{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

От трансформации бизнес-моделей до «преступлений века»: что повлечет за собой повсеместное распространение IoT

Сирил Пердюка
Исполнительный вице-президент подразделения Интернета вещей и цифровых решений Schneider Electric

В 1982 году студенты университета Карнеги-Меллона установили сенсорные датчики на вендинговом автомате с напитками и подключили его к ранней версии интернета, чтобы дистанционно узнавать о том, что в автомате закончились напитки. Это первый известный нам пример использования технологии Интернета вещей (Internet of Things, IoT), хотя сам термин был изобретен гораздо позже. И сегодня СМИ чаще говорят о фитнес-браслетах и «умных» чайниках, однако, если верить оценкам аналитиков, наиболее заметный эффект от применения IoT придется на В2В-сектор – и это может существенно повлиять на развитие экономик всего мира.

О том, как функционирует IoT, написано уже немало, однако я хотел бы поговорить не о технических деталях, а о том, как он изменит специфику бизнеса. В условиях использования IoT для потребителей более привлекательными становятся не продукты, а комплексные услуги, и этот сдвиг требует от компаний существенных изменений бизнес-модели. Чтобы в полной мере использовать преимущества, которые предоставляет IoT, крупные компании, особенно в В2В-секторе, должны думать не только о себе, но и о других: именно сотрудничество с новыми деловыми партнерами, помощь новым игрокам, привлечение коллег из других индустрий позволит компаниям формировать новые экосистемы данных. У участников таких экосистем появится доступ к ценнейшему активу – к новой для них информации о продуктах и клиентах, к знаниям и возможностям, на основе которых будут создаваться усовершенствованные продукты и услуги.

Больше, чем продукт

В среде потребителей все менее востребован продукт как самостоятельная единица; на замену ему придет некий набор услуг, подразумевающий, что ваше участие в получении конечного продукта минимально, а доставкой этого продукта, его эксплуатацией, возможно, даже его выбором занимаются специализированные сервисы. Представьте себе, к примеру, новый сервис на базе Amazon, своего рода усовершенствованный Amazon Prime с подключенным к нему набором колонок Echo, который будет еженедельно заказывать набор продуктов к вам домой. Однако такая экосистема подразумевает тесное взаимодействие IT-компаний и продуктовых ритейлеров между собой. Или, к примеру, представьте себе кофемашину, духовку, холодильник, которыми можно управлять через облако: виртуально осматривать машину изнутри, диагностировать ее состояние и сразу же находить неполадки. Подобные системы уже существуют. Например, производитель машин для обжарки кофейных зерен Berto Coffee Roaster использует облачный сервис EcoStruxure Machine Advisor, с помощью которого удаленно отслеживает состояние машин, одновременно оценивая и используя тренды в их эксплуатации.

Глобальный эффект IoT

Появление подобных экосистем неминуемо ускорит процесс глобализации, при этом наиболее востребованными технологии IoT станут на развивающихся рынках, чья экономика поставляет товары конечным производителям – к примеру, Китай. Но в ближайшем десятилетии общий экономический эффект от IoT будет выше в странах с развитой экономикой, учитывая потенциал к большему снижению издержек и более оперативному внедрению данной технологии.

Глобализация и сближение различных отраслей промышленности существенно изменит еще одну сферу, от надежности которой зависит состояние экономики – речь о транспортной индустрии и особенно о коммерческих перевозках. Согласно исследованию Forrester о перспективах IoT в 2020 году, со стороны как производственных, так и логистических компаний вырастет спрос на решения, которые позволят удаленно контролировать перевозки. В сфере логистики IoT позволит не только оптимизировать маршруты и следить за тем, чтобы водители не проводили за рулем больше положенного времени: уже сейчас благодаря IoT можно полностью контролировать всю цепочку поставок, отслеживая состояние скоропортящихся продуктов в процессе транспортировки.

Риски vs. возможности

Разумеется, у повсеместного внедрения IoT есть и обратная сторона – рост киберпреступности. Как правило, «умные» устройства очень уязвимы: при производстве на них устанавливается заводская защита, которую редко совершенствуют при использовании. Взломав одно «умное» устройство, преступники могут получить доступ ко всей системе: к примеру, однажды хакеры взломали цифровой термометр в аквариуме казино и через него получили доступ к базе данных игроков. На кону может оказаться репутация компаний, если хакеры взломают устройства и прибегнут к шантажу (к примеру, угрожая утечкой данных клиентов), в то время как клиенты будут рассчитывать, что компания решит возникшую проблему. Это потребует от предприятий тщательного изучения и оценки сторонних рисков со стороны поставщиков «умных» устройств. По мере роста сферы IoT будет расти и объем потенциальной опасности – представьте себе военные действия будущего между двумя государствами, во время которых один из участников конфликта отключает противнику отопление во время холодной зимы, взломав систему безопасности коммунальных служб.

Здесь, однако, тоже есть определенное противоречие – сегодня целая бизнес-модель может строиться на тесном взаимодействии между несколькими компаниями, в котором данные становятся связующим элементом. Но если переусердствовать с контролем, это неизбежно повлияет на процессы разработки, внедрения и обмена инновациями. При этом если контроль за кибербезопасностью в вашей компании будет слабым, вы подвергнете риску весь рабочий процесс. Уровень информационной безопасности и инновационного развития в мире IoT неразрывно связаны, и уже сейчас одной из главных задач менеджмента большинства компаний становится поиск баланса между ними.

По своей природе IoT представляет собой экосистему, в которую в одинаковой степени будут вовлечены государственный и частный секторы экономики. Тем не менее, единые международные стандарты, которые бы регулировали IoT, в данный момент все еще находятся в разработке. Если компании-партнеры договорятся о едином подходе к использованию IoT, это позволит создать новые безопасные и удобные для потребителя продукты. Однако на практике так происходит далеко не всегда, и тут многое будет зависеть от понимания рисков каждой отдельно взятой компанией и ее умения договариваться. Между тем, сфера IoT продолжает быстро расти и развиваться, и эксперты говорят о том, что уже разработанные стандарты IoT устаревают. Функциональная совместимость между точечными решениями, каждое из которых могло быть разработано специально для разных индустрий – это проблема, с которой сталкиваются все участники экосистемы, когда между ними начинает происходить более тесное взаимодействие. Мы все говорим о том, что главное преимущество IoT заключается в способности агрегировать большой объем данных, однако данные могут генерироваться в разных форматах, и датчики подключаются к сетям с использованием разных протоколов связи. Поэтому вопрос стандартизации IoT все еще остается открытым.

Однако повсеместное распространение Интернета вещей влечет за собой не только высокие риски, но и обилие возможностей. Для B2B-компаний, как я уже упоминал выше, таким преимуществом уже стала технология, которая позволяет удаленно отслеживать состояние продукта. Подобный мониторинг повышает эффективность сервисов и продуктов, они работают надежнее и дольше. Внедрение решений IoT в среднем приводит к повышению эффективности B2B-компаний на 20-30% за счет повышения производительности. Таким образом, мы можем говорить о трех главных положительных эффектах от внедрения IoT-систем: это повышение производительности, сокращение эксплуатационных расходов, а также выход на новые рынки или разработка новых продуктов. Благодаря собираемым данным бизнес сможет не просто составить детальный потрет потребителя, но и действовать на опережение, предугадывая сервисы и устройства, на которые возрастет спрос. Кроме того, IoT может сыграть положительную роль в сферах, которые, казалось бы, не имеют прямого к нему отношения, к примеру, в области экологии. Так, оптимизация маршрутов и профилактическое обслуживание грузовиков транспортных компаний помогут снизить их углеродный след. Несколько миллиардов литров воды в день на Земле расходуются бесцельно в результате необнаруженных утечек из-за устаревания водной инфраструктуры – IoT позволит обнаружить места утечек и решить эту проблему. Наконец, решения IoT помогут нам оптимизировать потребление электроэнергии, сделав энергоснабжение более надёжным, доступным и экономичным.

Интернет вещей даст нам так много возможностей, что сложно представить все изменения, которые произойдут в ближайшие годы. Наверняка можно сказать лишь то, что мы будем жить в мире взаимосвязанных между собой электронных устройств, которые могут знать о нас больше, чем мы сами. Как никогда тесно будут связаны и компании разных профилей и из разных отраслей – и именно в таких экосистемах будут рождаться по-настоящему революционные инновации.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда