Какое будущее ждёт no-code разработку? Спросили cо-oснователя Bubble
Это краткая выжимка из нашего онлайн-митапа с со-основателем Bubble.io — Эммануэлем Страшновым. Как изменится экономика стартапов и отношение инвесторов к no-code?
Дисклеймер: Я уже вижу как кто-то пишет комментарий в стиле: «тупая реклама сервиса») Сразу напишу, что в этой статье много где упоминается Bubble (логично, ведь разговор с его со-основателем).
Цель данной статьи: поделиться мнением человека из рынка no-code.
Я понимаю тех, кто скептичен по отношению к no-code
Долгое время многие no-code инструменты и сервисы часто работали нестабильно. Было много несдержанных обещаний. До сих пор большинство разработчиков отказываются принимать тот факт, что на no-code можно создать что-то стоящее.
Само понятие No-code сегодня очень расплывчато. К нему относят просто всё: сервисы для продуктивности, проджект-менеджмента, Trello, Notion и многое другое.
Сейчас же люди наконец начали осознавать, что научить всех кодить — это утопия.
И теперь у нас есть огромное количество примеров, где наш no-code продукт реально работает: конкретные компании, которые сделаны на Bubble.
Каждый год около 5-6 стартапов, сделанных на Bubble, поднимают раунды или попадают в ТОП акселераторы вроде TechStars и YCombinator.
А для инвестора имеет значение на чём сделан продукт: no-code или традиционная разработка?
Если ваш продукт растёт и экономика сходится, то инвесторы у вас даже и спрашивать не будут на чём он сделан. Но 3 года назад к этому возникали вопросы.
Сейчас они в большинстве случаев отпали. Потому что и сам рынок no-code стал намного больше, и успешных стартапов, которые используют инструменты no-code также стало больше.
В Bubble вообще есть лимит? Насколько он масштабируем?
Мы, конечно, стремимся к тому, чтобы у вас вообще не было лимита. Но, допустим, если вы за ночь вдруг станете новым Airbnb или Instagram, то у нас (на платформе Bubble) начнутся проблемы)
Хорошая новость заключается в том, что, скорее всего, вы ими не станете так быстро. Это так просто не работает.
Я считаю, что примерно до раунда C (около $20-50 млн.) ваш продукт спокойно может работать на Bubble если он выстроен грамотно.
Например, наш самый успешный кейс на Bubble — финтех-компания Dividendfinance. Проводит платежи на миллиарды $ в год, суммарно они подняли $365 млн. инвестиций и до сих пор работают на Bubble.
Насколько сейчас востребованы специалисты по no-code?
Если бы вы зашли на Upwork года 3 назад, то увидели, что почти никому это не было нужно. Сейчас же примерно в 1 из 10 объявлениях упоминается работа с no-code инструментами.
Довольно сложно оценить насколько дешевле, тут каждый проект индивидуален. По моей личной оценке, примерно в 50 раз дешевле сделать крупный проект на no-code, чем традиционной разработкой.
Разберём на примере: чтобы сделать такой же маркетплейс как Airbnb, в США вы заплатите агентству разработки около $100 тыс. (да, цены по регионам будут отличаться). В то же время вы можете найти специалиста который сделает это на Bubble примерно за $3 тыс.
И это ещё без учёта разницы по времени разработки.
Возможно даже, что мы сами запустим свой маркетплейс специалистов по no-code до конца года.
Все «традиционные» агентства разработки будут дизрапнуты?
Экономика бизнеса сильно изменится, это точно.
Сейчас именно затраты на техническую реализацию и поддержку проектов занимают самую большую долю в общих расходах компаний.
В то же время, это самое уязвимое «узкое место». Потому что количество разработчиков высокого качества очень ограничено.
Мы находимся сейчас в ситуации, когда компании планируют создание сервиса для пользователя, который он увидит только через года два.
И Бог его знает как этот сервис будет выглядеть через эти 2 года.
Так медленно двигаться очень дорого для бизнеса.
Если же вернуться к стартапам, то я думаю, что мы увидим больше их успешных представителей, которые поднимают меньше инвестиций.
Именно благодаря снижению стоимости разработки и увеличения возможных итераций за меньший период времени.
Какие категории продуктов сейчас в тренде? Что больше всего делают пользователи на Bubble?
Довольно трудно здесь оперировать цифрами, так как каждый проект обычно имеет свои особенности. Но, грубо говоря, сейчас примерно треть всех проектов это подобие маркетплейса, в котором есть продавцы и покупатели.
Следующая большая категория — SaaS: менеджмент продуктивности, инструменты для быстрой выписки счетов (инвойсов), корпоративный портал с отзывами от каждого работника и админ панелью.
И третья категория: всевозможные нишевые социальные порталы, приложения для дейтинга, в общем приложения, которые соединяют разные группы людей.
По факту, если мы разложим все крупные стартапы, то они будут попадать в одну из этих 3 групп.
Сколько нужно времени чтобы изучить Bubble?
Bubble можно сравнить с Photoshop, где есть огромное количество функций и разных фич. Чтобы научиться работать со всеми из них нужно огромное количество времени. Поэтому нужно сфокусиоваться именно на том, что нужно именно вашему продукту.
