«Вы находитесь здесь»: почему первый пилотируемый запуск SpaceX важен для Илона Маска и что он будет делать дальше Статьи редакции
Маск может стать первым «космическим предпринимателем» и не только начнёт зарабатывать на отправке людей в космос, но и разрушит монополию «Роскосмоса» на контракты NASA.
27 мая в 23:33 SpaceX планирует запустить ракету-носитель Falcon 9 с пассажирским космическим кораблём Crew Dragon — он доставит космонавтов Боба Бенкена и Дага Херли на Международную космическую станцию.
Полёт продлится 19 часов. 28 мая, примерно в 18:30 Crew Dragon должен пристыковаться к МКС. Космонавты проведут на станции от 30 до 119 дней, а затем вернутся на Землю.
Запуск Crew Dragon может закончить монополию России на доставку астронавтов на МКС, сделать SpaceX основным подрядчиком NASA и повлиять на будущее космических полётов — сделать их полностью коммерческими.
Если SpaceX успешно закончит миссию — перевозкой грузов и людей смогут заниматься частные космические компании, а не государственные. Также успех приблизит к достижению главной цели Маска — колонизации Марса.
Почему важен запуск Crew Dragon
Это первый в истории пилотируемый полёт в космос, совершенный частной компанией, — до этого SpaceX и другие занимались лишь доставкой спутников и грузов, астронавтов им не доверяли.
Для NASA это первый полёт астронавтов с 2011 года — после закрытия программы Space Shuttle их доставкой девять лет занимался только «Роскосмос» на ракетах «Союз».
Если запуск пройдёт успешно, NASA сможет постепенно отказываться от контрактов с «Роскосмосом» и экономить на запусках.
За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.
Отправка одного астронавта на SpaceX стоит около $55 млн. Это дешевле, чем у Boeing Starliner, запуск которого обойдётся в $90 млн.
Что будет, если запуск Crew Dragon пройдёт неудачно
У NASA строгие стандарты безопасности для коммерческих космических полётов — вероятность того, что полёт серьёзно ранит или убьёт экипаж, не должна превышать одного случая на 270 рейсов. При этом к концу программы Space Shuttle у самой NASA этот показатель составлял 1 к 90. По мере развития программы коммерческих запусков требования менялись и усложнялись, пишет The Verge.
Внутри Crew Dragon система аварийного спасения с небольшими двигателями SuperDraco. В случае возникновения проблем во время полёта произойдёт отстыковка капсулы с космонавтами от неисправной ракеты, а SuperDraco унесёт её подальше.
Затем развернётся парашют, и капсула опустится в Атлантический океан. Этот манёвр выполняется только во время чрезвычайной ситуации и доступен всё время, пока Crew Dragon не будет выведена на орбиту, утверждает SpaceX.
NASA и SpaceX ограничены во времени запуска миссии — в случае аварии капсула упадёт на очень широкой области океана. Поэтому компании должны убедиться, что погода будет благоприятной во всех возможных точках приземления, а спасательные службы смогут добраться до капсулы.
SpaceX анализирует скорость и высоту волн более чем в 50 местах на всей траектории полёта: от восточного побережья до Канады, от Атлантики до Северной Ирландии — а вероятность переноса запуска из-за погоды выше обычного, пишет The Verge. Вероятность благоприятных погодных условий, по данным 45-го космического крыла во Флориде, — 60%.
Запасные даты запуска — 22:22 в субботу 30 мая и 15:00 в воскресенье 31 мая.
Если полёт пройдёт неудачно, у NASA есть запасной план — российская ракета «Союз». 1 мая 2020 года агентство проводило переговоры о покупке дополнительного места на «Союзе» для доставки космонавтов на МКС.
Осенью 2019 года глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин сообщил, что NASA запросила два места для своих астронавтов. Полёты запланированы на 2020–2021 годы.
Как SpaceX начала возить астронавтов
В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.
Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).
Через COTS NASA стало инвестором, а не исполнительным надзирателем: агентство искало новые компании для инвестиций, помогало экспертизой при создании кораблей и вкладывало деньги в проекты. При этом компании несли ответственность за конструкцию и дизайн своих ракет, а также самостоятельно оплачивали часть разработок.
NASA искало несколько компаний, чтобы создать между ними конкуренцию, а затем заключить с самой успешной контракт. В конце концов, NASA стало бы обычным клиентом, который покупает транспортную услугу, как пассажир покупает билет на самолёт, отмечает The Verge.
В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.
В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.
SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.
Но возникли проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.
Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.
В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.
SpaceX опередила Boeing и заключила первый контракт на отправку астронавтов в космос.
Что Маск и SpaceX будут делать дальше
Кроме запусков астронавтов у SpaceX запланированы несколько направлений дальнейшего развития — от космического туризма и запуска спутников до покорения Марса.
Следующий полёт к МКС
Если экипаж успешно вернётся на землю, NASA сертифицирует Falcon 9 и Crew Dragon для пилотируемых космических полётов, и подобные поездки станут «рутинными», отмечает The Verge.
Следующая миссия SpaceX по доставке астронавтов может состояться ранней осенью — Crew Dragon доставит на МКС экипаж из четырёх человек: специалистов NASA Виктора Гловера, Майка Хопкинса и Шеннон Уокер, а также японского астронавта Соити Ногучи.
Космический туризм
В феврале 2020 года SpaceX и компания по космическому туризму Space Adventures подписали договор о сотрудничестве и отправке первых клиентов уже в 2021–2022 годах. В первой миссии будут участвовать четверо туристов — они полетят на корабле Crew Dragon.
Ранее Space Adventures сотрудничала с «Роскосмосом»: за восемь полётов они доставили на МКС семь клиентов, отмечает TechCrunch. Полёты обошлись в «десятки миллионов долларов», пишет издание Space. Например, основатель Cirque du Soleil Гай Лалиберт в 2009 году заплатил $35 млн за 11 дней на орбите.
Также SpaceX забронировала поездку вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы. Полёт должен состояться в 2023 году.
Запуск спутников Starlink
Отдельный бизнес SpaceX — проект глобального спутникового интернета StarLink. Компания выводит на орбиту спутники, чтобы обеспечить доступ к высокоскоростному интернету по всей планете, включая удалённые регионы.
К 2024 году SpaceX хочет вывести на орбиту 12 тысяч спутников. В апреле 2020 года на орбите находились 418 спутников Starlink, что больше необходимого (360 штук) для минимального покрытия. Илон Маск объявил, что в 2020 году сервис будет доступен в Канаде и северной части США, а в 2021 году охватит другие части мира.
Закрытое бета-тестирование начнётся летом 2020 года.
Участие в программе отправки астронавтов на Луну
30 апреля NASA объявило о выборе SpaceX, Blue Origin и Dynetics в качестве компаний, которые займутся разработкой проектов лунных посадочных модулей для космической программы Artemis.
Цель Artemis — отправить пилотируемый космический корабль на южный полюс Луны к 2024 году и организовать постоянные миссии к 2028 году. Это первая «лунная» миссия NASA со времён программы Apollo-17.
SpaceX получила от NASA $135 млн на разработку лунной версии дешёвого многоразового космического корабля Starship. Если агентство устроит техническая готовность и перспективы проекта SpaceX, то заключит с ней контракт.
Колонизация Марса
Для освоения космоса критически важно сделать космические полёты такими же простыми, как авиаперелёт, считает Маск. «Мы можем отправиться куда угодно, хоть на Сатурн, но нам лучше сфокусироваться на скорейшем создании самостоятельного города на Марсе», — сказал основатель Tesla.
В 2002 году он сформулировал главную цель SpaceX — колонизацию Марса, и постепенно движется к её реализации. По его мнению, человечеству нужны межпланетные перелёты как для развития цивилизации, так и для того, чтобы избежать уничтожения всего живого на Земле.
В 2016 году Маск представил систему межпланетных перелётов Interplanetary Transport System и план колонизации Марса. Для развития колонии Марс можно «подогреть» геотермальными изменениями (например, с помощью термоядерных бомб). Это запустит процесс терраформирования и создания атмосферы, пригодной для выращивания растений.
В сентябре 2019 года SpaceX и Маск представили корабль Starship, предназначенный для межпланетных путешествий и доставки грузов. Это многоразовый корабль, который может перевозить до ста человек и доставлять грузы на Луну и Марс для строительства на них городов.
В ноябре 2019 года Маск рассказал, что на создание колонии на Марсе потребуется до 20 лет и около тысячи кораблей Starship. По расчётам предпринимателя, первые полёты с экипажем на орбиту могут начаться в середине 2020 года.
Он рассчитывает, что к моменту строительства базы на Марсе каждый полёт Starship будет обходиться компании не дороже чем в $2 млн. Корабль сможет летать в космос до трёх раз в сутки с перерывами на дозаправку и обслуживание.
SpaceX планирует отправить первый грузовой корабль на Марс в 2022 году, а первую миссию с экипажем — не раньше 2024 года.
Комментарий недоступен
Почитал. Нечего интиресного. Опять рогозин сказки расказывает. К сожелению у Роскосмоса нет ни денег не возможностей создавать что либо существенное. В лучшем случае доделают Ангару и продолжат заменять спутники ГЛОНАСС. Никаких новых Буранов не будет.
Если у вас нет возможности почитать в отраслевой прессе, что реально делается, это не значит, что этого нет.
Хотя это и к лучшему. Пусть для вас "существенным" остается повторное приобретение Штатами умения запускать человека в космос.
Именно потому что я читаю отраслевую прессу я знаю что реально делается а что только обещается.
"Существенным" является не умение запускать человека в космос, а корабль нового поколения. Он большой, 4х или 7и местный, может спускать 3 тонны с орбиты. 2 отсека вместо 3. Солнечные панели интегрированы в корпус. Не нужен обтекатель.
