Инновационная реальность: взгляд изнутри​

Для GenerationS май ознаменовался месяцем запуска новых интересных продуктов: Карты выпускников, где приведены примеры самых успешных стартапов, которые принимали участие в акселераторах GenerationS и их истории успеха, и первого аналитического отчета по инновационной экосистеме и влиянию текущей ситуации на инновационную активность компаний.

GenerationS стал первым корпоративным акселератором в России, выпустившим подобное исследование инновационной экосистемы. Решение разработать подобный отчет пришло к GenerationS еще в самом начале пандемии, уже тогда можно было предположить масштабы ее влияния на многие активности компаний, в том числе и инновационные.

Нам захотелось поглубже разобрать и проанализировать, какие именно процессы оказались под наибольшим воздействием пандемии, а какие лишь немного видоизменились, через призму наших партнеров понять, как они относятся к переходу в онлайн режим, и как их компании справляются с новой реальностью, а самое главное - какие выводы сделаны и как будут организованы бизнес-процессы после того, как кризис закончится.

Эти и другие интересные вопросы мы задали Эрвину Верстралену, Директору по цифровым технологиям и инновациям в Port of Antwerp, морском порту в самом сердце Европы.

Эрвин Верстрален, Директор по цифровым технологиям и инновациям Port of Antwerp

У Port of Antwerp есть своя инновационная стратегия. Расскажите, пожалуйста, повлияла ли на нее текущая ситуация в мире?

Инновационная стратегия Port of Antwerp основана на четырех основных принципах. Первый — это так называемая proof of value (проверка ценности), которая отличается от proof of concept (проверки концепции). Proof of concept направлена на то, чтобы показать, что технология работает. Основная цель proof of value состоит в том, чтобы как можно скорее продемонстрировать организации, что эта технология может сделать для производственных процессов и ежедневной активности компании, показать потенциал технологии для бизнес-среды. И если проверка прошла успешно, то в данной технологии может возникнуть потенциальная заинтересованность.

Второй принцип — инновационная культура. Важно замотивировать сотрудников думать с фокусом на инновации.

Третий принцип, который крайне важен для Port of Antwerp, — это инновационная платформа. И наш порт как раз представляет эту инновационную платформу: мы привлекаем различные инновационные проекты, которые могут протестировать свои технологии в порту, и со своей стороны предоставляем всю необходимую поддержку и помощь.

И последний принцип: мы создаем инновационную экосистему внутри нашей компании и за ее пределами. Именно это позволяет нам черпать вдохновение и открывать новые технологические возможности, которые мы также можем применять в будущем и у себя. Мы называем это «инновации внутри». У многих организаций есть модель «инноваций снаружи», когда у них есть определенные запросы и они пытаются найти решения.

COVID-19 определенно ускорил некоторые инициативы, связанные с устойчивостью, прозрачностью и операционной эффективностью. Могли бы Вы рассказать об этом подробнее?

В Port of Antwerp есть четыре инновационные инициативы, процессы которых были значительно ускорены благодаря COVID-19. Во-первых, многие из наших инициатив связаны с проектом Digital Twin («Цифровой двойник» — цифровая копия порта), который позволяет в реальном времени мониторить состояние порта и следить за всем, что происходит. В текущей ситуации благодаря датчикам, интеллектуальным камерам, спутниковым изображениям, данными из систем портового сообщества и т.д. мы можем оперативно в удаленном режиме предоставлять все необходимые данные соответствующим заинтересованным сторонам и сотрудникам портовых администраций. Потенциал цифрового двойника стал более очевидным и видимым.

Во-вторых, я хотел бы выделить платформу для обмена данными. У нас есть платформа Nxtport, которая предназначена для обмена данными и контроля цепочки поставок. В настоящее время в мире цепочка поставок недостаточно прозрачна. Это вызвано нехваткой данных, которые, как правило, повышают устойчивость к прогнозированию различных типов сценариев. Наличие данных на нашей платформе позволяет нам быть более гибкими и адаптированными.

Еще одна вещь, которую я хочу упомянуть, — это так называемые умные носимые устройства. Мы находимся на этапе реализации проекта внедрения таких гаджетов в целях безопасности. Новые носимые устройства оснащены современными функциями, которые позволяют нам контролировать социальную дистанцию: если два человека приближаются друг к другу, раздается сигнал тревоги, указывающий, что дистанция нарушена. Это новая функция в конкретном контексте COVID-19, которую мы добавили, чтобы предусмотреть все виды сценариев безопасности, избегая возможных чрезвычайных ситуаций.

И последнее: надеюсь, в скором времени в порту мы сможем использовать дрон, который будет наблюдать за стоянкой грузовых машин, где одновременно в одном месте находятся сотни международных водителей грузовиков. Это направлено на то, чтобы обеспечить соблюдение всех норм и правил техники безопасности в условиях сложившейся кризисной ситуации.

Какой Вы видите инновационную экосистему в своей области после того, как ситуация в мире нормализуется?

Лично я не думаю, что возвращение к нормальной жизни будет таким, каким мы его представляем.

Это чудо, что интернет и облачные сервисы смогли справиться с такой нагрузкой.

Вы упомянули, что среди 5 лучших положительных влияний COVID-19 было широкое признание ценности цифровизации и информационных технологий среди всех сотрудников. Могли бы Вы поделиться своим мнением, почему сейчас так много внимания уделяется цифровизации?

В нашей компании менее чем за 4 дня более 700 сотрудников начали ежедневно работать из дома. Раньше, до вспышки COVID-19, в среднем около 100 человек в день работало удаленно. Многие сотрудники открыли для себя различные цифровые инструменты, такие как конференцсвязь и видео звонки. Раньше такого стремления использовать эти инструменты не было просто потому, что все сотрудники находились в одном здании штаб-квартиры. И в одночасье все начали работать из дома: у нас есть портативный компьютер, гарнитура, смартфон и интернет. Ни облачных платформ, ни Office 365 не было 10 лет назад. Последнее десятилетие мы работали над тем, чтобы достигнуть стадии цифровой зрелости. И похоже, что все платформы были готовы как раз вовремя, чтобы справиться с таким кризисом.

Важно принять эту ситуацию как возможность создать другой мир. Поэтому попытка вернуться к нормальной жизни была бы просто огромной упущенной возможностью.

Что, по Вашему мнению, наиболее важно сделать стартапам и предприятиям малого и среднего бизнеса, чтобы пережить этот период?

Нужно видеть возможности, которые предоставляет COVID-19, но при этом не снимать фокус с нескольких основных моментов, которые сейчас стоят на повестке у многих компаний.

Первый — стать гораздо более устойчивым как компания. Второй — операционная эффективность, и здесь я хочу сосредоточиться на двух основных сторонах: вам нужно убедиться, что вы следуете за пиком и наверстываете то, что было потеряно, чтобы справляться с объемом, не создавая лишних финансовых потерь. Особенно важно сосредоточиться на операционной эффективности в целях экономии средств. Компании, у которых есть денежные средства, останутся на плаву, а другие, которые испытывают их недостаток и не имеют хорошего бизнес-плана, не будут финансироваться, поэтому сценарий для таких компаний не такой оптимистичный.

Сейчас, находясь в самом сердце шторма, очень опрометчиво фокусироваться только на краткосрочной перспективе. Несомненно, среднесрочные и долгосрочные перспективы важны, но они действительны, актуальны и возможны только для компаний, имеющих денежные средства в банке. Компании, которые не имеют этого, увы, не могут позволить себе роскошь думать в долгосрочной перспективе.

Мой девиз: «В жизни у вас есть проблемы, вызовы и возможности, на самом деле, это одно и то же, отличается только мышление».

Полную версию интервью, а также другие экспертные мнения наших партнёров можно найти в полной версии отчета.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда