{"id":14275,"url":"\/distributions\/14275\/click?bit=1&hash=bccbaeb320d3784aa2d1badbee38ca8d11406e8938daaca7e74be177682eb28b","title":"\u041d\u0430 \u0447\u0451\u043c \u0437\u0430\u0440\u0430\u0431\u0430\u0442\u044b\u0432\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0444\u0435\u0441\u0441\u0438\u043e\u043d\u0430\u043b\u044c\u043d\u044b\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0434\u0430\u0432\u0446\u044b \u0430\u0432\u0442\u043e?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"f72066c6-8459-501b-aea6-770cd3ac60a6"}

От онлайн-доставки до персонализированной диеты на основе ДНК-тестов. Как и что мы будем есть через 5 лет

В 1990 году стартовал один из самых масштабных и долгосрочных научных проектов в сфере биологии – Human Genome Project. Исследование продолжалось 13 лет и обошлось мировому сообществу в 3 млрд долларов. В результате ученым удалось определить последовательность нуклеотидов, из которых состоит ДНК человека.

Сегодня на рынке есть уже более простые методики и генетические тесты, которые за несколько сотен долларов покажут, насколько вы предрасположены к тем или иным заболеваниям, какие продукты вам стоит есть почаще, а какие – исключить совсем.

Появление новых технологий и удешевление ДНК-тестирования способствовало изменению глобальной парадигмы производства и развитию тренда персонализации ­– в первую очередь в медицине и в фудтехе. Сейчас мировой рынок персонализированного питания, включая всю экосистему — сервисы, диагностические компании, функциональные продукты питания, витамины, БАД – превышает 7 млрд долларов, а к 2025 году, согласно аналитического отчету J’son & Partners Consulting, достигнет 11,5 млрд.

История персонализированного питания как бизнеса начинается с обычной доставки продуктов – из магазинов и ресторанов – и постепенно движется от общего к частному, все больше подстраиваясь под конкретного заказчика и его особенности. Сначала – к рекомендательным сервисам, основанным на персональных предпочтениях и образе жизни, а на следующем этапе персональные предпочтения сменяются персональным здоровьем. Благодаря появлению новых и удешевлению уже существующих технологий появляются рекомендательные системы, которые учитывают результаты анализа крови, генетического анализа и анализа микробиома и подбирают продукты под конкретного человека. Разработка этих диагностических тестов стала большим шагом к трансформации рынка персонализированного питания.

Мировые тренды рынка персонализированного питания

  • Сегодня на рынке персонализированного питания и медицины появляется все больше компаний и сервисов, специализирующихся на потребительской генетике. Например, в США FDA официально утвердило технологию 23andMe, которая позволяет определять повышенный риск для 10 генетических заболевании, а также потенциальную реакцию организма на различные лекарства.
  • Другой тренд связан с активной интеграцией сервисов персонализированного питания в систему здравоохранения. Например, компания DayTwo, предлагающая систему персонализированного питания на основе микробиома кишечника, подписала соглашение с крупной израильской сетью клиник. И теперь пациенты клиники могут получать персонализированные рекомендации по диете и советоваться через интернет с больничным диетологом. Предполагается, что постепенно эта опция будет включена в государственную систему страхования с полным покрытием расходов для пациентов.
  • Также активно развиваются сервисы персонализированного питания для очень узких групп потребителей. Например, израильская компания Nutrino совместно с Medtronic разрабатывает платформу персонализированного питания для больных сахарным диабетом, компания Astarte использует анализ микробиома кишечника для недоношенных младенцев, MDSure развивает персонализированное питание для онкобольных.
  • Еще один тренд мирового рынка персонализированного питания — развитие интегрированных платформенных решений. Например, американская компания Habit предоставляет персонализированные рецепты на основе генетического теста (в перспективе и микробиома кишечника) в партнерстве с AmazonFresh (что упрощает заказ ингредиентов). Партнерство компании с FitBit позволяет клиентам отслеживать свои прогресс с помощью носимых устройств. В будущем данные одноразовых генетических тестов будут интегрированы с регулярными анализами крови и микробиомными тестами. Вся эта информация будет анализироваться параллельно с данными о состоянии здоровья человека, поступающими с носимых устройств.

Создание единой базы данных о влиянии потребляемой пищи на здоровье и активность человека и предоставление к ней доступа компаниям-производителям продуктов питания позволит создавать последним новые продукты, в том числе, персональное и функциональное питание.

От Яндекс.Шефа до персонализированной диеты на основе генетического анализа

В России рынок персонализированного питания отстает от общемировых трендов и сегодня развивается в основном в сегменте доставки готовых наборов питания, основанных не на объективных данных о здоровье потребителя, а на его индивидуальных предпочтениях.

Эти сервисы появляются постепенно и стараются отстроиться от конкурентов по целевой аудитории: обеды и ужины для большой семьи, высокобелковая диета для спортсменов, сложносочиненные блюда для требовательных хозяек, вегетарианское меню, программы для похудения и т. д.

Наиболее яркие бренды: Elementaree, Яндекс.Шеф, Ужин дома, Easy Meal, Шефмаркет, Just Food.

В России на рынке персонализированной геномики можно выделить следующие компании: Atlas, Genotek, Геоаналитика (сервис «Мои ген»), MyGenetics. Составлением рациона с учетом генетических особенностей человека занимается компания Genotek (вместе с Elementaree является участником рабочей группы FoodNet НТИ). Genotek проводит обработку ДНК для научных организации, диагностику генетических заболевании, а также разрабатывает домашние генетические тесты для людей, которые хотят улучшить качество жизни и больше знать о своем организме. Например, с помощью тестов можно определять риски развития заболеваний или планировать беременность. Одно из важных направлении работы компании — подбор индивидуальной диеты с учетом особенностей метаболизма человека. При составлении диеты учитываются вес, рост, пол, возраст человека, а также его пожелания.

