{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Government Technologies: новая цифровая реальность для государства

Ставка правительства на цифровизацию, сделанная в общенациональном плане восстановления российской экономики, предвещает, что скоро нас ждет бурный рост рынка GovTech — цифровых технологий в государственном секторе.

Вице-президент Газпромбанка по цифровым технологиям Виктор Яковлев рассказывает о сегодняшних тенденциях в этой индустрии и о том, каким путем может пойти ее развитие в России.

В плане восстановления экономики, который правительство представило в июне, обозначена его цель — к концу 2021 года выйти на ряд показателей: годовой рост ВВП не менее 2,5%, восстановление реальных доходов населения и снижение уровня безработицы до 5% и ниже. Ключевая роль в достижении этих задач отводится цифровым инициативам: сюда относится создание единой платформы облачных решений, поддержка технологических стартапов, цифровизация здравоохранения и строительной отрасли, развитие форматов удаленного взаимодействия в разных сферах и многие другие меры.

В целом это решение вполне логично: во время карантина очевидной стала острая необходимость активного развития цифрового государства. До наступления кризиса, связанного с коронавирусом, эта область оставалась практически нереализованной — между тем Россия с ее огромным IT-потенциалом вполне способна совершить в ней рывок, создав базис для дальнейшего роста на десятки лет. Этот рывок во многом связан с расширением рынка GovTech.

«Умное» государство

Под понятием GovTech — термин, образованный по аналогии с финтех, биотех, эдтех и другими — может подразумеваться целый ряд самых разных направлений деятельности: от формирования «умной» городской среды до применения цифровых методов безопасности для борьбы с преступностью. Все эти области объединяет то, что они находятся в плоскости взаимоотношения властей с гражданами, бизнесом и другими субъектами. Так, GovTech-инициативы помогают улучшить уровень государственных услуг, модернизировать взаимодействие с бизнесом и промышленностью, расширить возможности граждан за счет доступа к информации и сделать государственное управление более эффективным.

GovTech сейчас переживает бурное развитие во многих странах. Например, последние несколько лет в эту отрасль активно инвестируют Штаты, где система государственного и местного управления долгое время отличалась устаревшей организацией процессов. Технологическое отставание госсектора и растущий общественный спрос на инновационные решения побудили правительство запустить федеральную программу, направленную на цифровую трансформацию этого сегмента. В ее рамках на инвестиционные технические инициативы в 2018-2019 гг было выделено $500 млн.

Hunchlab развивает программу, которая предсказывает, где и когда может совершиться преступление.

Однако пока еще процесс развития GovTech в США находится на начальной стадии. Из-за относительной молодости этой отрасли в ней пока нет заметных лидеров, вокруг которых могли бы консолидироваться игроки. А как показал обзор GovTech-рынка, подготовленный компанией GovLoop в 2019 году, 87% государственных служащих в США недовольны уровнем технологий в своих учреждениях.

Электронные паспорта и agile-разработка

Несмотря на то, что GovTech охватывает огромное количество направлений деятельности, условно их можно объединить в четыре группы:

  • Электронное правительство. Сюда относятся, в частности, платформы для принятия решений, цифровая идентификация, электронное голосование, G2G и G2B-услуги (электронные налоги, банкинг и др).
  • Умный город: городское планирование, управление отходами, транспортные системы и системы мониторинга, решения по энергосбережению.
  • CrimeTech: системы распознавания личности, решения в области кибербезопасности, электронные суды, цифровые инициативы по противодействию отмыванию денег.
  • Государственное управление: образовательные платформы, системы здравоохранения, решения в области спорта и развлечений, агротехнологии.

Каждая из этих групп отличается своими особенностями развития, но есть ряд тенденций, которые применимы к любой из них. Пожалуй, основные — это адаптивная безопасность, цифровая идентификация, омни- и мультиканальное вовлечение, agile, управление цифровыми продуктами, высокая роль аналитики и искусственного интеллекта. Попробую кратко осветить каждый.

Адаптивная безопасность — подход, основанный на поиске угроз безопасности сети и адаптации к ним до того, как они проявятся. Сегодняшняя скорость развития киберугроз уже не позволяет использовать только механизмы реагирования на атаки постфактум: для обеспечения безопасности нужен постоянный мониторинг сети в режиме реального времени на предмет уязвимостей. Когда они обнаруживаются, система автоматически применяет превентивные меры.

Цифровая идентификация постепенно вытесняет традиционную — с помощью бумажных носителей или личного присутствия человека. Так, в конце мая Минкомсвязи выступило с инициативой запустить в Москве эксперимент по замене паспорта на мобильное приложение с QR-кодом. В России в той или иной степени цифровая идентификация уже используется для услуг онлайн-банкинга, заключения договоров с помощью электронной подписи и государственных сервисов.

Омни- и мультиканальная коммуникация подразумевает процесс бесшовного взаимодействия через разные каналы. Например, пользователь может подать заявление на сдачу экзамена в ГАИ на сайте Госуслуг, оплатить пошлину через приложение и прийти на экзамен лично в отделение — и все это без необходимости каждый раз вводить свои данные заново. Эта тенденция берет начало из ритейла, где омниканальное общение с клиентом стало обязательным условием конкурентной борьбы, и постепенно распространилось и на другие рынки, в числе которых оказался и GovTech.

Agile. Реализация государственных проектов обычно воспринимается как нечто тяжелое и неповоротливое. Но между тем еще в 2017 году при Президиуме Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и приоритетным проектам появилась подгруппа по применению гибких методов в правительственной деятельности. Agile-подход в реализации госпроектов уже нашел свое применение на западе и постепенно проникает в Россию: так, в 2019 году центр подготовки руководителей цифровой трансформации РАНХиГС подготовил рекомендации по применению гибких методов в проектном управлении правительственных органов.

Управление цифровыми продуктами включает в себя создание, мониторинг и доработку цифровых продуктов для бизнеса и граждан. Как выяснили аналитики Gartner CIO, на момент 2019 года более 2/3 государственных учреждений либо уже внедрили у себя Digital Product Management, либо планируют это сделать в ближайшее время.

Аналитика и искусственный интеллект — вещи, которые определяют сегодня всю технологическую сферу в целом. Кстати, оба феномена нашли отражение в национальном плане восстановления экономики: так, его ключевые инициативы затрагивают формирование системы управления, основанной на эффективном использовании данных и внедрение обязательных правил работы с данными на первичном уровне.

Россия между двух моделей

Существует две основных модели развития GovTech в мире. В первой, открытой, стартапы сами предлагают властям свои разработки и занимаются их реализацией. При этой модели компания может предложить свою технологию одновременно и бизнес-сообществу, и государству, но в разных модификациях (например, так делает со своими сервисами Google). Такой подход характерен для западного мира, в первую очередь США, Великобритании и некоторых стран Евросоюза.

Во второй модели: закрытой, или традиционной — цифровые проекты создаются и развиваются внутри правительства через сотрудничество с IT-компаниями на эксклюзивных условиях, иначе говоря, когда разработки поставляются исключительно для госпроектов. Типичный пример — Smart Nation and Digital Government office (SNDGO) в Сингапуре, который был создан с целью модернизации государственных услуг. России ближе именно эта, закрытая модель, построенная на коллаборации властей с технологическими игроками. Высокий уровень развития отечественных IT-компаний, таких, как Яндекс, Mail.ru Group, Лаборатория Касперского, Telegram, может стать базой для быстрого развития GovTech-сектора — при условии, что власти будут активно поддерживать индустрию IT: в частности, заниматься удержанием кадров в стране. Один из таких шагов, снижение налога для IT-отрасли, как раз был анонсирован во время последнего обращения Президента.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Andrew Simon

Представляется просто чудовищных размеров циркулярная пила.

Ответить
Развернуть ветку
Я не скажу свое имя машине

Даже пила для пилы понадобиться может

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Вторая модель - наше всё. По этой традиционной модели достиг небывалых высот Роскосмос с космодромом, Роскомнадзор с суверенным интернетом, Ростелеком с национальной поисковой системой. Так что за традиционный ГовТех переживать не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Hiun Kim

Откаттех

Ответить
Развернуть ветку
Иван Сергеев

Нологи?

Ответить
Развернуть ветку
Dasha Smetanina

Телеграм уже записали в отечественные компании?

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

ГовноТех лучше звучит и оправдывает поделия ДИТа

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда