое мнение:

При этом руководство НИИ-3 и лично С.П. Королев не докладывали об истинном положении дел на предприятии, в т.ч. по теме «301», добиваясь продолжения финансирования в надежде на получение положительных результатов в будущем.

Я не берусь утверждать, что это цитата из уголовного дела (хотя похоже), но если это правда, то поставьте себя на место заказчика: вы платите деньги, вам говорят стабильно, что "всё хорошо", "даёте еще денег", в то время когда на самом деле всё плохо, и в итоге деньги потрачены, а результата нет. Как к этому относиться?

Королёв, конечно пострадал, с ним обходились ужасно, но потом от того же СССР, от которого он пострадал, ему и воздалось: и деньги на проекты/исследования ему выделяли и сам он жил в особняке (в СССР, где даже комнаты в комуналке удостаивались далеко не все). 

Прежде чем сознаваться в чем-то и каяться надо сперва отбросить клише и штампы и трезво, взешенно взглянуть на вещи, если есть желание разобраться в теме, конечно, а не просто так пофлеймить)). 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun
При этом "у них" аналогичные проекты (ракеты Фау) всё же сделать смогли.

Может поэтому бл...ть и смогли что не отправляли конструкторов в Магадан после первой неудачи.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Некорректно.
Сколько евреев истребили в фашистской Германии?
Сколько талантливых, умных людей среди них было?

Тем не менее, Фау-1 (ближайший аналог довоенных разработок Королёва) доделали и она принимала участие в войне.

Кто конструктор, а кто "конструктор" в те годы разобраться было проблематично, полагались только на практику - критерий истины. Есть результат, значит - конструктор, нет результата значит - "конструктор".

Кроме того, был такой диссидент Григоренко и ему в годы репрессий, в 30-е шили дело (тоже вредительство). Он на суде все обвинения разбил, кончилось тем, что тех, кто хотел его по надуманному поводу репрессировать - самих репрессировать. В своих восспоминаниях он это описывает. Конечно, легче всё свести к штампам и клише "палачи", "ГУЛАГ", "кровавый Сталин", но тогдашняя система была устроена гораздо сложнее. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Евреев по национальному признаку убивали а не из за того что ракета не полетела. 

Кто конструктор, а кто "конструктор" в те годы разобраться было проблематично

Да, когда разобраться пытается НКВДШник с пятью классами образования.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Евреев по национальному признаку убивали а не из за того что ракета не полетела.

Верно, но это еще хуже.

Да, когда разобраться пытается НКВДШник с пятью классами образования.

Да, это так. Но и сейчас с этим есть проблемы - сколько "гениев" (правда уже не причисляющих себя к конструкторам ибо не модно) нахлобучили и нахлобучивают инвесторов? Да сплошь и рядом.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun
Верно, но это еще хуже

Согласен. Поэтому правильно что эти преступления не замалчивают а наоборот про них подробно рассказывают. Чем дольше будет инфы про это тем меньше шансов на повторение.

Нахлобучить инвестора не равно посадить в лагерь в Магадане.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Чем дольше будет инфы про это тем меньше шансов на повторение.

Я хочу на это надеяться. Честно. Но вижу лишь, что к сожалению, история многих учит... да ничему не учит. 

Нахлобучить инвестора не равно посадить в лагерь в Магадане.

Я не про это, а про то, что даже сейчас методики оценки кто перед тобой - гений или мошенник дают сбой, причем и у крупных инвесторов, где на кону большие деньги, есть опыт и необходимая экспертиза. 

В 1930-е годы, в СССР с этим было гораздо хуже. По легенде в каких-то вопросах Сталин выступал судьёй, но было ли это и насколько эффективно - вопрос открытый.

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun
оно укладывается в логику того времени и суть его дела не идеологическая, а экономическая.

Ага, троцкистская вредительская организация это тоже про экономику?
Логика была ущербная что тогда что сейчас в России. Силовики рулят всем, отсюда и отставание во всём. Редкие успехи стоили тысячи или миллионы жизней. Причём в других странах таких же успехов добивались без таких жертв.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Ага, троцкистская вредительская организация это тоже про экономику?

Я уже давал ответ на этот вопрос. Мне нетрудно повторить:

Здесь надо, на мой взгляд, разделить две вещи:
1) Что происходило на самом деле
2) Как выстраивалась система обвинения, на чем базировался приговор, как велось следствие.
По пункту 2, я сразу могу сказать, что "шпионы" и вот это всё - возникло и применялось потому, что так было проще. Проще следствию. Разумеется. это неправильно.
Поэтому формулировки, которые вы привели - да, к ним есть вопросы.

Теперь к вашему сообщению

Силовики рулят всем, отсюда и отставание во всём. 

Свято место - пусто не бывает. Были возможности и в 1990 году и в 1993 году и даже в 1995 году построить в России другую систему, основанную на других принципах, с другим классом людей в руководстве, но оказалось, что просто некому возглавить/взять на себя ответственность - митинговали, балаболили, да ругались между собой, выясняя кто главный лидер "оппозиции". В итоге закономерно пришли силовики, как самые организованные.

Это просто вопрос эволюционного отбора и ничего более. 

Причём в других странах таких же успехов добивались без таких жертв.

Спорный тезис. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Не надо ля-ля. Ельцин хоть и не силовик но тот же старый упёртый совок.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Ельцин хоть и не силовик но тот же старый упёртый совок.

Конечно, но я не о нём. Демократы всё же были, как и люди, которые вроде бы хотели пермен, жить в другой стране и т.п.
Бывало же такое (как на фото), и куда делось? Почему эти люди ничего не сделали, чтобы что-то реально изменить?

Я долго над этим думал, но мне понятно: потому что каждый сам за себя, эпоха коллективизма прошла вместе с СССР. В итоге власть досталась тем, кто был уже "в структуре", то есть был организован, связан между собой, изначально. 

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun
Денег на проекты и исследования он потратил и наверное немало (сколько именно мы без помощи архивов не узнаем), но что он дал стране до войны полезного и применимого? Ничего - это объективный факт.

Вот-вот. Не узнаем. Архивы есть, секретного в них давно уже нечего нет, но их не открывают, потому что люди правду узнают.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Практика показыает (даже на примере дискуссии здесь в комментариях), что никакой правды люди знать не хотят.

Они до последнего цепляются за клише и выдумки, что им так дороги

так что

потому что люди правду узнают.

Не хотят они этого)) может кроме единиц - историков и правдоискателей))

Ответить
Развернуть ветку
Alexandre Svergoun

Пусть опубликуют а мы решим. Для нашего спора было бы не лишним почитать материалы дела а не только приговор.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Абсолютно согласен. Пока же имеем то, что имеем: набор разных мнений, по которым истину установить невозможно. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
601 комментарий
Раскрывать всегда