"Именно потому что я читаю отраслевую прессу я знаю что реально делается а что только обещается."
Вы НЕ читаете отраслевую прессу.
"Существенным" является не умение запускать человека в космос, а корабль нового поколения."
Мда... Тут и сказать нечего. Умение запускать человека в космос - не существенно. Полный... финиш.
Вам нечего сказать? Человека уже 59 лет в космос запускают. В 2020 это не существенное достижение.
Ага! Вот вы сами и озвучили то, о чем все адекватные люди и говорят: повторное обретение возможности отправлять людей в космос в 2020 году - это не существенное достижение, а лишь восстановление утерянных навыков. Это сделал Маск? Ну и молодец, рад за него и США.
Возвращаемые ступени? Почему нет? Как одна из схем сокращения затрат имеет право на существование. Эффективность? А кто ее сейчас знает. Лет через десять будет известна. Вы ознакомьтесь поближе с экономическими расчетами программы Шаттлов. На бумаге тоже было все красиво, но сейчас известно, что бумажные расчеты не были достигнуты.
Поэтому вам и говорят: много ли сотрудники компании SpaceX сделали для США? Много, если отправят астронавтов к МКС. Много ли это значит для цивилизации? На сегодняшний день - не особо.
Я так и сказал.
Эффективность?Судя по снижению цен на запуски и куче коммерческих контрактов , она есть.
Любезный, ну вы же проявили адекватность, зачем же ее опять терять. Продемонстрируйте мне "снижение цен" в цифрах по отношению к другим пускам. Ну не интересно же спорить без фактов в стиле "дурак - сам дурак". У меня есть данные по пускам разных носителей, разных стран, в разное время. Да еще и с разными параметрами вывода (о которых, кстати, большинство вообще забывает). Ну не видно там какого-то прорывного снижения цен. А еще не забывайте, что Роскосмос... пользовался ситуацией на рынке, задирая цены. Это же четко видно по ценам доставки астронавтов на МКС. А теперь прикиньте, что рубль вдвое подешевел и, как следствие, поменялась себестоимость.
Что касается снижения числа контрактов, да вы АБСОЛЮТНО ПРАВЫ. Но весь прикол в том, что их и дальше будет все меньше, так как число игроков на рынке увеличивается. Пока вы "топите" за Маска, Китай "утопит" всех. И спасение в этом плане - только в прорывных технологиях, в движении вперед. А этого не будет без определенных пауз. Ну возьмите пример из жизни. Летали Штаты на Шаттлах и не было движухи вперед. Перестали летать, начали тратить время и силы на что-то новое. Иначе и не бывает.
Э-э-э. Как бы движуха была. Например Хабл, например спуск спутников, строительство МКС и т.д. и т.п.
Китайцы молодцы, они уже перестали Союз модернизировать и пилят свой Драгон. Уже макет испытали.
Роскосмос поэтому цены и завышал что не было конкурентов которые могли дать более низкую цену.
Фалкон сделал возможным проект Старлинк а вот WebOne накрылся так как денег тратит на запуски намного больше.
Мне не нужны точные цифры по тратам, их просто нет. Даже у Роскосмоса не понятно как считать.
Остаётся верить фактам. А факты говорят о том что СпейсХ сделал запуски дешевле чем у конкурентов, раз получил столько заказов.
"Э-э-э. Как бы движуха была. Например Хабл..."
Мда... Вы тему-то не меняйте. Причем здесь Хабл? Хабл у нас стал новым РН?
"...строительство МКС..."
Ага, которая известна, как... ISS "Zarya".
"Мне не нужны точные цифры по тратам, их просто нет."
+
"Остаётся верить фактам. А факты говорят о том что СпейсХ сделал запуски дешевле чем у конкурентов..."
Мда... "Точных цифр нет, но факты есть".
Извините, я думаю на этом мне пора закончить общение.
Всего хорошего!
А у вас точные цифры есть?
китай кстати не готов пока снизить цену ниже спейсх
"китай кстати не готов пока снизить цену ниже спейсх"
Да вы что? А может причина лежит в иной плоскости? Может все дело в том, что США "давят" на космическую отрасль Китая? Пошевелите мозгами на досуге, почему Китай, который отправляет людей в космос и строит ОКС на орбите Земли, не присутствует на "международной" космической станции? А?
Да если даже Китай будет запускать в космос за три юаня, с ним не будут работать те, кто боится потерять сотрудничество с НАСА, а как следствие, и с партнерами НАСА.
Т.е. получается, что вы можете договориться с Китаем о дешевом пуске, но ни NASA, ни ESA, ни JAXA (и связанные с ними производители) вам передовой спутник или научный прибор не сделают. Т.е. запускать будет нечего.
Слово должно подтверждаться фактом. Поэтому ссылку на отраслевую прессу скиньте, пожалуйста.