Персонализированным питанием на основе генетических тестов в России занимаются и другие компании. Например, новосибирский проект MyGenetics, — сервис по предоставлению персонального рациона на основе исследовании генома заказчика. На сайте компании можно заказать специальный набор для проведения теста, с его помощью можно собрать образцы эпителия и отправить в Новосибирск, а через три недели получить подробный ответ из лаборатории о том, что можно и нельзя есть, как организм реагирует на глютен и лактозу, как расщепляет жиры, насколько быстро расходует энергию.

Еще одна компания – Atlas — предлагает тесты для исследования здоровья, составления плана питания и реакции на лекарства. Это единственная в России компания, которая предлагает домашние наборы для анализа микробиоты кишечника и, основанные на нем, рекомендации по питанию.

Также в России запущен проект по персонализированному питанию «БиоРитм», в рамках которого разрабатывается функциональное питание с учетом принадлежности человека к тому или иному региону и микроэлементного статуса этого региона. Компания планирует запустить на российском рынке устройства для домашнего определения микронутриентного статуса. С помощью мобильного приложения можно отслеживать динамику и изменения, а также постоянно корректировать питание на основе этих данных. Также планируется выпускать аналогичные тесты для определения состава и качества продуктов питания.

Микробиом и образ жизни. Как устроены сервисы персонализированного питания

Компании, которые сегодня предлагают сервисы персонализированного питания, различаются по параметрам, которые лежат в основе персонализации. Это могут быть:

  • персональные предпочтения, физическая активность, образ жизни,
  • анализ крови, генетический анализ, анализ микробиома.

Решения на основе персональных предпочтений потребителей, образе жизни и физической активности

В эту группу входят цифровые платформы, предоставляющие услуги «персонального тренера», который с помощью анализа предпочтений пользователей и образа жизни разрабатывает программу тренировок и питания и контролирует процесс, пока не будет достигнута цель.

Zipongo (США, 2011)

Цифровая платформа используются следующие входные данные: опрос пользователя, медицинская история, предпочтения. Сердцем платформы является мощная база данных о питании, с рецептами и т.д. Работает с поставщиками для сбора биометрических данных (кровяное давление, уровень холестерина, строение тела и т.д.). Также работает со сторонними провайдерами (например, 23andMe), чтобы учитывать генетические показатели.

LifeFuels (США, 2015)

Инновационная бутылка с водой, оснащенная дисплеем, которая сама подмешивает в воду питательные вещества и разные «вкусы», исходя из персональных предпочтении каждого пользователя, а также с учетом данных, собираемых через фитнес-приложения (такие как FitBit, MyFitnessPal, Apple Health). Компания заключила соглашения с 40 производителями разной воды.

Innit (США, 2013)

Приложение Shopwell использует алгоритмы искусственного интеллекта для анализа упакованных продуктов (сканирование штрих-кода) и сопоставления с персонализированными профилями питания. Сами профили питания разрабатываются с учетом таких факторов, как возраст, пол, аллергия, диеты и т.д. Изначально приложение интегрировано с базой данных «сырых» продуктов Innit, соответственно сканируемый состав продуктов дает рекомендации по продуктам, которые могут лучше помочь пользователям в достижении диетических целей.

Решения на основе анализа крови и биометрических показателей, а также на генетическом анализе

По прогнозам компании Transparency Market Research (TMR), мировой рынок диагностики и терапии, основанной на секвенировании микробиома к 2024 достигнет 1,5 млрд долларов. В эти показатели включена деятельность всех компании, которые предоставляют услуги по анализу микробиома.

Habit (США, 2015)

Одно из самых полных решении на рынке: тест ДНК, анализ крови, в перспективе анализ микробиома. Партнерство с AmazonFresh и Fitbit позволяет потребителям заказывать необходимые продукты и отслеживать изменениия показателеи здоровья.

Vitagene (США, 2014)

Персонализированные рекомендации по питанию и диете по наиболее подходящим физическим нагрузкам и спорту, а также по витаминам и пищевым добавкам, основанные на анализе ДНК (собственные тесты).

Nutrino / Medtronic (Израиль, 2011)

Интеллектуальная платформа, позволяющая разрабатывать персонализированное питание для больных сахарным диабетом. В качестве входных данных используются анализ крови, ДНК, образ жизни и активность, уровень инсулина.

Решения на основе анализа микробиома (бактерии в кишечнике)

DayTwo (Израиль, 2015)

DayTwo секвенирует ДНК микробиома, а затем использует полученную персонализированную информацию в соответствующем приложении, которое предлагает выбор продуктов. В планах создание платформы DayTwo Discovery Human Platform для развития персонализированнои медицины для больных с метаболическими и прочими заболеваниями.

Thryve (США, 2016)

Ежемесячная программа по подписке: анализ микробиома, персонализированные рекомендации по питанию и образу жизни, персонализированные пробиотики.

Astarte Medical (США, 2016)

Интеллектуальная платформа, с помощью которой на основе анализа микробиома можно стандартизировать протоколы кормления и индивидуализировать планы лечения для недоношенных младенцев.

Марина Киселева

0
1 комментарий
Valentin Bolotenko

Спасибо, за обзор!

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда