{"id":14268,"url":"\/distributions\/14268\/click?bit=1&hash=1e3309842e8b07895e75261917827295839cd5d4d57d48f0ca524f3f535a7946","title":"\u0420\u0430\u0437\u0440\u0435\u0448\u0430\u0442\u044c \u0441\u043e\u0442\u0440\u0443\u0434\u043d\u0438\u043a\u0430\u043c \u0438\u0433\u0440\u0430\u0442\u044c \u043d\u0430 \u0440\u0430\u0431\u043e\u0447\u0435\u043c \u043c\u0435\u0441\u0442\u0435 \u044d\u0444\u0444\u0435\u043a\u0442\u0438\u0432\u043d\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f71e1caf-7964-5525-98be-104bb436cb54"}

«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше Статьи редакции

Маск может стать первым «космическим предпринимателем» и не только начнёт зарабатывать на отправке людей в космос, но и разрушит монополию «Роскосмоса» на контракты NASA.

27 мая в 23:33 SpaceX планирует запустить ракету-носитель Falcon 9 с пассажирским космическим кораблём Crew Dragon — он доставит космонавтов Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию.

Полёт продлится 19 часов. 28 мая, примерно в 18:30 Crew Dragon должен пристыковаться к МКС. Космонавты проведут на станции от 30 до 119 дней, а затем вернутся на Землю.

Обновление 27 мая 23:25: Из-за погодных условий запуск перенесли на 22:22 30 мая, есть ещё одна запасная дата — 31 мая.

Запуск Crew Dragon может закончить монополию России на доставку астронавтов на МКС, сделать SpaceX основным подрядчиком NASA и повлиять на будущее космических полётов — сделать их полностью коммерческими.

Если SpaceX успешно закончит миссию — перевозкой грузов и людей смогут заниматься частные космические компании, а не государственные. Также успех приблизит к достижению главной цели Маска — колонизации Марса.

Почему важен запуск Crew Dragon

Это первый в истории пилотируемый полёт в космос, совершенный частной компанией, — до этого SpaceX и другие занимались лишь доставкой спутников и грузов, астронавтов им не доверяли.

Для NASA это первый полёт астронавтов с 2011 года — после закрытия программы Space Shuttle их доставкой девять лет занимался только «Роскосмос» на ракетах «Союз».

Проверка систем Crew Dragon 24 мая

Если запуск пройдёт успешно, NASA сможет постепенно отказываться от контрактов с «Роскосмосом» и экономить на запусках.

За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.

Отправка одного астронавта на SpaceX стоит около $55 млн. Это дешевле, чем у Boeing Starliner, запуск которого обойдётся в $90 млн.

Что будет, если запуск Crew Dragon пройдёт неудачно

У NASA строгие стандарты безопасности для коммерческих космических полётов — вероятность того, что полёт серьёзно ранит или убьёт экипаж, не должна превышать одного случая на 270 рейсов. При этом к концу программы Space Shuttle у самой NASA этот показатель составлял 1 к 90. По мере развития программы коммерческих запусков требования менялись и усложнялись, пишет The Verge.

Внутри Crew Dragon система аварийного спасения с небольшими двигателями SuperDraco. В случае возникновения проблем во время полёта произойдёт отстыковка капсулы с космонавтами от неисправной ракеты, а SuperDraco унесёт её подальше.

Затем развернётся парашют, и капсула опустится в Атлантический океан. Этот манёвр выполняется только во время чрезвычайной ситуации и доступен всё время, пока Crew Dragon не будет выведена на орбиту, утверждает SpaceX.

Первые астронавты Crew Dragon Даг Херли и Боб Бенкен. К ракете их доставит Tesla NASA

NASA и SpaceX ограничены во времени запуска миссии — в случае аварии капсула упадёт на очень широкой области океана. Поэтому компании должны убедиться, что погода будет благоприятной во всех возможных точках приземления, а спасательные службы смогут добраться до капсулы.

SpaceX анализирует скорость и высоту волн более чем в 50 местах на всей траектории полёта: от восточного побережья до Канады, от Атлантики до Северной Ирландии — а вероятность переноса запуска из-за погоды выше обычного, пишет The Verge. Вероятность благоприятных погодных условий, по данным 45-го космического крыла во Флориде, — 60%.

Запасные даты запуска — 22:22 в субботу 30 мая и 15:00 в воскресенье 31 мая.

Если полёт пройдёт неудачно, у NASA есть запасной план — российская ракета «Союз». 1 мая 2020 года агентство проводило переговоры о покупке дополнительного места на «Союзе» для доставки космонавтов на МКС.

Осенью 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA запросила два места для своих астронавтов. Полёты запланированы на 2020–2021 годы.

Crew Dragon на стартовой площадке, 27 мая 2020 года SpaceX

Как SpaceX начала возить астронавтов

В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.

Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).

Через COTS NASA стало инвестором, а не исполнительным надзирателем: агентство искало новые компании для инвестиций, помогало экспертизой при создании кораблей и вкладывало деньги в проекты. При этом компании несли ответственность за конструкцию и дизайн своих ракет, а также самостоятельно оплачивали часть разработок.

NASA искало несколько компаний, чтобы создать между ними конкуренцию, а затем заключить с самой успешной контракт. В конце концов, NASA стало бы обычным клиентом, который покупает транспортную услугу, как пассажир покупает билет на самолёт, отмечает The Verge.

В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.

В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.

SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.

Маск стоит с астронавтами перед первым беспилотным пуском Crew Dragon USA Today

Но возникли проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.

Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.

В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.

The first @Commercial_Crew mission arrived at the space station today when the @SpaceX #CrewDragon completed soft capture on the Harmony module at 5:51am ET. #LaunchAmerica https://go.nasa.gov/2EKruFt https://t.co/KfNFpHxpGx

SpaceX опередила Boeing и заключила первый контракт на отправку астронавтов в космос.

Что Маск и SpaceX будут делать дальше

Кроме запусков астронавтов у SpaceX запланированы несколько направлений дальнейшего развития — от космического туризма и запуска спутников до покорения Марса.

Следующий полёт к МКС

Если экипаж успешно вернётся на землю, NASA сертифицирует Falcon 9 и Crew Dragon для пилотируемых космических полётов, и подобные поездки станут «рутинными», отмечает The Verge.

Следующая миссия SpaceX по доставке астронавтов может состояться ранней осенью — Crew Dragon доставит на МКС экипаж из четырёх человек: специалистов NASA Виктора Гловера, Майка Хопкинса и Шеннон Уокер, а также японского астронавта Соити Ногучи.

Космический туризм

В феврале 2020 года SpaceX и компания по космическому туризму Space Adventures подписали договор о сотрудничестве и отправке первых клиентов уже в 2021–2022 годах. В первой миссии будут участвовать четверо туристов — они полетят на корабле Crew Dragon.

Ранее Space Adventures сотрудничала с «Роскосмосом»: за восемь полётов они доставили на МКС семь клиентов, отмечает TechCrunch. Полёты обошлись в «десятки миллионов долларов», пишет издание Space. Например, основатель Cirque du Soleil Гай Лалиберт в 2009 году заплатил $35 млн за 11 дней на орбите.

Также SpaceX забронировала поездку вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Полёт должен состояться в 2023 году.

Запуск спутников Starlink

Отдельный бизнес SpaceX — проект глобального спутникового интернета StarLink. Компания выводит на орбиту спутники, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету по всей планете, включая удалённые регионы.

К 2024 году SpaceX хочет вывести на орбиту 12 тысяч спутников. В апреле 2020 года на орбите находились 418 спутников Starlink, что больше необходимого (360 штук) для минимального покрытия. Илон Маск объявил, что в 2020 году сервис будет доступен в Канаде и северной части США, а в 2021 году охватит другие части мира.

Закрытое бета-тестирование начнётся летом 2020 года.

Участие в программе отправки астронавтов на Луну

30 апреля NASA объявило о выборе SpaceX, Blue Origin и Dynetics в качестве компаний, которые займутся разработкой проектов лунных посадочных модулей для космической программы Artemis.

Цель Artemis — отправить пилотируемый космический корабль на южный полюс Луны к 2024 году и организовать постоянные миссии к 2028 году. Это первая «лунная» миссия NASA со времён программы Apollo-17.

SpaceX получила от NASA $135 млн на разработку лунной версии дешёвого многоразового космического корабля Starship. Если агентство устроит техническая готовность и перспективы проекта SpaceX, то заключит с ней контракт.

Колонизация Марса

Для освоения космоса критически важно сделать космические полёты такими же простыми, как авиаперелёт, считает Маск. «Мы можем отправиться куда угодно, хоть на Сатурн, но нам лучше сфокусироваться на скорейшем создании самостоятельного города на Марсе», — сказал основатель Tesla.

В 2002 году он сформулировал главную цель SpaceX — колонизацию Марса, и постепенно движется к её реализации. По его мнению, человечеству нужны межпланетные перелёты как для развития цивилизации, так и для того, чтобы избежать уничтожения всего живого на Земле.

В 2016 году Маск представил систему межпланетных перелётов Interplanetary Transport System и план колонизации Марса. Для развития колонии Марс можно «подогреть» геотермальными изменениями (например, с помощью термоядерных бомб). Это запустит процесс терраформирования и создания атмосферы, пригодной для выращивания растений.

В сентябре 2019 года SpaceX и Маск представили корабль Starship, предназначенный для межпланетных путешествий и доставки грузов. Это многоразовый корабль, который может перевозить до ста человек и доставлять грузы на Луну и Марс для строительства на них городов.

В ноябре 2019 года Маск рассказал, что на создание колонии на Марсе потребуется до 20 лет и около тысячи кораблей Starship. По расчётам предпринимателя, первые полёты с экипажем на орбиту могут начаться в середине 2020 года.

Он рассчитывает, что к моменту строительства базы на Марсе каждый полёт Starship будет обходиться компании не дороже чем в $2 млн. Корабль сможет летать в космос до трёх раз в сутки с перерывами на дозаправку и обслуживание.

SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль на Марс в 2022 году, а первую миссию с экипажем — не раньше 2024 года.

0
604 комментария
Написать комментарий...
Nikita Naumov

Сегодня обсуждали, что это так здорово гордиться достижениями в стране, успешной конкуренцией, воодушевлением для всего Человечества... У меня иногда мысли, что по сути наш коллега Илон, был бы отличным гражданином Советского Союза и вместе с Гагариным могли бы сделать много интересных полётов... Но пока мы выбрали направление сдерживания своих глобальных Талантов и госрегулирование отраслей, без глобальной экспансии. А всё может быть по-другому. Я за Талантов и Предпринимателей и не важно с какой они страны - это необходимый успех для всех!

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Михельсон

У меня иногда мысли, что по сути наш коллега Илон, был бы отличным гражданином Советского Союза и вместе с Гагариным - ну вообще то был такой Илон (вернее Илону пока далеко до него), звали Сергей Павлович Королев. И да, они сделали с Гагариным много интересных полетов :) 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
в лагерях сделали инвалидом

И какая же группа инвалидности была у Королёва? 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Я знаю ответ на этот вопрос: инвалидности у Королёва не было.

Да, в лагере он сидел. Ты знаешь за что, кстати?

И ты, мягко сказать, заблуждаешься транслируя мифы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Про всё это мне известно.

Но вопрос изначально был простой: был ли Королёв инвалидом? Нет, не был, иначе имел бы группу инвалидности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
И правда, не был.

Да, не был. В лагере сидел, лагерь - не курорт, но не был.

А сидел он знаешь за что?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Я выше привожу документальные цитаты самого Королева.

Я бы хотел (не от вас) увидеть оригинал этого текста. Источники ссылаются на то, что якобы это строки из письма Королёва Сталину. Вот бы его посмотреть это письмо.

Вы просто пишите текст.

Вы тоже пишите текст, ибо ни ваш текст, не мой текст  не основан ни на каких архивных документах, увы.

Вокруг Королёва очень много мифов, что не удивительно, т.к. он был связан со многими секретами оборонной промышленности.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Да шпион он был, очевидно же.

Нет. Посадка Королёва имела под собой экономическую подоплеку: он не выполнил проект, за который брался, а деньги государственные потратил. Причем потратил на то, что ему было интересно, на перспективные исследования. С него спросили результат: результата нет, деньги потрачены - вот его и посадили. 

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Вы считаете это нормальным? 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Вы считаете это нормальным? 

Что именно?

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Что его посадили за то, что он не сумел успешно выполнить проект. Вы ниже написали, что определенная логика в этом есть. Т.е. вы считаете такую практику нормальной? 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Я уж не стал всё писать в одном сообщении
но если еще раз вернуться к проблеме

Что его посадили за то, что он не сумел успешно выполнить проект. Вы ниже написали, что определенная логика в этом есть. Т.е. вы считаете такую практику нормальной?

Но теперь вернуться из "логики прошлого" в настоящее, в Россию и наши дни.  В обсуждении упоминается наш соотечественник и современник Рогозин.  Отождествлять его с Королёвым не берусь)) но если вернуться в плоскость деньги/результат, то получается, что никакой проблемы то и нет: да, выделили деньги, да нет результата - но так ведь это нормально?)) или всё же нет?

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
да, выделили деньги, да нет результата - но так ведь это нормально?)) или всё же нет?

Разница в том, что рогозин должен предстать перед судом за свои расходы, которые превосходят его доходы. Если бы не это - он бы был просто обычным некомпетентных менеджером, которого нужно было бы послать под зад без золотого парашюта.
И рогозина нельзя сравнивать с Королевым. У них разные функции. Первый - грубо говоря ceo, второй - cto. Главный инженер не может нести административную или уголовную ответственность за проект, который не удался. 
В этом плане интересное сравнение с Илоном (отсылка к его интервью на военном форуме). В Спейс икс ты должен быть не просто инженером, а еще уметь рисковать. Ты должен предлагать инновации (а обратная сторона инноваций - это постоянные ошибки и зафейленные проекты). Нет инновации - ты не нужен спейсX. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Разница в том, что рогозин должен предстать перед судом за свои расходы, которые превосходят его доходы.

Здесь мне сложно комментировать, т.к. я не имею фактов. 
Но как я понял из чтения комментариев к этой теме (и ко всем предыдущим статьям по теме космоса), основная претензия к Рогозину в том, что он обещает, а лидеры не мы. 

Уверен, что если бы сейчас писали, что "Рогозин запускает новый многоразовый пилотируемый аппарат к МКС", то ему бы всё простили, любое "расхождение доходов с расходами".

Главный инженер не может нести административную или уголовную ответственность за проект, который не удался.

Сложный вопрос. По той информации, которую я знаю, Королёв занимался в т.ч. и выбиванием денег на свои проекты. Думаю, будь он исключительно технарём, с него бы не спросили так жестко.

В Спейс икс ты должен быть не просто инженером, а еще уметь рисковать. Ты должен предлагать инновации (а обратная сторона инноваций - это постоянные ошибки и зафейленные проекты). Нет инновации - ты не нужен спейсX

Подход понятен, в чем-то я даже могу с ним согласиться, но это уже модель 21 века (или конца 20-го), где денег (у инвесторов / экономики) достаточно, чтобы не сильно расстраиваться при потерях от неудавшихся проектов. В СССР 30-х годов прошлого века столько денег не было. Да и в более позднем СССР тоже. 

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
В СССР 30-х годов прошлого века столько денег не было

Из нее следует, что на 1 января 1941 года в Красной Армии числилось 23 367 боевых машин. Если к этой цифре прибавить общий выпуск танков в первом полугодии 1941 года, равный 1800 штук (там же, с. 11), то выходит общая цифра в 25 167 танков

Германия в тот же период  - 5891

В общей сложности танков у советов было больше, чем у всего остального мира. 

А теперь представьте сколько к эти танкам нужно снарядов. Сколько нужно произвести платформ, для перевозки по ЖД. Сколько нужно топлива хранить. Сколько нужно подготовить танкистов.
И это ТОЛЬКО танки.

Все еще хотите сказать, что денег не было? Серьезно? А это все откуда? В шахтах чтоли нарыли? 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

В СССР много чего было, но лишних денег в СССР не было - это факт.

Количество слабо связано с ценой. Какова стоимостная оценка 
23 367 танков СССР и тех же 5891 танков Германии, например?

К тому же, 23 367 танков - это всё же материальный результат, а не несбывшиеся проекты на бумаге.

Так что никаких противоречий в приведённом вами примере с тем, о чем говорю я, попросту нет.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита

Я знал одного человека, он жил в коммуналке и всегда хотел собственную квартиру. И жаловался, что денег нет на первый взнос. А еще у него было 11 машин. И это не таксопарк. Просто 11 машин. 
Внимание вопрос. Так чего на самом деле нет у этого знакомого? Денег? Или все-таки мозгов? 

Вот так же и у советов. Сначала нафигачили какое-то неадекватное количество танков, а потом плачутся, что денег нет. Так все-таки денег нет, или мозгов? 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

Аналогия понятна, но она здесь неприменима.

Если даже только возникает вопрос : а давайте вместо ххх танков сделаем ракеты или что-то там еще - то это только означает, что на ххх танков И на ракеты - в сумме денег нет.

История ВОВ показала, что, на самом деле - танков нужно было еще больше. Те, 23+ тыс танков - всё же было недостаточное количество.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
История ВОВ показала, что, на самом деле - танков нужно было еще больше

Нет, история участия ссср в ww2 показала совершенно не это. Совершенно. 

а давайте вместо ххх танков сделаем ракеты

Опять неверно. А давайте вместо 25К танков сделаем 2К танков и на остальное будем развивать экономику. Вот правильная постановка вопроса. И уже в развитой экономике будут ресурсы и на всякие дорогие игрушки. А танки - это очень и очень дорогая игрушка. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Нет, история участия ссср в ww2 показала совершенно не это. Совершенно.

Это дискуссионная тема, но можем подискутировать, если есть желание.

Опять неверно. А давайте вместо 25К танков сделаем 2К танков и на остальное будем развивать экономику

Чем бы экономика помогла в ВОВ, рублями бы (или золотом) фашистов бы напавших закидывали?

А танки - это очень и очень дорогая игрушка.

Конечно, но жизнь, свобода и независимость - еще дороже.
Поэтому сперва танк, а потом всё остальное.

Ответить
Развернуть ветку
Месье Никита
Чем бы экономика помогла в ВОВ

Если вы не знали, война - это всегда битва экономик, а не армий. Армия всего лишь зависимый исполнитель. Достаточно посмотреть на США, которая на начало ww2 не имела сильной армии, а в 44 уже выполнила самую масштабную операцию  по высадке своих войск. Да и в принципе чуть раньше участвовала в самых масштабных баталиях с Японией. 

фашистов бы напавших закидывали?

Еще раз, танки бесполезны в обороне. Если бы советы не готовились сами бы напасть, а готовились только к обороне, то состав войск и оборонительные сооружения были совсем другие. Тем более к тому времени у советов был уже опыт линии Маннергейма. 
И еще раз повторю, изучайте историю. Кто привел к власти гитлера, кто его поддержал в разделе Польши, и где офицеры вермахта получали свой опыт до начала ww2 (подсказка, на территории советов)

Ответить
Развернуть ветку
601 комментарий
Раскрывать всегда