Люди сейчас тратят сотни и тысячи часов чтобы научиться кодить, поэтому даже 10-50 часов изучения нужных функций в Bubble кажутся менее затратными по времени.
Очень многое, конечно, зависит от самого человека, но по нашей средней оценке: 4-5 часов для понимания базовых возможностей и около 10-15 часов чтобы уже комфортно начать его использовать.
Поэтому не стоит думать что No-code = no learning (не нужно учиться).
Это краткая выжимка из нашей онлайн-встречи с Эммануэлем, которую мы в Indie Hackers Moscow проводили в партнёрстве с Академией #безкода HSE INC и no-code сообществом Code Breakers
Выражаем огромную благодарность редакции vc.ru за помощь в публикации нашего мероприятия на своём сайте.
какой смысл этой копи пасты и рекламы? ты сам хоть видел Bubble? у него нет будущего , инструмент без русского языка ,а потому бесполезн для тех пользователей, для которых его делали , а во вторых веб разработка и так простая ,потому именно в этом сервесе пользы ноль
Это у тебя нет будущего, если тебе бесполезен сервис без русского языка.
ааха , есть более 1 000 000 професианальных безработных програмистов, все они знають даже три языка, в то время как я не зная даже русского способна делать програмы не зная програмирования и даже обучать этому других,я содала свой язык програмирования Визуальный язык програмирования Питон и только несколько людей имет доступ к нему)))) успакосья не удачник))
я слышала куча тебе подобных не способны написать игровой движок который написала я)
Ссылку на движок можно?
это закрытая на данный момент информация,но немного информации о ней ты сам можешь найти) Провал похожих программ был в том что они не делали продукт многоязычным, был похожий продукт ,но о нем никто не чего не знает например Thunkable или MIT App Inventor ,по этой же причине никто не знает о tynker и мало кто знает о Kodu Game Lab ,я могу назвать много программ и причины их не востребованности, их две.
1 Отсутствия русского языка - это потеря как минимум 300 000 000 потребителей .Люди просто взглянув на то что не русское уже не купят,даже не вникая в продукт тем более платный у которого есть 6 бесплатных аналогов.
2 Вторая Причина сам визуальный язык.....Есть только два языка которые применяться повсеместно
3. И самая главная причина отсутствия компилятора ,ну и самое главное , не возможность сохранить в в форматах
*. jad, ехе, apk , HTML5.
эти языки имели ряд проблем, но я нашла простое решение
Я создала Визуальный питон .Смотря одну лекцию я задалась одним вопросом
И нашла простое решение ,я просто разработала игровой движок который поддерживает 45 языков мира ,и может использовать реальный язык программирования за основу я взяла Питон
видишь? это питон в чистом виде))) с той разницей что плевать на пробелы, и в том что блоки на русском языке....работа с этим языком проще и быстрее в 50 раз) основное отличие наличие копелятора, и сохранение в форматах
*. jad, ехе, apk , HTML5 .
взляни сюда,блок это обьект -код это переменная. Я могу дать любое значение блоку и сделать описания на любом языке программирования,так работает простой переводчик,транслятор языка .Дерево это обьект,название лишь присвоение переменой, но определение одинаково на любом языке мира.
не мало важный фактор и дизайн и правильность блока,например старый вариант блоков привел к тому что эти проекты заброешны
сравни
старый конструктивно не понятный блок, и новый обычный Питон ,выбор очевиден я хочу на руском и Питон проще и понятнее
Нет ссылки, нельзя попробовать
А я создал андронный коллайдер. Вот он, красавец.
можно подумать тебе гугл даст сылку на закрытые корпаративные инструменты)
ну опробывать можешь тут https://scratch.mit.edu/projects/editor/?tutorial=home ,а Визуальный питон частный проект , закрытая программа ,не для общего пользования
https://scratch.mit.edu/projects/editor/?tutorial=home подсказки нужны как пользоваться или Питон знаешь сам разбересья? работает так же как и Питон , не значительные отличия чуть урезан функционал но точно так же)
коды открыты))) можно брать ,бесплатно ......и делать свою программу.....которой делитсья уже не обязательно
а колайдер у меня знакомый малчик его делает мы в Астелии с ним познакомились)но он не один его делает)) но лично мне пользы от него ноль
два клика мышкой-вот и вся программа ,интересно какой длинны код что бы только вставить спрайт?
андронный? это смесь андроида и адрона?
Это смесь Ани и Дрона. Погуглили бы хотя бы, прежде чем позориться.
проблема что никто из компаний так и не понял основной ошибки,а обратную связь игнорировали - резльтат мертвые копании, так как в итоге люди вынуждены учить хоть что то что иметь компелятор...тем более инструменты не полные....
Обратная связь, это самая ценная,
и одновременно самая игнорируемая штука.
Все обижаются когда конструктивно говоришь им о недостатках.)))
Это говорит о том, что на уровне психологии, человек Боится "нападения и осуждения", больше чем "хочет стать лучше и развиться."
Эти люди одевают костюмы, и корчат авторитетные рожи, но когда приходит момент честно оценить ситуацию, они неспособны спокойно воспринимать информацию ))